Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .ОСБ.7 класс
Оценка 4.7

Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .ОСБ.7 класс

Оценка 4.7
docx
19.11.2022
Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .ОСБ.7 класс
ОСБ.docx

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая     программа

По предмету (курсу)__ОСБ __

                                                            Класс ____7___8вид___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

o   Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

o   Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

o   Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»»;

o   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

o   Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.

 

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся 7 класса с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

 

1.                      Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2.                      Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

3.                      Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4.                      Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5.                      Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

 

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ,закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

 

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

·                    коррекционно – обучающую;

·                    коррекционно – развивающую;

·                    коррекционно – воспитательную;

·                    воспитание положительных качеств личности;

·                    развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

 

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

 

Программа 7 специального(коррекционного) класса реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

 

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся 7 класса , уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться  с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

 

Межпредметные связи:

¾     СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

¾     СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

¾     СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

¾     СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

¾     СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

Рабочая программа  по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.

 

Планирование коррекционной работы СБО в 7 классе

 

№ п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

2

 «Одежда и обувь»

Развивать мелкую моторику рук и глазомер при  практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь.

3

 «Семья»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью

4

«Культура поведения»

Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.

5

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления 1х и 2х блюд.

6

«Жилище»

Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.

7

«Транспорт»

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практ. повт.  изученного.

8

«Торговля»

Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно  распределять внимание при ознакомлении с работой почты.

10

«Медицина»

Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении предприятий города на определенные категории и в процессе формирования представлений об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.

 

7 класс

 

Темы

 

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.

«Одежда и обувь»

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат. использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка в ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования.

«Питание»

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

«Семья»

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

«Культура поведения»

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки

«Жилище»

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависмости от покрытия, средства по уходу за полом.

«Транспорт»

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. порядок сдачи и получения его.

«Торговля»

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

«Средства связи»

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

«Медицинская помощь»

Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.

«Учреждения, организации и предприятия»

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

«Личная гигиена»

2

 «Одежда и обувь»

3

 «Семья»

4

«Культура поведения»

5

«Питание»

6

«Жилище»

7

«Транспорт»

8

«Торговля»

9

«Средства связи»

10

«Медицина»

11

«Учреждения, организации и предприятия»

ИТОГО:

17 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:

¾    Беседы

¾    Практические работы

¾    Экскурсии

¾    Сюжетно-ролевые игры

 

В 7 классе:

 

1. Обучающиеся должны знать:

¾    Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

¾    Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

¾    Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

¾    Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

¾    Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

¾    Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от  покрытия.

¾    Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

¾    Назначение и различие универмага и универсама.

¾    Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

¾    Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

¾    Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.

 

2. Обучающиеся должны уметь:

¾    Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

¾    Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

¾    Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

¾    Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

¾    Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

¾    Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

¾    Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

¾    Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

¾    Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

¾    Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

¾    Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

 

VI.             Контрольно – измерительные материалы.

 

 

 

  Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

¾    Тестов

¾    Кроссвордов

¾    Практических работ.

 

 

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.

 

В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО

 

1.      Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.

2.       Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3.       Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

4.       Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

5.       Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.

6.       Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для умственно отсталых детей. Практическое пособие. Ярославль: Академия холдинг,2003.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

7.      Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

8.      Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).

9.      Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.

10.  Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.

11.  Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.

12.  Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.

13.  Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.

14.  Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.

15.  Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.

16.  Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов об­щеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.

17.  Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.

18.  Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домовод­ства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

 

 

Учебные пособия для учащихся

 

1.Технология: Учебник для учащихся 5 классов об­щеобразовательных учреждений (вариант для дево­чек).    -    2-е    издание,    переработ./    Под    ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл.

2. Технология: Учебник для учащихся 6 классов обще­образовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симо'ненко.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 208 с: илл.

3. Технология: Учебник для учащихся 7 классов обще­образовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред.  В.Д.Симоненко.-  М.:  ВЕНТАНА  ГРАФ, 2004.-240 с: илл.

4.  Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных     учреждений/     Под     ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2003. - 240 с: илл.

5.Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для де­вочек).    -   2-е    издание,    переработ./   Под   ред. В.Д.Симоненко.- М: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 208 с: илл.

6. Технология: Учебник для учащихся 9 классов обще­образовательных        учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 288 с: илл.

                                                                         

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа По предмету (курсу)__ОСБ __

Рабочая программа По предмету (курсу)__ОСБ __

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: o

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: o

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы

Планирование коррекционной работы

Планирование коррекционной работы

Учреждения, организации и предприятия»

Учреждения, организации и предприятия»

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

В 7 классе: 1. Обучающиеся должны знать : ¾

В 7 классе: 1. Обучающиеся должны знать : ¾

Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна

Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе

Учебные пособия для учащихся 1

Учебные пособия для учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022