Адаптированная рабочая программа по миру природы и человека для УО 1 вариант

  • docx
  • 12.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мир природы и человека 1 класс УО 1 вариант.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска. Тамбовской обл.

 

 

 

 

 

 

                                                                     УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №19

                                           №______     от _______

________/Солончева Е.В./

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для 1 класса

с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                                 Рассмотрено  на заседании МС

протокол №_______ от____

председатель МС ____________Е.В. Щекочихина

 

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

· Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

·Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

Рабочая  программа ориентирована на учебник

«Мир природы и человека»    Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.  

1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016

 

Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

 

Задачи учебного предмета:

·                Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.

·                На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

·                Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

·                Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

·                Формировать знания обучающихся о природе своего края.

Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе

 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Мир природы и человека» отводится в 1 классе  66 часов  в год  (2 часа в неделю).

 

Планируемые  результаты  изучения учебного предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.

Личностные  умения и навыки

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной  деятельности и  повседневной   жизни;

- владение навыками  коммуникации и принятыми  ритуалами  социального  взаимодействия

(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

 

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Коммуникативные   навыки

- умением всту­пать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

 - доброжелательно относиться, со­переживать,  кон­с­т­ру­к­ти­в­но  взаимодействовать  с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

 

Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения,  тексты в учебнике или  другом  предлагаемом  материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

 

Предметные результаты

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

 

- правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

 

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

 

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

 

Основное содержание учебного предмета

 

1  класс

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

 

Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

 

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха[1].

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

 

Живая природа (40 ч)

 

Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

 

Животные(11 ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

 

Тематическое  планирование

1 класс

Содержание

К- во часов

Неживая  природа

Сезонные  изменения в природе.

18ч

Растения

11ч.

Животные

11ч.

Человек.

18ч

                                                Итого:

66ч

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование мир природы и человека

 

п/п

Наименование  раздела,  темы

К -во      часов

Дата  проведения

Примечание

по плану

факт

 

1

2

3

4

5

6

I  -четверть  16 ч

Неживая природа

 

 

 

1.

Земля и Солнце

1

03.09

 

 

2.

Значение Солнца

1

06.09

 

 

3.

Солнце и жизнь растений

1

10.09

 

 

4.

День и ночь

1

13.09

 

 

5.

Небо днем и ночью

1

17.09

 

 

6.

Сутки

1

20.09

 

 

7.

Занятия людей в течение суток

1

24.09

 

 

8.

Режим дня

1

27.09

 

 

Сезонные изменения в природе

18ч.

 

 

 

9.

Осень

1

01.10

 

 

10.

Признаки осени

1

04.10

 

 

11.

Признаки осени. Составление рассказа по  рисунку.

1

08.10

 

 

12.

Занятия и одежда осенью.

1

11.10

 

 

13.

Погода. Календарь природы

1

15.10

 

 

14.

Зима

1

18.10

 

 

15.

Признаки зимы

1

22.10

 

 

16.

Признаки зимы. Составление  рассказа по опорным схемам.

1

25.10

 

 

II – четверть 15 ч.

17.

Занятия и  одежда зимой

1

08.11

 

 

18.

Погода. Календарь природы

1

12.11

 

 

19.

Весна

1

15.11

 

 

20.

Признаки весны

1

19.11

 

 

21.

Занятия и одежда весной

1

22.11

 

 

22.

Погода. Календарь природы

1

26.11

 

 

23.

Лето

1

29.11

 

 

24.

Признаки лета

1

03.12

 

 

25.

Занятия и одежда летом.

1

06.12

 

 

26.

Занятия летом. Составление рассказа по вопросам.

1

10.12

 

 

Растения

11ч.

 

 

 

27.

Растения

1

13.12

 

 

28.

Строение и сходство растений

1

17.12

 

 

29.

Различия растений

1

20.12

 

 

30.

Разнообразие цветов

1

24.12

 

 

31.

Семена

1

27.12

 

 

III – четверть    19ч

32.

Плоды растений

1

10.01

 

 

33.

 Плоды растений. Составление рассказа.

1

14.01

 

 

34.

Приспособления растений к сезонным изменениям

1

17.01

 

 

35.

Уход за растениями

1

21.01

 

 

36.

Приспособления растений к условиям жизни

1

24.01

 

 

37.

Растения (обобщающий урок)

1

28.01

 

 

Животные

11 ч.

 

 

 

38.

Животные

1

31.01

 

 

39.

Строение и сходство животных

1

04.02

 

 

40.

Различие животных по внешнему виду.

1

07.02

 

 

41.

Различие животных по способам передвижения

1

11.02

 

 

 

 

42.

Детеныши животных

1

14.02

 

 

43.

Домашние животные

1

25.02

 

 

44.

Домашние животные. Составление описательного рассказа.

1

28.02

 

 

45.

Дикие животные

1

03.03

 

 

46.

Приспособление животных к различным условиям обитания

1

06.03

 

 

47.

Приспособление животных к временам года

1

10.03

 

 

48.

Животные (обобщающий урок)

1

13.03

 

 

Человек

18 ч.

 

 

 

49.

Человек

1

17.03

07.04

 

50.

Части тела человека

1

20.03

07.04

 

IV  -  четверть  16ч.

51.

Ориентировка в частях тела

1

03.04

10.04

 

52.

Гигиенические навыки

1

07.04

10.04

 

53.

Лицо человека

1

10.04

14.04

 

54.

Глаза

1

14.04

14.04

 

55.

Гигиена  зрения.

1

17.04

 

 

56.

Уши

1

21.04

 

 

57.

Гигиена  слуха.

1

24.04

 

 

58.

Нос

1

28.04

 

 

59.

Гигиена носа.

1

01.05

 

 

60.

Рот

1

05.05

 

 

61.

Гигиена  полости  рта.

1

08.05

 

 

62.

Кожа

1

12.05

 

 

63.

Гигиена кожи.

1

15.05

 

 

64.

Осанка

1

19.05

 

 

65.

Скелет человека

1

22.05

 

 

66.

Мышцы человека

1

25.05

 

 

                                         ИТОГО:

66ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое  обеспечение

1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016

2. Рабочие  тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013

3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева  М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

4.Печатная  продукция:

4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

Посмотрите также