мир природы и человека
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа
соответствует нормативно-правовыми документами:
· федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
· примерным адаптивным образовательным программам для умственно отсталых детей;
· адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью, учитывает их особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической). Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
· раннее получение специальной помощи средствами образования;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Методы обучения:
· словесные — рассказ, инструкции, беседа;
· наглядные — демонстрация различных наглядных пособий, трудовых приемов и операций, ТСО;
· практические — упражнения, самостоятельная работа учащихся
Цель курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса «Мир природы и человека»:
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Согласно календарному учебному графику и учебному плану МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Мир природы и человека» реализуется в 3 классе в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
· представления о назначении объектов изучения;
· узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
· отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
· называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
· представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
· знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
· знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
· ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
· составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
· адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
· представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
· узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
· отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
· развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
· знание отличительных существенных признаков групп объектов;
· знание правил гигиены органов чувств;
· знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
· готовность к использованию полученных знаний при решении
· проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
· выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
· проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
· соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
· выполнение доступных природоохранительных действий;
· готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений во 3 классе:
• правильно называть изученные объекты и явления;
• сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
• сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
• соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
• соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
• определять по сезонным изменениям время года;
• определять направление ветра.
2. Содержание предмета-мир природы и человека
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2 – 3 названия); ягодные кустарники
(2– 3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание,
детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных
продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых
отравлений.
3.Тематическое планирование предмета «Мир природы и человека»
№ |
Раздел программы |
количество часов |
Экскурсии |
1 |
Сезонные изменения в природе |
24ч |
1ч |
2 |
Неживая природа |
8ч |
|
3 |
Живая природа |
35ч |
1ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1: Сезонные изменения в природе – 24 ч. |
|||
1 |
3.09 |
Времена года |
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов. Наблюдение за изменениями погоды весной, летом. Разгадывание загадок. Составление рассказа о жизни животных, чем занимаются люди в разное время года |
2 |
6.09 |
Осень Экскурсия в природу |
|
3 |
10.09 |
Осенние месяцы. |
|
4 |
13.09 |
Растения осенью |
|
5 |
17.09 |
Грибы |
|
6 |
20.09 |
Животные осенью |
|
7 |
24.09 |
Занятия людей осенью |
|
8 |
27.09 |
Зимние изменения в природе. |
|
9 |
1.10 |
Зимние явления в природе |
|
10 |
4.10 |
Зимние месяцы. |
|
11 |
8.10 |
Растения зимой |
|
12 |
11.10 |
Животные зимой |
|
13 |
15.10 |
Занятия людей зимой |
|
14 |
18.10 |
Весенние изменения в природе |
|
15 |
22.10 |
Весенние месяцы. |
|
16 |
25.10 |
Растения весной |
|
17 |
5.11 |
Животные весной |
|
18 |
8.11 |
Животные весной |
|
19 |
12.11 |
Занятия людей весной |
|
20 |
15.11 |
Летние изменения в природе |
|
21 |
19.11 |
Летние месяцы. |
|
22 |
22.11 |
Растения летом |
|
23 |
26.11 |
Животные летом |
|
24 |
29.11 |
Занятия людей летом |
|
Раздел 2: Неживая природа – 8ч. |
|||
25 |
3.12 |
Солнце в разные времена года |
Закрепление представлений о влиянии Солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна» Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок |
26 |
6.12 |
Восход и закат солнца |
|
27 |
10.12 |
Календарь |
|
28 |
13.12 |
Календарь |
|
29 |
17.12 |
Воздух. Значение воздуха |
|
30 |
20.12 |
Термометр |
|
31 |
24.12 |
Температура воздуха |
|
32 |
27.12 |
Ветер. Направление ветра |
|
Раздел 3: Живая природа – 35ч. |
|||
Растения 10ч |
|||
33 |
10.01 |
Сравнение растений |
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные Составление рассказа о правилах сбора грибов Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды Формулировка правил поведения в лесу. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. Запоминание правил хранения продуктов |
34 |
14.01 |
Сравнение растений |
|
35 |
17.01 |
Части растений |
|
36 |
21.01 |
Части растений |
|
37 |
24.01 |
Растения сада |
|
38 |
28.01 |
Лес |
|
39 |
31.01 |
Плоды и семена |
|
40 |
4.02 |
Лесные ягоды |
|
41 |
7.02 |
Грибы |
|
42 |
11.02 |
Травы |
|
|
|
Животные-10ч |
|
43 |
14.02 |
Виды животных |
|
44 |
18.02 |
Дикие животные |
|
45 |
21.02 |
Дикие животные |
|
46 |
25.02 |
Домашние животные |
|
47 |
28.02 |
Домашние животные |
|
48 |
3.03 |
Птицы |
|
49 |
6.03 |
Перелётные птицы |
|
50 |
10.03 |
Зимующие птицы |
|
51 |
13.03 |
Хищные птицы |
|
52 |
17.03 |
Певчие птицы |
|
|
|
Человек-15ч |
|
53 |
20.03 |
Органы дыхания |
|
54 |
31.03 |
Органы дыхания |
|
55 |
3.04 |
Профилактика простудных заболеваний |
|
56 |
7.04 |
Профилактика простудных заболеваний |
|
57 |
10.04 |
Кровь |
|
58 |
14.04 |
Кровь |
|
59 |
17.04 |
Кровеносная система |
|
60 |
21.04 |
Сердце |
|
61 |
24.04 |
Сердце |
|
62 |
28.04 |
Пульс |
|
63 |
8.05 |
Пульс |
|
64 |
12.05 |
Окружающая среда и здоровье человека |
|
65 |
15.05 |
Окружающая среда и здоровье человека |
|
66 |
19.05 |
Питание человека |
|
67 |
22.05 |
Питание человека |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.