«Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»
Оценка 5

«Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»

Оценка 5
docx
23.03.2022
«Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»
Nauchno-issledovatelskaya rabota.docx

1. Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления» 

 

Актуальность исследования. В настоящее время проблема готовности детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет особую актуальность. Современные исследователи утверждают, что 20-60% младших школьников склонны к серьезным трудностям при адаптации к обучению в школе. В общеобразовательных школах многие первоклассники не справляются с учебным процессом и имеют трудности в общении как со своими сверстниками, так и с учителями.

Данная проблема очевидна, так как у ребенка при переходе к школьному обучению коренным образом изменяется образ жизни. В данный период у детей появляются уроки, образовательная деятельность, систематизация труда, усвоение знаний, обобщение наук, что предполагает абсолютно иную, нежели в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности.

Адаптация детей к обучению в школе представляет собой особый и сложный период в жизни каждого ребенка: он осваивает новую социальную роль учащегося, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение, вместо одногруппников появляются одноклассники, вместо воспитателей - учителя. И, наконец, школа предстает как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Весь этот процесс сильно затрагивает сознание младших школьников. Очевидно, что для более быстрой и безболезненной адаптации детей к новому образу жизни родителям и учителям следует создать благоприятную атмосферу для этого, оптимальные социально-психологические условия.

Для решения психологических проблем, которые появляются при взаимодействии между детьми, надо учитывать социально-психологические особенности, а так как система образования не в полном объеме использует возможности социальной адаптации и психологического развития школьников, то это говорит о необходимости исследования данной проблемы. В связи с этим адаптация школьников является одной из важных проблем в психологической науке и практике.

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ. По этой проблеме осуществляют исследования во многих науках: педагогики (К.В. Дрозд,  Е.Г. Папулова, Д.Ю. Соловьева и другие), социальной педагогики (Н.А. Голубева, А.К. Нисская и другие), психологии (А.А. Крылов, Е.В. Загорная и другие), физиологии (С.Ю. Тарасова).

Важность и сложность периода адаптации детей младшего школьного возраста в школе указаны в исследованиях М.М. Аниденковой, Л.И. Божович, М.В. Григорьевой, Д.Ю. Соловьевой. Они указывают, что в этом возрасте у детей формируются системы их отношения с окружающим миром, отношения с взрослыми и своими сверстниками.

Цель исследования – изучить адаптацию младших школьников к условиям образовательного учреждения, а также разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению.

Термин «Адаптация» (от ср.-век. лат. adaptatio – приспособление), в биологии - приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования в результате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения[1].

Адаптация первоклассника к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению[2].

Это длительный и сложный процесс, который характеризуется изменением психологического, физиологического состояния ребенка, а также изменением его социального статуса[3].

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена[4].

Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского об активности личности в деятельности и общении концепции[5].

В отечественных научных школах сложилась традиция рассмотрения социально-психологической адаптации в связи с активностью личности в процессе ее взаимодействия с внешней средой. Подобное взаимодействие, связанное с особенностями среды и с особенностями и возможностями личности меня одновременно, обусловливает либо адаптацию, либо дезадаптацию[6].

Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик[7].

Детские психологи выделяют несколько видов адаптации, которые являются взаимосвязанными:

- физиологическая адаптация;

- психологическая адаптация (рис. 1).

 

 

 

 

Виды адаптации

 
 

 

 

 


Рисунок 1 -Виды адаптации

 

Рассмотрим данные виды адаптации более подробно:

1. Физиологическая адаптация.

Организм младшего школьника сталкивается с новым распорядком дня, требованиями и условиями, вследствие чего выделяют несколько этапов, через которые проходит организм ребенка:

- ориентировочный этап. Организм младшего школьника отвечает бурной реакцией на воздействия, связанные с систематическим обучением. Такая «физиологическая буря» длится на протяжении 2-3 недель.

- неустойчивое приспособление. Организм находится в поиске оптимальных для него вариантов реакции на эти воздействия.

- относительно устойчивое приспособление. На данном этапе организм находит оптимальные варианты реагирования на школьную нагрузку, которые требуют небольшую мышечную нагрузку. Не важно, какую работу будет выполнять младший школьник - будь это умственная нагрузка или психологические сложности в общении, все системы организма отреагируют своим напряжением, своей работой.

Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм.

Продолжительность этих фаз адаптации ориентировочно 5-6 недель, следовательно, период длится до 10-15 октября. Самыми сложными являются 1-4 недели[8].

2. Психологическая адаптация.

Показателями психологической адаптации первоклассника являются:

- положительное эмоциональное отношение ребенка к школе, учителю, требованиям и задачам, которые предполагает системное обучение в школе;

- установление контакта с учителем, сверстниками и формирование адекватного поведения. Ребенок с радостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями[9].

Л.И. Божович, говоря об адаптации ребенка к школе, отводила важное место психологической готовности к школьному обучению, рассматривая данное явление в контексте нормативного кризиса семи лет[10]. Именно в данный период формируется внутренняя позиция, выражающая новый уровень рефлексии и самосознания, происходит рождение социального Я, выстраивается иерархия мотивов (то, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается важным, а связанное с игрой, – второстепенным). Происходит изменение социальной среды и одновременно меняется и отношение ребенка к ней, своему в ней месту. Следовательно, возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному положению, успеху, появляется самоуважение, обобщенное отношение к самому себе, к окружающим, формируется самооценка.

В исследованиях М.Р. Битяновой предлагаются две трактовки адаптации[11]. С одной стороны человек рассматривается как объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять социальные и учебные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Само собой, что данное приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – старательным, послушным, неконфликтным.

С другой стороны, М.Р. Битянова, изучая термин «адаптация», подводит к понятию «готовности к развитию». Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию. Дети ощущают себя в определенной школьной среде автором собственной жизни, у них сформированы некоторые умения и психологические свойства, позволяющие ему в необходимой степени соответствовать нормам и предъявляемым требованиям, у них уже сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать собственные потребности, которые не противоречат окружающей их среде. Ребенок и школа взаимно адаптируются друг к другу[12].

Готовность к обучению в школе определяется по таким параметрам, как контроль, планирование, мотивация и уровень развития интеллекта ребенка[13].

Школьная адаптация в самом распространенном своем значении понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, отношениям, режиму жизнедеятельности, видам деятельности[14].

Дезадаптация – нарушение приспособления личности к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами[15].

С.А. Беличева дает следующее понятие школьной дезадаптации: совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по некоторым причинам становится затруднительным или невозможным[16].

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящее время к решению важных актуальных вопросов педагогической теории и практики во все большей степени привлекаются исследователи и специалисты из областей медицины, физиологии, психологии.

Феномен школьной дезадаптации рассматривается как явление, препятствующее личностному развитию ребенка и затрудняющее образовательно-воспитательный процесс.

В общем виде под школьной дезадаптацией понимают «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным»[17].

По мнению Н. В. Литвиненко, понятие школьной дезадаптации является собирательным и включает:

- социально-средовые признаки (характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, межличностных неформальных отношений);

- психологические признаки (индивидуально-личностные, акцентуированные особенности);

- медицинские признаки (отклонения психофизиологического развития, уровень общей заболеваемости и т. п.)[18].

Проблеме дезадаптации школьников посвящено большое количество работ, в которых определяются ее виды (А. А. Северный; Н. Н. Сургаева, Н. Г. Милованова), изучаются психогенные формы (В. Е. Каган), предлагаются диагностические и коррекционные меры по предотвращению ее возникновения (Е. В. Шарапановская) и разрабатываются основы единого комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации (Н. В. Белякова)[19].

Если в 80-90-е гг. прошлого столетия количество дезадаптированных детей младшего школьного возраста, по данным разных авторов, составляло от 15 до 40, и уже тогда отмечалась тенденция к росту их числа (Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейников), можно предположить, что в настоящее время количество дезадаптированных детей в младшей школе увеличилось в связи с изменениями в обществе.

В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И если в течение этого довольно продолжительного периода своей жизни он постоянно испытывает дискомфорт, фрустрацию, неприятие со стороны окружающих и тому подобные состояния и переживания, а со стороны специалистов не предпринимаются меры психологической диагностики, профилактики и коррекции, можно говорить о возможном нарушении социализации и деформации ценностных и референтных ориентаций школьника в более поздние периоды онтогенеза и, как следствие, возникновении различных видов девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения[20].

Среди социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение дезадаптации у младших школьников, следует, вероятно, в первую очередь отметить семейное воспитание.

Вопросам семейного воспитания посвящены многочисленные работы не только отечественных и зарубежных педагогов, но и психологов, таких, например, как А. С. Спиваковская и А. Адлер.

А. С. Спиваковская, обращаясь к теме родительской любви, пишет: «Принимать — это означает стремиться понять и простить». И далее: «…первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся»[21].

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в семье такими, какие они есть на самом деле, - без приукрашивания, без приписывания, без удержания внешне принятых черт поведения[22].

Дисгармоничные семейные союзы раскрываются через описание психологом неблагоприятных типов отношений. Вероятно, существует определенная зависимость между такими типами отношений и проявлениями школьной дезадаптации.

А. Адлер отмечает один парадоксальный, на первый взгляд, факт: «Дети, которые были очень любимы и послушны дома, часто становятся худшими учениками в школе»[23]. Такое утверждение вступает в некоторое противоречие с высказываниями А. С. Спиваковской.

По мнению А. Адлера, причинами плохой успеваемости в школе, а следовательно, плохой адаптации при наличии родительской любви и отсутствии проблем в поведении дома может быть недостаток внимания со стороны учителей, а также страх, возникающий в ситуации знакомства с новой социальной действительностью[24].

В рамках возрастно-психологического консультирования Г. В. Бурмен-ской, О. А. Карабановой и А. Г. Лидерсом были выявлены трудности, связанные с поступлением ребенка в школу, одной из причин которых является «неполная работа взрослых (родителей) по подготовке ребенка к школьному обучению, по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т. д.»[25].

В период переживания «малого кризиса», т. е. при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, основные сферы проявления психогенной школьной дезадаптации связаны с пространственно-временными отношениями (режим дня, так называемое «личное» пространство в семейной среде и пр.) и личностно-смысловыми характеристиками деятельности и общения ребенка (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с братьями и сестрами, отношения с учителем и родителями)[26].

Учебная деятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализе причин и проявлений дезадаптации, но и как возможный источник нарушений.

Стиль общения учителя, направленность его поведения по отношению к ученику также могут выступать одним из социально-психологических факторов, влияющих на дезадаптацию ребенка. О «социализирующей» роли учителя, в определенной степени ответственного за адаптацию ребенка в школе, также существуют отдельные публикации. В связи с изменениями в обществе в целом и в сфере образования в частности социологами зафиксировано возрастание напряженности и конфликтности между учащимися и их родителями, с одной стороны, и учащимися, и учителями - с другой.

Н. Н. Суртаева и Н. Г. Милованова одной из причин школьной дезадаптации детей видят в том, что учителя, особенно с большим стажем работы, привыкшие к четкому «набору» форм, методов и средств обучения для каждого конкретного занятия, рассматривают учащихся как объекты педагогического процесса, которые должны быть послушными исполнителями их воли и решений. Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников связаны не столько с несовершенством содержания образования, по мнению данных авторов, сколько с трудностями, которые испытывают учителя при организации и проведении психологически обоснованного процесса обучения[27].

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и 23 учителя в период 1991-1997 гг., наравне с выше упоминаемыми причинами школьной дезадаптации выделяет направленность поведения педагога[28].

Действительно, учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам порой не замечают изолированных школьников из категории неуспевающих и недисциплинированных, которые становятся «отвергаемыми» и попадают в число дезадаптированных. Данным исследователем также отмечается, что наряду с явными проявлениями дезадаптации первоклассников распространены и ранние ее признаки, такие как повышенная школьная тревожность, конфликтность самооценки, снижение учебной мотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности, которые в силу «завуалированности» не привлекают к себе внимание со стороны педагогов и психологов[29].

Отрицательный стиль отношения может проявляться не только к личности учащегося, но и к профессионально-педагогической деятельности в целом и быть причинно-следственно связанным с возникающими трудностями в процессе работы с детьми и их родителями.

В этом контексте вспоминаются слова К. А. Абульхановой-Славской: «Для субъекта деятельности характерна такая вовлеченность в дело, такая ответственность... которые даже при возрастании трудностей не дают ему возможности изменить свое отношение к делу. Возникающие в процессе деятельности трудности предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами»[30].

Преодоление трудностей может выступать условием для развития учителя как личности и профессионала в процессе построения субъект-субъектных отношений с учениками.

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности.

Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».

2. Вебинары по смежным темам

«Педагогика и воспитание детей младшего школьного возраста»

 

1. Вебинар: «Адаптация к образовательной организации» («Солнечный свет» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/webinars/vebinar-3-iyulya-adaptaciya-k-obrazovatelnoy-organizacii/).

Содержательные вопросы вебинара:

- источники психологической безопасности в период адаптации;

- алгоритм постепенного вхождения в образовательную организацию;

- показатели психоэмоциональных уровней и поведенческие особенности ребенка в период адаптации;

- принципы и критерии успешной адаптации;

- современные технологии психологической поддержки ребенка и семьи.

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.

Окончила Смоленский государственный университет. Прошла курсы повышения квалификации:

«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией», «Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога», «Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

2. Вебинар «Адаптация ребенка к 1 и 5 классу школы. О чем говорить родителям на собраниях» (Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pedsovet.su/webinar_dlya_pedagogov/7206/.

Вебинар психолога, где рассматриваются разные аспекты адаптации детей к переходу в 1 и 5 классы. Эти материалы будут полезны как учителям для своей работы, так и для трансляции родителям на собраниях и в личном общении.

Максимум вопросов в едином вебинаре:

·                     во сколько лет физиологичнее отдавать ребенка в первый класс,

·                     как экологичнее провести переход из 4 в 5 класс,

·                     как родителю "принять" новый этап в жизни ребенка,

·                     что рассказать родителям ребенку о школе,

·                     что делать, чтобы у пятиклассника не пропала мотивация к обучению,

·                     учить вместе уроки или нет,

·                     реально ли научить ребенка делать уроки самостоятельно,

·                     как работает тайм-менеджмент школьника

·                     каким образом научить его использовать, чтобы все успевать,

·                     что меняется в тайм-менеджменте при переходе в среднее звено в школе,

·                     стоит ли водить на дополнительные занятия и когда,

·                     где находится "зона ответственности" ребенка, а где родителя,

·                     компьютер — помощник в учебе или игрушка,

·                     чему научить ребенка до школы и чем же заниматься летом,

·                     стоит ли после начальной школы подтянуть предметы за лето,

·                     что делать если ребенку в школе скучно

·                     что делать если ребенок постоянно жалуется на усталость и хочет спать,

·                     как проходит адаптация к школе, если у вас ребенок-левша и многое другое.

Для кого будет полезен вебинар:

педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам ОО, социальным педагогам, воспитателям ДОУ.

Тезисы вебинара

·                     возраст ребенка-первоклассника

·                     готовность родителя к новому жизненному этапу ребенка

·                     тайм-менеджмент первоклассника и пятиклассника, в чем сходство и отличие

·                     мотивация к обучению, как ее сформировать у первоклассника и как не потерять пятикласснику

·                     компьютер и учеба

·                     кружки и секции

·                     лето перед школой

·                     чему научить ребенка до школы

·                     дети-левши

Вебинар проводит Чадуева Елена Алексеевна, педагог-психолог ДОУ высшей квалификационной категории, детский нейропсихолог, лауреат конкурса "Педагог года 2014" г. Владимира.

3. Видеолекция «Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике» (Инфоурок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/107.html/).

Экспертом выступила Михеева Людмила Глебовна, учитель первой категории, стаж работы 42 года, из них 21 год административной работы (в должности заместителя директора по УВР 16 лет, в должности директора УО 5 лет).

Вебинар проводится для учителей начальной школы, учителей-предметников общеобразовательных школ, заместителей директоров по УВР, организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образования, психологов, воспитателей ГПД, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Описание:

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в процессе обучения, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретают изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Содержание данной видеолекции направлено на выявление проблем, связанных с девиантным поведением школьников. В ходе видеолекции рассмотрены основные формы девиантного поведения школьников, такие как агрессивное поведение, наркомания, суицидальное поведение подростков, вандализм и Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы.

План видеолекции:

Часть 1. Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики.

Часть 2. Основные причины девиантного поведения школьников.

Часть 3. Характеристика основных признаков девиантного поведения младших школьников и учащихся подросткового возраста.

Часть 4. Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике.

Часть 4.1. Агрессивное поведение школьников.

Часть 4.2. Наркомания как форма девиантного поведения подростков.

Часть 4.3. Суицидальное поведение подростков.

Часть 4.4. Вандализм - одна из форм разрушительного поведения.

Часть 4.5. Интернет–зависимость.

Часть 5. Организация работы педагогического коллектива с учащимися девиантного поведения.

Часть 5.1. Профилактика девиантного поведения младших школьников.

Часть 5.2. Профилактика девиантного поведения подростков.

Часть 5.3. Роль школьного психолога в диагностике девиантного поведения учащихся.

4. Видеолекция Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения (Инфоурок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/107.html/).

В первую очередь данная видеолекция будет интересна учителям начальных классов, работающим по ФГОС НОО, а также всем интересующимся психологией в образовании детей младшего школьного возраста.

Современные дидактические принципы предполагают широкий диапазон требований, которыми должен руководствоваться педагог при подготовке к занятиям: от соблюдения санитарно-гигиенических норм до целесообразности применяемых методов. Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна.

На основе теоретического анализа литературы и целенаправленного изучения практического опыта педагогической деятельности выявлено, что в настоящее время выработаны подходы к усилению продуктивности учебной деятельности, определено влияние мотивации на процесс протекания деятельности, доказана возможность изменения характера деятельности младших школьников от применяемых педагогических средств и подходов.

Педагогическая сущность учебной деятельности нашла отражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема учебной деятельности стала рассматриваться в русле изучения мотивации и не только в педагогике, но и в различных областях психологии, истории, медицины.

При переходе системы образования на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения необходимо акцентировать внимание на то, что, в соответствии с заявленными задачами и направлениями, одним из базовых ориентиров является «определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивацию к обучению, познанию...».

Таким образом, первостепенно необходимо рассмотреть освещение проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе. Понимание педагогической сущности мотивации основывается на психологическом анализе источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Мотивация (от франц. тotif, лат. тoveo- двигаю) понимается исследователями по-разному. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах посредством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками). Главную роль при этом играет мотивация учебной деятельности.

5. Видеолекция Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС (Инфоурок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/107.html/).

Эксперт: Морозова Елена Анатольевна, к.п.н, педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института психоанализа.

Задачи видеолекции:

- сравнить современные теории и подходы в образовательных ресурсах для начального общего образования, систематизировать опыт их использования в педагогической деятельности.

- выделить требования ФГОС НОО к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы.

- усовершенствовать навыки слушателей в области использования современных теорий и методик в образовательной деятельности НОО, организации коммуникации, совместной обработки информации, ее систематизации, разработки новых развивающих ресурсов.

- проиллюстрировать применение развивающих и методических аспектов в развитии детей младшего школьного возраста и их возможности в формировании образовательной среды НОО.

 

 

 

 

 

Аннотированный список литературы

 

1.                                 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

2.                         Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 // СПС «Консультант плюс».

3.                         Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука,1980. - 335 с.

Аннотация. В монографии рассматриваются некоторые принципиальные методологические проблемы изучения личности как субъекта деятельности. Показано значение задачи как момента, включающего личность в деятельность: выделены принцип динамического подхода к деятельности, уровни ее регуляции и особо - роль саморегуляции. Сделан принципиальный вывод о необходимости диалектического сочетания личностного принципа и принципа единства сознания и деятельности. Работа рассчитана на психологов, философов, педагогов, а также специалистов, занимающихся проблемами организации и управления деятельностью человека.

4.                         Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - 345 с.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы педагогической запущенности учащихся, виды и причины социальной и педагогической запущенности. Представлены разные уровни социальной адаптации и дезадаптации.  Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем педагогики. Актуальность этой проблемы продиктована ориентацией на личность обучающегося и потребностью в социально адаптированных учащихся.

5.                         Беличева, С. А.  Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2020. - 304 с. 

Аннотация. В учебном пособии с учетом требований компетентностного подхода, заложенного в основу ФГОС III поколения, изложены основные понятия и характеристики процесса социализации в детском, подростковом и юношеском возрасте, даны методы социально-педагогической диагностики, используемые в работе с несовершеннолетними разного возраста и их родителями. В пособии показано, как на основе социально-педагогической диагностики составляются стратегия и тактика социально-педагогического сопровождения и межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями группы риска. Пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов высших учебных заведений, а также специалистов, занимающихся вопросами социально-педагогической теории и практики.

6.                         Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

Аннотация. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович. Издание адресовано психологам, педагогам, студентам психологических и педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами развития личности.

7.                         Вислова, А. Д. Адаптация в зеркале социально-гуманитарных наук / А. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 2. - С. 77-88.

Аннотация. В статье содержится теоретический анализ подходов к проблеме адаптации. Основное внимание уделяется рассмотрению феномена в социально-гуманитарных науках. Обсуждаются биологические, психологические, социально-психологические и социологические аспекты адаптации. Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды.

8.                         Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36510.html/.

Аннотация. В статье в единстве освещены вопросы возрастных особенностей детей "на старте" школьного обучения ... Данное пособие адресовано как студентам - будущим психологам, так и тем, кто уже имеет определенный опыт работы в практической психологии образования. Оно может быть полезно родителям будущих и настоящих первоклассников, а также учителям начальных классов, поскольку поможет лучше ориентироваться в специфике работы психолога образования и конструктивно взаимодействовать с ним при решении общих задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

9.                         Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

Аннотация. Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций. ... В книгу вошла также работа "Орудие и знак в развитии ребенка", представляющая интерес в свете понимания Л. С. Выготским развития высших психологических функций человека.

10.                    Корнеева, С. А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе : Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. - 2020. - № 3. - С. 19-22.

Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию нейропсихологического подхода к решению проблемы психологической готовности к обучению в школе детей с несформированностью высших психических функций. Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая. Предлагаются формы и методы оптимальной реализации нейропсихологического подхода к организации коррекционной и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

11.                    Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми. ФГОС: учебник / С. Коробкина. - М.: Учитель, 2020. - 261 с.

Аннотация. Пособие содержит практические рекомендации по созданию системы работы по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов к разным социальным условиям: планирование, циклограмму деятельности в данном направлении; разработки классных часов, родительских собраний и занятий с педагогами; памятки для детей, педагогов и родителей.

12.                    Кан, С. Е. Адаптация первоклассников к школе / С. Е. Кан, Р. П. Нимеева. // Образование в современной школе. - 2018. - № 1/2. - С. 44- 45.

Аннотация. В статье проведен анализ трудностей в период адаптации первоклассников к школе. Подобран и проанализирован диагностический инструментарий для выявления уровня адаптации. Определены факторы, способствующие снижению трудностей адаптационного периода.

13.                    Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - Вып. 2 (22).- С. 137-142.

Аннотация.  данной статье рассматривается проблема социальной адаптации. Автор опирается на собственный апробированный в сети образовательных учреждений, педагогический и методический, так же воспитательный опыт и приходит к выводу о том, что в условиях современного интерактивного мира весь спектр педагогико-воспитательных инноваций в области теории и практики должен быть сконцентрирован не на абстрактном, а на «отдельно взятом человеке», во всей его индивидуальной, личной специфике.

14.                    Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Н.В. Литвиненко; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гум. акад.]. - Самара, 2009. - 47 с.

Аннотация. На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание.

15.                    Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций / А.К. Нисская // Современное дошкольное образование. - 2019. - №1 (91). - С. 18-33.

Аннотация.  Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций.

16.                    Потупчик Т. Адаптация детей к школе / Татьяна Потупчик und Лидия Эверт. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 172 c.

Аннотация. В книге представлена клинико-функциональная характеристика состояния здоровья и адаптационных процессов у детей первого года обучения в школе, описаны наиболее значимые критерии неблагоприятного прогноза адаптации, особенности вегетативного статуса и церебрального кровообращения у детей в период адаптации к учебным нагрузкам, даны практические рекомендации для профилактики развития школьной дезадаптации. 

17.                    Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.

Аннотация. Учебник написан авторским коллективом кафедры педагогики РГПУ им. Л. И. Герцена. В нем раскрыты классические категории общей педагогики, проблемы и достижения образовательной практики, результаты современных исследований развития образования. 

18.                    Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018. - 336 c.

Аннотация. В книге подробно рассмотрены все вопросы адаптации ребенка - социальной, в школьной жизни, в информационном поле. Также уделено большое внимание адаптации детей-сирот в обществе. Книга предназначена для родителей, педагогов, для всех, кто не равнодушен к проблемам детей в современном обществе.

19.                    Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.

Аннотация. В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др.

20.                    Свиридова, Т. В. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко // Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 64-72.

Аннотация. В статье описываются результаты изучения социально управляемых факторов и современного состояния социально-психологической адаптированности 400 школьников 11 и 15 лет (с 2017–2018 гг.). Показана необходимость обеспечения дифференцированной психолого-педагогической поддержки в соответствии с выявленными уровнями и качественными характеристиками адаптированности исследованных школьников. Сформулированы рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации школьников.

21.                    Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О. А. Сотникова, И. А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 4 (32). - С. 152-160.

Аннотация. Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

22.                    Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 462 с.

Аннотация. Первая часть книги – «Психология детской игры» посвящается теоретическим и прикладным аспектам основного и наиболее важного вида деятельности ребенка - игре. Почему дети играют, когда возникает игра, как игра влияет на развитие ребенка, надо ли взрослым вмешиваться или руководить игровой деятельностью детей - ответы на эти и другие вопросы даются одним из ведущих отечественных психотерапевтов Аллой Семеновной Спиваковской.

Во второй части – «Психотерапия детского аутизма» автор рассматривает детский аутизм как форму нарушения игровой деятельности ребенка. Представлен анализ различных вариантов игровой терапии с позиций отечественной теории детской игры, сформулированы общие рекомендации по использованию игры в психотерапии аутизма, дано описание некоторых конкретных приемов терапии игрой

23.                    Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 250 с. 

Аннотация. В пособии раскрываются теоретические вопросы педагогических технологий, прослеживается история их становления, приводятся различные подходы к классификации педагогических технологий, полное описание организации образовательного процесса на основе различных педагогических технологий; предлагаются варианты и указываются причины трудностей внедрения педагогических технологий в российское образовательное пространство. 

24.                    Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2019. - № 1. - С. 4-9.

Аннотация. В статье – готовый план мероприятий, которые помогут педагогам оценить семь компонентов психологической готовности детей к школе и запланировать с ними индивидуальную работу до выпуска из детского сада.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О. А. Сотникова, И. А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4 (32). С. 152.

[2] Вислова, А. Д. Адаптация в зеркале социально-гуманитарных наук / А. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 79.

[3] См. Там же Стр. 79.

[4] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. С. 9.

[5] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 156

[6] Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников образовательных учреждений: моногр. М.: АРКТИ, 2018. С. 34.

[7] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138.

 

[8] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138

[9] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138

[10] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. С. 67.

[11] Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - С. 19.

[12] Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - С. 19.

[13] Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018 С. 56.

[14] Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018 С. 56.

[15] См. Там же Стр. 56.

[16] Беличева, С. А.  Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - 2-е изд.  М. : Юрайт, 2020. С. 89. 

[17] Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми. ФГОС: учебник / С. Коробкина. М. : Учитель, 2020. С. 23.

[18] Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Н.В. Литвиненко; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гум. акад.]. Самара, 2009. С. 19.

[19] Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. М.: Academia, 2019. С. 45.

[20] Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. М.: Academia, 2019. С. 45.

[21] Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская.  М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000 С. 120.

[22] Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская.  М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000 С. 120.

[23] Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: НВТ «БИМК–Д», 1996. С. 256.

[24] Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: НВТ «БИМК–Д», 1996. С. 256.

[25] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. с. 12.

[26] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. с. 12.

[27] Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. - 2-е изд., испр. и доп.  М. : Издательство Юрайт, 2020. С. 16. 

[28] Белякова, Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Томск, 1999. С. 7.

[29] Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tion.ru/blog/adaptaciya-k-shkole/.

[30] Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука,1980. С. 88.

 

Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»

Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,

Рисунок 1 -Виды адаптации Рассмотрим данные виды адаптации более подробно: 1

Рисунок 1 -Виды адаптации Рассмотрим данные виды адаптации более подробно: 1

Ребенок с радостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями [1]

Ребенок с радостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями [1]

Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию

Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящее время к решению важных актуальных вопросов педагогической теории и практики…

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящее время к решению важных актуальных вопросов педагогической теории и практики…

Н. В. Белякова) [1] . Если в 80-90-е гг

Н. В. Белякова) [1] . Если в 80-90-е гг

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в…

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в…

Учебная деятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализе причин и проявлений дезадаптации, но и…

Учебная деятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализе причин и проявлений дезадаптации, но и…

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и 23 учителя в период 1991-1997 гг

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и 23 учителя в период 1991-1997 гг

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с

Для кого будет полезен вебинар : педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам

Для кого будет полезен вебинар : педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам

Вебинар проводит Чадуева Елена

Вебинар проводит Чадуева Елена

Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы

Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы

Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна

Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и…

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и…

Аннотированный список литературы 1

Аннотированный список литературы 1

Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования /

Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования /

Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды

Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды

Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая

Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая

Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис

Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис

Петрова, Л. И. Детская психология

Петрова, Л. И. Детская психология

Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема /

Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема /

Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе

Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022