План-конспект урока по химии (11 класс).
Тема: Металлы (2 часа).
Цель: Систематизировать знания о строении и свойствах простых веществ – металлов.
Задачи:
Образования: Систематизировать и расширить знания учащихся о строении металлов, их физических и химических свойствах.
Воспитания: Воспитывать чувство ответственности, аккуратности в работе, культуру общения.
Развития: Формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; развивать навыки работы с веществами и оборудованием, умение применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений, формировать навыки исследовательской деятельности.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная опрос, самостоятельная работа учащихся, групповая работа учащихся.
Технологии: проблемного обучения, модульного обучения.
Методы и методические приемы:
1. Словесные – беседа, объяснение, рассказ.
2. Словесно-наглядные – демонстрации учителя.
3. Словесно-наглядно-практические – самостоятельная работа обучающихся.
Оборудование: презентация к уроку, коллекции металлов, модели кристаллических решеток, карточки с заданиями, пробирки.
Реактивы: (Mg, Al, Zn, Fe, Cu, Pb, Au, HCl (p), HNO3 (k), HCl (k), CuSO4, FeSO4, NaOH), пробирки.
Литература:
1. Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
2. Илейчев И. П. На уроках химии. – М.: Просвещение, 2005.
3. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия, 2000.
4. Суровцева Р. П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
5. Шлейхов А. В. На уроках химии. Методическое пособие. – М: Дрофа, 2003.
Ход урока
I этап: Организационный момент.
II этап: Подготовка к основному этапу занятия.
Слово учителя: Металлов много есть, но дело не в количестве
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не престало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком!
(слайд 1)
И действительно, трудно представить нашу жизнь без металлов: в крови человека 76 элементов, из них только 22 неметаллы; если масса тела человека 70 кг, то в его организме 1700 г Са, 250 г К, 70 г Na, 5 г Fe, 3г Zn. Все металлы очень важны и проблемы со здоровьем возникают, как и при их недостатке, так и при избытке.
Избыток Al – снижает умственные способности; Mg- вызывает паралич дыхания.
Недостаток Fe – причина анемии; ионов натрия - причина потери аппетита, головной боли, снижает память (слайд 2).
Промышленность и социальная сфера также тесно связана с металлами. Al - «крылатый металл», его сплав с марганцем, магнием, бериллием, натрием, кремнием используют в самолетостроении, а стронций – металл фейерверков и салютов (красные огни).
Вопрос: А где еще используют металлы?
Обучающиеся: предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Молодцы, вы не плохо ориентируетесь в этом вопросе. Ребята, как же должна звучать тема нашего сегодняшнего урока?
Обучающиеся: Металлы.
Учитель: Верно. Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока – «Металлы».
III этап: Усвоение знаний и способов действий.
На доске:
Что мы уже знаем о металлах | Что узнали нового
(фиксируются ответы учащихся)
1. Химические элементы-металлы
Обучающимся предлагается прослушать высказывание Ломоносова о металлах (слайд 3) и дать современную формулировку металлам.
Учитель: А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим на таблицу Д.И. Менделеева.
Вопрос – Какое положение занимают металлы в ПСХЭ?
Обучающиеся: Металлы находятся в левой нижней части периодической системы Д.И. Менделеева.
Учитель: Вы правы. Большая часть металлов сосредоточена именно там. Все они, как и любые другие вещества, состоят из атомов, которые имеют сложное строение. Я предлагаю вам выполнить задание, запишите его в тетрадь.
Задание 1. Составить полные схемы строения атомов натрия, кальция, алюминия, хрома и на основе их анализа сделайте вывод об особенностях строения большинства атомов металлов. (4 человека выходят к доске и записывают электронные и графические формулы выше указанных элементов).
Обучающиеся, анализируя строение атомов металлов, делают вывод о типе химической связи и кристаллической решетки.
Далее демонстрируются модели трех основных типов металлических кристаллических решеток:
![]()
![]()
Металлические
решетки
Гексагональная Кубическая Гранецентрированная
(литий, натрий) (алюминий, медь) (магний, титан, кобальт)
Учитель: Как известно, строение атома и тип кристаллической решетки обуславливают физические свойства вещества. Ребята, у вас на столах лежат коллекции металлов. Внимательно рассмотрите их и перечислите их физические свойства.
Обучающиеся: указывают, какими физическими свойствами могут обладать металлы.
Учитель: Вы, верно, отметили те физические свойства, которыми обладают металлы, лежащие на ваших партах. Но, чем же определяются эти свойства? Какова их причина?
Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Я вижу, что мой вопрос вызвал у вас затруднение. Вы сможете найти на него ответ, работая с учебным элементом модуля. У вас на партах лежат технологические карты, откройте их и найдите УЭ 1: Физические свойства металлов. В нем дана таблица,
которую вам необходимо будет заполнить. Правильность ответов мы потом проверим видеофрагментом. Приступайте к работе.
Учебный элемент 1. Физические свойства металлов.
Перед изучением УЭ, сформулируйте частные дидактические цели.
Работая с информацией учебника, заполните предложенную ниже таблицу.
|
Свойство
|
Причина |
Яркое проявление свойства |
|
1. Пластичность (с. 197) |
|
|
|
2. Металлический блеск (с. 198) |
|
|
|
3.Теплопроводность (с. 199) |
|
|
Пользуясь текстом учебника стр. 199-200 заполните схемы:
Электропроводность
Температура плавления
![]()
![]()
![]()
Плотность
![]()
Твердость
![]()
![]()
Отношение к магниту
![]()
Цветность
Правильность схемы проверяется (слайд 7). Вы неплохо справились с этим УЭ. Давайте обобщим всю ту информацию, с которой вы уже ознакомились на уроке.
Вопрос: Что вы узнали нового о простых веществах металлах? Учитель фиксирует ответы на доске.
IV. Этап урока. Практическая часть.
А теперь самое важное, что мы с вами должны изучить сегодня на уроке – Химические свойства металлов. Все вы их уже знаете из курса химии 9 класса, поэтому сейчас наша с вами задача их просто обобщить. Поможет нам в этом химический эксперимент, который вы сможете выполнить самостоятельно. Как вы видите, класс поделен на 5 групп. У каждой группы будет свое задание. Ваша задача провести химический эксперимент, сделать анализ результатов, записать уравнение химической реакции сформулировать выводы, а топом сообщить о них всем остальным. Приступайте к работе.
Перед выполнением химического эксперимента учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
I группа- взаимодействие с простыми веществами;
II группа- взаимодействие с кислотами (демонстрация опыта с «Царской водкой»)
III группа- взаимодействие металлов, стоящих до водорода с кислотами;
IV группа - взаимодействие металлов с солями;
V- группа- взаимодействие металлов со щелочами;
Обучающиеся: Сообщают о результатах, записывают уравнения химических реакций на доске.
Учитель: Вы справились с этим заданием. Теперь, давайте вместе посмотрим, как взаимодействуют металлы с органическими веществами.
Вместе – взаимодействие металлов с органическими веществами (взаимодействие натрия со спиртами-видео). Уравнения и правила фиксируются в тетради.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами выяснили, что многие металлы человек может использовать в промышленной и хозяйственной деятельности. Может ли это как-то сказаться на природном потенциале?
Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос я предлагаю вам выполнить работу с УЭ 2 Проблема истощения природных ресурсов. В этом учебном элементе предложен текст, который вам необходимо будет изучить и ответить на вопросы, которые мы потом вместе обсудим. Приступайте к работе.
V. Этап. Экологический аспект.
Учебный элемент 2. Проблема истощения природных ресурсов.
Перед изучением УЭ сформулируйте частные дидактические цели.
Прочитайте внимательно текст.
В природе не может быть проблемы исчерпаемости ресурсов. Химические элементы участвуют в круговороте веществ и концентрируются в форме разнообразных минералов в недрах Земли.
С развитием цивилизации люди начали добывать минералы и извлекать из них нужные им химические элементы. Год от года возрастает потребление различного сырья: металлических руд, фосфоритов и других минералов. Это
опустошает недра Земли. При современном темпе расходования из них будут исчерпаны в течение 50 лет. Положение усугубляется тем, что лишь 2% веществ, изымаемых из недр, используется по назначению, а 98% попадает в отвалы.
Для того чтобы снизить скорость расходования ресурсов, необходимо ресурсосбережение, то есть уменьшить расход сырьевых ресурсов, используемых в промышленности, при одновременном сохранении или увеличении количества конечной продукции. Существуют следующие основные направления ресурсосбережения.
Совершенствование технологии. Например, в настоящее время огромное количество металла теряется потому, что уходит в стружку. Многие машины – экскаваторы, станки, тракторы весят слишком много. Совершенствование технологии переработки металлов и уменьшение массы готовых изделий позволит намного сократить расход рудного сырья. Экономия воды возможна при внедрении оборотных систем водоснабжения.
Комплексное использование природных ресурсов. Одни и те же ресурсы могут использоваться несколькими отраслями хозяйства. Например, из медных руд, можно получать еще не менее 20 полезных элементов (серу, цинк, золото, серебро, молибден и др.)
Использование вторичных ресурсов, то есть повторное использование отходов в качестве сырья или источника энергии (этот процесс называется реутилизацией). Возможны различные варианты реутилизации, начиная от многократного использования молочных бутылок и наваривания новых протекторов на автопокрышки и вплоть до сложной переработки вторичных ресурсов – лома черных и цветных металлов, битого стекла, макулатуры и т.д. В будущем планируется вовлекать в реутилизацию до 80% металлов, 60 – 70% бумаги и пластиков.
Ситуация в ХМАО. В ХМАО расположено более трех тысяч месторождений полезных ископаемых, в том числе: нефтяных и газовых
месторождений, металлов, неметаллов, угля, подземных вод. Кроме того, почти на 100 объектах ведутся работы по изучению недр.
Тем не менее, в округе остро стоит вопрос ресурсосбережения нефти, а также цветных металлов. В ХМАО осуществляется государственный контроль над изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Ответьте устно на вопросы:
1. Какие способы ресурсосбережения нефти и цветных металлов вы могли бы использовать?
2. Предложите свои варианты использования вторичных ресурсов на территории нашего округа.
(После изучения учебного элемента идет совместное обсуждение вопросов).
VI. Этап. Закрепление.
Самостоятельная работа:
Закончите уравнения реакций:
1. K+ H2O →
2. Ba+H2SO4 →
3. C6H5OH+ Na →
4. Na+ H2SO4 →
5. ZnSO4+ Ca →
6. Li + N2 →
7. CH3COOH+ Na →
8. Cu+ H2O →
VII. Итог урока.
Вопрос – Что узнали нового о металлах?
V Этап: Домашнее задание. § 18 до коррозии металлов упр.2;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.