1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» обязательной предметной области "Искусство" для начального общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, адаптированной основной образовательной программой обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2).
Содержание рабочей программы разработано с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (fgosreestr.ru, одобрена решением федерального учебно-методического объединения, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Реализуется с использованием учебников УМК «Школа России» «Изобразительного искусство» для обучающихся 1 - 4 классов под редакцией Б.М. Неменского.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.
Основные направления коррекционной работы:
· Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
· Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, рук)
· Развитие речи
· Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
· Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
· основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
· наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· зрительного восприятия и узнавания;
· моторики пальцев;
· пространственных представлений и ориентации;
· речи и обогащение словаря;
· коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
· коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы организации образовательного процесса
· урок;
· внеклассная работа
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится:
в 1 классе 33 часа в год/1 час в неделю;
во 2 классе 34 часа в год/1 час в неделю;
в 3 классе 34 часа в год/1 час в неделю;
в 4 классе 34 часов в год/1 час в неделю.
Всего на изучение русского языка отводится 135 ч.
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Рабочая программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
3.Содержание учебного предмета, курса.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· приобретение ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
· уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
· самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
· приобретение духовных и эстетических потребностей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
· овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
· готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
· приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.
4 класс
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
· формировать эстетические потребности – потребности общения с искусством, природой.
· овладевать навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой деятельности под руководством учителя;
· сотрудничать с товарищами , соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность научиться:
· обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.формировать эстетические чувства, художественное мышление, наблюдательность и фантазию;
Метапредметные результаты:
3 класс
Регулятивные УУД
· Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
· Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
· Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
· Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
· Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
· Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
· Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
· Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
· Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Познавательные УУД
· Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
· отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
· Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
· Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
· Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
· Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
· Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
Коммуникативные УУД
· Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
· Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
· Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
· Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
· Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
4 класс
Регулятивные УУД
· Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
· Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
· Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
· Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
· Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
· Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
· Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
· Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.
Познавательные УУД
· Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
· Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
· устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
· устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
· Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
· Составлять сложный план текста.
· Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Коммуникативные УУД
· Владеть диалоговой формой речи.
· Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
· Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
· Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
· Договариваться и приходить к общему решению.
· Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
· Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,
дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Предметные результаты распределяются по годам обучения следующим образом:
3 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
· расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
· различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности;
· различать основные виды и жанры пластических искусств;
· эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
· расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
· воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
· воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
· видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
· высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
· изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
· использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
· использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
· понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
· пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
· использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
· применять простые способы оптического смешения цветов;
· распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
· различать контрасты в рисунке;
· использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
· создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность научиться:
· передавать движение предмета на плоскости;
· изображать построение архитектурных форм;
· смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
· применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
· передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
· передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
· передавать в живописи объем круглых предметов;
· передавать образ человека в разных культурах;
· выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
· понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности;
· выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
· воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
· представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
· изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
· участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
· эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
· выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
· передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов;
· передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
· работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
· самостоятельно изготовить бересту;
· передавать главную мысль в рисунке или живописи.
4 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
· воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
· воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
· узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
· различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство);
· выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
· отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
· участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
· понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
· использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
· работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
· приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
· различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно- образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
· участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
· расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет- ресурсов;
· использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
· создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
· искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
· применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
· выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
· видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
· высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
· использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
· различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
· составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
· пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
· использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности;
· создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
· изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
· пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
· изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
· передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
· осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
· четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
· владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
· создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
· создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
· выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
· осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
· узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками;
· фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
· любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
· узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
· выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
· создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
· узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
· передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
· передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи;
· передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
· передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
· изображать образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;
· участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
· понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
· изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
3. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами.
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.
Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
3 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
искусство в твоем доме (8 часов) |
||
1 |
Твои игрушки (создание формы, роспись). |
1 |
2 |
Твои игрушки (лепка из пластилина). |
1 |
3 |
Посуда у тебя дома. |
1 |
4 |
Мамин платок. |
1 |
5 |
Обои и шторы у тебя дома. |
1 |
6 |
Твои книжки. |
1 |
7 |
Поздравительная открытка (декоративная закладка). |
1 |
8 |
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. |
1 |
Искусство на улицах твоего города (8 часов) |
||
9 |
Памятники архитектуры. |
1 |
10 |
Витрины на улицах. |
1 |
11 |
Парки, скверы, бульвары. |
1 |
12 |
Ажурные ограды. |
1 |
13 |
Фонари на улицах и в парках. |
1 |
14 |
Новогодний фонарик. |
1 |
15 |
Удивительный транспорт. |
1 |
16 |
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. |
1 |
Художник и зрелище (10 часов) |
||
17 |
Художник в театре. |
1 |
18 |
Образ театрального героя. |
1 |
19 |
Театральные маски. |
1 |
20 |
Театр кукол. |
1 |
21 |
Театральный занавес. |
1 |
22 |
Афиша и плакат. |
1 |
23 |
Художник в цирке. |
1 |
24 |
Театральная программа |
1 |
25 |
Праздник в городе |
1 |
26 |
Школьный карнавал. Обобщение темы |
1 |
Художник и музей (8 часов) |
||
27 |
Музеи в жизни города. |
1 |
28 |
Картина – особый мир. Картина-пейзаж. |
1 |
29 |
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. |
1 |
30 |
Картина-портрет. |
1 |
31 |
Картины исторические и бытовые. |
1 |
32 |
Скульптура в музее и на улице. |
1 |
33 |
Музеи архитектуры. |
1 |
34 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
4 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
истоки родного искусства (8часов) |
||
1 |
Пейзаж родной земли |
1 |
2 |
В творческой мастерской. Деревня – деревянный мир. |
1 |
3 |
Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. |
1 |
4 |
Образ традиционного русского дома. |
1 |
5 |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
1 |
6 |
Образ красоты человека. Мужской портрет. |
1 |
7 |
В творческой мастерской. Народные праздники. Коллективное панно |
1 |
8 |
Обобщение темы четверти. |
1 |
Древние города нашей земли(7 часов) |
||
9 |
Древнерусский город-крепость. |
1 |
10 |
Древние соборы. |
1 |
11 |
Древний город и его жители. |
1 |
12 |
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
13 |
Города Русской земли. |
1 |
14 |
В творческой мастерской. Узорочье теремов. |
1 |
15 |
В творческой мастерской. Праздничный пир в теремных палатах. |
1 |
Каждый народ – художник (11часов) |
||
16 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
1 |
17 |
Изображение японок в национальной одежде. |
1 |
18 |
Искусство народов гор и степей. |
1 |
19 |
Города в пустыне. |
1 |
20 |
Образ художественной культуры Древней Греции |
1 |
21 |
Древнегреческие праздники. |
1 |
22-23 |
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. |
2 |
24-25 |
Портрет средневекового жителя. |
2 |
26 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы |
1 |
Искусство объединяет народы (8 часов) |
||
27 |
Материнство. |
1 |
28 |
Мудрость старости. |
1 |
29 |
Сопереживание. |
1 |
30 |
В творческой мастерской. Герои- защитники. |
1 |
31 |
Юность и надежды. |
1 |
32 |
Искусство народов мира. |
1 |
33 |
Обобщение по теме: « Искусство объединяет народы» |
1 |
34 |
Выставка работ. |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.