Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семёновская средняя общеобразовательная школа
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыке
для 8 класса
Учитель Шван Галина Владимировна
с.Семёновка
2019 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.
Цель программы: формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи образовательные:
¾ формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
¾ формировать музыкально-эстетический словарь;
¾ формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
¾ совершенствовать певческие навыки;
¾ развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
¾ помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
¾ музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
¾ эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
¾ свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
¾ отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатсявоспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.
Характеристика ожидаемых результатов
уметь слушать музыку, беседовать о характере, особенностях формы произведения;
пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к музыке на музыкальных инструментах;
включать полученные знания в инсценировку сказок, жизненных ситуаций.
Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:
¾ индивидуальный,
¾ фронтальный опрос по разучиваемым песням,
¾ по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
¾ музыкальные тесты
Форма организаций занятий
Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются уроки:
¾ доминантные
¾ комбинированные
¾ тематические
¾ комплексные
¾ интегрированные
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
¾ наиболее известные классические и современные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их и указывать автора;
¾ основные жанры музыкальных произведений;
¾ музыкальны инструменты;
¾ средства музыкальной выразительности;
¾ музыкальные профессии и специальности;
¾ особенности творчества изученных композиторов;
¾ особенности народного музыкального творчества.
Уметь:
¾ контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы;
¾ самостоятельно исполнять несколько песен;
¾ отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
¾ определять характер, содержание произведения, ведущие средства музыкальной выразительности;
¾ давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1. |
Что значит современность в музыке? |
8 |
2. |
Музыка «легкая и серьезная» |
8 |
3. |
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки |
9 |
4. |
Великие наши «современники» |
9 |
Итого |
34 |
Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе
|
Тем урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды деятельности обучающихся |
Основные понятия |
Коррекционная работа |
||||
план |
факт |
|||||||||
|
Что значит современность в музыке? |
8 |
|
|
|
|
|
|||
1 |
«С чего начинается Родина» муз.Б.Баснера, сл.М.Матусовского |
1 |
|
|
Пение песни«С чего начинается Родина» муз. Б.Баснера, сл. М.Матусовского |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь определять характер, содержание произведения. |
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
2 |
«Гляжу в озера синие» муз.Л.Афанасьева,сл.И.Шаферана. . И.Бах «Токката», ре минор BWV 565 |
1 |
|
|
Пение песни «Гляжу в озера синие» муз.Л.Афанасьева,сл.И.Шаферана Слушание . И.Бах «Токката», ре минор BWV 565 |
Учить слушать и понимать настроение музыки. Уметьисполнять песню ритмично и выразительно; различать мелодию и сопровождение в песне |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
3 |
«Конопатая девчонка» - муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. И.Бах «Sarabanda». Из французской сюиты №1. |
1 |
|
|
Пение песни «Конопатая девчонка» - муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. Слушание. И.Бах «Sarabanda». Из французской сюиты №1. |
Уметь отвечать на вопросы о прослушанном произведении. Учить слушать и понимать настроение музыки |
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
4 |
«Не повторяется такое никогда»муз.СТуликова,сл.МПляцковскогоЛ.Бетховен. «Grave». «Allegrodimoltoeconbrio» Из сонаты №8, до минор, соч. 13, «Патетическая» |
1 |
|
|
Пение песни «Не повторяется такое никогда»муз.СТуликова,сл.МПляцковского Слушание . Л.Бетховен. «Grave». «Allegrodimoltoeconbrio» Из сонаты №8, до минор, соч. 13, «Патетическая» |
—Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь определять характер, содержание произведения. |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
5 |
«Подмосковные вечера» муз.В.Соловьева-Седого, сл.М.Матусовского.И.Брамс. «Венгерский танец №5», фа-диез минор. |
1 |
|
|
Пение песни «Подмосковные вечера» муз.В.Соловьева-Седого, сл.М.Матусовского.И.Брамс. «Венгерский танец №5», фа-диез минор. |
—Уметь определять характер, содержание произведения. Уметь самостоятельно начинать пение после вступления |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
6 |
«Моя Москва» муз.Н.Дунаевского, сл.М.Лисянсконго, С.Агропяна .Дж.Верди. «Песенка |
1 |
|
|
Пение песни «Моя Москва»муз.Н.Дунаевского, сл.М.Лисянсконго, С.Агропяна Слушание .Дж.Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто». |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке. Уметь самостоятельно начинать пение после вступления |
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
7 |
«Песня о Москве»муз. Т.Хренникова, сл.В.Гусева |
1 |
|
|
Пение песни «Песня о Москве»муз. Т.Хренникова, сл.В.Гусева |
Уметьисполнять песню ритмично и выразительно; различать мелодию и сопровождение в песне Уметь называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
8 |
В.Моцарта «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро». В.Моцарт. «Allegromolto». Из симфонии № 40, KV 550.
|
1 |
|
|
Слушание. В.Моцарта. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро». В.Моцарт. «Allegromolto». Из симфонии № 40, KV 550. |
—Уметь определять характер, содержание произведения; знать основные жанры музыкальных произведений. |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
|
Музыка «легкая и серьезная» |
8 |
|
|
|
|||||
9 |
«Город золотой» муз. Ф.Милано, сл. А.Хвостова и А.Волохонскогоотр. Б.ГребенщиковаГ.Гендель. «Passacalia». Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, №1
|
1 |
|
|
Пение песни «Город золотой» муз. Ф.Милано, сл. А.Хвостова и А.Волохонскогоотр. Б.ГребенщиковаГ.Гендель. «Passacalia». Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, №1 |
—Уметь называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль; определять характер, содержание произведения |
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
10 |
«Есть только миг» муз. А.Зацепина, сл. А.ДербеневаДж.Гершавин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».
|
1 |
|
|
Пение песни «Есть только миг» муз. А.Зацепина, сл. А.ДербеневаДж.Гершавин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс». |
Учить слушать и понимать настроение музыки. Уметьисполнять песню ритмично и выразительно; различать мелодию и сопровождение в песне |
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
11 |
. «Песенка о медведях» муз. А.Зацепина, сл. Л.ДербеневаА.Дворжак. «Славянский танец», ми минор. |
1 |
|
|
Пение песни «Песенка о медведях» муз. А.Зацепина, сл. Л.ДербеневаА.Дворжак. Слушание. «Славянский танец», ми минор. |
Уметь отвечать на вопросы о прослушанном произведении. Учить слушать и понимать настроение музыки |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
12 |
«Разговор со счастьем» муз. А.Зацепина, сл. Л.ДербеневаФ.Лист. «Венгерская расподия №2» |
1 |
|
|
Пение песни «Разговор со счастьем» муз. А.Зацепина, сл. Л.ДербеневаФ.Лист. «Венгерская расподия №2» |
Уметьисполнять песню ритмично и выразительно; различать мелодию и сопровождение в песне. Уметь называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль. |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
13 |
«Я тебя никогда не забуду…» муз. Рыбникова, сл. А.Вознесенкого |
1 |
|
|
Пение саги «Я тебя никогда не забуду…» муз. Рыбникова, сл. А.Вознесенкого |
—Уметь определять характер, содержание произведения; знать основные жанры музыкальных произведений. |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
14 |
«Мой белый город» муз. Е.Дом, сл. В.Лазарева |
1 |
|
|
Пение песни «Мой белый город» муз. Е.Дом, сл. В.Лазарева |
Уметь самостоятельно начинать пение после вступления |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
15 |
А.Бородин «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь». М.Мусоргский «Картинки с выставки» (по выбору) |
1 |
|
|
А.Бородин «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь». М.Мусоргский «Картинки с выставки» (по выбору) |
Уметь отвечать на вопросы о прослушанном произведении. Учить слушать и понимать настроение музыки |
Комбинированный |
|||
16 |
«Старый клен» муз. А.Пахмутовой, сл. М.Матусовского |
1 |
|
|
Пение песни «Старый клен» муз. А.Пахмутовой, сл. М.Матусовского |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь определять характер, содержание произведения |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
|
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки |
9 |
|
|
|
|
||||
17 |
«Спят курганы темные» муз. Н.Богословского, сл. Б.Ласкина . |
1 |
|
|
Пение песни «Спят курганы темные» муз. Н.Богословского, сл. Б.Ласкина |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь слушать произведение и размышлять о музыке |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
18 |
С.Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». |
1 |
|
|
Слушание .С.Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». Из кантаты «Александр Невский» |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
19 |
«Когда весна придет» муз. Б.Мокроусова, сл. А.Флярковского. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте моигусельки» |
1 |
|
|
Пение песни «Когда весна придет» муз. Б.Мокроусова, сл. А.Флярковского. Слушание. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь определять характер, содержание произведения |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
20 |
«Рассвет - чародей» муз. М.Шаинского, сл. М.Танича |
1 |
|
|
Пение песни «Рассвет - чародей» муз. М.Шаинского, сл. М.Танича |
Знать выразительные средства музыки. Самостоятельно исполнять песню. |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
21 |
«Пожелание» муз.и сл. Окуджавы |
1 |
|
|
Пение песни «Пожелание» муз.и сл. Окуджавы |
Уметь определять ведущие средства выразительности. Уметь отвечать на вопросы о прослушанном произведении. Учить слушать и понимать настроение музыки |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
22 |
Слушание Н.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце». Н.Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». |
1 |
|
|
Слушание Н.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочки» |
Знать музыкальные инструменты. Уметь слушать произведение и размышлять о музыкеОтвечать на вопросы о прослушанных произведениях |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
23 |
«Березовые сны» муз. В.Гевикстана, сл. Г.Фере. Г.Свиридов. «Романс». |
1 |
|
|
Пение песни «Березовые сны» муз. В.Гевикстана, сл. Г.Фере Слушание Г.Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь слушать произведение и размышлять о музыке |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
24 |
И.Стравинский. «Тема гуляний». А.Хачатурян. «Вальс». |
1 |
|
|
Слушание. И.Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка». А.Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад». |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке. Знать жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
25 |
«Где же вы теперь друзья – однополчане?» муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.ФатьяноваП.Чайковский. «Времена года» соч.37 – bis |
1 |
|
|
Пение песни «Где же вы теперь друзья – однополчане?» муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова Слушание .П.Чайковский. «Времена года» соч.37 – bis |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке. Самостоятельно исполнять песню. |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
|
Великие наши «современники» |
9 |
|
|
|
|
||||
26 |
«День победы» муз. Тухманова, сл. Харитонова Я ли в поле да не травушка была…» - муз. П.Чайковского, сл. И.Сурикова. |
1 |
|
|
Пение песни «День победы» муз. Тухманова, сл. Харитонова. Слушание « Я ли в поле да не травушка была…» - муз. П.Чайковского, сл. И.Сурикова. |
Уметь определять характер, содержание произведения; знать основные жанры музыкальных произведений.
|
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
27 |
«Нам нужна одна победа» муз.и сл. Б.Окуджава |
1 |
|
|
Пение песни «Нам нужна одна победа» муз.и сл. Б.Окуджава. |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь слушать произведение и размышлять о музыке |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
28 |
Ф.Лей. «Мелодия» |
1 |
|
|
Слушание .Ф.Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви». |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке. Знать жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
29 |
«Прощальный вальс» муз. А.Флярковского, сл. А.Дидурова |
1 |
|
|
Пение песни «Прощальный вальс» муз. А.Флярковского, сл. А.Дидурова |
—Уметь определять характер, содержание произведения; знать основные жанры музыкальных произведений. —. Уметь самостоятельно начинать пение после вступления.музыкальных произведений. |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
30 |
Э.Морриконе. Музыка к кинофильмам. |
1 |
|
|
Слушание .Э.Морриконе. Музыка к кинофильмам. |
Уметь слушать произведение и размышлять о музыке. Знать жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
31 |
«Ваши глаза» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина |
1 |
|
|
Пение песни «Ваши глаза» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина |
—Уметь определять характер, содержание произведения; знать основные жанры музыкальных произведений. —. Уметь самостоятельно начинать пение после вступления.музыкальных произведений. |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
32 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
Выполнение творческих заданий. |
Выполнять творческие задания. |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
33 |
«Прощайте голуби» муз. Фрадкина, сл. М.Матусовского |
1 |
|
|
Пение песни «Прощайте голуби» муз. Фрадкина, сл. М.Матусовского |
Осмысленно и эмоционально исполнять песню ровным свободным звуком на всем диапазоне. Уметь слушать произведение и размышлять о музыке |
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
|
|||
34 |
Резерв.. |
1 |
|
|
Обобщающий урок. Слушание. «А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» - муз. А.Петрова, сл. Р.Киплинга. Русский текст Г.Кружкова. |
Знать музыкальные инструменты. Уметь слушать произведение и размышлять о музыкеОтвечать на вопросы о прослушанных произведениях |
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.