Ручной труд
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для детей 4 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А., учебник для 4 класса, «Просвещение» 2013г
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель программы обучения: способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
– воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
– уважение к людям труда;
– сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
– формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
– ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
– предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
– контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год:
Результаты освоения учебного предмета
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Личностные результаты:
– осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
– формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
– знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
– знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
– знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
– знать виды трудовых работ;
– знать основные приемы работы, выполнять их;
– выполнять простые инструкции учителя;
– отвечать на простые вопросы учителя;
– знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать, использовать их;
– анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
– использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
– оценивать свою работу;
– осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Достаточный уровень:
– знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их самостоятельно;
– знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
– знать виды трудовых работ;
– отвечать на простые вопросы;
– выполнять простые инструкции учителя;
– знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;
– знать основные приемы работы, выполнять их;
– знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
– анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять способы соединения деталей;
– использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;
– оценивать свою работу;
– осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Содержание учебного предмета
Работа с бумагой и картоном.
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль»; разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу гармошки; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажнопереплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверхвниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой, вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приема.
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историкокультурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.
Ремонт одежды
Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Комбинированные работы: бумага и древесные материалы.
Работа с металлом (1ч.)
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие, тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы: проволока, пластилин, скорлупа ореха.
№ |
Название раздела
|
Количество часов |
1 |
Работа с бумагой и картоном |
31 ч |
2 |
Картонажно-переплетные работы. |
3 ч |
3 |
Работа с текстильным материалом. Ремонт одежды. |
19 ч |
4 |
Работа с нитками |
2 ч |
5 |
Работа с проволокой |
3 ч |
6 |
Работа с древесиной |
7 ч |
7 |
Работа с металлом |
3 ч |
8 |
Резерв |
2 ч |
|
Итого |
70 ч |
Календарно – тематическое планирование ручного труда для 4 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I четверть. 17 ч. |
|||||
Работа с бумагой и картоном. |
6 ч |
|
|
|
|
1. |
Что ты знаешь о бумаге? Материалы, инструменты, приспособления. |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Виды, свойства бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги. |
1 |
05.09 |
|
|
3. |
Технологические операции с бумагой. Виды работы с бумагой. |
1 |
09.09 |
|
|
4. |
Складывание из треугольников. Геометрическая фигура раскладка. |
1 |
12.09 |
|
|
5. |
Складывание простых форм из квадратов. Фигурка «Рыбка». |
1 |
16.09 |
|
|
6. |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор». |
1 |
19.09 |
|
|
Работа с тканью. |
6 ч |
|
|
|
|
7. |
Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты, приспособления. Виды, свойства и цвет ткани. |
1 |
24.09 |
|
|
8. |
Как ткут ткани. Процесс ткачества. |
1 |
26.09 |
|
|
9. |
Виды работы технологические операции при работе с нитками и тканью. |
1 |
30.09 |
|
|
10. |
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла –скрутка» |
1 |
03.10 |
|
|
11. |
Изготовление поздравительной открытки ко Дню пожилого человека |
1 |
07.10 |
|
|
12. |
Отделка изделий из ткани. Изготовление «Салфетка с аппликацией». |
1 |
10.10 |
|
|
Работа с бумагой и картоном. |
10 ч |
|
|
|
|
13. |
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. |
1 |
14.10 |
|
|
14. |
Изготовление игрушки «Цыплёнок». |
1 |
17.10 |
|
|
15. |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. |
1 |
21.10 |
|
|
16. |
Изготовление игрушки «Летающий диск» |
1 |
24.10 |
|
|
17. |
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Изготовление игрушки « Попугай» |
1 |
28.10 |
|
|
II четверть 16 ч. |
|||||
18. |
Развёртка изделия. Изготовление «Конверт для писем с клеевым соединением деталей». |
1 |
07.11 |
|
|
19. |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конверта с замком без клеевого соединения. |
1 |
11.11 |
|
|
20. |
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Изготовление аппликации «Коврик с геометрическим орнаментом» |
1 |
14.11 |
|
|
21. |
Изготовление аппликации «Коврик с геометрическим орнаментом» |
1 |
18.11 |
|
|
22. |
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Изготовление изделия «Закладка для книг из зигзагообразных полос». |
1 |
21.11 |
|
|
Работа с тканью. |
2 ч |
|
|
|
|
23. |
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. |
1 |
25.11 |
|
|
24. |
Изготовление изделия «Салфетка – прихватка». |
1 |
28.11 |
|
|
|
Работа с металлом. |
3 ч |
|
|
|
25. |
Что надо знать о металле? Применение металла. Виды, свойства и цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты. |
1 |
02.12 |
|
|
26. |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изготовление изделия «Дерево». |
1 |
05.12 |
|
|
27. |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изготовление изделия «Паук». |
1 |
09.12 |
|
|
Работа с бумагой и картоном. |
9 ч |
|
|
|
|
28. |
Изготовление открытки ко Дню матери |
1 |
12.12 |
|
|
29. |
Деление круга на равные части способом складывания. Изготовление изделия « Геометрическая фигура – раскладка». |
1 |
16.12 |
|
|
30. |
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Изготовление изделия « Объёмное ёлочное украшение». |
1 |
19.12 |
|
|
31. |
Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей. Изготовление изделия «Растягивающаяся игрушка». |
1 |
23.12 |
|
|
32. |
Вырезание симметрических деталей из бумаги, сложенной пополам. Изготовление игрушки « Птица». |
1 |
26.12 |
|
|
33. |
Складывание бумаги. Изделие« Снежинка». |
1 |
30.12 |
|
|
III четверть 20 ч. |
|||||
34. |
Объёмная новогодняя открытка. |
1 |
09.01 |
|
|
35. |
Выполнение разметки с опорой на чертёж. Изготовление летающей модели «Планёр». |
1 |
13.01 |
|
|
36. |
Линии чертежа. Чтение чертежа. Изготовление поделки « Самолёт». |
1 |
16.01 |
|
|
Работа с нитками. |
2 ч |
|
|
|
|
37. |
Связывание ниток в пучок. Аппликация « Цветок из ниток». |
1 |
20.01 |
|
|
38. |
Связывание ниток в пучок. « Помпон из ниток». |
1 |
23.01 |
|
|
Работа с проволокой. |
3 ч |
|
|
|
|
39. |
Изгибание проволоки. Изготовление декоративных фигурок и птиц, зверей, человечков. |
1 |
27.01 |
|
|
40. |
Сборка изделия из разных материалов. Изготовление поделки «Муха». |
1 |
30.01 |
|
|
41. |
Сборка изделия из разных материалов. Изготовление поделки «Паук». |
1 |
03.02 |
|
|
Работа с бумагой и картоном. |
6 ч |
|
|
|
|
42. |
Изготовление «Валентинки» из бумаги и картона. |
1 |
06.02 |
|
|
43. |
Открытка ко Дню Защитника Отечества. |
1 |
10.02 |
|
|
44. |
Складывание из бумаги. |
1 |
13.02 |
|
|
45. |
Изготовление изделия « Открытая коробочка». Украшение аппликацией. |
1 |
17.02 |
|
|
46. |
Изготовление коробочки способом сгибания бумаги. |
1 |
20.02 |
|
|
47. |
Изготовление открытки для мамы |
1 |
27.02 |
|
|
Работа с древесиной. |
7 ч. |
|
|
|
|
48. |
Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. |
1 |
03.03 |
|
|
49. |
Свойства древесины. |
1 |
06.03 |
|
|
50. |
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. |
1 |
10.03 |
|
|
51. |
Аппликация из карандашной стружки «Цветок». |
1 |
13.03 |
|
|
52. |
Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Ёжик». |
1 |
17.03 |
|
|
IV четверть 18 ч. |
|||||
53. |
Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Лошадка». |
1 |
27.03 |
|
|
54. |
Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Дом». |
1 |
31.03 |
|
|
Работа с тканью. Ремонт одежды. |
6 ч |
|
|
|
|
55. |
Ремонт одежды. |
1 |
03.04 |
|
|
56. |
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. |
1 |
07.04 |
|
|
57. |
Отделка изделий пуговицами. Аппликация с использованием пуговиц. |
1 |
10.04 |
|
|
58. |
Отделка изделий пуговицами. Аппликация с использованием пуговиц. |
1 |
14.04 |
|
|
59. |
Изготовление и пришивание вешалки. |
1 |
17.04 |
|
|
60. |
Ремонт одежды по распоровшемуся шву |
1 |
21.04 |
|
|
Картонажно – переплётные работы. |
3 ч |
|
|
|
|
61. |
Картонажные изделия. Изделия в переплете. Материалы. Инструменты и приспособления. |
1 |
24.04
|
|
|
62. |
Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. |
1 |
28.04 |
|
|
63. |
Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. |
1 |
05.05 12.05 |
|
|
|
Работа с тканью |
5 ч |
|
|
|
64. |
Экскурсия в швейную мастерскую. |
1 |
15.05 |
|
|
65. |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. |
1 |
19.05 |
|
|
66 |
Изготовление изделия «Подушечка для игл». |
1 |
22.05 |
|
|
67 |
Мягкие игрушки. Анализ образца изделия. План пошива игрушки. Изделие «Тряпичная игрушка-подушка». |
1 |
26.05 |
|
|
68 |
Изготовление мягких игрушек. |
1 |
29.05 |
|
|
6970 |
Резерв |
2 |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник «Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А. для 4 класса «Просвещение» 2019г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.