АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА для детей с ТМНР
Оценка 4.9

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА для детей с ТМНР

Оценка 4.9
Документация
docx
11.10.2023
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА для детей с ТМНР
Серия интерактивных обучающих программ, подготовленных на интерактивных столах Interactive project, нацелена на организацию разносторонней работы с детьми не только дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), но и играет большую роль в развитии у детей с ментальными нарушениями.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА волшебный экран.docx

 

 

 

Рассмотрено:                                                                 Утверждаю:

на метод объединении                                            

Пр.№__ от «__»______20__ г.                                                                                         

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА для детей с ТМНР

 

«Волшебный экран»

 

 

Составила: воспитатель Байль Кристина Эдуардовна

                                                                                         

                   

 

2023

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Содержание учебного плана

1.5. Планируемые результаты в конце обучения:

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

2.2 Условия реализации программы

2.3 Формы аттестации

2.4 Оценочные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,

-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642);

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

-«Санитарно-эпидемиологические требования и организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодежи» (утвержден  Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196);

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);

-Закон «Об образовании в Кемеровской области» от 03.07.2013г. № 86-ОЗ в ред. от 24.12.2021г.;

-Устав УЧРЕЖДЕНИЯ

В основе программы лежат принципы:

- Принцип гуманности: предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов реализации программы.

-Принцип постепенности: любое воздействие оказывает определенное влияние на психику, поэтому все нагрузки должны возникать постепенно.

-Принцип последовательности: исходя из закона последовательного развития, начинать интенсивный процесс нужно с более простого и доступного.

-Принцип индивидуального подхода: необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

  Актуальность программы

  Актуальность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что в условиях детского дома воспитанники не имеют возможности выходить за пределы окружающих их стен, а значит, процесс социальной адаптации очень затруднен. Данная программа способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию ребенка, расширению кругозора, но и познавательному развитию.

Серия интерактивных обучающих программ, подготовленных на интерактивных столах Interactive project, нацелена на организацию разносторонней работы с детьми не только дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), но и играет большую роль в развитии у детей с ментальными нарушениями.

   Комплект игр включает набор из 9 разделов развивающих интерактивных игр и заданий, для обучения 7 - 17летнего ребёнка с ТМНР счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В методическое пособие, разработанное сотрудниками «Волшебный экран» на 2021 год (www.interparta.ru) включены все игры, имеющиеся в тематических сборниках этой серии, пазлы и раскраски, знакомящие детей ТМНР с окружающим миром, интерактивные пособия по русскому языку и арифметике.      Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потребности детей ТМНР, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития. Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для педагогов, так и для воспитанников, не требует специальной подготовки . Вовлечь детей ТМНР в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.

Педагогическая целесообразность

  Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в оптимальном подборе форм, методов, приемов и подходов обучения и воспитания, позволяющих создать индивидуальную траекторию для каждого ребенка, испытывающего трудности в общении с окружающим миром.   Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к детям-инвалидам для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала.

Отличительные особенности программы

  Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает, как индивидуальную работу с детьми с отклонением в развитии, так и парную деятельность по месту проживания детей. За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом ребёнка. Именно совместная игровая деятельность педагога и ребёнка, ориентированная на реализацию потенциальных возможностей воспитанника, на достижение целей в процессе обучения и общения являются движущей силой развития личности.

  Исходя из индивидуальных особенностей детей с отклонением в развитии и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в методическом пособии разработанном сотрудниками «Волшебный экран» на 2021 год (www.interparta.ru), интерактивные игры направлены на изучения и закрепления:

-познавательного развития;

-речевого развития;

-тренировки мелкой моторики;

-математических представлений;

-конструирования;

-развития логики;

-тренировки памяти и мышления;

-эстетическому развитию;

- эмоционально-волевой сферы через работу с зеркалом на мониторе.

Новизна программы

         Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ментальными нарушениями по интерактивным заданиям, которые помогут развить у детей с ТМНР фан­тазию, ассоциативное мышление, сообразительность, внимание и память  в условиях стационарных учреждений социального обслуживания.

    Все управление заданиями сводится к простым и всем знакомым движениям пальца  по экрану, точно как на любом планшете или ином сенсорном устройстве.

  Адресат программы

  Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интерактивного стола «Волшебный экран»предназначена для обучения детей с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 17лет.

  Объем и срок освоения программы

  Объём программы 72 часа. Срок освоения программы: 1 год.

  Режим занятий, периодичность и продолжительность

  Занятия проходят 2 акад. часа неделю. Программа рассчитана на 72 часа.

  Регламентирование образовательного процесса:

-  для детей с умеренной степенью умственной отсталости - 25-30 мин.;

-  для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - 20-25 мин.                Продолжительность перерыва между непосредственно образовательной деятельностью: 5-10 мин.

  Форма обучения

  Форма обучения – очная: индивидуальная и парная. В целях приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков в программе используются следующие формы занятий: беседа, игра, практические занятия.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие положительных  мотиваций обучения и познавательных способностей у детей с ментальными нарушениями.

Задачи программы:

           Образовательные задачи:

-  формировать навыки работы с интерактивным столом;

-расширять кругозор и словарный запас детей в познавательном, речевом, эстетическом развитии;

-развивать у детей умение работать в паре, договариваться между собой.

                   Воспитательные задачи: 

-воспитывать представление о прекрасном в окружающем мире;

-воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

воспитывать усидчивость, терпение и внимание. 

                   Развивающие задачи: 

-развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу;

-развивать образное и пространственное мышление, воображение, память, развивать речь и  любознательность; 

-развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию движений.

 

1.3. Содержание программы

           Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 

 

 

2

Познавательное развитие

 

 

 

3

Речевое развитие

 

 

 

4

Эстетическое развитие

 

 

 

 

5

Математические представления

 

 

 

6

Тренировка моторики

 

 

 

7

Тренировка памяти и мышления

 

 

 

8

Конструирование

 

 

 

9

Развитие логики

 

 

 

10

Мое отражение

 

 

 

 

11

Итоговое занятие

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

1.4. Содержание учебного плана

№ п/п

Тема занятий

  Цель

1

Вводное занятие

 

Показать и объяснить детям, что такое интерактивный стол, как с ним работать.

 

2

Познавательное развитие:

2.1 Раздел природоведение

2.2 Раздел лексических тем

2.3Раздел экология

2.4 Раздел времена года

 

Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей с ТМНР;

-освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению живой и неживой природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни детей с ментальными нарушениями.

3

Речевое развитие

3.1 Раздел буквы и алфавит

3.2 Раздел слоги и слова

3.3 Раздел книги, стихи и загадки

 

 

Ознакомление детей с тмнр с алфавитом;

-обогащение активного словаря;

-развитие речевого творчества;

 -знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

4

Эстетическое развитие

 

Формирование у детей ТМНР эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

5

Математические представления

 

Освоение детьми ТМНР понимания количественных соотношений предметов

6

Тренировка моторики

·          

Развитие движений пальцев рук, координации движений,

·         развитие сенсомоторной координации рук;

·         развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

·         развитие внимания, восприятия, мышления;

 

7

Тренировка памяти и мышления

 

Всестороннее развитие способности ребёнка путём формирования зрительной  памяти, образного и логического мышления, слухового внимания, а также активизация ресурсов познавательных процессов.

8

Конструирование

 

Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ТМНР

9

Развитие логики

 

Формирование мыслительных процессов у детей ТМНР

10

Мое отражение

 

Становление основ самосознания и формирование зрительного образа «Я» на основе игр с интерактивным зеркалом.

11

Итоговое занятие

 

 

Итого

 

 

1.5. Планируемые результаты в конце обучения:

-  заинтересованность детей ТМНР, в процессе обучения;

- ребенок не боится допустить ошибку и исправить ее, как в случае с бумажными носителями передачи и хранения информации;

- воспитанник ТМНР чувствует себя раскованнее, поскольку напрямую взаимодействует только с экраном и своими сверстниками;

- дети ТМНР учатся решать интеллектуальные задачи;

- поэтапное освоение задания для группы детей ТМНР с различным уровнем подготовки и возможностей;

- воспитатель  уменьшает расходы на методический наглядный материал.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  Начало учебного года - с 01.09.202.. г по 31мая 202..г

  Регламентирование образовательного процесса на неделю:

 

2.1. Календарный учебный график

Учебный период

Учебные недели

Учебные

дни

01.09.202..-

31.05.202..

…..недель

…..дней

2.2 Условия реализации программы

           Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов. Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете воспитателя, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям и правилам безопасности. 

           Материально-техническое обеспечение:

·детский учебно-игровой  интерактивный стол;

·стулья;

·методические рекомендации для специалистов;

 

                     Кадровые условия реализации программы:

Воспитатели отделения Милосердия.

2.3 Формы аттестации

           На занятиях по программе используются разные виды контроля (начальный, промежуточный, итоговый). В начале учебного периода для определения уровня подготовки осуществляется диагностика способностей ребёнка (наблюдение, опрос). Промежуточный контроль заключается в наблюдении и выполнении задач на интерактивном столе. Подведением итогов данной программы является: самостоятельное изучение задач детьми ТМНР под руководством воспитателя и правильное его выполнения.

 

2.4 Оценочные материалы

           Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, в чертах характера.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено:

Рассмотрено:

Содержание РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС

Содержание РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

ФГОС ДО), но и играет большую роль в развитии у детей с ментальными нарушениями

ФГОС ДО), но и играет большую роль в развитии у детей с ментальными нарушениями

За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом ребёнка

За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом ребёнка

А даптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интерактивного стола «Волшебный экран»предназначена для обучения детей с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 17лет

А даптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интерактивного стола «Волшебный экран»предназначена для обучения детей с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 17лет

Развивающие задачи: -развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу; -развивать образное и пространственное мышление, воображение, память, развивать речь и любознательность; -развивать мелкую моторику рук,…

Развивающие задачи: -развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу; -развивать образное и пространственное мышление, воображение, память, развивать речь и любознательность; -развивать мелкую моторику рук,…

Содержание учебного плана № п/п

Содержание учебного плана № п/п

Математические представления

Математические представления

Планируемые результаты в конце обучения: - заинтересованность детей

Планируемые результаты в конце обучения: - заинтересованность детей

Кадровые условия реализации программы :

Кадровые условия реализации программы :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023