МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Выступление
на заседании школьного методического объединения
учителя химии
Князевой Ирины Викторовны
«Требования ФГОС к учебно- исследовательской работе учащихся».
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
http://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf …
Цели и задачи :
имеют конкретную практическую ценность.
Структура
• анализ актуальности проекта или проводимого исследования;
• целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
• выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
• планирование; • проведение проектных работ или исследования;
• оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
• презентация результатов.
Компетенция в сфере исследования, творческая активность и высокая мотивация учащихся
Итоги
• Интеллектуальное, личностное развитие, рост компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой и исследовательской работы.
В чем заключается различие между проектной и исследовательской деятельностью?
Проектная деятельность
Ориентирована на получение конкретного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками
Исследовательская деятельность
На начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы. Логика исследования: формулировка проблемы исследования — выдвижение гипотезы — последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений
В чем заключается принципиальное отличие учебно-исследовательской деятельности от научного исследования?
Учебно-исследовательская деятельность
Главный результат исследовательской деятельности школьников - открытие знаний, новых для них самих, но не для науки
Научное исследование
Должно обладать несомненной научной новизной
Научная новизна не может служить критерием оценивания учебно-исследовательской деятельности школьников!
<…> Взрослые создают насыщенную предметнопространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами (ПООП ДО, п. 2.2.2).
Исследовательский тип мышления развиваем у детей, начиная с дошкольного возраста!
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/
Каковы особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе?
Она направлена на развитие метапредметных умений.
Главная особенность – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска.
Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.
Формы организации: индивидуальная и групповая в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Основные результаты:
сформированные умения
наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации;
слушать и слышать собеседника;
критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
проявлять самостоятельность в обучении;
защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны;
отвечать за свои действия и их последствия (ПООП НО, п. 2.1.4). http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhegoobrazovaniya-2/
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей формирования УУД
Проектная деятельность – рассматривает
· Продукт как материализованный результат
· Процесс - как работу по выполнению проекта
· Защита проекта - как иллюстрацию образовательных достижений школьника
Каковы особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе?
Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием (ПООП ООО, п. 2.1.5). http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhegoobrazovaniya-3/
В каких формах можно реализовать учебно-исследовательскую деятельность?
Как представить результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности?
Представление результатов проектной деятельности:
• письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
• материальный объект, макет, конструкторское изделие;
• отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты
Представление результатов учебно-исследовательской деятельности:
• статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов (ПООП ООО, п. 2.1.5)
Сравним особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной и старшей школе…
Основная школа - Тип деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы.
Реализация проектной деятельности допускает совместную деятельность обучающихся и учителя
Старшая школа - Проект и исследование – инструменты деятельности полидисциплинарного характера, необходимые для освоения социальной жизни и культуры
Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Обучающиеся самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы, определяет параметры и критерии успешности реализации проекта(ПООП СОО, п. II.1.4)
В чем заключаются особенности учебно-исследовательской работы старшеклассников?
Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер.
· Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний.
· Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей .
· Возможно дистанционное руководство работой (посредством сети Интернет) (ПООП СОО, п. II.1.8).
В чем заключаются особенности учебно-исследовательской работы старшеклассников?
Требования к исследовательским проектам:
• постановка задачи;
• формулировка гипотезы;
• описание инструментария и регламентов исследования;
• проведение исследования;
• интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научнотехнической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе) (ПООП СОО, п. II.1.8).
Каким требованиям должна соответствовать учебно-исследовательская работа старшеклассников?
Обучающиеся получат представление о:
• философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• понятиях «концепция», «научная гипотеза», «метод», «эксперимент», «модель», «метод сбора данных», «метод анализа данных»;
• том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• истории науки;
• новейших разработках в области науки и технологий;
• правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.). Обучающиеся смогут:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
• использовать основной алгоритм исследования;
• использовать основные принципы проектной деятельности;
• использовать элементы математического моделирования;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации полученных результатов (ПООП СОО, п. II.1.6).
В чём заключаются особенности индивидуального проекта?
· Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
· Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
· Выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом (70–140 часов), и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного (ФГОС СОО, п. 11).
Защита итогового индивидуального проекта - основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету
Какими должны быть материально-технические условия реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся?
· Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: <…> включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений (ФГОС ООО, п. 24; ФГОС СОО, п. 24).
· Образовательная организация должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности условия: <…> помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (ФГОС ООО, п. 24; ФГОС СОО, п.24).
· Для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: <…> организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности (ФГОС НОО, п. 22).
· Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) (ФГОС ДО, п. 3.3.4).
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.