План-конспект урока: Металлы

  • Библиография
  • doc
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Химические свойства металлов
Иконка файла материала Урок Металлы.doc

 

План-конспект урока по химии (11 класс).

Тема: Металлы (2 часа).

Цель: Систематизировать знания о строении и свойствах простых веществ – металлов.

Задачи:

Образования: Систематизировать и расширить знания учащихся о строении металлов, их физических и химических свойствах.

Воспитания: Воспитывать чувство ответственности, аккуратности в работе, культуру общения.

Развития: Формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; развивать навыки работы с веществами и оборудованием, умение применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений, формировать навыки исследовательской деятельности.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная опрос, самостоятельная работа учащихся, групповая работа учащихся.

Технологии: проблемного обучения, модульного обучения.

Методы и методические приемы:

1. Словесные – беседа, объяснение, рассказ.

2. Словесно-наглядные – демонстрации учителя.

3. Словесно-наглядно-практические – самостоятельная работа обучающихся.

Оборудование: презентация к уроку, коллекции металлов, модели кристаллических решеток, карточки с заданиями, пробирки.

Реактивы: (Mg, Al,  Zn,  Fe, Cu, Pb, Au, HCl (p), HNO3 (k), HCl (k), CuSO4, FeSO4, NaOH), пробирки.

            Литература:

            1. Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

2. Илейчев И. П. На уроках химии. – М.: Просвещение, 2005.

3. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия, 2000.

4. Суровцева Р. П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

5. Шлейхов А. В. На уроках химии. Методическое пособие.  – М: Дрофа, 2003.

 

           

           

           

 

 

 

 

 

Ход урока

I  этап: Организационный момент.

II этап: Подготовка к основному этапу занятия.

Слово учителя: Металлов много есть, но  дело не в количестве

                                                        В команде работящей металлической

                                                        Такие мастера, такие личности!

                                                        Преуменьшать нам вовсе не престало 

                                                        Заслуги безусловные металлов

                                                        Пред египтянином, китайцем, древним греком

                                                        И каждым современным человеком!

                                                                                (слайд 1)

И действительно, трудно представить нашу жизнь без металлов: в крови человека 76 элементов, из них только 22 неметаллы; если масса тела человека 70 кг, то в его организме 1700 г Са, 250 г К, 70 г Na, 5 г Fe, 3г Zn. Все металлы очень важны и проблемы со здоровьем возникают, как и при их недостатке, так и при избытке.

Избыток Al – снижает умственные способности;  Mg- вызывает паралич дыхания.

Недостаток Fe – причина анемии; ионов натрия - причина потери аппетита, головной боли, снижает память (слайд 2).

Промышленность и социальная сфера также тесно связана с металлами. Al - «крылатый металл», его сплав с марганцем, магнием, бериллием, натрием, кремнием используют в самолетостроении, а стронций – металл фейерверков и салютов (красные огни).

Вопрос: А где еще используют металлы?  

   Обучающиеся: предлагают свои варианты ответов.

            Учитель: Молодцы, вы не плохо ориентируетесь в этом вопросе. Ребята, как же должна звучать тема нашего сегодняшнего урока?

   Обучающиеся: Металлы.

Учитель: Верно. Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока – «Металлы».

   III этап: Усвоение знаний и способов действий.

 

     На доске:

 

                      Что мы уже знаем о металлах           |           Что узнали нового

 

                                        (фиксируются ответы учащихся)

 

 

 

1. Химические элементы-металлы

Обучающимся предлагается прослушать высказывание Ломоносова о металлах (слайд 3) и дать современную формулировку металлам.

Учитель: А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим на таблицу Д.И. Менделеева.

Вопрос – Какое положение занимают металлы в ПСХЭ?

Обучающиеся: Металлы находятся в левой нижней части периодической системы Д.И. Менделеева.

Учитель: Вы правы. Большая часть металлов сосредоточена именно там. Все они, как и любые другие вещества, состоят из атомов, которые имеют сложное строение. Я предлагаю вам выполнить задание, запишите его в тетрадь.

Задание 1. Составить полные схемы строения атомов натрия, кальция, алюминия, хрома и на основе их анализа сделайте вывод об особенностях строения большинства атомов металлов. (4 человека выходят к доске и записывают электронные и графические формулы выше указанных элементов).

Обучающиеся, анализируя строение атомов металлов, делают вывод о типе химической связи и кристаллической решетки.

Далее демонстрируются модели трех основных типов металлических кристаллических решеток:

                                                                      Металлические решетки

                               

                         Гексагональная                           Кубическая                  Гранецентрированная

                         (литий, натрий)                   (алюминий, медь)          (магний, титан, кобальт)

 

Учитель: Как известно, строение атома и тип кристаллической решетки обуславливают физические свойства вещества. Ребята, у вас на столах лежат коллекции металлов. Внимательно рассмотрите их и перечислите их физические свойства.

Обучающиеся: указывают, какими физическими свойствами могут обладать металлы.

            Учитель: Вы, верно, отметили те физические свойства, которыми обладают металлы, лежащие на ваших партах. Но, чем же определяются эти свойства? Какова их причина?

            Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.

            Учитель: Я вижу, что мой вопрос вызвал у вас затруднение. Вы сможете найти на него ответ, работая с учебным элементом модуля. У вас на партах лежат  технологические карты, откройте их и найдите УЭ 1: Физические свойства металлов. В нем дана таблица,

 

которую вам необходимо будет заполнить. Правильность ответов мы потом проверим видеофрагментом. Приступайте к работе.

            Учебный элемент 1. Физические свойства металлов.

Перед изучением УЭ, сформулируйте частные дидактические цели.

Работая с информацией учебника, заполните предложенную ниже таблицу.

Свойство

 

Причина

Яркое проявление свойства

1. Пластичность (с. 197)

 

 

2. Металлический блеск

(с. 198)

 

 

3.Теплопроводность (с. 199)

 

 

 

 

Пользуясь текстом учебника стр. 199-200 заполните схемы:

 

Электропроводность

 


Температура плавления

 


Плотность

 

Твердость

 

Отношение к магниту

 

    Цветность

 

 

 

 

Правильность схемы проверяется (слайд 7). Вы неплохо справились с этим УЭ. Давайте обобщим всю ту информацию, с которой вы уже ознакомились на уроке.

            Вопрос: Что вы узнали нового о простых веществах металлах? Учитель фиксирует ответы на доске.

            IV. Этап урока. Практическая часть.

А теперь самое важное, что мы с вами должны изучить сегодня на уроке – Химические свойства металлов. Все вы их уже знаете из курса химии 9 класса, поэтому сейчас наша с вами задача их просто обобщить. Поможет нам в этом химический эксперимент, который вы сможете выполнить самостоятельно. Как вы видите, класс поделен на 5 групп. У каждой группы будет свое задание. Ваша задача провести химический эксперимент, сделать анализ результатов, записать уравнение химической реакции сформулировать выводы, а топом сообщить о них всем остальным. Приступайте к работе.

Перед выполнением химического эксперимента учитель проводит инструктаж по технике безопасности.

I группа- взаимодействие с простыми веществами;

II группа- взаимодействие с кислотами (демонстрация опыта с «Царской водкой»)

III группа- взаимодействие металлов, стоящих до водорода с кислотами;

IV группа - взаимодействие металлов с солями;

V- группа- взаимодействие металлов со щелочами;

Обучающиеся: Сообщают о результатах, записывают уравнения химических реакций на доске.

Учитель: Вы справились с этим заданием. Теперь, давайте вместе посмотрим, как взаимодействуют металлы с органическими веществами.

Вместе – взаимодействие металлов с органическими веществами (взаимодействие натрия со спиртами-видео). Уравнения и правила фиксируются в тетради.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами выяснили, что многие металлы человек может использовать в промышленной и хозяйственной деятельности. Может ли это как-то сказаться на природном потенциале?

Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.

Учитель: Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос я предлагаю вам выполнить работу с УЭ 2 Проблема истощения природных ресурсов. В этом учебном элементе предложен текст, который вам необходимо будет изучить и ответить на вопросы, которые мы потом вместе обсудим. Приступайте к работе.

            V. Этап.  Экологический аспект.

Учебный элемент 2. Проблема истощения природных ресурсов.

Перед изучением УЭ сформулируйте частные дидактические цели.

Прочитайте внимательно текст.

В природе не может быть проблемы исчерпаемости ресурсов. Химические элементы участвуют в круговороте веществ и концентрируются в форме разнообразных минералов в недрах Земли.

С развитием цивилизации люди начали добывать минералы и извлекать из них нужные им химические элементы. Год от года возрастает потребление различного сырья: металлических руд, фосфоритов и других минералов. Это

опустошает недра Земли. При современном темпе расходования из них будут исчерпаны в течение 50 лет. Положение усугубляется тем, что лишь 2% веществ, изымаемых из недр, используется по назначению, а 98% попадает в отвалы.

 

Для того чтобы снизить скорость расходования ресурсов, необходимо ресурсосбережение, то есть уменьшить расход сырьевых ресурсов, используемых в промышленности, при одновременном сохранении или увеличении количества конечной продукции. Существуют следующие основные направления ресурсосбережения.

 Совершенствование технологии. Например, в настоящее время огромное количество металла теряется потому, что уходит в стружку. Многие машины – экскаваторы, станки, тракторы весят слишком много. Совершенствование технологии переработки металлов и уменьшение массы готовых изделий позволит намного сократить расход рудного сырья. Экономия воды возможна при внедрении оборотных систем водоснабжения.

             Комплексное использование природных ресурсов. Одни и те же ресурсы могут использоваться несколькими отраслями хозяйства. Например, из медных руд, можно получать еще не менее 20 полезных элементов (серу, цинк, золото, серебро, молибден и др.)

Использование вторичных ресурсов, то есть повторное использование отходов в качестве сырья или источника энергии (этот процесс называется реутилизацией). Возможны различные варианты реутилизации, начиная от многократного использования молочных бутылок и наваривания новых протекторов на автопокрышки и вплоть до сложной переработки вторичных ресурсов – лома черных и цветных металлов, битого стекла, макулатуры и т.д. В будущем планируется вовлекать в реутилизацию до 80% металлов, 60 – 70% бумаги и пластиков.

Ситуация в ХМАО. В ХМАО расположено более трех тысяч месторождений полезных ископаемых, в том числе: нефтяных и газовых

месторождений, металлов, неметаллов, угля, подземных вод. Кроме того, почти на 100 объектах ведутся работы по изучению недр.

            Тем не менее, в округе остро стоит вопрос ресурсосбережения нефти, а также цветных металлов. В ХМАО осуществляется государственный контроль над изучением, рациональным использованием и охраной недр.

            Ответьте устно на вопросы:

1. Какие способы ресурсосбережения нефти и цветных металлов вы могли бы использовать?

2. Предложите свои варианты использования вторичных ресурсов на территории нашего округа.

            (После изучения учебного элемента идет совместное обсуждение вопросов).

 

              

VI. Этап. Закрепление.  

Самостоятельная работа:

Закончите уравнения реакций:

1. K+ H2O →

          2. Ba+H2SO4 →

3. C6H5OH+ Na →

4. Na+ H2SO4 →

5. ZnSO4+ Ca →

6. Li + N2 →

7. CH3COOH+ Na

8. Cu+ H2O

  VII. Итог урока.

Вопрос – Что узнали нового о металлах?

V Этап: Домашнее задание. § 18 до коррозии металлов упр.2;