Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек»
для индивидуального обучения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для обучающегося 3 класса ……………………….. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.
Цель – расширение и совершенствование представлений о себе, о своей семье, активизация способов положительного взаимоотношения с людьми для решения повседневных бытовых задач.
Задачи:
- научиться решать элементарные бытовые задачи с учетом собственных желаний и потребностей,
- соблюдать режим дня и правила гигиены, следить за своим внешним видом,
- выделять членов своей семьи среди других людей, иметь элементарные представления об их статусе и профессиональной деятельности,
- воспринимать себя, свои возможности и особенности в соответствии с реальной жизненной ситуацией,
- воспринимать и определять эмоциональное состояние и переживания человека в повседневной жизни, в художетсвенных и музыкальных произведениях,
- передавать в продуктивных видах деятельности переживания человека, его эмоциональное состояние.
II. Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о
себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях,
правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена,
занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных
изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений
умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти,
причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность
действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи»
предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из
кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по
формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В
рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Ребенок учится соблюдать правила и
нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный
приветливый тон. Ребенок учится понимать
окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с
ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела и др.) осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий.
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает: специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• формирование любви к стране, городу на основе:
- чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом;
-осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы);
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- проявления доброжелательности к окружающим;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников деятельности;
- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;
- опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий».
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
- восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
- внутренней позиции к самостоятельности и активности;
- развития эстетических чувств.
• развитие умения учиться на основе:
- понимания значения учения;
- восприятия образа «Я» как субъекта учебной деятельности;
- развития мотивов учебной деятельности;
- формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности;
- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач;
- адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»;
умения адекватно запросить и принять помощь.
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
- формирования эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим;
- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям;
- формирования готовности к преодолению трудностей;
- формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности;
- формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей.
V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Человек»
Личностные:
- эмоционально-положительно и двигательно реагируют на взаимодействие, организованное взрослым.
Предметные:
- владеют в доступной форме элементарными умениями приветствия, взаимодействуя в знакомых ситуациях эмоциональными проявлениями со знакомыми людьми,
- выражают доступным способом свое эмоциональное состояние, значимую потребность или желание (хочу, не хочу),
- выделяют (доступным способом: эмоционально, движением, жестом или словом) свою фотографию среди других (выбор из 2-х), выделяют фотографию близкого взрослого (выбор из 2-х).
Базовые учебные действия.
- осознают себя среди других (откликаются на имя, двигательно реагируют, подражают действиям взрослого),
- могут выразить доступным способом свои предпочтения и желания,
- проявляют активность во взаимодействии с близким взрослыми, учитывают их эмоциональное состояние,
- проявляют элементарную самооценку своих поступков и действий,
- замечают изменения настроения бликого взрослого и сверстника,
- уважают труд взрослых, проявляют готовность к выполнению поручений взрослого совместно с другим сверстником.
VI. Содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Человек» включает 4 направления:
1. Я САМ: Представление о себе, о своих чувствах.
2. МОЯ СЕМЬЯ: Представление о своей семье.
3. Я И ДРУГИЕ: Представления о людях ближайшего окружения (о взрослых и одноклассниках), об эмоциональных чувствах и переживаниях других людей.
4. ДОМОВОДСТВО: Умения выполнять доступные бытовые поручения совместно с другими детьми.
В каждом из направлений представлена система уроков по формированию у обучающихся социальных и эмоциональных представлений: Представления о себе, о восприятии своих чувств. Представления о своей семье. Представления о других (взрослые и одноклассники), об их эмоциональных состояниях и переживаниях. Умение выполнять доступные бытовые поручения совместно с однокласнниками.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, экскурсиях и прогулках в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к совместным играм с одноклассниками или к совместному выполнению бытовых поручений.
НАПРАВЛЕНИЕ 1. Я САМ.
ЗАДАЧИ:
- расширять и уточнять представления о себе (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, город проживания),
- расширять представления о своем организме,
- закреплять умение сообщать о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах,
- расширять индивидуальные интересы и предпочтения, умения выражать свои желания и интересы.
Представления о себе.
Идентификация себя и других людей по полу.
Умение называть свой пол, различать пиктограммы «девочка» и «мальчик», умение соотнесить себя с соответствующей пиктограммой.
Умение узнавать себя и близких на фотографиях; а также педагогов и одноклассников.
Умение называть части тела и лица, их назначения.
Умение выделять части тела на себе, на других детях, на кукле
Сообщение сведений о себе. Называние своего имени.
Умение называть свое имя (показывать на карточке, подписи к фотографии), узнавание своей фамилии на слух среди ряда других).
Умение узнавать имена и фамилии некоторых одноклассников.
Умение сообщать о состоянии своего здоровья доступным способом (с помощью жестов, мимики): у меня болит голова, живот, горло, мне жарко, я замерз, хочу пить.
Выражение с помощью жестов, мимики своего эмоционального состояния, своих потребностей или желаний.
Туалет.
Умение смотреть на себя в зеркало и наблюдать за своим внешним видом. Умение быть опрятным и аккуратным (заправить рубаху, расправить смятый участок одежды, почистить брюки, протереть обувь, заменить испачканный предмет одежды, вымыть грязные руки, лицо и т.п.).
Умение оказывать помощь одноклассникам при уходе за свои внешним видом. Умение пользоваться предметами гигиены и ухода за телом и лицом (влажными салфетками, мылом и полотенцем, расческой, утюгом, голкой с ниткой и т.д.).
Узнавание и выбор предметов одежды.
Узнавание и показ некоторых предметов одежды по названию, картинке (шапка, брюки, куртка).
Умение пользоваться средствами гигиены и ухода за телом (влажные салфетки, мыло и полотенце, расческа, утюг, нитка с иголкой и т.д.).
Одевание и раздевание. Умение самостоятельно одеваться в соответствии с погодой, а также аккуратно раздеваться, складывать вещи на место в шкафчик. Умение оказывать помощь одноклассникам при одевании и раздевании.
Умение пользовать предметами для ухода за одеждой (вешалки, щетки для одежды, полки для обуви).
НАПРАВЛЕНИЕ 2. МОЯ СЕМЬЯ
ЗАДАЧИ:
- расширять представления о членах своей семьи,
- закрплять представления о своей социальной роли и обязанностях в семье,
- закреплять способы общения с близкими людьми.
Представления о семье
Выделение по фотографиям членов семьи, узнавание и называние, различение их эмоций в различных ситуациях (Кто смеется? Кто серьезный? Грустный?)
Работа с зеркалом: выполнение мимических упражнений по образцу: улыбаться и грустить. Рассматривание фотографий членов своей семьи, их узнавание и показ по заданию, различение позитивных эмоций (Кто смеется (улыбается)?)
Слушание «веселых» и «печальных» музыкальных фрагментов, определение их настроения.
Изображение данных эмоций с помощью мимики, жестов («дирижирование»).
Выполнение упражнений по видеообразцу (детские веселые зарядки, танцы).
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Правила безопасного поведения дома.
Умение узнавать пиктограммы, связанные с безопасностью здоровья в быту: горячий утюг /сковорода, острый предмет (иголка, нож и т.д.).
Умение различать и, по возможности, называть эмоции на этих изображениях (испугался, плачет, злится). Имитация этих эмоций.
Умение отвечать на вопросы: «Что случилось?», «Почему?», «Можно так делать?», «Что теперь делать?» (погладить, заклеить, помазать и т.п.)
Определение своей социальной роли в семье.
Умение оказывать посильную помощь взрослым в быту: подмести пол, протереть стол, подоконник, полить растения, прибрать игрушки, развесить свои вещи и т.п.).
НАПРАВЛЕНИЕ 3. Я И ДРУГИЕ
ЗАДАЧИ:
- расширять представления о взрослых и об одноклассниках,
- использовать доступные средства положительного взаимодействия с одноклассниками,
- закреплять представления о труде взрослых,
- продолжать воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Представления о других.
Умение «считывать» пиктограммы: «взрослый», «ребенок».
Умение узнавать среди аудиозаписей голоса взрослого и голоса ребенка, соотнесение с соответствующей пиктограммой. Рассматривание фотографий, на которых есть и дети, и взрослые. Соотнесение себя с персонажем фотографии. Ответы на вопросы типа «Где взрослый (папа)?», «Где дети (сын)?», «А ты папа? Или сын?». Соотнесение себя с картинкой, пиктограммой, обозначающий возрастную группу («Где ты?»).
Труд взрослых.
Актуализация изученного материала о профессиях уборщица, дворник, учитель. Профессии повар и врач. Просмотр фрагментов познавательных мультфильмов о профессиях. Имитация действий представителей этих профессий. Распознавание атрибутов данных профессий.
Игры с наборами детской посуды, детскими наборами доктора. Взаимодействие с другими детьми в ходе игр. Выражение собственных предпочтений: «Что тебе понравилось?».
Игра в лото «Профессии».
Просмотр видеофрагментов, фотографий, на которых работает художник. Рассматривание репродукций живописных картин, иллюстраций, узнавание и показ на них людей. Изображение ярких эмоций перед зеркалом по образцу. Знакомство с пиктограммами - смайлами (улыбка, грусть (плачущий)). Определение настроения звучащей музыки, соотнесение настроения музыкального фрагмента и соответствующего настроения (по возможности с пиктограммой-смайлом): «печальная», «веселая». Свободное рисование под музыку.
Игра «Мы художники»: рисование доступными способами различных изображений.
Помощь окружающим доступным способом
Умение оказывать посильную помощь одноклассникам при уборке рабочего места (мытье стаканчиков для воды, кистей).
НАПРАВЛЕНИЕ 4. ДОМОВОДСТВО
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать умения по выполнению доступных бытовых поручений (помощь в подготовке пищи (чистить овощи), сервировке стола, уборке посуды, выноса мусор и т д.).
Выполнение бытовых поручений.
Умение выполнять посильные поручения по уборке в классе.
Смачивать и выжимать тряпку, губку. Подметать пол, поддерживать совок для заметания мусора. складывать на место игрушки , учебные принадлежности, книги.
Выборе вида работ по уборке (из 2).
Приготовление и прием пищи.
Чистить морковь безопасным ножом; очищать вареное яйцо от скорлупы; готовить бутерброд (без намазывания масла), следуя поэтапному образцу-алгоритму; мыть и вытирать посуду; протирать стол.
Уход за одеждой и обувью.
Закрепление и отработка имеющихся навыков складывания, развешивания одежды, содержания одежды и обуви в чистоте. Формирование привычки следить за своим внешним видом, (опрятность).
Аппликация «Ремонт одежды» (подклеивание к куртке «оторванного» рукава, пуговиц к рубашке и т.п.) из готовых деталей. Действия по самообслуживанию. Мытье рук:
Умение мыть руки.
Расчесывание волос:
Узнавание своей расчески, аксессуаров для волос.
Умение пользоваться аксессуарами ухода за волосами: заколки, резинки.
Участие в выявлении «проблемы»: разбросан мусор в классе, грязные руки и т.п. («Что не так?»)), демонстрация способа ее решения в заданной ситуации («Что будем делать?»), практические действия.
Различение некоторых пиктограмм, соответствующих изученным действиям.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Дата |
Количество часов |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ 1. Я САМ – 38 ч.
|
|
1 |
|
1 |
Знакомьтесь, это я! |
Узнавание себя в зеркале. Утвердительные или отрицательные ответы на вопрос о своем поле, о поле других детей в классе («Ты (Маша) мальчик?»). Отличение пиктограммы «человек» от других контрастных пиктограмм. Соотнесение пола с картинкой, пиктограммой (мальчик, девочка). |
2-3 |
|
2
|
Кто мы? |
|
4 |
|
1 |
Мы разные |
|
5-6 |
|
2 |
Моя голова. |
Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм, жеста) и показ на себе, кукле, игрушке головы, ее частей (нос, глаза, рот, уши, волосы). Показ головы на изображении человека. Выполнение движений головой по образцу. Сообщение о головной боли. Головные уборы. Надевание шапки на куклу. |
7 |
|
1 |
Что надеть на голову? |
|
8-9 |
|
2 |
Что умеют руки? |
Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм) и показ на себе, на других, на кукле рук, пальцев. Показ рук на изображении человека. Выполнение движений руками по образцу: пальчиковые упражнения, общие движения. Различение и показ перчаток, варежек. Подбор парных предметов из множества, не похожих по цвету, рисунку. Игра «Волшебный мешочек». Выполнение графических упражнений (рисование различными материалами и предметами, обведение своей руки на бумаге). |
10 |
|
1 |
Что надеваем на руки? |
|
11 |
|
1 |
Чем ощупываем предметы? |
|
12-13 |
|
2 |
Мои рисунки |
|
14-15 |
|
2
|
Я хожу и бегаю. |
Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм) и показ на себе, на других, на кукле ног. Показ ног на изображении человека. Различение следа человека и следа животного. Выполнение двигательных упражнений ногами. Хождение по сенсорным дорожкам (коврикам). Соотнесение ног с их функцией, с соответствующей пиктограммой; Узнавание некоторых названий предметов одежды, обуви, обуви по сезону и назначению. |
16 |
|
1
|
Что наденем на ноги? |
|
17 |
|
1 |
Обуваемся. |
|
18 |
|
1 |
Мое тело. |
Называние (в т.ч. с помощью пиктограмм, жестов) и показ на себе, на других, на кукле туловища. Показ туловища на изображении человека. Сообщение о боли в животе. Разыгрывание ситуации посещения врача (в роли врача и в роли пациента). Узнавание своей одежды и одежды некоторых одноклассников. Затягивание, выпускание утягивающих резинок, веревок на одежде. |
19 |
|
1 |
Одеваемся по погоде. |
|
20-21 |
|
2
|
Я слышу звуки. |
Слушание и различение различных неречевых звуков. Соотнесение их со словом, пиктограммой. Показ по заданию своих волос. Определение их основных признаков (темные / светлые; короткие / длинные) жестом. Причесывание себя, куклы. Аппликации по наклеиванию готовых деталей одежды, обуви на изображение человека. Онлайн – игры по подбору и «надеванию» одежды на людей). |
22 |
|
1 |
Моя прическа. |
|
23-25 |
|
3 |
Мои игры. |
|
26-29 |
|
4
|
Я разговариваю |
Артикуляционная гимнастика. Выполнение доступных речевых и жестовых упражнений. Соотнесение продуктов и их вкуса. Выражение жалобы (меня обидели, ударили; мне мешает сосед и т.п.). Соотнесение частей тела с их с действием, функцией. Соотнесение частей тела , человека с нужной пиктограммой. Показ на кукле различных частей тела, их соотнесение с пиктограммой. |
30 |
|
1
|
Мы едим |
|
31 |
|
1 |
Части тела |
|
32-33 |
|
2
|
Я чувствую запахи. |
Упражнения на развитие обоняния (например, определи продукт с завязанными глазами), зрительного восприятия (например, определи звук по беззвучной артикуляции, сообщение, составленное из пиктограмм). Называние и показ на себе, на кукле, частей лица (волосы, уши, глаза, нос, брови, щеки, лоб, рот: губы, зубы, язык). Соотнесение их с пиктограммой. Аппликация «Лицо». Работа с пиктограммами, показ знакомых предметов на них. Поиск людей на сюжетных картинках. Сообщение о своих ощущениях (это неприятный запах, я не вижу, что там и др.) вербально или жестами. Выделение некоторых людей на видео, фотографиях. |
34 |
|
1
|
Люди вокруг меня. |
|
35-37 |
|
3
|
Я вижу мир. |
|
38 |
|
1 |
Мое лицо. |
|
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ 2. МОЯ СЕМЬЯ – 13 ч.
|
Узнавание членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи, о взаимоотношениях в семье. Определение своей социальной роли в семье. |
39-40 |
|
2 |
Мой дом. |
Выделение членов своей семьи на фотографиях. Определение ( их деятельности (что делает папа?) во время отдыха, (Какое у него лицо? Он грустный?). Игра «Идем в парк» (обучающиеся в роли детей или взрослых), разыгрывание с помощью кукол бибабо . Соотнесение себя с определенным членом семьи (сын, дочь) на фотографии. |
41 |
|
1 |
«Идем в парк» |
|
42-44 |
|
3 |
Мама, папа, я. |
|
45-46 |
|
2
|
Домашние дела. |
Участие в беседе о помощи, обязанностях в семье. Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о бытовой и досуговой деятельности членов семьи (уборка, отдых, приготовление пищи, уход за одеждой, помощь младшим и старшим), о различных профессиях. Выделение (в т.ч. имитация) этих действий. Выполнение двигательных, танцевальных упражнений по образцу. Узнавание своих питомцев на фотографиях. |
47 |
|
1
|
Гимнастика. |
|
48-49 |
|
2
|
Наши питомцы |
|
50-51 |
|
2
|
Что умеет человек? |
|
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ 3. Я И ДРУГИЕ – 9 ч. |
Представления о других людях (взрослые и одноклассники). Узнавание детей и взрослых. Труд взрослых. Помощь окружающим. |
52 |
|
1 |
Играем вместе |
Коллективные, групповые игры по интересам детей. Игра «Мы - помощники» - выполнение простых действий по уборке помещений школы. Дифференциация людей по возрасту: взрослые – дети в своем окружении (взрослые – дети), на фотографиях, иллюстрациях. Соотнесение себя с возрастной группой (дети). Выполнение посильных поручений по помощи одноклассникам. Наблюдение за трудом уборщицы, дворника, учителя, повара, врача («очное» и в ходе просмотра видеороликов). Распознавание атрибутов данных профессий (одежды, инвентаря). |
53-54 |
|
2 |
Дети и взрослые |
|
55-56 |
|
2 |
Кем быть? |
|
57-58 |
|
2
|
Я - ученик |
Дифференциация людей по возрасту в своем окружении (учителя - ученики), на фотографиях. Соотнесение себя с возрастной группой (ученики), педагога с группой взрослых. Вызывание интереса к эмоциональному состоянию наблюдаемых людей, персонажей мультфильмов. Различение полярных эмоций на пиктограммах. В доступной мере определение настроения художественного, музыкального произведения. |
59-60 |
|
2 |
Я грустный и веселый |
|
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ 4. ДОМОВОДСТВО – 8 ч. |
Выполнение посильных поручений по уборке в классе. Приготовление и прием пищи. Уход за одеждой и обувью. Действия по самообслуживанию. |
61 |
|
1 |
Чистота – залог здоровья! |
Выполнение гигиенических навыков по уходу за своим телом: умывание, причесывание, мытье рук и т.д. Расправление и складывание предметов одежды, развешивание на спинку стула, плечики, на крючки. Аппликация «Ремонт одежды» (подклеивание к куртке «оторванного» рукава, пуговиц к рубашке и т.п.) из готовых деталей. |
62-63 |
|
2 |
Как я выгляжу. Уход за одеждой. |
|
64 |
|
1
|
Из чего мы едим? |
Различение предметов посуды, их поиск на пиктограммах. «Сервировка» стола по образцу. Различение посуды по назначению (в чем варят? Чем едят?). Участие в обыгрывании ситуации «Дети в столовой» (с куклами, другими игрушками). Формировать умение пить из трубочки (по необходимости возможности). |
65 |
|
1 |
Напитки. |
|
66 |
|
1
|
Мы умеем помогать |
Формирование и отработка навыков выполнения различных доступных операций по уборке помещения класса: протирать доску; поливать растения; смачивать и выжимать тряпку, губку, подметать пол, держать совок для заметания мусора, складывать на место игрушки, учебные принадлежности, книги. Выполнение простых операций по подготовке продуктов к употреблению их в пищу: чистить морковь безопасным ножом; очищать вареное яйцо от скорлупы; готовить бутерброд (без намазывания масла), следуя поэтапному образцу-алгоритму; помогать накрывать на стол и убирать с него; раскладывать пищу на тарелки; мыть посуду (тарелку, стакан, ложку), протирать стол. Участие в выявлении «проблемы», демонстрация способа ее решения в заданной ситуации, практические действия. Различение некоторых пиктограмм, соответствующих изученным действиям (по возможностям ребенка). |
67 |
|
1 |
«Ждем гостей» |
|
68 |
|
1 |
Контрольная работа |
|
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактические пособия для учащегося:
презентации,
раздаточный материал,
демонстрационный материал,
пиктограммы,
куклы бибабо,
предметы одежды,
картон,
цветная бумага,
клей,
ножницы.
Дидактические и методические пособия для учителя:
С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.