АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
docx
20.03.2023
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Адаптация детей в начальной школе.docx

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в этой статье рассказывается о том, какими приёмами и методами на практике можно пользоваться, когда возникают проблемы с адаптацией детей в 1 классе.

 Ключевые слова: адаптация, начальная школа, психологический климат, индивидуальные особенности.

Тематическая рубрика: начальная школа.

         Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, тьютора администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.

         Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.

         Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

·         установлен контакт с учителем;

·         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·         налажены отношения с одноклассниками;

·         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

 

         К факторам, которые осложняют адаптацию относятся депривация, низкий уровень предварительной подготовки к школе, двигательные нарушения, нарушения в формировании познавательных процессов, соматическая слабость, эмоциональные расстройства, низкий уровень социализации. Совокупность данных факторов позволяет выделить проблему адаптации первоклассников к образовательному процессу – сложность формирования «социальной позиции школьника». Несформированность данной социальной роли проявляется в том, что младший школьник отдаёт предпочтение игровой деятельности, а отношения строит по дошкольному типу, не желая выходить за рамки комфортной среды.

         В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

·         Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

·         Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

         Проблема школьной адаптации связана, в первую очередь, с деятельностной позицией ребёнка. Приспособление к новой образовательной среде, которая предъявляет иные, отличные от дошкольных образовательных учреждений требования, – это достаточно сложный и неоднозначный процесс ввиду того, что комплексная перестройка жизнедеятельности требует многих усилий и ресурсов. Частой проблемой адаптации является наличие отрицательного отношения к школе. Подверженные такому отношению дети испытывают трудности в работе с учебным материалом, построением взаимоотношений с одноклассниками и педагогами. Школа при подобном отрицательном отношении часто выступает как враждебная среда, в которой ребёнку невыносимо находиться. Данные затруднения часто трансформируются в агрессию, младший школьник начинает нарушать дисциплину, отказывается выполнять задания. Низкий уровень адаптации характеризуется также отрицательными отзывами первоклассника об учителях и школьной жизни, ребёнок нарушает дисциплину, плохо усваивает учебный материал, домашние задание выполняет нерегулярно. Обучающийся начинает часто жаловаться на здоровье, а его настроение бывает подвержено частой смене.  

         Адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

·         Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

·         Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

·         Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

         Успешность адаптации ребенка к учебной деятельности во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей, положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому ребенку хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. В этом случае первостепенная роль учителя в создании положительного отношения к школьнику определяет и отношение к нему его одноклассников. Таким образом, понимание на теоретическом уровне трудностей адаптации, с которыми обучающийся сталкивается в условиях образовательной среды школы, их осмысление, позволяет выстроить всем участникам учебного процесса адекватные отношения и обеспечивает достижение состояния адаптированности детей.  

         Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью. Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

 

Список литературы:

 

1. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.

2. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.

3. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006. - 47 с.

4. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.

5.  Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем

Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем

Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде /

Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023