Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 5 класс. Вариант I.
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 5 класс. Вариант I.

Оценка 5
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 5 класс. Вариант  I.
РПД 5 кл Чтение.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2021 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Чтение»

Вариант I

 

5 «б»  класс

 

Срок реализации программы  2021-2022 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2021

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Общая характеристика учебного предмета…………………………

 

4

3

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

6

4

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………...

 

 

6

5

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

9

6

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

12

7

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

28

8

Литература …………………………………………………………….

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2017;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.

Срок реализации данной программы 1 год, в ней учитываются особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида.

Программа способствует разностороннему развитию личности учащихся, обеспечивает умственное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Изучение предмета «Чтение» в 5 классе имеет своей целью становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности учащегося в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

формирование навыков правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;

- развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

- использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

2 Общая характеристика учебного предмета

В 5 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений,  правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важным является формирование у учащихся эмоционального отклика на прочитанное, проведение  направленной работы на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.

В программе предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении.

Не менее важным является  дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются не только медленно, но и асинхронно.

Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программой предмета «Чтение» придается  большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 5  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе  используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Программой предмета предусмотрено знакомство с  некоторыми литературоведческими понятиями, среди них жанры народного творчества (сказка,  песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение). Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.

 

3 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Чтение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

 

4 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися  программы учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Чтение» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках чтения  формируются следующие личностные результаты:

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;

- способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

- умение формулировать собственное мнение;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование готовности к самостоятельной жизни;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Чтение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

- умение осознанно читать вслух текст целыми словами;

- умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);

- способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);

- способность выделять главную мысль произведения;

- способность участвовать в беседе;

- умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

- способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

- способность заучивать стихотворения наизусть;

- способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 5 классе обучающиеся будут иметь:

Минимальный уровень:

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

- находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

- принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Достаточный уровень:

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами, в трудных случаях – по слогам;

- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя.

Изучение предмета «Чтение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий (БУД):

Личностные учебные действия

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Коммуникативные учебные действия

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности межпредметные некоторые знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в МБОУ КШ «Надежда».

 

5 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Устное народное творчество

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

 

Раздел 2. Сказки

Русская народная  сказка «Никита Кожемяка». Тофаларская сказка «Как наказали медведя.  Башкирская сказка «Золотые руки».  Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка  «Два Мороза». Татарская сказка «Три дочери».  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывки). По Д. Мамину-Сибиряку  «Серая Шейка».

Внеклассное чтение. Сказки народов Российской Федерации. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества.

 

Раздел 3. Картины родной природы

Лето

Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит…». А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки). А. Прокофьев «Березка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…».

Осень

По Г. Скребицкому «Сентябрь». По И. Соколову – Микитову «Золотая осень». К. Бальмонт «Осень». По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!». По В. Астафьеву «Осенние грусти…». И. Бунин «Первый снег».

Внеклассное чтение. Рассказы о природе.

 

Раздел 4. О друзьях-товарищах

Ю. Яковлев «Колючка». Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). В. Медведев «Фосфорический мальчик». Л. Воронкова «Дорогой подарок». Я. Аким «Твой друг».

 

Раздел 5. Басни И. Крылова

«Ворона и лисица», «Щука и Кот», «Квартет».

 

Раздел 6. Спешите делать добро

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка». А. Платонов «Сухой хлеб». В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»). В. Брюсов «Труд». В. Рождественский «Огромное небо».

Внеклассное чтение. Рассказы и стихотворения по теме «Спешите делать добро».

 

Раздел 7. Картины родной природы

Зима

Ф. Тютчев «Зима». Г. Скребицкий «Декабрь». К. Бальмонт «К зиме». Г. Скребицкий «Всяк по-своему». С. Есенин «Поет зима – аукает…». С. Есенин «Береза». А. Пушкин «Зимняя дорога».

Весна

Г. Скребицкий «Март». А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Г.  Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки). Г. Скребицкий «Весна – красна». Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Г. Скребицкий «В весеннем лесу». А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывок из повести «Детство Никиты»). А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». А. Блок «Ворона». Е. Серова «Подснежник». И. Соколов – Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…». С. Есенин «Черемуха». Я Аким «Весна, весною, о весне».

Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о природе. Зима. Весна.

 

Раздел 8. О животных

Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы»). А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»). К. Паустовский «Кот Ворюга». Б. Житков «Про обезьянку». Э. Асадов «Дачники». Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны». С. Михалков «Будь человеком».

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

 

Раздел 9. Из прошлого нашего народа

О. Тихомиров «На поле Куликовом». С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!». Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Внеклассное чтение. Произведения о героическом прошлом нашего народа.

 

Раздел 10. Из произведений зарубежных писателей

В. Гюго «Гаврош» (отрывки). М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки). Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей.

 

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

 

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

 

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка учащихся в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

 

 

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Устное народное творчество

3

Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества.

Заучивание наизусть.

Работа над смысловым содержанием произведений.

Драматизация произведений

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки

 

 

3

II

Сказки

21

 

1

Русская народная  сказка «Никита Кожемяка»

2

Борьба добра со злом в русской народной сказке.

Выборочное чтение, чтение по ролям.

Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из сказки.

2

Тофаларская сказка «Как наказали медведя

1

Работа над выразительным чтением.

Выяснение отношения к слабым персонажам в сказке.

Рассказывание сказки по опорным словам.

3

Башкирская сказка «Золотые руки» 

1

Работа над смысловым значением названия сказки.

Рисование словесного портрета героини сказки.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Рассказывание сказки.

4

Русская народная сказка «Морозко»

2

Сравнение отношения мачехи к родной дочери и падчерице.

Работа над рассказом от первого лица.

Раскрытие темы трудолюбия в сказке.

Составление характеристики падчерицы и дочки.

Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста.

Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.

 

5

Русская народная сказка  «Два Мороза»

1

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Рассказывание сказки.

Поиск народной мудрости в сказке.

6

Татарская сказка «Три дочери»

1

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Рассказывание сказки.

Выяснение поучительного смысла в сказке.

7

Внеклассное чтение. Чтение сказок народов Российской Федерации

1

Показ разнообразия народного творчества жителей страны.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков сказок.

Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися.

Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

8

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывки)

5

Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность.

Выборочное чтение.

Характеристика внешности персонажей.

Работа со сложными для понимания словами.

Работа с иллюстративным материалом.

Заучивание отрывка наизусть.

Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки.

Борьба сил добра и зла в сказке.

9

По Д. Мамину-Сибиряку  «Серая Шейка»

5

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Озаглавливание частей текста и пересказ по частям.

Показ красоты природы в сказке (словесное рисование).

Работа над словами и словосочетаниями, трудными для понимания.

10

Обобщающий урок по теме «Сказки»

1

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.

Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений.

Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков.

Придумывание  и рассказывание сказки собственного сочинения.

11

Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества малых форм

1

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок.

Использование элементов драматизации.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Организация работы в парах.

Закрепление понятий «сказка», «волшебная сказка», «устное народное творчество», выявление различий между произведениями малых народных форм (пословица, поговорка, потешка, считалка, загадка).

Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения.

III

Картины родной природы

15

 

1

Г. Скребицкий «Июнь»

1

Выборочное чтение.

Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и впечатления.

Приметы лета в рассказе.

Работа с иллюстративным материалом.

Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки.

2

И. Суриков «Ярко солнце светит…».

1

Беседа о лете с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся.

Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказа Г. Скребицкого «Июнь».

Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения).

Работа над выразительным чтением.

Заучивание стихотворения наизусть.

3

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Объяснение поведения детей во время грозы, проявления характера героев, выяснение личного отношения учащихся к содержанию рассказа.

Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану.

Описание состояния природы в рассказе.

Составление рассказа-описания о грозе.

Составление рассказа-рассуждения о девочке.

4

А. Прокофьев «Березка»

1

Беседа о красоте русской березы и русской природы с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся.

Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений).

Работа над выразительным чтением.

Заучивание стихотворения наизусть.

5

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся.

Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений).

Работа над выразительным чтением.

6

Внеклассное чтение рассказов о природе

1

Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям.

Работа с иллюстративным материалом.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков.

Словесное рисование опорой на произведения искусства, музыки.

Составление рассказа по плану.

Составление рассказа-описания по опорным словам.

Чтение заученных наизусть стихотворений.

Работа с дневниками внеклассного чтения.

7

По Г. Скребицкому «Сентябрь»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

8

По И. Соколову – Микитову «Золотая осень»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Пересказ по плану.

9

К. Бальмонт «Осень»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки.

Работа над выразительным чтением.

Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями.

10

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа с иллюстративным материалом.

Озаглавливание частей рассказа.

Работа над пересказом.

11

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

1

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

12

И. Бунин «Первый снег»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением поздней осени, с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки.

Работа над выразительным чтением.

Словесное рисование.

Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями.

Заучивание стихотворения наизусть.

13

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»

1

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.

Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями.

Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков.

Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки.

Составление рассказа по плану.

Составление рассказа-описания по опорным словам.

Чтение наизусть стихотворений.

IV

О друзьях-товарищах

 

11

 

1

Ю. Яковлев «Колючка»

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Составление плана рассказа, пересказ по плану.

Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношения школьников к героям рассказа.

2

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану.

Работа над характеристикой персонажа, его поступков.

Выяснение отношения школьников к герою рассказа.

3

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выразительное чтение по ролям.

Раскрытие понятий «дружба», «стыд», «ябеда», «совесть». Выборочное чтение.

Работа над характеристикой персонажа, его поступков.

Выяснение отношения школьников к герою рассказа.

4

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выразительное чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над характеристикой персонажей, их поступков.

Выяснение отношения школьников к героям рассказа.

5

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выразительное чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Самостоятельное состояние вопросов к тексту, ответы на эти вопросы.

Озаглавливание частей рассказа.

Работа над полным пересказом.

Выяснение отношения школьников к героям рассказа, их поступкам.

Нравственная оценка действий персонажей.

6

Я. Аким «Твой друг»

 

1

Работа над техникой чтения.

Выразительное чтение.

Выборочное чтение.

Обсуждение профессии учителя.

7

Обобщающий урок по теме «О друзьях – товарищах»

1

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.

Соотнесение пословиц и поговорок, с прочитанными произведениями.

Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям и их героям.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков.

Обсуждение понятий «дружба», «товарищество», «скромность», «хвастливость», «смелость», «благородство», «достоинство», «справедливость».

 

V

Басни И. Крылова

 

4

 

1

«Ворона и лисица»

«Щука и Кот»

«Квартет»

 

4

Понятие «басня» как литературный жанр.

Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей.

Выразительное чтение.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над иллюстративным материалом.

Работа над трудными для понимания словами и выражениями.

Использование элементов драматизации.

Выяснение и обсуждении морали басни.

Дополнительное чтение басен, изученных в прошлые годы обучения.

VI

Спешите делать добро

 

15

 

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Чтение по ролям.

Пересказ текста по вопросам.

Сравнительный анализ поступков персонажа.

Выборочное чтение.

Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям.

2

О. Бондарчук «Слепой домик».

1

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Выяснение значения и обсуждение нравственных понятий «доброта», «чувство жалости», «сострадание», «помощь», «равнодушие».

Составление характеристики персонажа.

Сравнения героя рассказа Н. Хмелика «Будущий олимпиец» и героя рассказа О. Бондарчука «Слепой домик».

Выяснение личного отношения школьников к персонажам и их поступкам.

3

В. Осеева «Бабка».

4

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Обсуждение темы отношения к старшим.

Выяснение значения и обсуждение нравственных понятий «уважение к старшим», «терпение», «жестокость», «грубость», «равнодушие», «пренебрежение».

Работа над пересказом.

Работа с иллюстрационным материалом.

4

А. Платонов «Сухой хлеб».

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Обсуждение такого явления природы, как засуха.

Обсуждение темы отношения к матери, тяжелого женского труда.

Характеристика персонажа.

Работа над пересказом.

5

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»).

1

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Описание персонажей.

Обсуждение тяжелой жизни людей в послевоенные годы.

Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ.

6

В. Брюсов «Труд».

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Обсуждение понятий «труд», «труженик».

Выяснение значений пословиц о труде.

7

В. Рождественский «Огромное небо».

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Обсуждение истории, описанной автором.

Обсуждение поступка, совершенного летчиками.

Выяснение значения понятий «героизм», «подвиг».

Выяснение и обсуждение личного отношения школьников, их чувств к летчикам из произведения и поступку, который они совершили.

8

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро»

1

Чтение и обсуждение произведений по теме «Спешите делать добро».

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков из произведений.

Работа в парах и группах.

Соотнесение пословиц и поговорок с поступками героев произведений.

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг.

9

Обобщение по теме «Спешите делать добро»

1

Обсуждение прочитанных произведений.

Характеристика понравившихся персонажей.

Выяснение личного отношения школьников к героям понравившихся произведений.

Объяснение смысла пословиц и сопоставление их с произведениями и поведением их героям.

Рассказывание, выборочное чтение, работа с иллюстративным материалом.

 

VII

Картины родной природы «Зима»

23

 

1

Ф. Тютчев «Зима»

1

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа со средствами художественной выразительности текста.

Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

Разучивание стихотворения наизусть.

2

Г. Скребицкий «Декабрь»

1

Совершенствование техники чтения.

Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников.

Работа над пересказом по плану.

3

К. Бальмонт «К зиме»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Словесное рисование

4

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

1

Работа над техникой чтения

Формирование природоведческих представлений о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе.

Выборочное чтение.

Формулировка школьниками вопросов к тексту, ответы на вопросы.

Работа над рассказом от 3-го лица.

5

С. Есенин «Поет зима – аукает…»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Выяснение значения незнакомых слов и выражений.

Работа со сравнениями и выразительными средствами языка.

6

С. Есенин «Береза»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Разучивание стихотворения наизусть.

Выяснение значения незнакомых слов и выражений.

Работа со сравнениями и выразительными средствами языка.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

7

А. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Выяснение значения незнакомых слов и выражений.

Работа со сравнениями и выразительными средствами языка.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

Разучивание стихотворения наизусть.

Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты зимней природы.

 

8

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

1

Развитие навыка чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников.

Чтение выученных стихотворений наизусть.

Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами.

Рассказы школьников.

9

Г. Скребицкий «Март»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение

10

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа со средствами художественной выразительности.

Разучивание стихотворения наизусть

11

Г.  Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

1

Беседа о признаках ранней весны.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа со средствами художественной выразительности.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования

12

Г. Скребицкий «Весна – красна»

1

Беседа о признаках ранней весны.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа со средствами художественной выразительности.

Сравнение описаний зимнего и весеннего неба.

Пересказ сказки

13

Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик»

1

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны.

Работа с иллюстрациями, рисунками школьников.

Работа по совершенствованию техники чтения.

Выборочное чтение.

Рассказ от первого лица

14

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

1

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны.

Работа с иллюстрациями, рисунками школьников.

Работа по совершенствованию техники чтения.

Выборочное чтение.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования

15

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывок из повести «Детство Никиты»)

1

Совершенствование техники чтения.

Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников.

Рассказ по картине с опорой на текст произведения

16

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Словесное рисование

17

А. Блок «Ворона»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Словесное рисование.

Выборочное чтение

18

Е. Серова «Подснежник»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Словесное рисование.

Выборочное чтение.

Разучивание стихотворения наизусть

19

И. Соколов – Микитов «Весна»

1

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны.

Работа с иллюстрациями, рисунками школьников.

Работа по совершенствованию техники чтения.

Выборочное чтение.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования

20

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Выборочное чтение.

Словесное рисование

21

С. Есенин «Черемуха»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

22

Я. Аким «Весна, весною, о весне»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа с выразительными средствами языка.

Выборочное чтение.

Словесное рисование

23

Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о природе. Зима. Весна

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников.

Чтение выученных стихотворений наизусть.

Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесенных с прочитанными текстами.

Отгадывание тематических загадок.

Составление рассказа по плану.

Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения

VIII

О животных

 

14

 

1

Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы»)

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Описание внешнего вида и характера героя.

Деление текста на части, озаглавливание.

Пересказ текста по плану.

Оценка поведения героя, высказывание учащимися своего отношения к нему

2

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»)

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Озаглавливание частей рассказа.

Пересказ по плану.

Словесное рисование.

Выяснение отношения героев произведения к птенцу.

Описание внешнего вида птенца.

Высказывание школьниками собственного отношения к животным.

Работа с иллюстративным материалом.

Рассказ от третьего лица

3

К. Паустовский «Кот Ворюга»

2

Описание внешнего вида кота.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Пересказ текста.

Беседа со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным.

Рассказы школьников о своих домашних животных.

 4

Б. Житков «Про обезьянку»

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Пересказ текста.

Беседа со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным.

Обсуждение изменения отношения  мальчика к Яшке по ходу развития событий в рассказе.

Высказывание школьниками своей точки зрения по поводу сюжета.

5

Э. Асадов «Дачники»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Сравнение настроения в первой и во второй части стихотворения.

Сравнение описания природы в первой и во второй части стихотворения.

Выяснение нравственного аспекта поступков детей.

Выяснения личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанным в стихотворении.

Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах

6

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

1

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Описание внешности и характера Олены Даниловны.

Беседа о заботливом отношении к животным.

7

С. Михалков «Будь человеком»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Объяснение приема сравнения, который использует автор в стихотворении.

Оценка поступков персонажей стихотворения.

Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу.

Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали

8

Внеклассное чтение. Рассказы о животных

1

Чтение и обсуждение рассказов о животных.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков из произведений.

Работа в парах и группах.

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг

IX

Из прошлого нашего народа

 

15

 

1

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны.

Работа с описанием русского войска.

Работа над кратким пересказом.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Пересказ по плану.

Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе

2

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны.

Работа с описанием французской армии во время отступления.

Соотнесение пословиц с текстом рассказа.

Работа над кратким пересказом.

Пересказ по плану.

Работа с иллюстративным материалом.

Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе

3

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с описанием времени года в отрывке.

Обсуждение темы крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку.

Обсуждение понятия «счастливая и дружная семья»

4

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок).

4

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

Работа над кратким пересказом.

Озаглавливание частей рассказа.

Пересказ по плану.

Работа с описанием персонажей рассказа.

Работа над характеристикой персонажей рассказа.

Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли.

Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором в рассказе.

5

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!».

2

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.

 Выборочное чтение.

Соотнесение событий, описанных в рассказе, с реальными историческими событиями.

Выяснение знаний школьников о событиях ВОВ.

Работа с иллюстративным материалом.

6

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

 

1

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение

7

Внеклассное чтение. Произведения о героическом прошлом нашего народа.

 

1

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков из произведений.

Работа в парах и группах.

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг.

8

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников.

Чтение наизусть стихотворений.

Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений.

Рассказы учащихся

X

Из произведений зарубежных писателей

 

15

 

 

1

В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями.

Работа с иллюстративным материалом.

Характеристика и описание внешнего вида Гавроша.

Оценка поступков Гавроша.

Рассказ о Гавроше по плану.

Работа над пересказом текста.

Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к главному герою рассказа.

2

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок)

4

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями.

Работа с иллюстративным материалом.

Характеристика Тома.

Оценка поведения и поступков героев.

Озаглавливание частей текста.

Работа над пересказом по плану.

Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к героям рассказа.

3

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки)

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями.

Рисование словесной картины наступления весны.

Заучивание прозаического отрывка.

Характеристика Нильса.

Оценка поведения и поступков героев.

Озаглавливание частей текста.

Работа над пересказом по плану.

Работа с иллюстративным материалом.

Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке, и к героям сказки.

4

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок)

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями.

Характеристика Русалочки и принца.

Оценка поведения и поступков героев.

Работа над пересказом.

Работа с иллюстративным материалом.

Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке, и к героям сказки

5

Обобщение  по

теме «Из произведений зарубежных писателей»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся

6

Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей

1

Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей.

Выборочное чтение.

Рассказывание отрывков из произведений.

Работа в парах и группах.

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг.

Итого

 

136

 

 

 

7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по чтению;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

8. Литература

 Для учителя

1.  Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.

2. Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.

3. Шишкова М. И.  Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид.– М.: Просвещение, 2011.

 

Для учащихся

1. Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно - нравственное, трудовое,…

Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно - нравственное, трудовое,…

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на…

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения

Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации

Достаточный уровень: - правильно читать вслух доступный текст целыми словами, в трудных случаях – по слогам; - читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;…

Достаточный уровень: - правильно читать вслух доступный текст целыми словами, в трудных случаях – по слогам; - читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;…

Познавательные учебные действия - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных…

Познавательные учебные действия - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных…

Осень По Г. Скребицкому «Сентябрь»

Осень По Г. Скребицкому «Сентябрь»

Н. Гарин – Михайловский «Тема и

Н. Гарин – Михайловский «Тема и

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

Серая Шейка» 5Работа над техникой чтения

Серая Шейка» 5Работа над техникой чтения

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

Выборочное чтение. Словесное рисование

Выборочное чтение. Словесное рисование

Выяснение отношения школьников к героям рассказа

Выяснение отношения школьников к героям рассказа

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков

Выборочное чтение. Обсуждение темы отношения к старшим

Выборочное чтение. Обсуждение темы отношения к старшим

Обобщение по теме «Спешите делать добро»1Обсуждение прочитанных произведений

Обобщение по теме «Спешите делать добро»1Обсуждение прочитанных произведений

Работа со сравнениями и выразительными средствами языка

Работа со сравнениями и выразительными средствами языка

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)1Беседа о признаках ранней весны

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)1Беседа о признаках ранней весны

Словесное рисование. Выборочное чтение

Словесное рисование. Выборочное чтение

Пересказ по плану. Словесное рисование

Пересказ по плану. Словесное рисование

Беседа о заботливом отношении к животным

Беседа о заботливом отношении к животным

Работа над кратким пересказом

Работа над кратким пересказом

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг

Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие

Литература Для учителя 1

Литература Для учителя 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022