Адаптированная рабочая программа начального общего образования по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс

Оценка 4.9
doc
12.10.2021
Адаптированная рабочая программа начального общего  образования  по речевой практике для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1    1  класс
речевая практика.doc

Рабочая программа учебного предмета  «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью  на 2016-2017 учебный год и следующих  нормативно -  правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Введение в программу «Русский язык» предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что задерживает речевое развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

   Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

   Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2.Коррекция обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5.Воспитание культуры речевого общения.

Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется

1. Планируемые результаты.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»

на конец обучения в 1 классе

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

·         выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

·         называть предметы и соотносить их с картинками;

·         употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

·         правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

·         сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

·         выполнять задания по словесной инструкции;

·         называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

·         внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

·         соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

·         сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

 

 

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные  базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать  и писать;

-наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-называть предметы и соотносить их с картинками;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

 

  2. Содержание учебного предмета.

Аудирование и дикция.

Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Выразительность речи.

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение тихой и громкой речи в игре. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной  интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи» и.т.д.

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Терем-теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Покупаем школьные принадлежности», «В магазине игрушек», «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя прогулка», «Помощники», «Спокойной ночи», «Доброе утро».

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или изображений по заданному признаку.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации.

Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.

Культура общения.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие  внимание к партнеру.

Употребление «вежливых»  слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

 

 

3.  Тематическое планирование.

 

Тема урока

Кол-во часов

1

Школьная жизнь. Школьные принадлежности 

1 ч

2

Знакомство во дворе. Знакомство в гостях

1 ч

3

Играем в сказку

1 ч

4

Игры и игрушки

1 ч

5

В магазине игрушек

1 ч

6

Мойдодыр

1 ч

7

У нас праздник

1 ч

8

«Доброе утро!» , «Спокойной ночи!»

1 ч

9

Я и мои товарищи

 

1 ч

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и…

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и…

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный

Познавательные базовые учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать…

Познавательные базовые учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать…

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме:

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме:

Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома

Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021