|
Министерство социальной защиты населения Кузбасса
государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Юргинский детский дом-интернат для детей с ментальными нарушениями»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор ГБУ «Юргинский детский
от «27» мая 2020 г. дом-интернат для детей с ментальными
Протокол № 5 нарушениями»
____________С.Н. Кузмичева
от «27» мая 2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Разноцветная радуга»
Возраст учащихся: 8-17 лет
Срок реализации: 12 часов
Разработчик:
Какаринова И. А.,
педагог доп. образования
Юрга 2022
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………… |
3 |
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….. |
3 |
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………….. |
6 |
1.3. Содержание программы……………………………………………………. |
7 |
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………... |
9 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .................... |
10 |
2.1. Календарный учебный график……………………………………………… |
10 |
2.2. Условия реализации программы……………………………………………. |
10 |
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………. |
11 |
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….. |
11 |
2.5. Методические материалы……………………………………………………. |
11 |
3. Список литературы для педагогов…………………………………………...... 4. Список литературы для детей………………………………………………….. |
13 14 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Современные преобразования системы образования должны содействовать его доступности для всех категорий детей, образование должно стать инклюзивным. Ребёнок, даже с ограниченными возможностями здоровья, проживающий в стационарном учреждении социального обслуживания, должен быть адаптирован к жизни в обществе, занимать своё место, ощущать свою ценность и значимость в обществе, быть активной творческой личностью, способной и стремящейся к познанию мира, к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность учреждения, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, нового направления - разработку адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программы.
В условиях же детских стационарных учреждений социального обслуживания следует говорить о создании адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы (АДООП), направленной на организацию обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в конкретных условиях данных стационарных учреждений, где изучаются и учитываются в работе с обучающимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Одним из действенных средств развития детей с ОВЗ признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным. Декоративно-прикладное искусство формирует творческие способности детей с ОВЗ разного возраста, разного уровня развития и разных физических возможностей. Благодаря регулярным занятиям у обучающихся с отклонениями в развитии воспитывается мастерство рук, художественный вкус, фантазия, при этом укрепляется внимание, развиваются усидчивость, моторные навыки, воля и память.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветная радуга» ориентирована на воспитание художественного вкуса и творческой познавательной активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Предназначена для воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет.
Программа «Разноцветная радуга» разработана на летний период. Реализация краткосрочных программ в летний период с одной стороны является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Программа имеет художественную направленность и предоставляет условия для творческой самореализации детей с учетом их возможностей и мотивации в летний период.
Актуальность программы определяется запросом в организации летнего отдыха и занятости детей в период летних каникул. Так же на продолжение приобретение детьми навыков декоративно-прикладного творчества, и его социализации в детском коллективе.
Новизна и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что на протяжении всего курса обучения дети знакомятся с разными видами техник декоративно-прикладного искусства в форме мастер-классов.
Программа «Разноцветная радуга» органично вписывается в летнее образовательное пространство. На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с различными техниками, видами и жанрами изобразительного искусства.
Адресат программы
Данная программа охватывает возрастной диапазон воспитанников от 8 до 17 лет, способствует развитию образного и пространственного мышления, творческой активности, а также развитию мелкой моторики рук, мышления и творческих способностей учащихся.
Объем и срок освоения программы
Программа «Разноцветная радуга» предназначена для детей 8-17 лет, рассчитана на 12 часов обучения в летний период.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная краткосрочная общеразвивающая программа «Разноцветная радуга» имеет стартовый уровень.
Срок реализации программы 1,5 месяца. Объем программы: занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часа. Программа рассчитана на 12 часов.
Режим занятий:
Период обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Общее количество часов |
1,5 месяца |
1 часа |
2 раза |
2 часа |
12 |
Форма обучения – очная. В целях приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков в программе используются следующие формы занятий: беседа, игра, практические занятия. Занятия могут иметь коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Нормативно-правовые документы
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- «Санитарно-эпидемиологические требования и организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодежи» (утвержден Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» от 03.07.2013г. № 86-ОЗ в ред. от 24.12.2021г.;
-Устав ГБУ «Юргинский детский дом-интернат для детей с ментальными нарушениями».
1.2. Цель и задачи программы
Цель: - приобщение детей к художественной культуре посредством изобразительного искусства и изделий выполненных самостоятельно, организация полноценного и безопасного отдыха детей в летний период посредством декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные задачи:
-обучать элементам декоративно-прикладного искусства;
-обучать правильно и безопасно работать с инструментами декоративно-прикладного творчества.
Воспитательные задачи:
-воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, внимание.
Развивающие задачи:
-развивать образное и пространственное мышление, творческую активность, фантазию, изобретательность, любознательность;
-развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию движений.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1 |
Аппликация из волшебных комочков. Открытка «Букет сирени» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
Обрывная аппликация. «Радужная бабочка» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Бумагопластика. Аппликация из скомканных салфеток «Летнее дерево» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4 |
Оригами. «Корабли и лодки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
5 |
Предметная лепка из легкого пластилина. «Пирожное, пончик, макаронс» |
2 |
0,5 |
1,5 |
6 |
Пластилиновая аппликация «Галактика» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого: |
12 |
3 |
9 |
1.3.2. Содержание программы
Тема 1. Аппликация из волшебных комочков.
Техника безопасности. Правила поведения в объединении. Основные формы работы. Отметить особенности изготовления поделок. Закрепление техники наклеивания комочков на бумагу.
Практическая часть Изготовление бумажных комочков из гофрированной бумаги, расположение комочков в определенной части аппликации. Открытка из бумажных комочков «Букет сирени».
Тема 2. Обрывная аппликация.
История возникновение техники. Выполнение аппликации из бумаги в технике «обрывания». Умение подбирать правильное сочетание цветов. Определение порядка и содержания работы. Повторение правил по ТБ.
Практическая часть. Изготовление поделки «Радужная бабочка» из цветной бумаги в технике «обрывания».
Тема 3. Бумагопластика.
Основные формы работы. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Сминание бумажной салфетки и приклеивание на заранее созданный фон.
Практическая часть. Выполнение аппликация из скомканных салфеток «Летнее дерево»
Тема 4. Оригами.
Оригами как древнее изобразительное искусство. Повторение правил по ТБ. Демонстрация изделий в технике оригами.
Практическая часть. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой». «Парусник», «Катамаран», «Кораблик».
Тема 5. Предметная лепка из легкого пластилина.
Техника безопасности при работе с пластилином и стекой. Основные формы работы. Свойства легкого пластилина, особенности работы с ним.
Практическая часть. Раскатывание пластичной массы скалкой, выдавливание фигурок, скручивание колбасок. «Пирожное, пончик, макаронс».
Тема 6. Пластилиновая аппликация.
Техника безопасности. Техника деления пластилина на части и соединение их в целое прикладыванием, нажатием, примазыванием. Основные формы работы.
Практическая часть. Выполнение пластилиновой аппликации «Галактика».
1.4. Планируемые результаты
Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки воспитанников.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало занятий по программе: 1 июня 2022 года
Окончание обучения: 8 июля 2022 года
Продолжительность обучения: 1,5 месяца
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 30 мин.
2.2 Условия реализации программы
Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов.
Материально-техническое обеспечение:
столы
стулья
наглядный материал
Художественные материалы, инструменты, приспособления:
кисти круглые разной толщины и жесткости
стеки для лепки
скалка
формочки для выдавливания предметов
пластилин
ткань для промокания кистей
ткань для протирания рук во время лепки
бумага цветная
картон
баночки для воды (непроливайки)
доски для лепки
цветные салфетки
клей ПВА
2.3 Формы аттестации
На занятиях по программе используются разные виды контроля (начальный, промежуточный, итоговый). В начале учебного периода для определения уровня подготовки осуществляется диагностика творческих способностей ребёнка (наблюдение, опрос). Промежуточный контроль заключается в наблюдении и просмотре работ. Подведением итогов данного учебного курса являются обсуждение, итоговая выставка работ, участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству
2.4 Оценочные материалы
Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, в чертах характера. Основным инструментом оценки результата реализации программы являются итоговые выставки детского творчества; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, праздниках, фестивалях.
2.5. Методические материалы
Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Образовательная программа.
2. Календарно-тематический план занятий.
3. Комплект планов-конспектов учебных занятий.
4.Оценочные средства диагностики освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветная радуга».
5. Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
6. Дидактические материалы: образцы материалов, поделок; технологические схемы изготовления поделок; альбомы, фотографии лучших работ, медиатека, шаблоны, трафареты.
7. Инструкция по технике безопасности.
При проведении занятий используются разнообразные формы и методы работы.
Формы работы:
- групповая
- индивидуальная
- конкурсы, выставки, праздники
Методы работы:
- Словесный - беседа, рассказ
- Наглядный - иллюстрации, схемы, образцы изделий
- Практический - выполнение работ
- Игровой – игровые упражнения
Список литературы для педагогов
1. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Издательство: Академия Развития, 2004.
2. А.В. Козлина «Уроки ручного труда». Издательство: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в д/с». «ТЦ Учитель», 2019.
4. Л.М. Салагаева «Объёмные картинки». Детство-Пресс, 2018.
5. И.М. Петрова «Аппликация для дошкольников». Издательство: Детство-Пресс, 2009.
6. И.М. Петрова «Объёмная аппликация». Издательство: Детство-Пресс, 2006.
7. Е. Немешаева «Ладошка». Издательство: Айрис - Пресс, 2013 год.
8. Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы». Издательство: Скрипторий, 2003.
9. И.М. Петрова «Волшебные полоски». Издательство: Детство-Пресс, 2004.
10. Е.А. Черенкова «Оригами для малышей. 200 простейших моделей». Издательство: Дом XXI век, 2011.
11. Л.В. Юртакова «Квиллинг. Создаём композиции из бумажных лент».
12. Издательство: Эксмо - Пресс, 2012.
13. А.С. Спицына «Удивительные поделки из бумаги». Издательство: «Рипол - классик», 2012.
14. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. Санкт - Петербург, «Химия», 2017
15. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2019
16. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М., 2008
17. Шкицкая И.О., Аппликации из пластилина. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2020
Список литературы для детей
1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПБ, 2002
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей (детский дизайн №3), 2013
3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2.
4. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии. М., 2009
5. Румянцева Е.А. Пластилин простые поделки, Москва Айрис-Пресс,2016
6. И.М. Петрова «Аппликация для дошкольников». Издательство: Детство-Пресс, 2009.
7. И.М. Петрова «Объёмная аппликация». Издательство: Детство-Пресс, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.