Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Оценка 4.7
doc
12.12.2019
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс
7 вид ок.мир.doc

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

__________     Т.В.Васильчукова

                Приказ от 02.09.2019г.  №191  

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  окружающему миру

адаптированная для детей с задержкой психического развития

(обучающихся инклюзивно в условиях класса)

 

 

Уровень общего образования, класс: начальное общее образование,

3В класс

Количество часов - 68ч.

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе:

Авторской программы начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4   «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г./

 

 

 

2019-2020

 

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана  в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования») (в редакции от 31.12.2015);

·                                              учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020 учебный год;

·                                              положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

Рабочая программа учебного предмета – окружающий мир,  составлена на основе авторской программы начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4   «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г.

Цели:

·        формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

·        духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного  и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи курса:

·        формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

·        становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

·        формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

·        осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

·        ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;

·        овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;

·        приобретение базовых умений работы с ИКТ- средствами;

·        развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

·        развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

·        развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;

·        воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

·        воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.

·        воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

 

Основные направления коррекционной работы:

- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук ;развитие артикуляционной моторики

- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и узнавания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие временных понятий;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

- Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков относительно анализа;

развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность;

развитие комбинаторных способностей

- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

-Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

-Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

- Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.

 

II. Общая характеристика учебного предмета

 

  Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно- научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

.

 

III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

  В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

·         Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

 

 

IV. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

 

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет окружающий мир  рассчитан на 68 часов в год - 2 часа в неделю. Из них контрольных работ – 7.

 

V. Планируемые результаты  освоения учебного предмета

 «Окружающий мир» и система их оценки

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В направлении личностного развития:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Предметные результаты:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

-         определять место человека в мире;

-         распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-         называть основные свойства воздуха и воды;

-         объяснять круговорот воды в природе;

-         определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.

-         устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-         устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-         характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

-         правилам безопасного поведения в быту и на улице,

-         распознавать основные дорожные знаки;

-         правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;

-         определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

-         распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

-         проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

-         объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

-         выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-         выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-         владеть элементарными приемами чтения карты;

-         приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Ев­ропы и их столиц.

 

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

·                    особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

·                    привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

·                    присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

·                    адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

·                    при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

·                    при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

·                    увеличение времени на выполнение заданий; 

·                    возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

·                    недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

 

 


 

VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

 

Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

          Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

 

 

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека


 


VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

№ пп

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Как устроен мир.

6ч.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

—   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

- определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; -сопоставлять формы правления в государствах мира.

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

2

Эта удивительная природа.

18ч.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

3

Мы и наше здоровье.

10ч.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания.

4

Наша безопасность.

7ч.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

5

Чему учит экономика.

12ч.

Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством.

6

Путешествия по городам и странам.

15ч.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

 


VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Учебно-методическое обеспечение:

Авторская программа начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4   «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г./         

  Журнал «Начальная школа»

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (диск CD-ROM), авторы А.А.Плешаков.

 

2. Учебник:

Плешаков А.А.Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.М: Просвещение,2016

Математика. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, 3 класс, учебник  в 2-х частях – М.: Просвещение, 2017 г.

С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы 3 класс.- М.: Просвещение, 2018.

 

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

            Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/

 

4. Технические средства:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска

Персональный компьютер. Ксерокс.

Экран.Проектор.

 

5. Учебно-практическое оборудование:

Наглядные пособия: карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру-3

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

план.

факт.

  1.  

Природа. Ценность природы для людей.

1

 

 

  1.  

Человек.

1

 

 

  1.  

Проект «Богатства, отданные людям».

1

 

 

  1.  

Стартовый контроль.

1

 

 

  1.  

Общество. Что такое экология.

1

 

 

  1.  

Природа в опасности! Проверочная работа «Как устроен мир».

1

 

 

  1.  

Тела, вещества, частицы.

1

 

 

  1.  

Разнообразие веществ.

1

 

 

  1.  

Воздух и его охрана.

1

 

 

  1.  

Вода.

1

 

 

  1.  

Превращения и круговорот воды.

1

 

 

  1.  

Берегите воду!

1

 

 

  1.  

Что такое почва.

1

 

 

  1.  

Разнообразие растений. Охрана растений.

1

 

 

  1.  

Солнце, растения и мы с вами.

1

 

 

  1.  

Размножение и развитие растений.

1

 

 

  1.  

Разнообразие животных.

1

 

 

  1.  

Кто что ест.

1

 

 

  1.  

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

 

 

  1.  

Размножение и развитие животных.

1

 

 

  1.  

Охрана животных.

1

 

 

  1.  

В царстве грибов.

1

 

 

  1.  

Великий круговорот жизни.

1

 

 

  1.  

Организм человека.

1

 

 

  1.  

Органы чувств.

1

 

 

  1.  

Надёжная защита организма.

1

 

 

  1.  

Опора тела и движение.

1

 

 

  1.  

Наше питание. Проект «Школа кулинаров» .

1

 

 

  1.  

Проверочная работа «Эта удивительная природа».

1

 

 

  1.  

Дыхание и кровообращение.

1

 

 

  1.  

Здоровый образ жизни.

1

 

 

  1.  

Умей предупреждать болезни.

1

 

 

  1.  

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Школа кулинаров».

1

 

 

  1.  

Огонь, вода и газ.

1

 

 

  1.  

Проверочная работа «Мы и наше здоровье».

1

 

 

  1.  

Чтобы путь был счастливым.

1

 

 

  1.  

Дорожные знаки.

1

 

 

  1.  

Проект «Кто нас защищает».

1

 

 

  1.  

Опасные места.

1

 

 

  1.  

Природа и наша безопасность.

1

 

 

  1.  

Проверочная работа «Наша безопасность».

1

 

 

  1.  

Для чего нужна экономика.

1

 

 

  1.  

Природные богатства и труд людей — основа экономики.

1

 

 

  1.  

Полезные ископаемые.

1

 

 

  1.  

Растениеводство.

1

 

 

  1.  

Животноводство.

1

 

 

  1.  

Какая бывает промышленность.

1

 

 

  1.  

Проект «Экономика родного края».

1

 

 

  1.  

Что такое деньги.

1

 

 

  1.  

Государственный бюджет.

1

 

 

  1.  

Семейный бюджет.

1

 

 

  1.  

Экономика и экология.

1

 

 

  1.  

Проверочная работа «Чему учит экономика».

1

 

 

  1.  

Золотое кольцо России.

2

 

 

  1.  

Золотое кольцо России.

 

 

  1.  

Проект «Музей путешествий».

2

 

 

  1.  

Проект «Музей путешествий».

 

 

  1.  

Наши ближайшие соседи.

1

 

 

  1.  

На севере Европы.

1

 

 

  1.  

Что такое Бенилюкс.

1

 

 

  1.  

В центре Европы.

1

 

 

  1.  

По Франции и Великобритании .

1

 

 

  1.  

На юге Европы.

1

 

 

  1.  

Промежуточный годовой контроль.

1

 

 

  1.  

По знаменитым местам мира.

2

 

 

  1.  

По знаменитым местам мира.

 

 

  1.  

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

2

 

 

  1.  

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

                                                                                         

Формы промежуточного годового  контроля - проверочная работа

 

Программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ - 7

 

№ урока

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

4

Стартовый контроль.

 

 

6

 «Как устроен мир».

 

 

29

 «Эта удивительная природа».

 

 

34

 «Мы и наше здоровье».

 

 

41

 «Наша безопасность».

 

 

53

 «Чему учит экономика».

 

 

63

Промежуточный годовой контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол №1 от  «26 » 08. 2019г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

__________  Н.Н.Нефёдова

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ____________Н.Е.Немошкалова

  «29» 08.2019г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 от  28 .08.2019г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 ____________ Н.М.Денисенко

 

 

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019