Адаптированная рабочая программа начального общего образования по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1-4 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1-4 класс

Оценка 4.8
docx
12.10.2021
Адаптированная рабочая программа  начального общего образования  по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1-4  класс
6 речевая практика +.docx

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Речевая практика»

Личностные результаты

1)    Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);

2)    Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения

3)     Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

4)     Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5)    Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений  (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;

6)    Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

7)    Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

8)    Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

9)    Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;

10)                       Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);

11)                       Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).

12)                       Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

13)                       овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

14)                        Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

15)                        Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;

16)                       Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

17)                       Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала

1 класс

2 класс

3 класс

4        класс

Минимальный уровень

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

— называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

— употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;

 — правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

— знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

— слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Достаточный уровень

 — выполнять задания по словесной инструкции;

— называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

— внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;

— соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

— уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

— уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

— слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

 — адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома;

— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

 — слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Достаточный уровень

— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;

— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;

— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;

— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень

 — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень

— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

 — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

 

 

2.     Содержание учебного предмета

1 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.

Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру».

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим  рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

2 класс

Аудирование и понимание речи

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)

Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.

Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).

Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.

 

Дикция и выразительность речи

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)

Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь.

Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к  телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

3 класс

Аудирование и понимание речи

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» 204 (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.

Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:

— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;

 — говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи (те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

4 класс

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.  Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к  телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

 

 

 

3. Тематическое планирование

 1 класс - 8,25 ч

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

                                                                                    

1.

Давайте знакомиться. Знакомство во дворе. Знакомство в гостях

1

2.

«Теремок»

1

3.

Покупка школьных принадлежностей. В магазине игрушек

1

4.

Готовимся к празднику.  Новогодние чудеса. Зимняя прогулка

1

5.

«Надо, надо умываться…». Помощники

1

6.

«Петушок и бобовое зёрнышко». Весенние праздники.

1

7.

«Заячья избушка»

1

8.

«Спокойной ночи!», «Доброе утро!»

1

9.

День Победы

0,25

 

2 класс – 8,5 ч

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.      

Школьная жизнь – 2 ч

Добро пожаловать! Кто нас лечит и кормит. Правила для школьника. Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал

 

1

 

2.      

  Игры и игрушки – 1 ч

 «Игрушки», «Моя любимая игрушка», «Магазин игрушек»

 

1

3.     .

Играем в сказку – 1 ч

 Знакомство со сказками  «Три медведя», «Три поросенка», «Красная Шапочка»

 

1

4.      

Я дома – 1 ч

Расскажи о себе. Я звоню себе домой. Я звоню в экстренные службы

 

1

5.      

Мои товарищи в школе  - 1 ч

 Играем во дворе. Не надо больше ссориться

 

1

6.      

Готовим новогодний праздник  - 1 ч

Новогодние чудеса. Зимние забавы

 

1

7.      

Мойдодыр – 1ч

Я умываюсь и чищу зубы. Я правильно одеваюсь. Я обуваюсь .Опрятному человеку нужны помощники.

 

1

8.      

  Я за порогом дома – 1ч

Где я живу. За покупками в магазин. Мы в гостях на день рождении

 

1

9.      

  Мир природы – 0,25 ч

«К нам весна шагает…». Первоцветы. Весенняя прогулка.

 

0,5

 

3 класс – 8,5 ч

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.      

Снова в школу! (1 ч.)

Вот и лето пролетело! Осень. Учимся общаться. Правила хорошего тона.

 

1

2.      

Мы собрались поиграть… (1 ч.)

Я за порогом дома. Правила общения во время игр. Считалочки.

1

3.      

В библиотеке (1ч.)

Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. (Ролевая игра «Библиотеке»).

 

1

4.      

Отправляюсь в магазин ( 1ч.)

Отделы магазина. Правила хорошего тона. Ролевая игра «Магазин».

 

1

5.      

Телефонный разговор (1 ч.)

Телефон в нашей жизни. Правила общения по телефону. Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…»

 

1

6.      

Я – зритель (1 ч.)

Знакомство с театром. Правила вежливого зрителя. Составление памятки «В кино».

 

1

7.      

Какая сегодня погода? (1 ч.)

Прогноз погоды. Расскажи мне о погоде. Составление рассказа «Зимние забавы».

 

1

8.      

Весёлый праздник (6ч.)

Праздники в нашей жизни. Я иду на день рожденья. У меня день рождения.

 

1

9.      

Учимся понимать животных(8ч.)

Беседа по теме «Мир природы». Правила друзей природы. Составление рассказа домашнем животном «Мой друг».

 

0,5

 

4 класс – 8,5 ч

п/п

Тема урока

Количество часов

1.      

Добро пожаловать! «Прошлым летом». Расскажи мне о своих летних каникулах

1

2.      

Книга – лучший собеседник. Я выбираю книгу. Моя любимая книга. В библиотеке. Игра «Молчок»

1

3.      

Твой старший друг. Почему с ним интересно? Задушевный разговор. Вместе в беде и в радости.

1

4.      

Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок». Мы сказочники. Составляем сказку. Я пишу свою сказку

1

5.      

Мое любимое стихотворение. Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

1

6.      

Мой помощник телефон. Я у телевизора. Полезные и вредные телепередачи. Составь свою телевизионную программу

1

7.      

Знаки-помощники. Правила дорожного движения достойны уважения

1

8.      

Веселый праздник. Приглашение. Поздравляю! Поздравление ветеранам

1

9.      

Мы друзья или враги природы? В гостях у леса

0,5

 


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; 4)

Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; 4)

Достаточный уровень — выполнять задания по словесной инструкции; — называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; — внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;…

Достаточный уровень — выполнять задания по словесной инструкции; — называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; — внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;…

Минимальный уровень — выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; — называть предметы и действия, соотносить их с картинками; — правильно выражать свои просьбы, используя…

Минимальный уровень — выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; — называть предметы и действия, соотносить их с картинками; — правильно выражать свои просьбы, используя…

Минимальный уровень - выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; — называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; — употреблять вежливые слова при обращении…

Минимальный уровень - выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; — называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; — употреблять вежливые слова при обращении…

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов

Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству

Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству

Дикция и выразительность речи

Дикция и выразительность речи

Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»

Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы?

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы?

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник)

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник)

Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»)

Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»)

Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»)

Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»)

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене

Тема урока Кол-во часов 1

Тема урока Кол-во часов 1

Я – зритель (1 ч.) Знакомство с театром

Я – зритель (1 ч.) Знакомство с театром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021