Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 9 класс. Вариант II
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 9 класс. Вариант II

Оценка 4.9
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 9  класс. Вариант II
РПД 9 кл Чтение.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2022 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Чтение»

Вариант II

 

9 «в»  класс

 

Срок реализации программы  2022-2023 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2022

Содержание

 

 

1

Пояснительная записка …………………………………………….

 

3

2

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

6

3

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

6

4

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………

        

 

9

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета…………

 

26

6

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности………………………………………………………….

 

 

27

7

Литература……………………………………………………………

 

Приложение 1. Критерии оценивания образовательных результатов…………………………………………………………

 

27

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.

Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 270 с.

Срок реализации данной программы 1 год, в ней учитываются особенности познавательной деятельности школьников, обучающихся по программе VIII вида.

Программа способствует разностороннему развитию личности учащихся, обеспечивает умственное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Изучение предмета «Чтение» в 9 классе имеет своей целью развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- формирование у учащихся чтения про себя, последовательное увеличение объема читаемого текста и самостоятельности чтения;

- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

формирование навыков правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;

- развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции  личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

- использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В 9 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений,  правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важным является формирование у учащихся эмоционального отклика на прочитанное, проведение  направленной работы на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

В программе предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении.

Не менее важным является  дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются не только медленно, но и асинхронно.

Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программой предмета «Чтение» придается  большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Программой предмета предусмотрено знакомство с  некоторыми литературоведческими понятиями, среди них жанры народного творчества (сказка,  историческая песня, былина, предания); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение). Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.

Обучение построено на принципах коррекционной направленности в обучениивоспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучениясистематичности и последовательности в обучении,  наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.

Внеклассное чтение ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речь» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Чтение» в 9 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

 

3 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Устное народное творчество

Русская народная песня «Колыбельная». Русская народная песня «За морем синичка не пышно жила…».

Былина «На заставе богатырской».

Русская народная сказка «Сказка про Василису Премудрую». Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

 

Раздел 2.  Из произведения русской литературы  ХIХ века

В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса» (в сокращении).

И.А. Крылов. Биография. Басня «Кот и повар» (в сокращении).

А.С. Пушкин. Биография. Поэма  «Руслан и Людмила» (в сокращении). Повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).

М.Ю. Лермонтов. Биография. Стихотворения «Тучи», «Баллада», «Морская царевна».

Н.В. Гоголь. Биография. Рассказ «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).

Н.А. Некрасов. Биография. Стихотворения «Рыцарь на час», «Саша» (отрывок).

А.А. Фет. Биография. Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Помню я: старушка няня…», «Это утро,  радость эта…».

А.П. Чехов. Биография. Рассказы «Злоумышленник», «Пересолил».

 

Раздел 3. Из произведений  русской литературы ХХ века

М. Горький. Биография. Рассказ «Песня о соколе».

В.В. Маяковский. Биография. Стихотворение «Необычайное приключение…».

М.И. Цветаева. Биография. Стихотворения «Красною кистью…», «Вчера еще в глаза глядел…».

К.Г. Паустовский. Биография. Рассказ «Стекольный мастер».

С.А. Есенин. Биография. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова…».

М.А. Шолохов. Биография. Рассказ «Судьба человека» (отрывки в сокращении).

Е.И. Носов. Биография. Рассказ «Трудный хлеб».

Н.М. Рубцов. Биография. Стихотворения «Тихая моя родина» (в сокращении), «Русский огонек» (в сокращении), «Зимняя песня».

Ю.И. Коваль. Биография. Рассказ «Приключения Васи Куролесова» (отрывок).

 

Раздел 4. Из произведений  зарубежной литературы

Р.Л. Стивенсон. Биография. Баллада «Вересковый мед» (в сокращении).

Э. Сетон-Томпсон. Биография. Рассказ «Снап».

Д. Даррелл. Биография. Рассказ «Живописный жираф» (отрывок в сокращении).

              

Навыки чтения

Продолжение работы над техникой чтения.

Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).

Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.

Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.

Выделение в тексте описаний и повествований.

Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.

Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.

Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.

Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.

Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы с последующим обсуждением.

 

Работа с текстом

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.

Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формировать умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Самостоятельное озаглавливание данных частей  в простых по содержанию текстах.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.

Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние.  Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.

Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.

Определение жанровых особенностей произведения.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

                  

4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Устное народное творчество

 

 

 

12

 

 

 

 

 

1

Статья «Устное народное творчество»

 

1

Выявление знаний учащихся по данной теме.

Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся.

Работа над пониманием особенностей устного народного творчества.

Совершенствование техники чтения.

Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах

2

Русская народная песня «Колыбельная»

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся.

Работа над выразительным чтением.

Работа над устаревшими словами и выражениями.

Работа над выразительными средствами языка.

Словесное рисование

3

Русская народная песня «За морем синичка не пышно жила…»

 

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся.

Работа над выразительным чтением.

Работа над устаревшими словами и выражениями.

Работа над выразительными средствами языка.

Словесное рисование

4

Былина «На заставе богатырской»

 

2

Продолжение знакомства школьников с былинами.

Выявление особенностей этого жанра. Отличия былины от сказки.

Ответы на вопросы учителя.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над выразительными средствами языка.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выяснение идеи и главной мысли произведения.

Работа с иллюстративным материалом.

Составление характеристики персонажа.

Пересказ былины по плану.

Сопоставление пословиц с содержанием текста былины

5

Русская народная сказка «Сказка про Василису Премудрую»

4

Выявление знаний учащихся о народных сказках.

Работа над понимаем особенностей сказки, видов сказок.

Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Анализ сказки по вопросам учителя.

Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений.

Сопоставление пословиц с содержанием текста сказки

6

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

 

1

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Анализ сказки по вопросам учителя.

Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Сопоставление пословиц с содержанием текста сказки

7

Внеклассное чтение.

Русская народная сказка

«Иван-царевич и серый волк»

1

Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Анализ сказки по вопросам учителя.

Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений.

8

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1

Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах.

Совершенствование техники чтения.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

II

Из произведения русской литературы  ХIХ века

56

 

1

В.А. Жуковский. Биография.

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.А. Жуковского.

Составление вопросов к биографии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях В.А. Жуковского.

Совершенствование техники чтения.

2

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении)

 

3

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Работа над понятиями «литературная сказка», «народная сказка».

Анализ сказки по вопросам учителя.

Выяснение идеи и главной мысли произведения.

Работа с иллюстративным материалом.

Составление характеристики персонажа.

Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение.

3

И.А. Крылов. Биография.

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.А. Крылова.

Составление вопросов к биографии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях И.А. Крылова.

Совершенствование техники чтения.

4

И.А. Крылов. Басня «Кот и повар» (в сокращении)

 

1

Повторение особенностей басни как жанра литературы.

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Характеристика персонажей.

Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей.

Словесное рисование.

Определение морали басни

5

И.А. Крылов. Басня «Демьянова уха»

2

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Характеристика персонажей.

Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей.

Словесное рисование.

Определение морали басни

6

А.С. Пушкин. Биография.

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.С. Пушкина.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях А.С. Пушкина.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

7

А.С. Пушкин. Поэма  «Руслан и Людмила» (в сокращении).

5

Совершенствование техники чтения.

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту.

Выяснение отношения автора к персонажам.

Составление рассказа.

8

А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении)

 

7

Совершенствование техники чтения.

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту.

Соотнесение текста произведения с реальной исторической эпохой.

Творческое рассказывание (придумывание финала истории).

9

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина

1

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Выяснение отношения автора к персонажам.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

10

М.Ю. Лермонтов. Биография

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М.Ю. Лермонтова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях М.Ю. Лермонтова.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

11

М.Ю. Лермонтов.  «Тучи»

1

Работа над выразительным чтением.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

Устное словесное рисование.

Работа с иллюстративным материалом.

Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.

Определение главной мысли.

Заучивание стихотворения наизусть.

12

М.Ю. Лермонтов. «Баллада»

1

Продолжение знакомства школьников с таким литературным жанром, как баллада.

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

Устное словесное рисование.

Раскрытие темы любви в балладе М.Ю. Лермонтова.

Определение главной мысли.

13

М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна» (в сокращении)

 

1

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Деление стихотворения на части.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

14

Внеклассное чтение.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Деление стихотворения на части.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

15

Н.В. Гоголь. Биография.

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.В. Гоголя.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

16

Н.В. Гоголь. Рассказ «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении)

 

4

Совершенствование техники чтения.

 Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением текста.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Работа над выразительными средствами языка.

Работа над пересказом от 1-го лица по данному началу.

Высказывание собственного мнения о прочитанном, коллективное обсуждение.

17

Внеклассное чтение.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

2

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

Обмен мнениями.

Выражение своего отношения к героям произведения.

18

o    И.С. Тургенев. Биография

o     

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.С. Тургенева.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

19

o    И.С. Тургенев «Воробей»

 

1

Совершенствование техники чтения.

 Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением текста.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

20

o    И.С. Тургенев «Капля жизни»

o     

o     

o     

1

Совершенствование техники чтения.

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту.

21

o    И.С. Тургенев «Русский язык»

1

Совершенствование техники чтения.

Работа над выборочным чтением.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Характеристика персонажей.

Словесное рисование.

Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту.

22

o    Ф.И. Тютчев. Биография

o     

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Ф.И. Тютчева.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях Ф.И. Тютчева.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

23

o    Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенняя гроза»

o     

1

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Деление стихотворения на части.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

24

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенние воды»

1

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Деление стихотворения на части.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

25

Н.А. Некрасов. Биография.

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Н.А. Некрасова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях Н.А. Некрасова.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

26

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Анализ текста по вопросам учителя.

Раскрытие темы отношения к матери в стихотворении Н.А. Некрасова.

Соотношение событий, описанных в стихотворении с реальными событиями в жизни поэта.

Выяснение главной мысли стихотворения.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

27

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Саша» (отрывок)

 

2

Беседа с опорой на иллюстративный материал и на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением.

Анализ стихотворения по вопросам учителя.

Устное словесное рисование.

Раскрытие темы бережного отношения к окружающей среде в стихотворении Н.А. Некрасова.

Определение главной мысли.

Деление стихотворения на части, озаглавливание частей.

Заучивание отрывка стихотворения наизусть.

28

А.А. Фет. Биография.

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.А. Фета

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях А.А. Фета.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

29

А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты ее не буди»

1

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа над средствами художественной выразительности.

Словесное рисование.

30

А.А. Фет. Стихотворение «Помню я: старушка няня…»,

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа над средствами художественной выразительности.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

31

А.А. Фет. Стихотворение «Это утро,  радость эта…»

 

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа над средствами художественной выразительности.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

Заучивание  стихотворения наизусть.

32

А.П. Чехов. Биография.

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.П. Чехова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях А.П Чехова.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

33

А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»

2

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Характеристика главного действующего лица.

Нахождение смешного и комичного в рассказе.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

34

А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил»

 

2

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Деление текста на части по плану, работа над пересказом.

Словесное описание персонажей.

Нахождение смешного и комичного в рассказе.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

35

Внеклассное чтение.

А.П. Чехов «Мальчики»

2

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Характеристика главного действующего лица.

Нахождение смешного и комичного в рассказе.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

III

Из произведений  русской литературы ХХ века

 

52

 

1

o    А.И. Куприн. Биография

o     

o     

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.И. Куприна.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях А.И. Куприна.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

2

o    А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

 

5

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Деление текста на части по плану, работа над пересказом.

Словесное описание персонажей.

Нахождение смешного и комичного в рассказе.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

3

o    И. Бунин. Биография

o     

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества И. Бунина.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях И. Бунина.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

4

o    И. Бунин. Рассказ «Танька»

o     

 

3

Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ текста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Характеристика главного действующего лица.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

5

o    И. Бунин. Стихотворение «Нет солнца, но светлы пруды…»

o     

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал и на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением.

Анализ стихотворения по вопросам учителя.

Устное словесное рисование.

Определение главной мысли.

Деление стихотворения на части, озаглавливание частей.

6

o    И. Бунин. Стихотворение «Вечер»

1

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Деление стихотворения на части.

Устное словесное рисование.

Составление рассуждений.

Определение главной мысли.

Беседа с опорой на знания учащихся.

Работа над выразительным чтением текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ стихотворений по вопросам учителя.

7

М. Горький. Биография

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Горького.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях М. Горького.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

8

М. Горький. Рассказ «Песня о соколе»

 

2

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Работа над выразительным чтением.

Чтение по ролям.

Сопоставление пословиц с текстом произведения.

Работа над характеристикой персонажей.

Словесное рисование.

Определение главной мысли произведения.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

9

В.В. Маяковский. Биография.

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

10

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…»

 

2

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над выразительным чтением.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выделение основной мысли стихотворения, жанра, в котором оно написано.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

11

М.И. Цветаева. Биография. Стихотворение «Красною кистью…»

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.И. Цветаевой.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

12

М.И. Цветаева. Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…».

 

1

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над выразительным чтением.

Выборочное чтение.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выделение основной мысли стихотворения.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

Заучивание стихотворения наизусть.

13

Внеклассное чтение.

«Час поэзии»

1

Анализ прочитанных произведений.

Обмен впечатлениями.

Выражение своего отношения к творчеству поэтов и их стихам.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг.

14

К.Г. Паустовский. Биография.

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества КГ Паустовского.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях К.Г. Паустовского.

15

К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер»

 

3

Совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Работа над выборочным чтением.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

Работа с иллюстративными материалами.

Работа над характеристикой героев.

Раскрытие темы мастерства, трудолюбия, осуществления мечты в произведении.

Работа над описанием природы в рассказе.

Составление словесного портрета героя произведения.

Озаглавливание частей текста.

Работа над пересказом.

Работа над основной мыслью произведения.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися.

16

С.А. Есенин. Биография.

1

Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества С.А. Есенина.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Беседа о знакомых учащимся произведениях С.А. Есенина.

17

С.А. Есенин. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку.

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С.А. Есенина.

Заучивание стихотворения наизусть.

18

С.А. Есенин. Стихотворение «Собаке Качалова…»

 

1

Работа над техникой чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Сопоставление истории, описанной в стихотворении с реальной историей из жизни С.А. Есенина.

Раскрытие темы любви в поэзии С.А. Есенина

19

Внеклассное чтение.

С.А. Есенин. Стихотворение «Письмо матери»

1

Обмен впечатлениями.

Выражение своего отношения к творчеству поэтов и их стихам.

Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями.

Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг.

20

М.А. Шолохов. Биография.

 

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.А. Шолохова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

21

М.А. Шолохов.

Рассказ «Судьба человека» (отрывки в сокращении).

6

Совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над характеристикой героя.

Раскрытие темы мужества и подвига в произведении.

Составление словесного портрета.

Работа над пересказом.

Работа над основной мыслью произведения.

Соотнесение событий, описанных в тексте произведения, с реальными историческими событиями.

Высказывание своего мнения о прочитанном.

Коллективное обсуждение произведения.

22

Е.И. Носов. Биография.

 

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Е.И. Носова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

23

Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб»

 

2

Совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над основной мыслью произведения.

Высказывание своего мнения о прочитанном.

Коллективное обсуждение произведения.

24

Н.М. Рубцов. Биография

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.М. Рубцова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

25

Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина» (в сокращении)

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку.

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Раскрытие темы Родины, любви к родной земле в стихотворении Н.М. Рубцова.

26

Н.М. Рубцов. Стихотворение «Русский огонек» (в сокращении),

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал.

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Выяснение позиции автора.

Коллективное обсуждение.

27

Н.М. Рубцов. Стихотворение «Зимняя песня»

 

1

Беседа с опорой на иллюстративный материал.

Работа над техникой чтения.

Работа над выразительным чтением.

Работа над средствами художественной выразительности.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Заучивание стихотворения наизусть.

28

Ю.И. Коваль. Биография

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.И. Коваля.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Беседа о прочитанных произведениях Ю.И. Коваля.

29

Ю.И. Коваль. Рассказ «Приключения Васи Куролесова» (отрывок)

 

4

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Составление характеристики персонажей.

Работа с иллюстративным материалом.

Озаглавливание частей текста.

Пересказ по плану.

Работа со сложными для понимания словами и выражениями.

Выявление смешного и комичного в поизведении.

Выделение главной мысли произведения.

Коллективное обсуждение.

30

o    Ф. Искандер. Биография

o     

1

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ф. Искандера.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Беседа о прочитанных произведениях Ф.Искандера.

31

o    Ф. Искандер. Рассказ «Сердце»

o     

3

Работа с иллюстративным материалом.

Озаглавливание частей текста.

Пересказ по плану.

Работа со сложными для понимания словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Коллективное обсуждение.

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Составление характеристики персонажей.

IV

Из произведений  зарубежной литературы

 

16

 

1

Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» (в сокращении).

 

2

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р.Л. Стивенсона.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Составление характеристик персонажей.

Работа с иллюстративным материалом.

Выделение главной мысли рассказа.

Раскрытие темы мужества и борьбы за независимость в произведении.

Коллективное обсуждение.

2

Э. Сетон-Томпсон.  Рассказ «Снап».

 

5

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Э. Сетон-Томпсона.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Составление характеристик персонажей.

Работа с иллюстративным материалом.

Выделение главной мысли рассказа.

Коллективное обсуждение.

3

Д. Даррелл. Биография. Рассказ «Живописный жираф» (отрывок в сокращении).

 

5

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Д. Даррелла.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоятельное составление вопросов к тексту.

Совершенствование техники чтения.

Анализ произведения по вопросам учителя.

Составление характеристик персонажей.

Работа с иллюстративным материалом.

Выделение главной мысли рассказа.

Коллективное обсуждение.

Выявление смешного и комичного в рассказе.

4

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежной литературы»

1

Обсуждение рассказов зарубежных писателей.

Рассказывание отрывков из произведений.

Работа в парах и группах.

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ произведений по вопросам учителя.

Коллективное обсуждение.

5

Резервный урок

3

 

Итого

 

136

 

 

 

5 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 9 классе:

1-й уровень (минимальный):

- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

- участвовать в анализе произведения;

- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;

- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;

- высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;

- учить стихотворения наизусть;

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

 

2-й уровень (достаточный):

- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;

- читать про себя доступные по содержанию тексты самостоятельно;

- выделять идею произведения (с помощью учителя);

- называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;

- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;

- ставить вопросы к тексту и задавать их классу;

- выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);

- использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу и принимать участие в ее обсуждении.

6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по чтению;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

 

 7  Литература

 

Для учителя

1. Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 270 с.

2. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

 

Для учащихся

1. Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт. – сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 270 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Критерии оценивания образовательных результатов

 

Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебе.

При выставлении оценки учитывается:

-овладение речевой деятельностью;

-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи;

-умения и навыки грамотного чтения;

- умения и навыки владения самостоятельным пересказом;

- умения и навыки составления плана пересказа.

 

Оценка устных ответов:

При выставлении оценки учитывается:

-успешность овладения техникой чтения;

-правильность работы с текстом;

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если:

- обучающийся: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;  выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;  делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;  называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;  отвечает правильно на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;  различает тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя, понимает юмор;  твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится, если:

- обучающийся: читает, в основном, правильно, бегло;  допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;  допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;  допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;  называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;  допускает неточности в ответах на вопросы при передачи содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;  различает тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя, понимает юмор с незначительной помощью учителя;  читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится, если:

- обучающийся: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-2 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;  выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;  делит текст на части и озаглавливает с помощью учителя;  затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;  затрудняется назвать тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя только с помощью учителя;  обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится, если:

- обучающийся затрудняется в правильном, беглом чтении; не может формулировать ответы; работа с текстом не удается даже при помощи учителя; не называет главных действующих лиц произведения; не пересказывает тексты; не заучивает наизусть стихотворные тексты.

 

Оценка изложений и сочинений:

При выставлении оценки учитывается: правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за:

-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки

Оценка «4» ставится за:

-написание без искажений авторского текста (темы),  пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится:

-написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2»ставится:

-если имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1

Содержание 1

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

В 9 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план…

В 9 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,…

Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы

Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы

Н.А. Некрасов. Биография. Стихотворения «Рыцарь на час», «Саша» (отрывок)

Н.А. Некрасов. Биография. Стихотворения «Рыцарь на час», «Саша» (отрывок)

Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица

Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние

Работа над выразительными средствами языка

Работа над выразительными средствами языка

Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул

Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул

Выяснение идеи и главной мысли произведения

Выяснение идеи и главной мысли произведения

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и

Устное словесное рисование.

Устное словесное рисование.

Анализ произведения по вопросам учителя

Анализ произведения по вопросам учителя

Совершенствование техники чтения

Совершенствование техники чтения

Раскрытие темы отношения к матери в стихотворении

Раскрытие темы отношения к матери в стихотворении

А.П. Чехов. Биография. 1

А.П. Чехов. Биография. 1

III Из произведений русской литературы

III Из произведений русской литературы

Устное словесное рисование.

Устное словесное рисование.

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися

Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения учащимися

Работа над основной мыслью произведения

Работа над основной мыслью произведения

Рассказ «Судьба человека» (отрывки в сокращении)

Рассказ «Судьба человека» (отрывки в сокращении)

Работа над выразительным чтением

Работа над выразительным чтением

Совершенствование техники чтения

Совершенствование техники чтения

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежной литературы» 1

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежной литературы» 1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Приложение 1 Критерии оценивания образовательных результатов

Приложение 1 Критерии оценивания образовательных результатов

При выставлении оценки учитывается: -овладение речевой деятельностью; -полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи; -умения и навыки грамотного чтения; - умения и навыки владения…

При выставлении оценки учитывается: -овладение речевой деятельностью; -полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи; -умения и навыки грамотного чтения; - умения и навыки владения…

Оценка «3» ставится, если: - обучающийся: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-2…

Оценка «3» ставится, если: - обучающийся: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-2…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022