МОУ Юровская СОШ
Адаптация
первоклассников
(выступление на ШМО учителей начальных классов)
Учитель: Н.М. Мартынова.
2019 год
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация- это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
В 1 классе 16 человек:10 девочек и 6 мальчиков.
Из них- 2011г.р.- 1 чел.
2012 г.р.-14 чел.
2013 г.р.-1 чел.
Посещали детский сад до поступления в школу 15 человек, (не посещал 1 чел.)
Психологическая готовность к школе
Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. Занимались предшкольной подготовкой у специалистов 13 человек, 2 человека самостоятельно готовились к школе с родителями, 1 человек обучался в 1 классе Таджикистана). 15 человек знают буквы, 12 человек читают по слогам и целыми словами ( 2 человека умеют сливать слоги, но чуть хуже остальных детей. Это( Ф.И учащихся), пока путает буквы( Ф.И. учащегося.).
У моих первоклашек неплохо развита речь, на вопросы учителя учу отвечать их полными ответами. В целом дети усидчивы на уроке ( кроме Ф.И учащегося). Не все дети правильно держат ручку; но мы учимся этому. Печатные буквы все дети пишут хорошо , а элементы написания письменных букв не сразу получаются у отдельных учеников.
Все первоклассники воспроизводят последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; но некоторые дети путаются в названии предыдущего и последующего числа; ориентируются в понятиях расположения объектов в пространстве и на плоскости по их описанию и с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за, между; сравнивают любые два числа в пределах 10.
Общие сведения о здоровье учащихся
Из 16 человек имеют 1 группу здоровья: 9 чел
2 группу здоровья: 5 чел
3 группу здоровья: 1 чел
и 1 человек имеет серьезные проблемы со здоровьем.
Основную физкультурную группу здоровья имеют 15 человек.
Социальный паспорт класса:
№ п/п |
Статус семьи |
Количество детей |
1 |
Полная семья |
9 |
2 |
Неполная семья |
6 |
3 |
Проживают с мамой |
6 |
4 |
Многодетная семья |
2 |
5 |
Малоимущая семья |
1 |
Бесплатное питание получают 3 человека:
из них:многодетные семьи -2, малообеспеченные – 1 семья
Формы адаптации:
Из 16 учащихся, приступивших к занятиям 1 сентября, 6 человек сразу адаптировались к школе-пришли готовые ученики, которые знают правила поведения в школе и на уроке, уважительно относятся к старшим (Ф,И. учащихся) Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, без видимого напряжения выполняют требования учителя, им нравиться учиться. На уроках эти дети всегда активны, имеют достаточно сформированный познавательный интерес к учёбе. . Это легкая форма адаптации .
У 6 учащихся идет более длительный процесс адаптации: они не могли с первых дней принять ситуацию обучения, общения с детьми, могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, могли не реагировать на замечания учителя. К концу 1-го месяца обучения их реакция на требования учителя стала более адекватной. Это форма средней тяжести адаптации.
2 человека (Ф.И. учащихся) в начале сентября находились в состоянии тревоги: боялись заданий на уроке, стеснялись отвечать, испытывали трудности в общении с другими детьми, тяжело шли на контакт с учителем. К концу месяца ситуация немного улучшилась.
Есть в классе мальчик, который вроде бы и влился в коллектив, и пришёл в школу со средним багажом знаний, но не может привыкнуть к правилам поведения на уроке. Он может разговаривать вслух на уроке, редко отвечает полным ответом, выкрикивает с места, может заупрямиться и ничего не делать на уроке. Пока особых улучшений по поводу поведения у него не наблюдается.
Один из учеников –(Ф.И. учащегося), хорошо учится, но имеет трудности более серьезного характера. У него проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций, проявляется неадекватная реакция протеста на замечания учителя, при играх и разговорах с одноклассниками. В стрессовых ситуациях он может убегать куда угодно, бить детей и говорить все, что захочет. Потом с него все сходит, и он включается в работу. В разговоре с мамой выяснилось, что также он вел себя и в саду. Маме были даны советы обратиться к детскому психологу. Мама адекватно отреагировала на советы, очень переживает за сына, т. к. понимает, что его поведение иногда выходит за рамки приличия. Это тяжёлая форма адаптации.
Проведя анкету-опрос для родителей по оценке уровня школьной мотивации
пришла к выводу, что у большинства детей сформировалось положительное отношение к школе.
Анкета для родителей первоклассников
1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?
2 Приспособился ли он к школьному режиму?
3. Переживает ли по поводу своих успехов и и неудач?
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
5.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении каких - то заданий?
Итоги анкетирования показали:
Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение: практически все дети без особых проблем приспособились к новым условиям своей жизнедеятельности.
1.В школу дети ходят охотно
2.Родители считают, что в целом дети приспособились к школьному режиму.
3.Дети переживают по поводу каких- то школьных неудач.
4. Почти все дети (за исключеним 3-х) делятся своими школьными впечатлениями с родителями
5.При выполнении различных школьных заданий дети нуждаются в помощи родителей.
Итак, подведу итог. Адаптация закончилась в основном у тех детей, которые посещали дошкольные учреждения и преддошкольную подготовку. Это: (Ф.И. учащихся). Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить.
Часть детей в классе близка к завершению адаптации. Это:( Ф.И. учащихся) Эти дети старательны, но есть некоторые моменты, мешающие им перейти данный рубеж. Некоторые из них не чувствуют уверенности в себе, но стоит их подбодрить, похвалить, и эти дети на глазах преоборажаются.
И, конечно, остались дети у которых адаптация проходит очень медленно. Это (Ф.И. учащихся)
Адаптационный период в 1 классе еще не заканчивается, а мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я несомненно привлекаю родителей данных учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.