Адаптированная рабочая программа
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа

Оценка 4.8
docx
15.01.2024
Адаптированная рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ Рабочая программа по матем 4 класс.docx

 

                  «Согласовано»

Заведующий  кафедрой

Зонова И.П./____________/

                            ФИО

Протокол № 7 от «20»

Апреля 2016г.

 

«Утверждено»

Директор  МБОУ Гимназия № 4

_____________/В.И. Маргун/

       ФИО

Приказ № 5 от «17 »августа 2016 г.

 

                                                                                                 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 5от

 «22» апреля 2016 г.

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по математике

для 4 класса

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

Составитель: С.В. Цыбульская

                                                             учитель начальных классов ПКК

 

 

 

 

 

 

 

       Адаптированная рабочая программа  по курсу «Математика»  для учащихся 4 В специального  (коррекционного) класса V вида, составлена согласно следующих документов:

·        Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об  образовании  в  Российской  Федерации»

·        Приказ №373  « Об  утверждении   и введении  в действие ФГОС начального общего образования» от 06.10.2009г.

·        Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации №1015 от 30 августа 2013 г. «Об  утверждении порядка  организации  и  осуществления  образовательной деятельности по  основным  общеобразовательным программам – образовательным  программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·        Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения.

·        Программы общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Дорофеева,  Т. Н. Мираковой, Т.Б. Бука  «Математика. 1 - 4 классы» (учебно-методический комплект «Перспектива»).

                                     

Программа разработана с учетом:

·        санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ «Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 -10» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)  с последующими  изменениями;

·        годового учебного календарного плана на 2014/2015 учебный год;

·        основной образовательной программы Учреждения;

·        федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)

   

    Указание, в какую образовательную область входит предмет

       Рабочая программа по курсу «Математика»   включена в предметную область математика  и информатика. Данная программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов математики  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

В соответствии с  Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.

 

     Программа реализуется  с использованием учебника «Математика» 4 класс в 2-х    частях.  Авторов: Г.В. Дорофеева,  Т. Н. Мираковой, Т.Б. Бука 

 

                                        Общая характеристика курса:

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.   

        Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это помогает правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением. Учащиеся с ОВЗ VII вида знакомятся с классами не только тысяч, но миллионов и др. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение арифметических действий ограничено пределами миллиона.

  Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

    Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий –  это один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений,  вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

      Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.  Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения.

      Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи.

    Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

     Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свой­ствах расширяется постепенно. Нахож­дение площади прямоугольника (квадрата) связывается с из­учением умножения, задача нахождения стороны прямоуголь­ника (квадрата) по его площади — с изучением деления.

     Различные геометрические фигуры (отрезок, многоуголь­ник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач.

      Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

       Изучение математики на ступени начального общего образования  в условиях коррекционного класса (Vвида) направлено на достижение следующих целей:

·        обеспечение  не только усвоения определенных математических знаний, умений и навыков, но и  формирование у обучающихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения;

·        математическое развитие обучающихся, овладение системой УУД, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

     Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

·        обеспечить прочное и сознательное овладение системой математиче­ских знаний и умений, необходимых для применения в практической де­ятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образо­вания;

·        обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

·        сформировать умение учиться;

·        сформировать устойчивый интерес к математике;

·        выявить и развить математические и творческие способности.                        

          Учитывая специфику  обучения математике детей с ЗПР  наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционные  задачи:

         восполнение пробелов  математического разви­тия учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организа­ции предметно-практической деятельности;

         обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

         активизация познавательной деятельности, развитие зритель­ного и слухового восприятия;

         активизация  словаря обучающихся, в единстве с формированием математических понятий;

         воспитание положительной учебной мотивации, формирова­ние интереса к математике;

         развитие навыков самоконтроля, формирование УУД.

        Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а так же личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

                                              Коррекционная составляющая.

   Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ V вида.

ü  Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

ü  Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

ü  Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

ü  Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

ü  У детей с ОВЗ V вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

ü  Учащиеся  классов коррекции характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

       Для успешной коррекции и последующей адаптации (в среднем звене) на уроках математики используется механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Для этого в работу на уроке включены следующие приемы:

         работа с тренажёрами;

         составление схем и таблиц;

         моделирование (проигрывание) ситуаций;

         устный счет с использованием различных видов наглядности (карточки, веера, счетные принадлежности).

 В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Серьезнейшее значение, которое придается обучению решению текстовых задач, объясняется еще и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание их практического значения и пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям.

При реализации программы предполагается использование таких форм контроля, как:
- фронтальный,
- индивидуальный,
- устный текущий,
- контрольный плановый,
- письменный.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного опреде­ленного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Индивидуальный контроль осуществляется в письменной форме – работа с тематическими карточками, тренажёрами, а так же устно в форме опроса – теста «вопрос – ответ».

Устный текущий контроль осуществляется во время проведения устного счета, опроса по теме урока.

      Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, изме­рение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место зани­мают работы, с помощью которых проверяются знания таблич­ных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.

      Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содер­жат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического харак­тера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В основе оценивания письменных работ по математике ле­жат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

                            Используемые  формы, методы, технологии.

        Исходя из уровня подготовки класса, применяются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены практические работы, итоговые контрольные работы с последующим анализом, задания в форме тестирования. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога. Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащихся, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, направленным  на закрепление навыков счета, умение работать с именованными числами.

Технологии, используемые для организации учебного процесса:

·        технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;

·        технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;

·        технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;

·        ИКТ и др.

          Также программой  предусмотрено использование ЦОРов и ЭОРов.

     Формы  и методы работы:

         Метод коррекции концентрации внимания

         Метод коррекции восприятия.

         Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности

         Метод коррекции нарушений характера

         Техника релаксации

         Математические  игры

         Графические диктанты (ориентация в пространстве).

 

                     Требования к уровню подготовки учащихся

     В  связи  с тем, что  в  классе обучаются  дети  с ОВЗ,  требования   к  уровню  подготовки обучающихся  упрощены,  однако не находятся    ниже  критической отметки уровня  знаний  и умений.

 

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

·        читать, записывать и сравнивать числа в пределах  1000000; записывать результат сравнения,  используя знаки (больше, меньше, равно);

·        представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

·        пользоваться изученной математической терминологией;

·        записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

·        находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8-в, в:2, а+в, с-d, к:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

·        выполнить устные вычисления в пределах 100 и с  большими  числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

·        выполнять вычисления с 0;

·        выполнять письменные вычисления (сложение и  вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и   двузначные числа), проверку вычислений;

·        решать уравнения вида х(+, -) 60+320, 125+х+750, 2000-х=1450,

х-12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

·            решать задачи в 1-3 действия;

·        находить длину отрезка, ломанной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

·        находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

·        узнавать время по часам;

·        выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

·        применять к решению текстовых задач знания изученных связей между величинами;

·        строить заданный отрезок;

·        строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:

·        выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);

·        выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;

·        определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;

·        формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т.д.), помогающие понять его смысл, ставить вопросы по ходу выполнения задания;

·        выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;

·        развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;

·        осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;

·        формировать умения читать и записывать числа, знания состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;

·        формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил  о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

·        пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;

·        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ориентировка в пространстве, определение времени по часам и др.)

                            Планируемые  результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

·        Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

·        Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

·        Целостное восприятие окружающего мира.

·        Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

·        Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

·        Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

·        Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

·        Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

·        Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

·        Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·        Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

·        Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

·        Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

·        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

·        Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·        Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

·        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

·        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

·        Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

·        Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

·        Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

·        Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

·        Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

 

 

Содержание    учебного предмета «Математика»

Начальный курс математики курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000.     

Повторение и обобщение пройденного материала.

Нумерация. Счет предметов. Разряды. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чи­сел, умножения и деления на однозначное число. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Контрольная работа - 1ч. (Входная  контрольная работа).

Учащиеся научатся:

читать и записывать числа, знать их десятичный состав, а также порядок их следования в натуральном ряду чисел;

представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

получать при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее;

называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000;

выполнять вычисления в таких случаях, как: 900+60+3, 799+1, 900-1, 240+60-220;

выполнять  арифметические действия при нахождении значений выражений без скобок и со скобками и применять их в вычислениях;

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать свойства  диагоналей прямоугольника и квадрата находить площадь и периметр треугольников;

решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента.

 

НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ БОЛЬШЕ 1000.     

 Нумерация

Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллио­нов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разряд­ных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в  10,  100,  1000 раз. Луч. Числовой луч. Угол. Виды углов. Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Контрольная работа №1 по теме "Приемы рациональных вычислений".

Контрольная работа № 2  по теме "Числа от 100 до 1000".

Учащиеся научатся:

записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

получать при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах миллиарда;

на основе знаний по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 2000+300+8, 75900-5000, 9909+1, 10000-1;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять многозначные числа из единиц разных классов и, наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и записывать любые числа в пределах миллиарда;

выделять в числе единицы каждого разряда, заменять число суммой разрядных слагаемых, называть общее количество единиц любого разряда, содержащегося в числе;

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, ки­лометр, соотношения между ними. Единицы площади.  Квадратный миллиметр, квадратный сан­тиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотно­шения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Учащиеся научатся:

сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить вели чину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;

использовать эти знания для решения различных задач;

измерять и строить отрезки с помощью линейки.

находить площадь фигур, используя палетку.

находить  площади прямоугольника,  решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур.

находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

узнавать время по часам;

выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Учащиеся получат возможность научиться:

 устанавливать соотношения между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач;

измерять каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени;

иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади;

устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны;

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свой­ства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложе­ния и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание величин.

 Контрольная работа №3 по теме "Числа от 100 до 1000".  Контрольная работа № 4 по теме «Нумерация».

 Контрольная работа № 5 по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000".

Учащиеся научатся:

применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).

пользоваться  переместительным  и сочетательным свойствами  сложения, а также свойствами вычитания числа из суммы и суммы из числа;

выполнять  сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона устно и письменно;

записывать  и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

Учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания,  применять эти знания при проверке вычислений;

выполнять  сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона;

находить   числовые   значения  буквенных  выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

 Умножение и деление.   Умножение и деление на однозначное число

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний).  Задачи, решаемые умножением и делением.  Случаи умножения с числами 1 и 0.  Взаимосвязь между компонентами и результата­ми умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение. Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Решение задач на пропорциональное деление. Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

Учащиеся научатся:

решать примеры на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

приёмам устного и письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеют навыками выполнения этих действий;

применять  переместительное свойство умножения суммы на число при выполнении вычислений;

использовать  связь между компонентами и результатом действия умножения и деления  при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений;

Учащиеся получат возможность научиться:

решать новый вид задач на нахождение четвёртого пропорционального;

устанавливать  связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, деления с умножением, уметь применять эти знания при нахождении произведения, частного, при решении простых и составных задач.

устанавливать связь между компонентами и результатом действия умножения и деления и использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений.

Скорость, время, расстояние.

Скорость. Единицы скорости.  Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).

Учащиеся научатся:

решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, выполняя при этом соответствующие чертежи;

устанавливать связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием;

находить расстояние по данным скорости и времени движения; время – по данным расстояния и скорости; скорость – по данным расстояния и времени движения.

Учащиеся получат возможность научиться:

решать  составные задачи, используя знание связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Умножение и деление чисел,  оканчивающихся нулями.

Умножение числа на произведение. Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями.  Перестановка и группировка множителей.

Учащиеся научатся:

формулировать  свойство умножения числа на произведение и деление числа на произведение,  применять в устных и письменных вычислениях;

умножать на число, оканчивающееся нулями, и объяснять эти приёмы, опираясь на свойство умножения числа на произведение;

умножать на 10, 100, 1000; делить на 10, 100, 1000 с остатком и без остатка;

Учащиеся получат возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Письменное умножение и деление на двузнач­ное и трехзначное число (в пределах миллиона).

Контрольная работа № 6 по теме "Умножение и деление".  Контрольная работа № 7 по решению задач изученных видов.

Контрольная работа № 8 по теме "Умножение и деление в пределах 1000000"

Контрольная работа № 9 по теме "Деление и умножение чисел в пределах 100000".

Учащиеся научатся:

умножать  число на сумму;

пользоваться приёмом  устного и письменного умножения на двузначные и трёхзначные числа;

объяснять каждую операцию письменного деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа;

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

Учащиеся получат возможность научиться:

достаточно быстро умножать на двузначное число;

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

Проверка умения решать простые задачи.

Решение составных задач в два, три  действия, в основе решения которых лежит знание взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; ширина, длина прямоугольника и его площадь

Следует отметить, что помимо включения этих основных вопросов на каждом уроке итогового повторения должна продолжаться работа над закреплением, совершенствованием навыков письменного умножения и деления, особенно – на двузначное число, а также на более трудные случаи умножения и деления на однозначное число (с нулями во множимом, множителе, в конце записи делимого и в середине записи частного). Отработка этих умений требует повседневных упражнений и должна осуществляться независимо от того, какой теме посвящён данный урок. Должны также включаться упражнения, задания, вопросы, направленные на закрепление знания нумерации (3 – 4 упражнения). Совершенствование умений выполнять устные и письменные вычисления в выражениях, содержащих 2 – 4 действия (в том числе 2 – 3 примера на порядок действий с устными вычислениями и 1 – 2 – с письменными), решать как простые задачи, так и составные (2 – 3 задачи).

Учащиеся  научатся:

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

решать задачи в 3—4 действия;

находить разные способы решения задач

Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

Пространственные отношения.  Геометрические фигуры

Учащиеся научатся:

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.  Точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Учащиеся  получат возможность научиться:

распознавать плоские и кривые поверхности

распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры

распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Учащиеся  научатся:

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащиеся  получат возможность научиться:

 вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

Учащиеся  научатся:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащиеся получат возможность научиться:

читать несложные готовые круговые диаграммы;

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме- (таблицы,  диаграммы, схемы);

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

 

 

 

Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

учебного предмета «Математика»

п\п

Тема

Количество  часов

Предметные результаты

 

Числа от 100 до 1000(16ч)

 

 

1

Повторение материала за курс 3 класса. Нумерация. Счет, Раздяды

1

Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Использовать знания таблицы умножения при вычис­лении значений выражений. Решать задачи в 2—3 действия.

Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или за­висимость между компонентами и результатом действия. Вычислять площадь прямоугольника, ступенчатой фи­гуры по заданным размерам сторон. Сравнивать площади фигур методом наложения и с по­мощью общей мерки.

Работать с информацией, заданной в форме таблицы, схемы, диаграммы.

Характеризовать свойства геометрических фигур (пря­моугольник, квадрат, куб, пирамида)

 

2

Повторение материала за курс 3 класса Самостоятельная работа №1

1

 

3

Числовые   выражения.

1

 

4

Диагональ    многоугольника.   Понятие.

1

Проводить  диагонали многоугольника, характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровер­гать их

Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата

 

5

Диагональ    многоугольника. 

Самостоятельная работа №2

1

 

 

Приёмы рациональных вычислений (20 ч)

 

6

Группировка    слагаемых.  Приемы рациональный вычислений.  

1

Использовать свойства арифметических действий, при­ёмы группировки и округления слагаемых для рациона­лизации вычислений.

Сравнивать   разные  способы  вычислений,   находить наиболее удобный. Планировать решение задачи.

Выполнять задания творческого и поискового харак­тера

Знакомство с приёмами рационального выполнения действия сложения: группировка слагаемых, округление слага­емых)

 

7

Группировка    слагаемых.     Округление слагаемых. Закрепление.

1

 

8

Умножение чисел на 10 и на 100.

Приёмы умножения чисел на 10

1

Выполнять умножение круглых десятков и круглых со­тен на 10 и на 100.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера.

Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий

 

9

Умножение числа на произведение. Закрепление.

1

 

10

Окружность и круг. Математический диктант №1

1

Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур Знакомство с окруж­ностью и кругом и их элементами: центр окружности   (круга),   радиус   и   диаметр окружности (круга). Свойство радиуса (ди­аметра) окружности (круга)

 

11

Среднее    арифметическое.    Знакомство с понятием среднего арифметического

1

Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых.

Копировать  (преобразовывать) изображение фигуры на клетчатой бумаге

 

12

Умножение двузначного числа на круглые десятки.  

1

 

13

Скорость. Время. Расстояние. Понятия.

1

Моделировать и решать задачи на движение в одно действие,  используя  схематический  рисунок,  таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, харак­теризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с по­мощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы

Задачи на движение,  характеризующие  зависимость

между скоростью, временем и расстоянием

 

14

Скорость. Время. Расстояние.

Задачи на движение  Контрольная работа №2

1

 

15

Умножение двузначного числа на двузначное     (письменные      вычисления).Алгоритм вычислений.

 

1

Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы

Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное

в пределах 1000.

 

 

 

Числа от 100 до 1000 (15 ч)

 

16

Виды    треугольников.    

1

Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники. Интерпретировать информацию, представленную с по­мощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы

 

17

Виды    треугольников.     Классификация треугольников по длине сторон Математический диктант№2

1

 

18

Деление круглых чисел на 10 и на 100. Приемы деления.

 

1

Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100.

Анализировать житейские ситуации, требующие уме­ния измерять стоимость в рублях и копейках. Решать задачи, в которых стоимость выражена в рублях и копейках. Заменять    крупные    единицы    стоимости    мелкими (2 р. 60 к. = 260 к.) и наоборот (500 к. = 5 р.)

АлгоритмПриёмы деления круглых десятков и круг­лых сотен на 10 и на 100. Единицы стои­мости: рубль, копейка — и их соотноше­ние

 

19

Деление   числа   на   произведение.   Три способа деления числа на произведение

1

Сравнивать различные способы деления числа на произ­ведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений

 

20

Цилиндр. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развёртка цилин­дра

1

Находить в окружающей обстановке предметы цилин­дрической формы.

Конструировать модель цилиндра по его развёртке, ис­следовать и характеризовать свойства цилиндра. Работать в паре при решении задач на поиск законо­мерностей. Совместно оценивать результат работы

 

21

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

1

Моделировать и решать задачи на нахождение неиз­вестного по двум суммам.

Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Работать в паре при решении логических задач на по­иск закономерностей. Совместно оценивать результат работы

 

22

Деление круглых чисел на круглые де­сятки. Алгорим вычислений.

1

Выполнять устно деление на круглые десятки в преде­лах 1000.

Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на  10 и правила деления числа на произведение

Алгоритм :Приём деления на круглые десятки

 

23

Деление на двузначное число (письмен­ные вычисления).

1

Выполнять в пределах 1000 письменно деление на дву­значное число.

Выполнять проверку действия деления разными спосо­бами.

Наблюдать за изменением решения задачи при изме­нении её условия (вопроса).

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера

Алгоритм письменного деления на двузначное число

 

24

Урок повторения и самоконтроля.

 

1

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма ариф­метического действия

 

 

Числа, которые больше 1000. Нумерация (13 ч)

 

25

Тысяча. Счёт тысячами.

1

Моделировать  ситуации, требующие умения считать тысячами. Выполнять счёт тысячами, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на

знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц.  Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счете. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе

 

26

Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. Миллион.

1

Моделировать  ситуации,  требующие умения считать десятками тысяч.

Выполнять счёт десятками тысяч, как прямой, так и обратный.

Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч, ос­нованные на знании нумерации.

Образовывать числа, которые больше 1000, из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объ­ясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколь­ко единиц каждого класса в числе

 

27

Виды углов. Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые).

1

Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже.

Интерпретировать информацию, представленную с по­мощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы Алгоритм опре­деления вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника

 

28

Разряды и классы чисел. Таблица разрядов и классов.

 

1

Называть   разряды   и   классы   многозначных   чисел в пределах 1 000 000.

Сравнивать многозначные числа, опираясь на порядок следования чисел при счёте.

Читать и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Заменять    многозначное    число    суммой    разрядных слагаемых. Выполнять приёмы сложения и вычитания многознач­ных чисел, основанные на знании нумерации (6282 ± 1, 800 000 + 500 и т. д.)

 

29

Конус. Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса

1

Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, ис­следовать и характеризовать свойства конуса

 

30

Миллиметр.  Миллиметр как новая единица измерения длины

1

Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять длины отрезков в миллиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1дм 9 см = 190 мм, 26 дм = 260 см, 6 м 35 мм = 6035 мм, 1 км 270 м = 1270 м) и наоборот (90 000 м = 90 км)

 

31

Задачи на нахождение неизвестного по двум  разностям.  

1

Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом

 Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по разностям двух других величин

 

 

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч)

 

32

Алгоритмы   письменного   сложения   и вычитания многозначных чисел

1

Выполнять приёмы письменного сложения и вычита­ния многозначных чисел

 

33

Центнер и тонна.  Новые      единицы      измерения      массы. Соотношения единиц массы

1

Анализировать житейские ситуации, требующие уме­ния измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими (6 т 4 ц = 64 ц)  и  наоборот (3800 кг = 3 т 800 кг = = 3 т 8 ц).

Рассказывать о различных инструментах и технических средствах для проведения измерений массы

 

34

Доли и дроби. Знакомство с долями пред­мета, их названием и обозначением

1

Моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета.

Называть и обозначать дробью доли предмета, разде­лённого на равные части

 

35

Секунда. Секунда как новая единица вре­мени.

1

Моделировать ситуации, требующие умения измерять

время в секундах.

Заменять крупные единицы времени мелкими

(2 ч = 3600 с) и наоборот (250 с = 4 мин 10 с) Соотношения единиц времени: час, минута, секунда. Секундомер

 

36

Сложение      и      вычитание      величин. Алгоритм вычислений

 

1

Выполнять приёмы письменного сложения и вычита­ния составных именованных величин. Выполнять проверку действия деления разными спосо­бами.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания творческого и поискового характера

Алгоритм Приёмы письменного сложения и вычита­ния составных именованных величин

 

 

Умножение и деление (28 ч)

 

37

Умножение многозначного числа на од­нозначное число . Алгоритм вычислений

1

Выполнять письменно умножение многозначного числа

на однозначное число. Сравнивать   разные  способы  вычислений,  выбирать

удобный

Алгоритм  письменного умножения многозначного    числа    на    однозначное число.

 

38

Нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение дроби от числа Самостоятельная работа №5

1

Моделировать ситуации, требующие умения находить дробь от числа.

Решать задачи на нахождение дроби от числа. Использовать различные приёмы проверки правильно­сти выполнения действия, вычисления значения число­вого выражения

 

39

Нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение дроби от числа

1

 

40

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Приемы умножения.

1

Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм вы­полнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.) Приёмы умножения на круглые десятки, сотни и тысячи

 

41

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. 

1

 

42

Таблица единиц длины. Единицы длины (миллиметр,   сантиметр,  дециметр,   метр,

километр) и их соотношения

1

Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины. Составлять задачи по таблице, диаграмме, рисунку и решать их. Интерпретировать информацию, представленную с по­мощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы

 

43

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа № 6

1

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма ариф­метического действия

 

44

Задачи на встречное движение, ее краткая запись

1

Знакомство с задачей на встречное движение, её краткой записью и решением 

Моделировать  и  решать  задачи  на  встречное движение.

Составлять задачи на встречное движение по схемати­ческому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по во­просам,   с  комментированием,  составлением  выраже­ния). Выбирать самостоятельно способ решения задачи

 

45

Таблица единиц массы. Единицы массы 

 

1

Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы. Планировать   решение   задачи,   сравнивать   разные способы решения задачи с пропорциональными вели­чинами

 

46

Таблица единиц массы. Единицы массы и их

соотношения

1

 

47

Задачи на движение в противоположных направлениях Математический диктант №3

1

Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять  задачи  на движение в противоположных направлениях по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по во­просам,  с  комментированием,  составлением  выраже­ния). Выбирать самостоятельно способ решения задачи Алгоритм решения задач на движение в противоположных направлениях, её схематической записью и решением

 

48

Задачи на движение в противоположных направлениях

1

 

49

Задачи на движение в противоположных направлениях.

1

 

50

Умножение на двузначное число. Приемы вычисления

1

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число.

Сравнивать   разные  способы  вычислений,  выбирать удобный Алгоритм Приём письменного   умножения   на   двузначное число

 

51

Умножение на двузначное число.

1

 

52

Задачи на движение в одном направлении

1

Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять  условие   задачи   недостающим   вопросом, числовым данным

 

53

Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 7

1

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма ариф­метического действия

 

54

Время. Единицы времени.

1

Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Заменять крупные единицы времени мелкими и наобо­рот на основе знания соотношений между единицами времени. Понимать и анализировать  информацию,  представ­ленную с помощью диаграммы,  формулировать  вы­воды.

Выполнять задания творческого и поискового харак­тера

 

 

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (32 ч)

 

55

Таблица единиц времени. Единицы вре­мени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения

1

Заменять крупные единицы времени мелкими и наобо­рот на основе знания таблицы единиц времени. Сравнивать   разные  способы  вычислений,  выбирать более удобный

 

56

Деление многозначного числа на одно­значное число.  Самостоятельная работа №6

1

Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на однозначное число. Использовать различные способы проверки правиль­ности выполнения арифметических действий

Алгоритм  Приём письменного деле­ния многозначного числа на однозначное число

 

57

Шар. Знакомство с шаром, его изображе­нием. Центр и радиус шара

1

Находить в окружающей обстановке предметы шаро­образной формы.

Конструировать модель шара из пластилина, исследо­вать и характеризовать свойства шара

 

58

Нахождение числа по его дроби. Задачи на нахождение числа по его дроби

1

Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби.

Решать задачи на нахождение числа по его дроби. Использовать различные приёмы проверки правильно­сти выполнения действия, вычисления значения число­вого выражения

 

59

Деление чисел,  которые оканчиваются нулями,   на  круглые  десятки,   сотни  и тысячи.  

1

Выполнять деление  многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи, используя правило деления числа на произведение.

Осуществлять  пошаговый  контроль  правильности  и полноты выполнения алгоритма арифметического дей­ствия

Алгоритм Приёмы деления многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи

 

60

Задачи на движение по реке.

1

Моделировать и решать задачи на движение по реке. Планировать решение задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Исследовать модель шара и характеризовать его свойства

Знакомство с задачами на движение по реке, их крат­кой записью и решением

 

61

Ар и гектар. Ар и гектар как новые еди­ницы площади

1

Анализировать житейские ситуации, требующие уме­ния измерять площадь участков в арах и гектарах. Заменять крупные единицы площади мелкими и на­оборот на основе знания соотношений между единица­ми площади

. Ар и гектар как новые еди­ницы площади и их соотношения с квад­ратным метром

 

62

Таблица единиц площади. Единицы площади  и их соотношения. Составление таб­лицы единиц площади

1

Заменять крупные единицы площади мелкими и на­оборот на основе знания таблицы единиц площади

(квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадрат­ный метр, квадратный километр, ар и гек­тар)

 

63

Умножение    многозначного    числа    на трёхзначное число.   Приём письменного

умножения многозначного числа на трехзначное число

1

Выполнять письменно умножение многозначного числа на трехзначное число.

Заменять    многозначное    число    суммой   разрядных слагаемых и использовать правило умножения числа на сумму при вычислениях

 

64

Деление многозначного числа на трёхзначное число

1

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на трехзначное число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Алгоритм Приём письменного деления многозначного числа на трехзначное число

 

65

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.

1

Выполнять в пределах миллиона умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.) Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел, когда нули в конце множителей (24 700 • 36,

247 • 360, 2470 • 360) или в середине одного из множителей (364 • 207), когда нули в конце

делимого (136 800 : 57) или в середине частного (32 256 : 32 = 1008)

 

66

Повторение.

1

 

67

Повторение.

1

 

68

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса

1

 

 

ИТОГО

68 часов

 

 


 

Согласовано» Заведующий кафедрой

Согласовано» Заведующий кафедрой

Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» для учащихся 4

Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» для учащихся 4

Общая характеристика курса:

Общая характеристика курса:

Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи

Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи

УУД. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими…

УУД. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими…

В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач

В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач

Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащихся, их мотивированию к самостоятельной учебной работе

Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащихся, их мотивированию к самостоятельной учебной работе

К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться: · выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др

К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться: · выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Учащиеся получат возможность научиться: составлять многозначные числа из единиц разных классов и, наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и…

Учащиеся получат возможность научиться: составлять многозначные числа из единиц разных классов и, наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и…

Сложение и вычитание Сложение и вычитание (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свой­ства…

Сложение и вычитание Сложение и вычитание (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свой­ства…

Скорость, время, расстояние.

Скорость, время, расстояние.

Работа с текстовыми задачами

Работа с текстовыми задачами

Учащиеся получат возможность научиться: вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы

Учащиеся получат возможность научиться: вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы

Характеризовать свойства геометрических фигур (пря­моугольник, квадрат, куб, пирамида) 2

Характеризовать свойства геометрических фигур (пря­моугольник, квадрат, куб, пирамида) 2

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

Развёртка цилин­дра 1Находить в окружающей обстановке предметы цилин­дрической формы

Развёртка цилин­дра 1Находить в окружающей обстановке предметы цилин­дрической формы

Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе 26

Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе 26

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Умножение и деление (28 ч) 37

Умножение и деление (28 ч) 37

Таблица единиц массы . Единицы массы и их соотношения 1 47

Таблица единиц массы . Единицы массы и их соотношения 1 47

Заменять крупные единицы времени мелкими и наобо­рот на основе знания таблицы единиц времени

Заменять крупные единицы времени мелкими и наобо­рот на основе знания таблицы единиц времени

Составление таб­лицы единиц площади 1

Составление таб­лицы единиц площади 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024