ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник. Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)
№ п/п |
Тип урока |
Тема урока |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
1 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Изображения всюду вокруг нас |
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
2-3 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Мастер Изображения учит видеть |
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально - образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и г. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
4 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Изображать можно пятном |
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения па плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом oт целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
5 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Изображать можно в объеме |
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходною природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
6 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Изображать можно линией |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
7 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Разноцветные краски |
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
8 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
9 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Художники и зрители (обобщение темы) |
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих. В. Ван Гог и др.). |
10 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Мир полон украшений |
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
11 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Красоту надо уметь замечать |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. |
12 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
|
13 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Красивые рыбы. Монотипия. |
|
14 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Украшение птиц. Объемная аппликация |
|
15 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Узоры, которые создали люди |
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мот ивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
16 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Как украшает себя человек |
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки. Кот в сапогах и т.д.). |
17 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделить и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
18 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Постройки в нашей жизни |
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
19-20 |
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Дома бывают разными |
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоя! дома. Конструировать изображение дома е помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). |
21
|
Урок - открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Домики, которые построила природа |
|
22-23 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Дом снаружи и внутри |
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита. различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. |
24-25 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Строим город |
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
26 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Все имеет свое строение |
Анализировать различные предметы е точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник- дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. |
27 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Строим вещи |
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
28 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник- архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
29 |
Урок открытия новых 'знаний, обретения новых умений и навыков |
Три Брата-Мастера всегда грудятся вместе |
Различать три вида художественной деятельности (но цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения. Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. |
30 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
«Праздник весны». Праздник птиц. Разноцветные жуки. |
Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. |
31 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
«Сказочная страна». |
Овладевать навыками коллективной деятельности работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. |
32 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Времена года. |
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (иод руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
33 |
Урок открытия новых знаний, обретения |
Здравствуй, лето! Урок любования. (обобщение темы) |
Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или па |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.