Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 1 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
·Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.
1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
· Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
· На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
· Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
· Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
· Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится в 1 классе 66 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Личностные умения и навыки
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Коммуникативные навыки
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
Основное содержание учебного предмета
1 класс
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха[1].
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание |
К- во часов |
Неживая природа |
8ч |
Сезонные изменения в природе. |
18ч |
Растения |
11ч. |
Животные |
11ч. |
Человек. |
18ч |
Итого: |
66ч |
Календарно – тематическое планирование мир природы и человека
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
К -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I -четверть 16 ч |
|||||
Неживая природа |
8ч |
|
|
|
|
1. |
Земля и Солнце |
1 |
03.09 |
|
|
2. |
Значение Солнца |
1 |
06.09 |
|
|
3. |
Солнце и жизнь растений |
1 |
10.09 |
|
|
4. |
День и ночь |
1 |
13.09 |
|
|
5. |
Небо днем и ночью |
1 |
17.09 |
|
|
6. |
Сутки |
1 |
20.09 |
|
|
7. |
Занятия людей в течение суток |
1 |
24.09 |
|
|
8. |
Режим дня |
1 |
27.09 |
|
|
Сезонные изменения в природе |
18ч. |
|
|
|
|
9. |
Осень |
1 |
01.10 |
|
|
10. |
Признаки осени |
1 |
04.10 |
|
|
11. |
Признаки осени. Составление рассказа по рисунку. |
1 |
08.10 |
|
|
12. |
Занятия и одежда осенью. |
1 |
11.10 |
|
|
13. |
Погода. Календарь природы |
1 |
15.10 |
|
|
14. |
Зима |
1 |
18.10 |
|
|
15. |
Признаки зимы |
1 |
22.10 |
|
|
16. |
Признаки зимы. Составление рассказа по опорным схемам. |
1 |
25.10 |
|
|
II – четверть 15 ч. |
|||||
17. |
Занятия и одежда зимой |
1 |
08.11 |
|
|
18. |
Погода. Календарь природы |
1 |
12.11 |
|
|
19. |
Весна |
1 |
15.11 |
|
|
20. |
Признаки весны |
1 |
19.11 |
|
|
21. |
Занятия и одежда весной |
1 |
22.11 |
|
|
22. |
Погода. Календарь природы |
1 |
26.11 |
|
|
23. |
Лето |
1 |
29.11 |
|
|
24. |
Признаки лета |
1 |
03.12 |
|
|
25. |
Занятия и одежда летом. |
1 |
06.12 |
|
|
26. |
Занятия летом. Составление рассказа по вопросам. |
1 |
10.12 |
|
|
Растения |
11ч. |
|
|
|
|
27. |
Растения |
1 |
13.12 |
|
|
28. |
Строение и сходство растений |
1 |
17.12 |
|
|
29. |
Различия растений |
1 |
20.12 |
|
|
30. |
Разнообразие цветов |
1 |
24.12 |
|
|
31. |
Семена |
1 |
27.12 |
|
|
III – четверть 19ч |
|||||
32. |
Плоды растений |
1 |
10.01 |
|
|
33. |
Плоды растений. Составление рассказа. |
1 |
14.01 |
|
|
34. |
Приспособления растений к сезонным изменениям |
1 |
17.01 |
|
|
35. |
Уход за растениями |
1 |
21.01 |
|
|
36. |
Приспособления растений к условиям жизни |
1 |
24.01 |
|
|
37. |
Растения (обобщающий урок) |
1 |
28.01 |
|
|
Животные |
11 ч. |
|
|
|
|
38. |
Животные |
1 |
31.01 |
|
|
39. |
Строение и сходство животных |
1 |
04.02 |
|
|
40. |
Различие животных по внешнему виду. |
1 |
07.02 |
|
|
41. |
Различие животных по способам передвижения |
1 |
11.02
|
|
|
42. |
Детеныши животных |
1 |
14.02 |
|
|
43. |
Домашние животные |
1 |
25.02 |
|
|
44. |
Домашние животные. Составление описательного рассказа. |
1 |
28.02 |
|
|
45. |
Дикие животные |
1 |
03.03 |
|
|
46. |
Приспособление животных к различным условиям обитания |
1 |
06.03 |
|
|
47. |
Приспособление животных к временам года |
1 |
10.03 |
|
|
48. |
Животные (обобщающий урок) |
1 |
13.03 |
|
|
Человек |
18 ч. |
|
|
|
|
49. |
Человек |
1 |
17.03 |
07.04 |
|
50. |
Части тела человека |
1 |
20.03 |
07.04 |
|
IV - четверть 16ч. |
|||||
51. |
Ориентировка в частях тела |
1 |
03.04 |
10.04 |
|
52. |
Гигиенические навыки |
1 |
07.04 |
10.04 |
|
53. |
Лицо человека |
1 |
10.04 |
14.04 |
|
54. |
Глаза |
1 |
14.04 |
14.04 |
|
55. |
Гигиена зрения. |
1 |
17.04 |
|
|
56. |
Уши |
1 |
21.04 |
|
|
57. |
Гигиена слуха. |
1 |
24.04 |
|
|
58. |
Нос |
1 |
28.04 |
|
|
59. |
Гигиена носа. |
1 |
01.05 |
|
|
60. |
Рот |
1 |
05.05 |
|
|
61. |
Гигиена полости рта. |
1 |
08.05 |
|
|
62. |
Кожа |
1 |
12.05 |
|
|
63. |
Гигиена кожи. |
1 |
15.05 |
|
|
64. |
Осанка |
1 |
19.05 |
|
|
65. |
Скелет человека |
1 |
22.05 |
|
|
66. |
Мышцы человека |
1 |
25.05 |
|
|
ИТОГО: |
66ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Рабочие тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
4.Печатная продукция:
4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.