Цели учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для первого этапа обучения (1-4 классы) разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Чтение является важным учебным предметом русского языка. Его направленность на социализацию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения является необходимым условием формирования у обучающихся жизненных компетенций. Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Задачами уроков чтения на первом этапе обучения в 1 – 4 классах являются:
· Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
· Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
· Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета « Чтение » на первом этапе обучения (1-4 классы)
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Чтения». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета « Чтение » на конец первого этапа обучения (1-4 классы):
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6)овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы):
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Чтение» и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты |
|
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 1 класса |
|
-Понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника; -знать правила поведения учащихся в школе; -понимать и выполнять правила посадки за партой; -знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»; -знать основные цвета, называть их и правильно использовать; -различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами; -исключать лишний предмет по цвету, форме, величине; -иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук; -делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему; -делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему; -выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; -составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя. |
-Знать правила поведения обучающихся в школе; -знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»; -знать основные цвета; -различать звуки окружающей действительности; -находить лишний предмет по цвету, форме, величине; -иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово; -выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; -составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.
|
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 1 класса |
|
-Различать звуки на слух и в собственном произношении; -знать буквы, различать звуки и буквы; -различать гласные и согласные звуки; -определять звуки в начале и в конце слова; -определять количество слогов в слове; -определять количество слов в предложении; -читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; -отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; -знать и различать буквы; -читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; -слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
|
Планируемые предметные результаты на конец 2 класса |
|
-Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; -соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; -пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; -выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед обучающимися класса. |
-Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или опорой на картинку; -читать по слогам короткие тексты; -соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать наизусть 2-3 небольших стихотворения. |
Планируемые предметные результаты на конец 3 класса |
|
-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; -читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); -активно участвовать в анализе произведения; -пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; -высказывать своё отношение к поступку героя, событию после проведённого анализа произведения; -выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений. |
-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана; -правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; -соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста; -пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; -выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса |
|
- Читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определять основную мысль текста после предварительного его анализа; - читать текст про себя, выполняя задание учителя; - выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; - читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед обучающимися класса. |
- Осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; - участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед обучающимися класса.
|
Содержание учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Класс |
Освоение учебного предмета |
Содержание |
1 класс |
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. |
|
Формирование элементарных навыков чтения |
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. |
2-4 классы |
Содержание чтения (круг чтения) |
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. |
|
Жанровое разнообразие |
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. |
|
Примерная тематика произведений |
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. |
|
Навык чтения |
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). |
|
Работа с текстом |
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. |
Тематическое планирование учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Количество часов |
Темы |
Виды деятельности |
1 класс |
||
3 |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа |
Добукварный период Различение звуков окружающей действительности, узнавание их, определение источника звука. Имитация голосов животных, узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
3 |
Слово |
Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов. Соотнесение их с конкретными предметами. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов. Выделение слова из ряда предложенных на слух. Фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
6 |
Предложение Текст |
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений по картинке. Запись предложений условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова. Фиксация предложений в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с выбором соответствующей картинки. |
2 |
Слог (часть слова) |
Деление двусложных слов на слоги. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам. Соотнесение прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов. |
3 |
Звук |
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Отработка звукопроизношения. Дифференциация оппозиционных звуков. Выделение повторяющегося звука в чистоговорках. Выделение звуков в начале слова. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. Различение и называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов. Практическое усвоение пространственного расположения фигур. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части. Показ и название предметов, их изображений последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков картинки по образцу. Составление картинки из пазлов. Исключение лишнего предмета по цвету, форме или величине. Разучивание коротких стихотворных текстов. |
24 |
1-й этап Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
|
Букварный период Правильное произнесение изучаемых звуков. Определение места звука в словах. Выделение первого звука в начале слова. Подбор слов, начинающихся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование и чтение слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов. Повторение их целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой. Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога. Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. |
44 |
2-й этап Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. |
Повторение пройденных звуков и букв. Правильное и четкое произнесение звуков. Характеристика звука. Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой. Определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах. Дифференциация слогов с мягкими и твердыми согласными. Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов. Чтение слоговых структур по подобию. Целостное запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звукобуквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Чтение предложений с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. Чтение загадок и стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. |
47 |
3-й этап Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
|
Повторение пройденных звуков и букв, Четкое и правильное артикулирование звуков. Практическое различение гласных и согласных звуков, обозначение их в схеме. Дифференциация оппозиционных звуков. Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов. Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом. Выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. |
Тематическое планирование 1 класс
1. Что такое речь? Речь устная и письменная. Наша школа. Школьная мебель. |
2. Семья. . Школьные вещи. Игрушки. Понятие слова. Условно-графическая запись отдельных слов. |
3. Текст. Предложение. Слово. . Звук . Утро школьника. |
4. Понятие «слог» как «часть слова» . Деление слов на слоги. |
5. Понятие «звук». Характеристика гласных и согласных звуков. |
6. Звук и буква Аа. . Звук и буква Уу. Слова АУ, УА. Чтение слов. |
7. Звук и буква Мм. Обратные слоги АМ, УМ. Составление и чтение слогов МА, МУ и слова МАМА. |
8. Звук и буква Оо. Составление и чтение слогов ОМ, МО. Сравнительный звукобуквенный анализ. |
8. Звук и буква Хх. Чтение слогов с буквой Хх. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов АХ – ХА, УХ – ХУ, ОХ – ХО. |
10. Звук и буква Сс. Звук и буква Нн |
11. Звук и буква Ы. Слоги и слова со звуком [ы]. |
12. Звук и буквы Л л. Обратные и прямые слоги и слова со звуком и буквой Л, л. |
13. Звук и буква Вв. Слоги и слова со звуком и буквой В в. Чтение слов и предложений с буквой В. Звук и буква Ии. |
14. Звук и буква Шш. Слоги обратные и прямые: АШ - ША, УШ – ШУ, ОШ - ШО. Дифференциация звуков [С - Ш]. Сочетание ШИ. |
15. Звук и буква Пп. Слоги и слова со звуком и буквой Пп. Чтение слогов, слов и предложений и текста с буквой Пп. |
16. Звук и буква Тт. Слоги и слова со звуком и буквой Тт. . Чтение слов и предложений с буквой Тт |
17. Звук и буква Кк. Слоги и слова, состоящие из одного закрытого слога. Чтение слогов, слов и предложений с буквой К. |
18. Звук и буква Зз. Слоги, слова и предложения со звуком и буквой З. Чтение пар слов типа «лил -залил». Различение на слух, в произношении и чтение звуков и букв З - С, слогов с этими буквами, слов. |
19. Звук и буква Рр. Слоги и слова со звуком и буквой Р. Предложения с этими словами. Различение звуков [Р - Л]. |
20. Звук и буква Йй. Слоги и слова со звуком и буквой Йй. Различение на слух в произношении и чтение звуков и букв Й – И. |
21. Звук и буква Ж. Слоги и слова со звуком и буквой ж. Различение на слух, в произношении и чтение звуков и букв Ж – Ш.Сочетания ЖИ - ШИ |
22. Звук и буква Бб. Слоги и слова со звуком и буквой Бб. . Чтение слогов, слов и предложений с буквой Бб. Различение на слух в произношении и чтение звуков и букв Б – П |
23. Звук и буква Дд. Слоги и слова со звуком и буквой Дд. Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв Д - Т |
24. Звук и буква Гг. Слоги и слова со звуком и буквой Гг. Различение на слух, в произношении и при чтении звуков и букв Г – К. |
25. Буква Ь, как показатель мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Различение на слух в произношении и чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. |
26. Звук и буква Е е. Составление и чтение слов с буквой е в начале слова. Буква Ее, как показатель мягкости согласных. |
27. Звук и буква Яя. Образование и чтение слогов и слов с буквой я, как показателем мягкости согласных. Сравнительный звукобуквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. |
28. Звук и буква Юю. Буква ю, как показатель мягкости согласных. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными при обозначении твёрдыми и мягкими буквами у - ю. |
29. Звук и буква Ёё. Составление и чтение слогов и слов с буквой Ёё. Буква ё, как показатель мягкости согласных. |
30. Звук и буква Ч, ч. Слоги и слова с буквой Чч. Сочетания ЧА, ЧУ. Звук и буква Щщ. Слоги и слова со звуком [щ].. Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу. |
31. Звук и буква Фф. Слоги, слова, текст «Лесная школа» с буквой Фф. .Различение на слух в произношении и чтение звуков и букв В - Ф, слогов и слов с этими буквами. |
32. Звук и буква Цц. Слоги и слова с буквой Ц. Различение на слух в произношении и чтение звуков и букв С – Ц. |
33. Звук и буква Ээ. Слоги и слова со звуком и буквой Ээ. Буква Ъ. Составление и чтение слов с буквой Ъ. Различение слов с Ь и Ъ знаками. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.