Адаптированная программа по литературе

  • Домашнее обучение
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа - рабочая программа, которая адаптируется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.Адаптированная программа по литературе для ребенка на домашнем обучении
Иконка файла материала ио лит новый.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа ­ рабочая программа, которая адаптируется для  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  с учётом особенностей их  психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию  нарушений развития и их социальную адаптацию. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он  формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к  чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно­ нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим  предметам начальной школы. Цели и задачи курса Программа направлена на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым  умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение  работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;  формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной  читательской деятельности; развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной  отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,  умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной  литературы; воспитание эстетического отношения к искусству слова, формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром  художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств,  уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Программа нацелена на решение следующих задач: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,  сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и  понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие  художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного  произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и  особенно ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушанияпроизведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к  литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и  природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике  художественной литературы; ­ обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно го уровня сложности; ­ расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по  содержанию и тематике, обогащать нравственно­эстетический и познавательный опыт  ребенка; ­ обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые  умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении  художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование  читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного  читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства  самообразования. Цель   адаптированного   обучения –   совершенствовать   интеллектуальные   способности обучающегося   на   материале,   отвечающем   индивидуальным   особенностям   и   возможностям ученика. Задачи адаптированного обучения 1.Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения. 2.Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика. 3.Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета. 4.Проводить   коррекцию   индивидуальных   отклонений   в   развитии   ученика, способствовать   развитию   зрительного   и   слухового   восприятия,   формированию мыслительных операций. 5.Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам. 6.Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля. 7.Способствовать   укреплению   соматического   и   психоневрологического   здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим  направлениям: • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое); • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих  понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского  чтения предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса; ­ умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.);  знание элементов книги; ­ навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова,  то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой  компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­ нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию  личных качеств, соответствующих  национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов   речевой   деятельности   учащихся.   Они   овладевают   осознанным   и   выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры:   формируются   умения   составлять   диалоги,   высказывать   собственное   мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно   пользоваться   справочным   аппаратом   учебника,   находить   информацию   в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения  формируется читательская  компетентность, помогающая младшему   школьнику   осознать   себя   грамотным   читателем,   способным   к   использованию читательской   деятельности   для   своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает потребностью  в   постоянном   чтении   книг,   владеет   техникой   чтения   и   приёмами   работы   с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс   литературного   чтения   пробуждает   интерес   учащихся   к   чтению   художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно­образную природу художественного   произведения,   на   отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на нравственные   проблемы,   волнующие   писателя.   Младшие   школьники   учатся   чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Основные направления коррекционной работы:развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания, развитие пространственной ориентации, развитие основных мыслительных операций, коррекция речи и мышления, коррекция фонематического слуха, коррекция нарушений эмоционально ­ личностной сферы, обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. ЛИЧНОСТНЫЕ, ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   И   ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1)   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   её   историю,   российский   народ, становление   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентации многонационального российского общества; 2)   формирование   средствами   литературных   произведений   целостного   взгляда   на   мир   в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств   на   основе   опыта   слушания   и   заучивания   наизусть   произведений   художественной литературы; 4)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5)  формирование  уважительного отношения  к  иному мнению,  истории  и  культуре  других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8)   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах общения; 9)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать   поступки   героев   литературных   произведений   со   своими   собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)   наличие   мотивации   к  творческому   труду  и   бережному  отношению   к   материальным   и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.Метапредметные результаты: 1)   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата; 4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и познавательными задачами; 8)   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   в   соответствии   с   целями   и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   причинно­следственных   связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   общей   цели   и   путей   её   достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1)   понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой   культуры,   средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)   достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение   чтением   вслух   и   про   себя, элементарными   приёмами   анализа   художественных,   научно­познавательных   и   учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;4)   использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное,   поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками   для   понимания   и   получения   дополнительной   информации,   составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6)   умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов:   устанавливать причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,   озаглавливать   их,   составлять   простой   план,   находить   средства   выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­ познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми   видами   письменной   речи   (повествование   –   создание   текста   по   аналогии, рассуждение   –   письменный   ответ   на   вопрос,   описание   –   характеристика   героев).   Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Планируемые результаты В результате изучения литературного чтения ученик научится: читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета  скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,  оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать  сказки народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному  материалу; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,  аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе  на электронных носителях). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В программе представлено пять основных содержательных линий: 1.Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов,  произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей  русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.  Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский);  классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с  учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для  восприятия младшими школьниками. Научно­популярная, справочно­энциклопедическая  литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры,  народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о  взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. 2.Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). 1   полугодие ­   сознательное,   правильное,   достаточно   беглое   чтение   целыми   словами   с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80­90 слов. Осознанное чтение про себя. 2 полугодие – беглое,  сознательное,  правильное, выразительное чтение с  соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя ­140 слов (ориентировочно) 3.Первоначальное литературное образование – раскрывает основные  литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за  время обучения в начальной школе. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с  темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или  систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная  ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и  понимание их эмоционально­нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их  мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без  использования терминологии): умение практически различать эмоционально­оценочные  (образные) средства художественной речи.Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня,  стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры  произведений, языка. Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к  произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений  живописи, музыки. 4.Формирование умений читательской деятельности – характеризует  содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника:  умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий):  книгу­произведение, книгу­сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные  издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная,  художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно­иллюстративный  материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением,  аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов,  получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе  рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в  библиотеке. 5.Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения,  чтения и письма в их единстве и взаимодействии. Слушание (аудирование) Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их  содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации  устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Чтение Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы,  опережающее прочтение. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм  литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний,  искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости  чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося.  Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с  опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к  персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно­популярный) текст, статью,  определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или  получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в  тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное  чтение).Говорение Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к  прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста  произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.  Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки;  умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного  события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть  произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение  небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении  (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами  рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать  стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или  наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.).  Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки­задачи) по  прочитанным книгам. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному  (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера) Письмо СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может  спомощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести  необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий  требованиямоценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;  допускает аграмматизмы в речи. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает  материалнедостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен  самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия  на ребёнка. Оценка «2» не ставится в журнал. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и  пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание  успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и  выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,  пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или  комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных  умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.  Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики,  которые опрашиваются (3­4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе  фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых  соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения  заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин  испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Для повышения эффективности  обучения учащихся  с ОВЗ создаются специальные условия: 1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 3.   Более   частое   использование   наглядных   дидактических   пособий   и   индивидуальных карточек. 4. Вариативные приемы обучения: Поэлементная инструкция. Повтор инструкции. Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные). Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец. Демонстрация действий. Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности). Опора на рифму. Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные). Подбор по аналогии. Подбор по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. Начало действия. Сопряженная или отраженная речь. Начало фразы.Описание   и   анализ   ситуаций,   включающих   прямо   противоположные   детали   (это правда или нет, что зимою черен снег). Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды). Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка). Многократное усиление функции. Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная   работа   тройками,   парами   с   взаимопроверкой   и   обсуждением выполнения задания. Работа со словарями на время. Сравнение (чем похожи и чем отличаются) Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) Найди ошибку. Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий). Группировка по общности признаков. Исключение лишнего. Образец   выполнения   задания   с   подробным   поэлементным   анализом   каждого   из производимых действий. 5. Введение физминуток через 15­20 минут урока. 6.  Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. 8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).   9.  Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.     Рекомендуется   учебный   материал   преподносить   небольшими   порциями, усложнять   его   следует   постепенно,   необходимо   изыскивать   способы   облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом. 10.Синхронизация  темпа  урока  с  возможностями  ученика  (индивидуализация   темпа выполнения задания). 11.Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10­15 минут, в среднем звене 15­20 минут). 12.Точность и краткость инструкция по выполнению задания.ИНФОРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебные пособия для учащихся: 1.Литературное чтение. Учебник 4 класс в 2 частях, Климанова Горецкий, части 1 и 2,  Просвещение 2013 г 2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс, Бойкина М.В. Виноградская Л.А., Москва,  « ВАКО», 2014 г 3. Контрольно­измерительные материалы , Литературное чтение 4 класс, Кутявина С.В. ,  Москва, «ВАКО», 2014 г Методические пособия: С.В. Кутявина. Уроки литературного чтения в 4 классе. Поурочные планы. Москва, « ВАКО», 2014 г Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку. • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по  литературному чтению. • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.