«Согласовано» Заведующий кафедрой Зонова И.П./____________/ ФИО Протокол № 7 от «20» Апреля 2016г.
|
«Утверждено» Директор МБОУ Гимназия № 4 _____________/В.И. Маргун/ ФИО Приказ № 5 от «17 »августа 2016 г.
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 5от
«22» апреля 2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 4 класса
2017-2018 учебный год
Составитель: С.В. Цыбульская
учитель начальных классов ПКК
Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» для учащихся 4 В специального (коррекционного) класса V вида, составлена согласно следующих документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Приказ №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» от 06.10.2009г.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения.
· Программы общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика. 1 - 4 классы» (учебно-методический комплект «Перспектива»).
Программа разработана с учетом:
· санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 -10» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями;
· годового учебного календарного плана на 2014/2015 учебный год;
· основной образовательной программы Учреждения;
· федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
Указание, в какую образовательную область входит предмет
Рабочая программа по курсу «Математика» включена в предметную область математика и информатика. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Программа реализуется с использованием учебника «Математика» 4 класс в 2-х частях. Авторов: Г.В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой, Т.Б. Бука
Общая характеристика курса:
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это помогает правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением. Учащиеся с ОВЗ VII вида знакомятся с классами не только тысяч, но миллионов и др. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение арифметических действий ограничено пределами миллиона.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий – это один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений, вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Изучение математики на ступени начального общего образования в условиях коррекционного класса (Vвида) направлено на достижение следующих целей:
· обеспечение не только усвоения определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у обучающихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения;
· математическое развитие обучающихся, овладение системой УУД, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
· обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
· обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
· сформировать умение учиться;
· сформировать устойчивый интерес к математике;
· выявить и развить математические и творческие способности.
Учитывая специфику обучения математике детей с ЗПР наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционные задачи:
• восполнение пробелов математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
• обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
• активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
• активизация словаря обучающихся, в единстве с формированием математических понятий;
• воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
• развитие навыков самоконтроля, формирование УУД.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а так же личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Коррекционная составляющая.
Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ V вида.
ü Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
ü Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
ü Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
ü Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
ü У детей с ОВЗ V вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
ü Учащиеся классов коррекции характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Для успешной коррекции и последующей адаптации (в среднем звене) на уроках математики используется механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Для этого в работу на уроке включены следующие приемы:
• работа с тренажёрами;
• составление схем и таблиц;
• моделирование (проигрывание) ситуаций;
• устный счет с использованием различных видов наглядности (карточки, веера, счетные принадлежности).
В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Серьезнейшее значение, которое придается обучению решению текстовых задач, объясняется еще и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание их практического значения и пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям.
При реализации программы предполагается использование таких
форм контроля, как:
-
фронтальный,
- индивидуальный,
- устный текущий,
- контрольный плановый,
- письменный.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Индивидуальный контроль осуществляется в письменной форме – работа с тематическими карточками, тренажёрами, а так же устно в форме опроса – теста «вопрос – ответ».
Устный текущий контроль осуществляется во время проведения устного счета, опроса по теме урока.
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Используемые формы, методы, технологии.
Исходя из уровня подготовки класса, применяются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены практические работы, итоговые контрольные работы с последующим анализом, задания в форме тестирования. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога. Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащихся, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, направленным на закрепление навыков счета, умение работать с именованными числами.
Технологии, используемые для организации учебного процесса:
· технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;
· технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;
· технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;
· ИКТ и др.
Также программой предусмотрено использование ЦОРов и ЭОРов.
Формы и методы работы:
• Метод коррекции концентрации внимания
• Метод коррекции восприятия.
• Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности
• Метод коррекции нарушений характера
• Техника релаксации
• Математические игры
• Графические диктанты (ориентация в пространстве).
Требования к уровню подготовки учащихся
В связи с тем, что в классе обучаются дети с ОВЗ, требования к уровню подготовки обучающихся упрощены, однако не находятся ниже критической отметки уровня знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
· читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000; записывать результат сравнения, используя знаки (больше, меньше, равно);
· представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
· пользоваться изученной математической терминологией;
· записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
· находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8-в, в:2, а+в, с-d, к:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
· выполнить устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
· выполнять вычисления с 0;
· выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
· решать уравнения вида х(+, -) 60+320, 125+х+750, 2000-х=1450,
х-12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
· решать задачи в 1-3 действия;
· находить длину отрезка, ломанной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
· находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
· узнавать время по часам;
· выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
· применять к решению текстовых задач знания изученных связей между величинами;
· строить заданный отрезок;
· строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:
· выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
· выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
· определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
· формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т.д.), помогающие понять его смысл, ставить вопросы по ходу выполнения задания;
· выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
· развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
· осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
· формировать умения читать и записывать числа, знания состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
· формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
· пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ориентировка в пространстве, определение времени по часам и др.)
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
· Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
· Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
· Целостное восприятие окружающего мира.
· Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
· Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
· Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
· Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
· Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
· Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
· Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
· Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
· Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
· Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
· Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
· Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
· Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
· Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Нумерация. Счет предметов. Разряды. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Контрольная работа - 1ч. (Входная контрольная работа).
Учащиеся научатся:
читать и записывать числа, знать их десятичный состав, а также порядок их следования в натуральном ряду чисел;
представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;
получать при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее;
называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000;
выполнять вычисления в таких случаях, как: 900+60+3, 799+1, 900-1, 240+60-220;
выполнять арифметические действия при нахождении значений выражений без скобок и со скобками и применять их в вычислениях;
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата находить площадь и периметр треугольников;
решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента.
НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ БОЛЬШЕ 1000.
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Луч. Числовой луч. Угол. Виды углов. Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Контрольная работа №1 по теме "Приемы рациональных вычислений".
Контрольная работа № 2 по теме "Числа от 100 до 1000".
Учащиеся научатся:
записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
получать при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах миллиарда;
на основе знаний по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 2000+300+8, 75900-5000, 9909+1, 10000-1;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять многозначные числа из единиц разных классов и, наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и записывать любые числа в пределах миллиарда;
выделять в числе единицы каждого разряда, заменять число суммой разрядных слагаемых, называть общее количество единиц любого разряда, содержащегося в числе;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними. Единицы площади. Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Учащиеся научатся:
сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить вели чину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
использовать эти знания для решения различных задач;
измерять и строить отрезки с помощью линейки.
находить площадь фигур, используя палетку.
находить площади прямоугольника, решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур.
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать соотношения между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач;
измерять каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени;
иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади;
устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание величин.
Контрольная работа №3 по теме "Числа от 100 до 1000". Контрольная работа № 4 по теме «Нумерация».
Контрольная работа № 5 по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000".
Учащиеся научатся:
применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).
пользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения, а также свойствами вычитания числа из суммы и суммы из числа;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона устно и письменно;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, применять эти знания при проверке вычислений;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона;
находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Умножение и деление. Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением. Случаи умножения с числами 1 и 0. Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение. Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Решение задач на пропорциональное деление. Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
Учащиеся научатся:
решать примеры на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
приёмам устного и письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеют навыками выполнения этих действий;
применять переместительное свойство умножения суммы на число при выполнении вычислений;
использовать связь между компонентами и результатом действия умножения и деления при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений;
Учащиеся получат возможность научиться:
решать новый вид задач на нахождение четвёртого пропорционального;
устанавливать связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, деления с умножением, уметь применять эти знания при нахождении произведения, частного, при решении простых и составных задач.
устанавливать связь между компонентами и результатом действия умножения и деления и использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений.
Скорость, время, расстояние.
Скорость. Единицы скорости. Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).
Учащиеся научатся:
решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, выполняя при этом соответствующие чертежи;
устанавливать связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием;
находить расстояние по данным скорости и времени движения; время – по данным расстояния и скорости; скорость – по данным расстояния и времени движения.
Учащиеся получат возможность научиться:
решать составные задачи, используя знание связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.
Умножение числа на произведение. Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями. Перестановка и группировка множителей.
Учащиеся научатся:
формулировать свойство умножения числа на произведение и деление числа на произведение, применять в устных и письменных вычислениях;
умножать на число, оканчивающееся нулями, и объяснять эти приёмы, опираясь на свойство умножения числа на произведение;
умножать на 10, 100, 1000; делить на 10, 100, 1000 с остатком и без остатка;
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона).
Контрольная работа № 6 по теме "Умножение и деление". Контрольная работа № 7 по решению задач изученных видов.
Контрольная работа № 8 по теме "Умножение и деление в пределах 1000000"
Контрольная работа № 9 по теме "Деление и умножение чисел в пределах 100000".
Учащиеся научатся:
умножать число на сумму;
пользоваться приёмом устного и письменного умножения на двузначные и трёхзначные числа;
объяснять каждую операцию письменного деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа;
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Учащиеся получат возможность научиться:
достаточно быстро умножать на двузначное число;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Проверка умения решать простые задачи.
Решение составных задач в два, три действия, в основе решения которых лежит знание взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; ширина, длина прямоугольника и его площадь
Следует отметить, что помимо включения этих основных вопросов на каждом уроке итогового повторения должна продолжаться работа над закреплением, совершенствованием навыков письменного умножения и деления, особенно – на двузначное число, а также на более трудные случаи умножения и деления на однозначное число (с нулями во множимом, множителе, в конце записи делимого и в середине записи частного). Отработка этих умений требует повседневных упражнений и должна осуществляться независимо от того, какой теме посвящён данный урок. Должны также включаться упражнения, задания, вопросы, направленные на закрепление знания нумерации (3 – 4 упражнения). Совершенствование умений выполнять устные и письменные вычисления в выражениях, содержащих 2 – 4 действия (в том числе 2 – 3 примера на порядок действий с устными вычислениями и 1 – 2 – с письменными), решать как простые задачи, так и составные (2 – 3 задачи).
Учащиеся научатся:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задач
Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащиеся научатся:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. Точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Учащиеся получат возможность научиться:
распознавать плоские и кривые поверхности
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Учащиеся научатся:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащиеся получат возможность научиться:
вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Учащиеся научатся:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме- (таблицы, диаграммы, схемы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
учебного предмета «Математика»
№ п\п |
Тема |
Количество часов |
Предметные результаты |
|
|
Числа от 100 до 1000(16ч) |
|
||||
1 |
Повторение материала за курс 3 класса. Нумерация. Счет, Раздяды |
1 |
Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений. Решать задачи в 2—3 действия. Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия. Вычислять площадь прямоугольника, ступенчатой фигуры по заданным размерам сторон. Сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью общей мерки. Работать с информацией, заданной в форме таблицы, схемы, диаграммы. Характеризовать свойства геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, куб, пирамида) |
|
|
2 |
Повторение материала за курс 3 класса Самостоятельная работа №1 |
1 |
|
||
3 |
Числовые выражения. |
1 |
|
||
4 |
Диагональ многоугольника. Понятие. |
1 |
Проводить диагонали многоугольника, характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата |
|
|
5 |
Диагональ многоугольника. Самостоятельная работа №2 |
1 |
|
||
|
Приёмы рациональных вычислений (20 ч) |
|
|||
6 |
Группировка слагаемых. Приемы рациональный вычислений. |
1 |
Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный. Планировать решение задачи. Выполнять задания творческого и поискового характера Знакомство с приёмами рационального выполнения действия сложения: группировка слагаемых, округление слагаемых) |
|
|
7 |
Группировка слагаемых. Округление слагаемых. Закрепление. |
1 |
|
||
8 |
Умножение чисел на 10 и на 100. Приёмы умножения чисел на 10 |
1 |
Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий |
|
|
9 |
Умножение числа на произведение. Закрепление. |
1 |
|
||
10 |
Окружность и круг. Математический диктант №1 |
1 |
Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур Знакомство с окружностью и кругом и их элементами: центр окружности (круга), радиус и диаметр окружности (круга). Свойство радиуса (диаметра) окружности (круга) |
|
|
11 |
Среднее арифметическое. Знакомство с понятием среднего арифметического |
1 |
Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых. Копировать (преобразовывать) изображение фигуры на клетчатой бумаге |
|
|
12 |
Умножение двузначного числа на круглые десятки. |
1 |
|
||
13 |
Скорость. Время. Расстояние. Понятия. |
1 |
Моделировать и решать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы Задачи на движение, характеризующие зависимость между скоростью, временем и расстоянием |
|
|
14 |
Скорость. Время. Расстояние. Задачи на движение Контрольная работа №2 |
1 |
|
||
15 |
Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления).Алгоритм вычислений.
|
1 |
Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000. |
|
|
|
|
Числа от 100 до 1000 (15 ч) |
|
||
16 |
Виды треугольников. |
1 |
Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы |
|
|
17 |
Виды треугольников. Классификация треугольников по длине сторон Математический диктант№2 |
1 |
|
||
18 |
Деление круглых чисел на 10 и на 100. Приемы деления.
|
1 |
Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять стоимость в рублях и копейках. Решать задачи, в которых стоимость выражена в рублях и копейках. Заменять крупные единицы стоимости мелкими (2 р. 60 к. = 260 к.) и наоборот (500 к. = 5 р.) АлгоритмПриёмы деления круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Единицы стоимости: рубль, копейка — и их соотношение |
|
|
19 |
Деление числа на произведение. Три способа деления числа на произведение |
1 |
Сравнивать различные способы деления числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений |
|
|
20 |
Цилиндр. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развёртка цилиндра |
1 |
Находить в окружающей обстановке предметы цилиндрической формы. Конструировать модель цилиндра по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства цилиндра. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы |
|
|
21 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. |
1 |
Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы |
|
|
22 |
Деление круглых чисел на круглые десятки. Алгорим вычислений. |
1 |
Выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 1000. Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на 10 и правила деления числа на произведение Алгоритм :Приём деления на круглые десятки |
|
|
23 |
Деление на двузначное число (письменные вычисления). |
1 |
Выполнять в пределах 1000 письменно деление на двузначное число. Выполнять проверку действия деления разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера Алгоритм письменного деления на двузначное число |
|
|
24 |
Урок повторения и самоконтроля.
|
1 |
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Нумерация (13 ч) |
|
|||
25 |
Тысяча. Счёт тысячами. |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами. Выполнять счёт тысячами, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счете. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе |
|
|
26 |
Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. Миллион. |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения считать десятками тысяч. Выполнять счёт десятками тысяч, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе |
|
|
27 |
Виды углов. Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые). |
1 |
Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника |
|
|
28 |
Разряды и классы чисел. Таблица разрядов и классов.
|
1 |
Называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000. Сравнивать многозначные числа, опираясь на порядок следования чисел при счёте. Читать и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, основанные на знании нумерации (6282 ± 1, 800 000 + 500 и т. д.) |
|
|
29 |
Конус. Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса |
1 |
Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства конуса |
|
|
30 |
Миллиметр. Миллиметр как новая единица измерения длины |
1 |
Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять длины отрезков в миллиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1дм 9 см = 190 мм, 26 дм = 260 см, 6 м 35 мм = 6035 мм, 1 км 270 м = 1270 м) и наоборот (90 000 м = 90 км) |
|
|
31 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. |
1 |
Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по разностям двух других величин |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч) |
|
|||
32 |
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел |
1 |
Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел |
|
|
33 |
Центнер и тонна. Новые единицы измерения массы. Соотношения единиц массы |
1 |
Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими (6 т 4 ц = 64 ц) и наоборот (3800 кг = 3 т 800 кг = = 3 т 8 ц). Рассказывать о различных инструментах и технических средствах для проведения измерений массы |
|
|
34 |
Доли и дроби. Знакомство с долями предмета, их названием и обозначением |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета. Называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части |
|
|
35 |
Секунда. Секунда как новая единица времени. |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения измерять время в секундах. Заменять крупные единицы времени мелкими (2 ч = 3600 с) и наоборот (250 с = 4 мин 10 с) Соотношения единиц времени: час, минута, секунда. Секундомер |
|
|
36 |
Сложение и вычитание величин. Алгоритм вычислений
|
1 |
Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания составных именованных величин. Выполнять проверку действия деления разными способами. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания творческого и поискового характера Алгоритм Приёмы письменного сложения и вычитания составных именованных величин |
|
|
|
Умножение и деление (28 ч) |
|
|||
37 |
Умножение многозначного числа на однозначное число . Алгоритм вычислений |
1 |
Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число. |
|
|
38 |
Нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение дроби от числа Самостоятельная работа №5 |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения находить дробь от числа. Решать задачи на нахождение дроби от числа. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения |
|
|
39 |
Нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение дроби от числа |
1 |
|
||
40 |
Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Приемы умножения. |
1 |
Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.) Приёмы умножения на круглые десятки, сотни и тысячи |
|
|
41 |
Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. |
1 |
|
||
42 |
Таблица единиц длины. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) и их соотношения |
1 |
Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины. Составлять задачи по таблице, диаграмме, рисунку и решать их. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы |
|
|
43 |
Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 |
1 |
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия |
|
|
44 |
Задачи на встречное движение, ее краткая запись |
1 |
Знакомство с задачей на встречное движение, её краткой записью и решением Моделировать и решать задачи на встречное движение. Составлять задачи на встречное движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи |
|
|
45 |
Таблица единиц массы. Единицы массы
|
1 |
Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами |
|
|
46 |
Таблица единиц массы. Единицы массы и их соотношения |
1 |
|
||
47 |
Задачи на движение в противоположных направлениях Математический диктант №3 |
1 |
Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять задачи на движение в противоположных направлениях по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи Алгоритм решения задач на движение в противоположных направлениях, её схематической записью и решением |
|
|
48 |
Задачи на движение в противоположных направлениях |
1 |
|
||
49 |
Задачи на движение в противоположных направлениях. |
1 |
|
||
50 |
Умножение на двузначное число. Приемы вычисления |
1 |
Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный Алгоритм Приём письменного умножения на двузначное число |
|
|
51 |
Умножение на двузначное число. |
1 |
|
||
52 |
Задачи на движение в одном направлении |
1 |
Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным |
|
|
53 |
Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 7 |
1 |
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия |
|
|
54 |
Время. Единицы времени. |
1 |
Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами времени. Понимать и анализировать информацию, представленную с помощью диаграммы, формулировать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (32 ч) |
|
|||
55 |
Таблица единиц времени. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения |
1 |
Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц времени. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный |
|
|
56 |
Деление многозначного числа на однозначное число. Самостоятельная работа №6 |
1 |
Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на однозначное число. Использовать различные способы проверки правильности выполнения арифметических действий Алгоритм Приём письменного деления многозначного числа на однозначное число |
|
|
57 |
Шар. Знакомство с шаром, его изображением. Центр и радиус шара |
1 |
Находить в окружающей обстановке предметы шарообразной формы. Конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства шара |
|
|
58 |
Нахождение числа по его дроби. Задачи на нахождение числа по его дроби |
1 |
Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби. Решать задачи на нахождение числа по его дроби. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения |
|
|
59 |
Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. |
1 |
Выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи, используя правило деления числа на произведение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия Алгоритм Приёмы деления многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи |
|
|
60 |
Задачи на движение по реке. |
1 |
Моделировать и решать задачи на движение по реке. Планировать решение задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Исследовать модель шара и характеризовать его свойства Знакомство с задачами на движение по реке, их краткой записью и решением |
|
|
61 |
Ар и гектар. Ар и гектар как новые единицы площади |
1 |
Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять площадь участков в арах и гектарах. Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами площади . Ар и гектар как новые единицы площади и их соотношения с квадратным метром |
|
|
62 |
Таблица единиц площади. Единицы площади и их соотношения. Составление таблицы единиц площади |
1 |
Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар и гектар) |
|
|
63 |
Умножение многозначного числа на трёхзначное число. Приём письменного умножения многозначного числа на трехзначное число |
1 |
Выполнять письменно умножение многозначного числа на трехзначное число. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых и использовать правило умножения числа на сумму при вычислениях |
|
|
64 |
Деление многозначного числа на трёхзначное число |
1 |
Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на трехзначное число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Алгоритм Приём письменного деления многозначного числа на трехзначное число |
|
|
65 |
Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. |
1 |
Выполнять в пределах миллиона умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.) Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел, когда нули в конце множителей (24 700 • 36, 247 • 360, 2470 • 360) или в середине одного из множителей (364 • 207), когда нули в конце делимого (136 800 : 57) или в середине частного (32 256 : 32 = 1008) |
|
|
66 |
Повторение. |
1 |
|
||
67 |
Повторение. |
1 |
|
||
68 |
Итоговая контрольная работа за курс 4 класса |
1 |
|
||
|
ИТОГО |
68 часов |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.