«Адаптация первоклассников к обучению в школе» 2020-2021г.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, от родителей и учителя.
Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.
Но зачастую малыш быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребёнка гаснет, а иногда и пропадает совсем.
Поэтому главная моя задача, как учителя не дать погаснуть этому желанию. Желанию учиться.
Уже с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я, прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.
Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой. Учили имена и отчества учителя, директора школы. Знакомила с профессиями работников школы, учила ходить ребят по школе парами. Учили как по- разному можно произносить имена ребят, например, Машу можно называть Машенькой, Марией.
Были проведены классные часы на тему «Познакомьтесь - это Я», на которых сначала Я рассказала о себе, затем каждый из ребят рассказывал о себе, о своей семье.
Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения. На уроке математики для закрепления состава числа предлагаю задание ЗАСЕЛИТЬ домики. На уроке письма к нам приходят в гости ежики (массажные мячики).
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для сохранения здоровья введён курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на занятиях провожу подвижные игры и тренинги общения.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности постоянно хвалю, одобряю, поддерживаю ребят. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», использую систему самооценки «Светофор», когда дети учатся критично оценивать свою работу с помощью цветных кружков, что поможет в дальнейшем, при выставлении оценок избежать ненужных вопросов типа: «А почему у меня у меня три?»,
Самым непростым делом для первоклассников, оказалось, спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Я веду планомерную работу по воспитанию своих ребят. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. На перемене и после уроков ребята, учатся собирать пазлы, играть в лото, сами ребята приносят свои игрушки.
В конце первого триместра, как итог адаптационного периода провели традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника были подготовлены стихи, песни. Ребята остались очень довольными.
В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).
- проработке правил для учащихся.
Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?
В 1 «А» классе обучается – 22 человека. 9 девочек и 13 мальчиков. 20 человек посещали дошкольные учебные учреждения. Плюс в копилку успешной адаптации – все дети из одной группы детского сада.
Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:
- Все дети знают буквы, умеют считать до 10.
- 17 ребят читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.
На конец декабря умеют читать по слогам все учащиеся, но очень слабо читают 3 детей. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её самостоятельно, с небольшой помощью учителя, с повторным объяснением и помощью учителя 18 ребят. Не всегда справляются или совсем не справляются – 4 учащихся.
Трудно даётся учёба следующим ребятам: Артюхина Вероника, Мачнев Владимир, Яковлева Анастасия, Корниец Максим, Коршунов Константин.
На уроках невнимательны, часто отвлекаются: Коршунов Константин, Яковлева Анастасия. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.
Коршунов Константин, единственный кто еще не адаптировался к обучению в школе. Этот ребенок ничего не делает на уроках, на переменах не умеет себя вести, бегает, первое время вытворял асоциальные вещи: какал на пол в туалете, писал в коридоре, во время прогулки какал в кусты. Мы с мамой пришли к выводу, что нагрузка слишком высока (после уроков он посещает репетитора и спортивную секцию) и нужно время, поэтому чтобы снизить нагрузку мама забирает его после уроков, кормит дома и ребенок отдыхает, после чего идут на дальнейшие занятия.
Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.