Рассмотрено: Утверждаю:
на метод объединении
Пр.№__ от «__»______20__ г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА для детей с ТМНР
«Волшебный экран»
Составила: воспитатель Байль Кристина Эдуардовна
2023
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642);
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
-«Санитарно-эпидемиологические требования и организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодежи» (утвержден Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196);
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
-Закон «Об образовании в Кемеровской области» от 03.07.2013г. № 86-ОЗ в ред. от 24.12.2021г.;
-Устав УЧРЕЖДЕНИЯ
В основе программы лежат принципы:
- Принцип гуманности: предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов реализации программы.
-Принцип постепенности: любое воздействие оказывает определенное влияние на психику, поэтому все нагрузки должны возникать постепенно.
-Принцип последовательности: исходя из закона последовательного развития, начинать интенсивный процесс нужно с более простого и доступного.
-Принцип индивидуального подхода: необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.
Актуальность программы
Актуальность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что в условиях детского дома воспитанники не имеют возможности выходить за пределы окружающих их стен, а значит, процесс социальной адаптации очень затруднен. Данная программа способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию ребенка, расширению кругозора, но и познавательному развитию.
Серия интерактивных обучающих программ, подготовленных на интерактивных столах Interactive project, нацелена на организацию разносторонней работы с детьми не только дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), но и играет большую роль в развитии у детей с ментальными нарушениями.
Комплект игр включает набор из 9 разделов развивающих интерактивных игр и заданий, для обучения 7 - 17летнего ребёнка с ТМНР счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В методическое пособие, разработанное сотрудниками «Волшебный экран» на 2021 год (www.interparta.ru) включены все игры, имеющиеся в тематических сборниках этой серии, пазлы и раскраски, знакомящие детей ТМНР с окружающим миром, интерактивные пособия по русскому языку и арифметике. Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потребности детей ТМНР, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития. Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для педагогов, так и для воспитанников, не требует специальной подготовки . Вовлечь детей ТМНР в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в оптимальном подборе форм, методов, приемов и подходов обучения и воспитания, позволяющих создать индивидуальную траекторию для каждого ребенка, испытывающего трудности в общении с окружающим миром. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к детям-инвалидам для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает, как индивидуальную работу с детьми с отклонением в развитии, так и парную деятельность по месту проживания детей. За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом ребёнка. Именно совместная игровая деятельность педагога и ребёнка, ориентированная на реализацию потенциальных возможностей воспитанника, на достижение целей в процессе обучения и общения являются движущей силой развития личности.
Исходя из индивидуальных особенностей детей с отклонением в развитии и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в методическом пособии разработанном сотрудниками «Волшебный экран» на 2021 год (www.interparta.ru), интерактивные игры направлены на изучения и закрепления:
-познавательного развития;
-речевого развития;
-тренировки мелкой моторики;
-математических представлений;
-конструирования;
-развития логики;
-тренировки памяти и мышления;
-эстетическому развитию;
- эмоционально-волевой сферы через работу с зеркалом на мониторе.
Новизна программы
Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ментальными нарушениями по интерактивным заданиям, которые помогут развить у детей с ТМНР фантазию, ассоциативное мышление, сообразительность, внимание и память в условиях стационарных учреждений социального обслуживания.
Все управление заданиями сводится к простым и всем знакомым движениям пальца по экрану, точно как на любом планшете или ином сенсорном устройстве.
Адресат программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интерактивного стола «Волшебный экран»предназначена для обучения детей с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 17лет.
Объем и срок освоения программы
Объём программы 72 часа. Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проходят 2 акад. часа неделю. Программа рассчитана на 72 часа.
Регламентирование образовательного процесса:
- для детей с умеренной степенью умственной отсталости - 25-30 мин.;
- для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - 20-25 мин. Продолжительность перерыва между непосредственно образовательной деятельностью: 5-10 мин.
Форма обучения
Форма обучения – очная: индивидуальная и парная. В целях приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков в программе используются следующие формы занятий: беседа, игра, практические занятия.
Цель программы: развитие положительных мотиваций обучения и познавательных способностей у детей с ментальными нарушениями.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формировать навыки работы с интерактивным столом;
-расширять кругозор и словарный запас детей в познавательном, речевом, эстетическом развитии;
-развивать у детей умение работать в паре, договариваться между собой.
Воспитательные задачи:
-воспитывать представление о прекрасном в окружающем мире;
-воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
воспитывать усидчивость, терпение и внимание.
Развивающие задачи:
-развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу;
-развивать образное и пространственное мышление, воображение, память, развивать речь и любознательность;
-развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию движений.
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
|
|
|
2 |
Познавательное развитие |
|
|
|
3 |
Речевое развитие |
|
|
|
4 |
Эстетическое развитие
|
|
|
|
5 |
Математические представления |
|
|
|
6 |
Тренировка моторики |
|
|
|
7 |
Тренировка памяти и мышления |
|
|
|
8 |
Конструирование |
|
|
|
9 |
Развитие логики |
|
|
|
10 |
Мое отражение
|
|
|
|
11 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
№ п/п |
Тема занятий |
Цель |
1 |
Вводное занятие
|
Показать и объяснить детям, что такое интерактивный стол, как с ним работать.
|
2 |
Познавательное развитие: 2.1 Раздел природоведение 2.2 Раздел лексических тем 2.3Раздел экология 2.4 Раздел времена года
|
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей с ТМНР; -освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению живой и неживой природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни детей с ментальными нарушениями. |
3 |
Речевое развитие 3.1 Раздел буквы и алфавит 3.2 Раздел слоги и слова 3.3 Раздел книги, стихи и загадки
|
Ознакомление детей с тмнр с алфавитом; -обогащение активного словаря; -развитие речевого творчества; -знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; |
4 |
Эстетическое развитие
|
Формирование у детей ТМНР эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству. |
5 |
Математические представления
|
Освоение детьми ТМНР понимания количественных соотношений предметов |
6 |
Тренировка моторики · |
Развитие движений пальцев рук, координации движений, · развитие сенсомоторной координации рук; · развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; · развитие внимания, восприятия, мышления;
|
7 |
Тренировка памяти и мышления
|
Всестороннее развитие способности ребёнка путём формирования зрительной памяти, образного и логического мышления, слухового внимания, а также активизация ресурсов познавательных процессов. |
8 |
Конструирование
|
Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ТМНР |
9 |
Развитие логики
|
Формирование мыслительных процессов у детей ТМНР |
10 |
Мое отражение
|
Становление основ самосознания и формирование зрительного образа «Я» на основе игр с интерактивным зеркалом. |
11 |
Итоговое занятие |
|
|
Итого |
|
- заинтересованность детей ТМНР, в процессе обучения;
- ребенок не боится допустить ошибку и исправить ее, как в случае с бумажными носителями передачи и хранения информации;
- воспитанник ТМНР чувствует себя раскованнее, поскольку напрямую взаимодействует только с экраном и своими сверстниками;
- дети ТМНР учатся решать интеллектуальные задачи;
- поэтапное освоение задания для группы детей ТМНР с различным уровнем подготовки и возможностей;
- воспитатель уменьшает расходы на методический наглядный материал.
Начало учебного года - с 01.09.202.. г по 31мая 202..г
Регламентирование образовательного процесса на неделю:
Учебный период |
Учебные недели |
Учебные дни |
01.09.202..- 31.05.202.. |
…..недель |
…..дней |
Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов. Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете воспитателя, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям и правилам безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
·детский учебно-игровой интерактивный стол;
·стулья;
·методические рекомендации для специалистов;
Кадровые условия реализации программы:
Воспитатели отделения Милосердия.
На занятиях по программе используются разные виды контроля (начальный, промежуточный, итоговый). В начале учебного периода для определения уровня подготовки осуществляется диагностика способностей ребёнка (наблюдение, опрос). Промежуточный контроль заключается в наблюдении и выполнении задач на интерактивном столе. Подведением итогов данной программы является: самостоятельное изучение задач детьми ТМНР под руководством воспитателя и правильное его выполнения.
Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, в чертах характера.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.