Программа курса «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (56 занятий)
Курс «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
В процессе практической деятельности с предметами дошкольники учатся устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Предполагаемая тематика занятий
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
Арифметические знаки: (+, -, =). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.
Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.
Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными телами: шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.
Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.
Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.
Календарно-тематическое планирование раздела «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (56 часов)
№ п/п |
Название темы занятия |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
1. |
Сравнение предметов. Определение признаков сходства и различия между предметами |
1 |
|
|
2. |
Цифра 1. Формирование представлений о контрастных множествах «один» и «много» |
1 |
|
|
3. |
Цифра 2. Сравнение предметов. |
1 |
|
|
4. |
Сравнение предметов. |
1 |
|
|
5. |
Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Впереди – сзади. |
1 |
|
|
6. |
Соотнесение количества предметов с цифрой. Впереди – сзади. |
1 |
|
|
7. |
Число и цифра 4. Ориентировка в пространстве. |
1 |
|
|
8. |
Сравнение предметов. Цифра и число 5. |
1 |
|
|
9. |
Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений. |
1 |
|
|
10. |
Число и цифра 6. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений. |
1 |
|
|
11. |
Число и цифра 7. Порядковый счет. |
1 |
|
|
12. |
Ориентировка в пространстве. |
1 |
|
|
13. |
Сравнение множеств по количеству и форме. |
1 |
|
|
14. |
Геометрические формы. |
1 |
|
|
15. |
Геометрические формы. |
1 |
|
|
16. |
Порядковый счет. |
1 |
|
|
17. |
Геометрические фигуры. |
1 |
|
|
18. |
Конструирование фигур из палочек. |
1 |
|
|
19. |
Ориентировка во времени. |
1 |
|
|
20. |
Число и цифра 8. |
1 |
|
|
21. |
Арифметические задачи. |
1 |
|
|
22. |
Сравнение предметов по величине, весу и количеству. |
1 |
|
|
23. |
Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. |
1 |
|
|
24. |
Порядковый счет. Классификация предметов по цвету, форме, величине. |
1 |
|
|
25. |
Число и цифра 9. Состав числа. Геометрические фигуры. |
1 |
|
|
26. |
Сравнение предметов по количеству. |
1 |
|
|
27. |
Сравнение предметов по количеству. Использование понятий «больше на», «меньше на» |
1 |
|
|
28. |
Арифметические задачи. |
1 |
|
|
29. |
Число и цифра 10. |
1 |
|
|
30. |
Состав числа первого десятка. |
1 |
|
|
31. |
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. |
1 |
|
|
32. |
Дни недели. |
1 |
|
|
33. |
Игра «Танграм» |
1 |
|
|
34. |
Сравнение предметов. |
1 |
|
|
35. |
Ориентировка в пространстве. Предлоги. |
1 |
|
|
36. |
Ориентировка в пространстве. Предлоги. |
1 |
|
|
37. |
Арифметические задачи. |
1 |
|
|
38. |
Учимся измерять. |
1 |
|
|
39. |
Учимся измерять. |
1 |
|
|
40. |
Составление и решение арифметических задач. |
1 |
|
|
41. |
Пространственные отношения. |
1 |
|
|
42. |
Порядковый счет. Учись запоминать |
1 |
|
|
43. |
Порядковый счет. Учись запоминать. |
1 |
|
|
44. |
Развиваем фантазию. Ориентировка в пространстве. |
1 |
|
|
45. |
Доказываем свои предположения. Учимся рассказывать о том, что видим. |
1 |
|
|
46. |
Рассказываем по картине. |
1 |
|
|
47. |
Работа с таблицей. |
1 |
|
|
48. |
Графический диктант. |
1 |
|
|
49. |
Четвертый лишний. Учимся доказывать |
1 |
|
|
50. |
Кто в домике живет? Соседи числа |
1 |
|
|
51. |
Что на что похоже? Геометрические формы вокруг нас |
1 |
|
|
52. |
Больше, меньше и равно |
1 |
|
|
53. |
Прыгаем через ступеньку. Устный счет |
1 |
|
|
54. |
Задачи в стихах. Учимся внимательности |
1 |
|
|
55. |
Отгадай число. Место в числовом ряду. |
1 |
|
|
56. |
Путешествие в страну «Математика» |
1 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.