Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 6 класс. Вариант I.
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 6 класс. Вариант I.

Оценка 5
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение". 6 класс. Вариант  I.
РПД Чтение 6 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2022 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Чтение»

Вариант I

 

6 «б»  класс

 

Срок реализации программы  2022-2023 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

Южно-Сахалинск  2022

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

3

2

Общая характеристика учебного предмета…………………………

4

3

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

6

4

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………...

 

6

5

Содержание учебного предмета…………………………………….

10

6

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….

 

12

7

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

29

8

Литература …………………………………………………………….

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2017;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Чтение. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Авт. – сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.

Срок реализации данной программы 1 год, в ней учитываются особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида.

Программа способствует разностороннему развитию личности учащихся, обеспечивает умственное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Изучение предмета «Чтение» в 6 классе имеет своей целью становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности учащегося в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

формирование навыков правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;

- развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

- использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

2 Общая характеристика учебного предмета

В 6 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений,  правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важным является формирование у учащихся эмоционального отклика на прочитанное, проведение  направленной работы на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.

В программе предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении.

Не менее важным является  дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются не только медленно, но и асинхронно.

Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программой предмета «Чтение» придается  большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 6  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе  используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Программой предмета предусмотрено знакомство с  некоторыми литературоведческими понятиями, среди них жанры народного творчества (сказка,  песня, пословица, поговорка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение). Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.

 

3 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Чтение» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели). Количество административных проверочных работ - 2.

 

4 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися  программы учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Чтение» для учащихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках чтения  формируются следующие личностные результаты:

- формирование понимания важности процесса обучения;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

- формирование нравственно развитой личности в процессе чтения, развитие морально-этического представления, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие чувства ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения составлять тексты в устной форме;

- развитие умения строить рассуждения в процессе характеристики текста;

- развитие готовности слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- совершенствование мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Чтение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

- чтение текста правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя;

- деление текста на смысловые части, пересказ текста различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

- определение мотивов поступков героев, выражение своего отношения к ним;

- пользование монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении своей точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

- самостоятельное составление вопросов к тексту;

- понимание жанровых особенностей произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

- заучивание наизусть стихотворения, басни;

- совершенствование читательского опыта, развитие умения пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.).

Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 6 классе обучающиеся будут иметь:

Минимальный уровень:

- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

- читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

- оценивать поступки героев (с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Достаточный уровень:

- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях – целым словом;

- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

- делить текст на части под руководством учителя;

- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Изучение предмета «Чтение» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий (БУД):

Личностные учебные действия

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Коммуникативные учебные действия

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности межпредметные некоторые знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в МБОУ КШ «Надежда».

Навыки чтения

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.

Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

Работа с текстом

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.

Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.

Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.

Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

 

 

5 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Моя Родина

По В. Пескову «Отечество». М. Ножкин  «Россия». М. Пришвин  «Моя родина».

Раздел 2. Золотая осень

В. Бианки  «Сентябрь». И. Бунин «Лес, точно терем расписной...». Ю. Качаев  «Грабитель». Б. Житков. «Белый домик». А. Белорусец  «Звонкие ключи». К. Паустовский  «Заячьи лапы». И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». Е. Носов  «Хитрюга». В. Бианки  «Октябрь». В. Бианки «Ноябрь».

Раздел 3. Великая радость – работа

С. Михалков  «Будь человеком». Б. Заходер  «Петя мечтает». По Д. Биссету  «Слон и муравей». По Д. Биссету  «Кузнечик Денди». Дж. Родари  «Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик».

Раздел 4. Страницы истории

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины). Ф. Глинка  «Москва» (в сокращении). По С. Алексееву  «Без Нарвы не видать моря». По С. Алексееву  «На берегу Невы». По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».  «Медаль». По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге»  «Гришенька». По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин».  «Серебряный лебедь».  По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин». «Боевое крещение». По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин». «День рождения Наполеона». По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин». «В дни спокойные».

         Раздел 5. Что такое хорошо, что такое плохо

                По Н. Носову  «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк  «Тайна цены». Перевод Д. Гальпериной  «Здравствуйте!».

                Раздел 6. Здравствуй, гостья – Зима

         В. Бианки  «Декабрь». Е. Благинина  «Новогодние загадки». А. Никитин  «Встреча зимы». А. Дорохов  «Теплый снег». А. Пушкин  «Вот север тучи нагоняя...». Д. Хармс  «Пушкин». В. Бианки  «Январь». Х.-К. Андерсен  «Ель». А. Чехов  «Ванька». И. Никитин  «Весело сияет месяц над селом...». И. Суриков  «Белый снег пушистый...». М. Зощенко  «Леля и Минька». Ю. Рытхэу   «Пурга». Ю. Дмитриев   «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль». С. Маршак  «Двенадцать месяцев». Х.- К. Андерсен  «Снежная Королева».

         Раздел 7. Весна – красна

         С. Смирнов  «Первые приметы». В. Бианки  «Март». По В. Пескову  «Весна идет». М. Пришвин  «Жаркий час». Г. Скребицкий  «Весенняя песня». В. Жуковский  «Жаворонок». А. Толстой  «Детство Никиты». А. Твардовский  «Как после мартовских метелей...». А. Плещеев  «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...». В. Бианки  «Апрель». К. Паустовский  «Стальное колечко».

         Раздел 8. Рассказы о животных

         По В. Астафьеву  «Злодейка».  По Е. Барониной  «Рассказы про зверей». В. Драгунский  «Кот в сапогах».  Д. Хармс  «Заяц и еж». И. Крылов  «Зеркало и обезьяна». По Р. Киплингу  «Рикки-Тикки-Тави».

         Раздел 9. Рассказы, сказки, стихи для детей

         В. Набоков  «Дождь пролетел и сгорел на лету...». В. Бианки  «Май». М. Дудин  «Наши песни спеты на войне». В. Медведев   «Звездолет Брунька». По К. Паустовскому  «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц». В. Астафьев   «Зорькина песня». Н. Рыленков  «Нынче ветер, как мальчишка, весел...».

               

 

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

 Моя Родина

3

 

1

По В. Пескову «Отечество»

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников.

Знакомство с понятием «эпиграф».

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Объяснение таких понятий как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни».

2

М. Ножкин  «Россия»

1

Беседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся.

Сопоставление пословиц с текстом стихотворения.

Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения).

Работа над выразительным чтением.

3

М. Пришвин  «Моя родина»

 

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Пересказ от первого лица по плану.

II

Золотая осень

 

18

 

1

В. Бианки  «Сентябрь»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Сопоставление пословиц с текстом.

Выборочный пересказ.

2

И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями.

Сравнение описания осени у В. Бианки и И. Бунина.

Высказывания учащихся, объяснения, доказательства.

Заучивание стихотворения наизусть.

3

Ю. Качаев  «Грабитель»

1

Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Самостоятельный поиск незнакомых слов и  их объяснение.

Рассказ отрывков, полный пересказ.

4

Б. Житков «Белый домик»

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа.

Словесное рисование.

Работа над пересказом.

5

А. Белорусец  «Звонкие ключи»

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Работа над описанием природы в тексте.

Работа над характеристикой героя рассказа.

Озаглавливание частей, составление плана рассказа.

Работа над пересказом.

Сравнительная  характеристика героев рассказа Б. Житкова и А. Белорусец «Звонкие ключи»

6

К. Паустовский  «Заячьи лапы»

3

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Работа над описанием грозы в тексте.

Работа над характеристикой героя рассказа.

Работа с иллюстрациями.

Объяснение таких понятий как «отзывчивость». «человечность». «сострадание», «помощь», «вина», «искупление».

Озаглавливание частей, составление плана рассказа.

Работа над пересказом.

7

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся.

Работа над пересказом – описанием.

8

Е. Носов  «Хитрюга»

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Работа над описанием осеннего дня в тексте.

Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в березовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга».

Работа над характеристикой героя рассказа.

Работа с иллюстрациями.

Озаглавливание частей, составление плана рассказа.

Работа над пересказом.

Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе.

9

Внеклассное чтение.

 

К.Г. Паустовский «Прощание с летом»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

10

В. Бианки  «Октябрь»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Пересказ по плану.

11

В. Бианки «Ноябрь»

 

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Работа над техникой чтения.

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.

Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями.

Рассказывание отрывков.

Словесное рисование с опорой на иллюстрации.

Составление рассказа – описания по опорным словам.

Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени.

Чтение наизусть стихотворений об осени.

12

Обобщающий урок по теме «Золотая осень»

1

Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Работа над техникой чтения.

Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.

Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями.

Рассказывание отрывков.

Словесное рисование с опорой на иллюстрации.

Составление рассказа – описания по опорным словам.

Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени.

Чтение наизусть стихотворений об осени.

III

Великая радость – работа

 

9

 

1

С. Михалков  «Будь человеком»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Объяснение приема сравнения, который использует автор в стихотворении.

Оценка поступков персонажей стихотворения.

Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу.

Выявления личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали.

2

Б. Заходер  «Петя мечтает»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Оценка поступков персонажей стихотворения.

3

По Д. Биссету  «Слон и муравей».

1

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

4

По Д. Биссету  «Кузнечик Денди».

1

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди».

Работа над рассказыванием сказок.

5

Дж. Родари  «Как один мальчик играл с палкой».

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

6

Дж. Родари «Пуговкин домик».

 

2

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Озаглавливание частей, работа над пересказом.

Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке.

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения.

7

Внеклассное чтение.

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Глава 2 «Как Незнайка был музыкантом»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

8

Обобщающий урок по теме «Великая радость – работа»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

IV

 Страницы истории

 

12

 

1

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины)

1

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся.

Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной.

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.

2

Ф. Глинка  «Москва» (в сокращении)

1

Беседа о Москве с опорой  на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Работа над выразительным чтением.

Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами.

 

3

По С. Алексееву  «Без Нарвы не видать моря»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

Определение и объяснение мысли, объединяющей рассказы.

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

4

По С. Алексееву  «На берегу Невы»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

Определение и объяснение мысли, объединяющей рассказы.

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

5

По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».  «Медаль»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

Сравнение действий двух полководцев.

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

6

По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге»  «Гришенька»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

Сравнение действий двух полководцев.

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

7

По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин».  «Серебряный лебедь»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

8

По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин». «Боевое крещение»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

9

По Е. Холмогоровой  «Великодушный русский воин». «День рождения Наполеона»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

10

По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин». «В дни спокойные»

1

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников).

Работа над техникой чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над пересказом.

Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

11

Внеклассное чтение.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

12

Обобщающий урок по теме «Страницы истории»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

V

 Что такое хорошо, что такое плохо

           

5

 

1

По Н. Носову  «Как Незнайка сочинял стихи».

2

Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке.

Работа над техникой чтения.

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над характеристикой персонажей.

2

Е. Пермяк  «Тайна цены».

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний.

Составление плана к произведению.

Пересказ произведения по плану.

3

Перевод Д. Гальпериной  «Здравствуйте!».

 

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте».

Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей.

Использование элементов драматизации.

Пересказ произведения по плану.

4

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо, что такое плохо»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

VI

Здравствуй, гостья – Зима

           

 

36

 

1

В. Бианки  «Декабрь».

Е. Благинина  «Новогодние загадки»

1

Беседа о признаках зимы с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний.

Отгадывание загадок о зиме.

Самостоятельное составление зимних загадок.

2

А. Никитин  «Встреча зимы»

1

Беседа о признаках зимы с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Словесное рисование.

Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами.

3

А. Дорохов  «Теплый снег»

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над описанием зимнего леса.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

4

А. Пушкин  «Вот север тучи нагоняя...»

1

Беседа о признаках зимы с опорой на знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности текста.

Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

Разучивание стихотворения наизусть.

5

Д. Хармс  «Пушкин»

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Беседа об известных школьникам произведениях А.С. Пушкина.

6

В. Бианки  «Январь»

1

Совершенствование техники чтения.

Беседа с опорой на вопросы учителя,  иллюстративный материал, рисунки школьников, знания и опыт школьников.

Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме.

Работа над пересказом по плану.

7

Х.-К. Андерсен  «Ель»

2

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена  с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Озаглавливание частей сказки.

Пересказ по плану.

Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.

Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

8

А. Чехов  «Ванька»

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации.

Характеристика героя рассказа.

Работа над пересказом.

Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.

9

Внеклассное чтение.

М.М. Пришвин «Лесной хозяин»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

10

И. Никитин  «Весело сияет месяц над селом...»

1

Беседа с опорой на вопросы учителя,  иллюстративный материал, рисунки школьников, знания и опыт школьников.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами выразительности.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

11

И. Суриков  «Белый снег пушистый...»

1

Беседа с опорой на вопросы учителя, произведения искусства,  иллюстративный материал, рисунки школьников, знания и опыт школьников.

Совершенствование техники чтения.

Работа над средствами выразительности.

Работа над выразительным чтением.

Словесное рисование.

Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом...» со стихотворением И. Сурикова  «Белый снег пушистый...».

Разучивание стихотворения наизусть.

12

М. Зощенко  «Леля и Минька. Елка»

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам.

Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета.

Работа над пересказом.

Выделение главной мысли рассказа.

Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку.

13

Ю. Рытхэу   «Пурга»

2

Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над описанием пурги.

Словесное рисование.

Работа над составлением характеристики персонажа.

Работа над пересказом текста.

14

Ю. Дмитриев   «Таинственный ночной гость»

2

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Эмоциональная оценка произведения.

Работа над сложными для понимания выражениями.

Работа над пересказом.

15

В. Бианки «Февраль»

1

Совершенствование техники чтения.

Беседа с опорой на вопросы учителя, произведения искусства,  иллюстративный материал, рисунки школьников, знания и опыт школьников.

Выборочное чтение.

Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения.

16

С. Маршак  «Двенадцать месяцев»

6

Знакомство учащихся с новым жанром – пьеса – сказка.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Чтение по ролям.

Анализ нравственных качеств персонажей.

Характеристика персонажей.

Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся.

Высказывание учащимися своего отношения к героям, коллективное обсуждение.

Использование элементов драматизации.

17

Х. - К. Андерсен  «Снежная Королева»

8

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена  с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Озаглавливание частей сказки.

Пересказ по плану.

Составление характеристик героев сказки.

Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.

Высказывание учащихся, коллективное обсуждение.

Использование элементов драматизации.

18

Внеклассное чтение.

М.М. Пришвин «Барсук», «Лесной доктор»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

19

Обобщающий урок по теме «Здравствуй, гостья – Зима!»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

VII

Весна – красна

           

 

15

 

1

С. Смирнов  «Первые приметы»

1

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Разучивание стихотворения наизусть.

2

В. Бианки  «Март»

1

Беседа  с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников.

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

Отгадывание весенних загадок.

Самостоятельное придумывание загадок о весне.

3

По В. Пескову  «Весна идет»

1

Беседа о признаках весны, об особенностях прихода весны в разных странах и на разных континентах.

Работа с иллюстративным материалом.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на картину.

4

М. Пришвин  «Жаркий час»

1

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа над формированием навыка беглого чтения.

Работа над средствами художественной выразительности.

5

Г. Скребицкий  «Весенняя песня»

2

Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над составлением рассказа-описания.

Чтение по ролям.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию.

Рассказывание сказки.

6

В. Жуковский  «Жаворонок»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Разучивание стихотворения наизусть.

7

А. Толстой  «Детство Никиты»

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Анализ текста по вопросам учителя.

Описание весны в рассказе.

Составление рассказа-описания.

Пересказ текста.

8

А. Твардовский  «Как после мартовских метелей...».

А. Плещеев  «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»

1

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.

Работа над выразительным чтением.

Работа над выразительными средствами языка.

Словесное рисование.

Разучивание стихотворения наизусть.

9

В. Бианки  «Апрель»

1

Совершенствование техники чтения.

Беседа о признаках весны с опорой на иллюстративный материал.

Рассказ по картине с опорой на текст произведения.

Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

10

К. Паустовский  «Стальное колечко»

3

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над описанием весеннего леса.

Работа над образом героини произведения.

Озаглавливание частей произведения.

Работа над пересказом.

11

Внеклассное чтение.

В.В. Бианки «Голубые лягушки»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

12

Обобщающий урок по теме «Весна – красна»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

VIII

Рассказы о животных

        

 

17

 

1

По В. Астафьеву  «Злодейка». 

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Выборочное чтение.

Работа над описанием собаки (внешность, поведение).

Работа над пересказом текста.

2

По Е. Барониной  «Рассказы про зверей».

2

Беседа с опорой на иллюстрации.

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок.

Рассказы учащихся о посещении зоопарка.

Рассказы школьников о своих домашних питомцах.

Коллективное обсуждение.

3

В. Драгунский  «Кот в сапогах». 

2

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Характеристика персонажей.

Работа над пересказом текста.

 4

Д. Хармс  «Заяц и еж».

1

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

5

И. Крылов  «Зеркало и обезьяна».

1

Понятие «басня»  как литературный жанр.

Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей.

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над иллюстративным материалом.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Использование элементов драматизации.

Выяснение и обсуждение морали басни.

6

По Р. Киплингу  «Рикки-Тикки-Тави».

7

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

Озаглавливание частей сказки.

Пересказ по плану.

Работа над описанием внешнего Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.

 Вида мангуста с опорой на иллюстративный материал.

Составление характеристик героев сказки.

Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.

Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

7

Внеклассное чтение.

Е.А. Пермяк «Голубые белки»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

8

Обобщающий урок по теме «Рассказы о животных»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

IX

Рассказы, сказки, стихи для детей

           

 

21

 

1

В. Набоков  «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

1

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности текста.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

Разучивание стихотворения наизусть.

2

В. Бианки  «Май»

1

Беседа о весне  с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

Сопоставление народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

Работа над пониманием незнакомых слов и выражений.

3

М. Дудин  «Наши песни спеты на войне»

1

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.

Работа над пониманием незнакомых слов и выражений.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

4

В. Медведев   «Звездолет Брунька»

4

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Составление характеристики героя произведения.

Деление произведения на части, озаглавливание частей.

Работа над пересказом по плану.

5

По К. Паустовскому  «Корзина с еловыми шишками»

3

Беседа о композиторе Э. Григе с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений.

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Работа над описанием осеннего леса.

Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя.

Работа над кратким пересказом текста.

6

По А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»

4

Работа по совершенствованию техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя.

Работа над характеристикой главного героя.

Словесное рисование.

Работа над кратким пересказом текста.

7

В. Астафьев   «Зорькина песня»

1

Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над описанием.

Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя.

8

Н. Рыленков  «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»

1

Работа над выразительным чтением.

Работа над выразительными средствами языка.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Разучивание стихотворения наизусть.

9

Обобщающий урок по теме «Рассказы, сказки, стихи для детей»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыки, знания и опыта учащихся.

Чтение наизусть стихотворений.

Отгадывание тематических загадок.

Составление рассказа по плану.

10

Внеклассное чтение

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»

1

Развитие техники чтения.

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников.

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

Рассказы учащихся.

Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

11

Резервный урок

3

 

Итого

 

136

 

 

 

7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по чтению;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

8  Литература

 Для учителя

1.  Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.

2. Чтение. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Авт. – сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.

3. Шишкова М. И.  Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид.– М.: Просвещение, 2011.

 

Для учащихся

1. Чтение. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Авт. – сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на…

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения

Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации

Предполагается, что к концу обучения в 6 классе обучающиеся будут иметь:

Предполагается, что к концу обучения в 6 классе обучающиеся будут иметь:

Коммуникативные учебные действия - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

Коммуникативные учебные действия - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

Работа с текстом Анализ текста по вопросам

Работа с текстом Анализ текста по вопросам

С. Михалков «Будь человеком»

С. Михалков «Будь человеком»

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

И. Бунин «Лес, точно терем расписной

И. Бунин «Лес, точно терем расписной

Объяснение таких понятий как «отзывчивость»

Объяснение таких понятий как «отзывчивость»

Словесное рисование. Пересказ по плану

Словесное рисование. Пересказ по плану

Оценка поступков персонажей стихотворения

Оценка поступков персонажей стихотворения

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением

По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге» «Гришенька» 1Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников)

По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге» «Гришенька» 1Беседа об историческом периоде, описанном в рассказе (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников)

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям

Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение

Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

С. Маршак «Двенадцать месяцев» 6Знакомство учащихся с новым жанром – пьеса – сказка

С. Маршак «Двенадцать месяцев» 6Знакомство учащихся с новым жанром – пьеса – сказка

Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение

Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение

Рассказывание сказки. 6

Рассказывание сказки. 6

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям

Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям

Использование элементов драматизации

Использование элементов драматизации

Разучивание стихотворения наизусть

Разучивание стихотворения наизусть

В. Астафьев «Зорькина песня» 1

В. Астафьев «Зорькина песня» 1

Литература Для учителя 1

Литература Для учителя 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022