"Мертвые души" Н.В.Гоголя. анализ персонажей, эпизодов. Актуальность
Оценка 4.9

"Мертвые души" Н.В.Гоголя. анализ персонажей, эпизодов. Актуальность

Оценка 4.9
Домашнее обучение +6
docx
искусство +1
СCУЗ, ВУЗ
15.05.2024
"Мертвые души" Н.В.Гоголя. анализ персонажей, эпизодов. Актуальность
Тема: почему "Мертвые души" являются важным произведением для русской и мировой литературы, как отражают реалии своего времени и нашего. Гипотеза: Н.В.Гоголь создал поэму «Мертвые души» как оригинальное художественное произведение, в котором он использовал различные жанровые, композиционные, сюжетные, образные и языковые средства для раскрытия своей идеи о России и русском народе. Актуальность исследования: Поэма «Мертвые души» является одним из самых значительных произведений русской и мировой литературы, в котором Н. В. Гоголь создал уникальный жанр, сочетающий сатиру, лирику, философию и поэзию. В поэме Н. В. Гоголь раскрыл всю широту и глубину русской души, показал разнообразие типов и характеров, а также поднял вечные проблемы человечества, такие как пороки, нравственность, справедливость, свобода и ответственность. Исследование художественных особенностей поэмы позволит лучше понять авторскую концепцию, стиль и язык Гоголя, а также его вклад в развитие русской литературы. Цель:изучить и проанализировать поэму Н. В. Гоголя, выявить ее жанровые, композиционные и стилистические особенности, определить ее место в литературном мире, оценить ее ценность и актуальность для современного читателя, особенно для подростков.
гоголь статья.docx

«Мертвые души» Н.В. Гоголя как отражение реалий нашего времени

АННОТАЦИЯ

Тема: почему "Мертвые души" являются важным произведением для русской и мировой литературы, как отражают реалии своего времени и нашего.

Гипотеза: Н.В.Гоголь создал поэму «Мертвые души» как оригинальное художественное произведение, в котором он использовал различные жанровые, композиционные, сюжетные, образные и языковые средства для раскрытия своей идеи о России и русском народе.

Актуальность исследования: Поэма «Мертвые души» является одним из самых значительных произведений русской и мировой литературы, в котором Н. В. Гоголь создал уникальный жанр, сочетающий сатиру, лирику, философию и поэзию. В поэме Н. В. Гоголь раскрыл всю широту и глубину русской души, показал разнообразие типов и характеров, а также поднял вечные проблемы человечества, такие как пороки, нравственность, справедливость, свобода и ответственность. Исследование художественных особенностей поэмы позволит лучше понять авторскую концепцию, стиль и язык Гоголя, а также его вклад в развитие русской литературы.

Цель:изучить и проанализировать поэму Н. В. Гоголя, выявить ее жанровые, композиционные и стилистические особенности, определить ее место в литературном мире, оценить ее ценность и актуальность для современного читателя, особенно для подростков.

Задачи:

·         Определить жанр поэмы и его особенности.

·         Проанализировать композицию поэмы и ее функции.

·         Рассмотреть сюжет поэмы и его структуру.

·         Изучить образы главных персонажей поэмы и их роль в раскрытии идеи произведения.

·         Выявить основные темы и проблемы поэмы и их связь с идеей.

·         Охарактеризовать стиль и язык Н. В. Гоголя и его художественные приемы.

Объект исследования: поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. История создания и жанровая природа поэмы «Мертвые души»

Глава II. Содержание, характеристика главных композиция поэмы «Мертвые души»

Глава III. Идея, проблемы, ценность поэмы «Мертвые души».

Заключение

Список литературы.

Глава I

«Мертвые души» не были рядовой очередной работой Гоголя. Это был труд, задуманный как произведение исключительного значения и по охвату жизни по месту в собственном творчестве  а, может быть, и в русской литературе вообще. По свидетельству самого Гоголя в «Авторской исповеди».

Идея написания поэмы «Мертвые души» возникла у Николая Васильевича в 1835 году, когда он встретился с Пушкиным в Москве. Пушкин рассказал ему о своем замысле описать русскую жизнь в романе в стихах, который он назвал «Онегин». Сам сюжет  (подсказанный крепостнической действительностью) был «отдан» Гоголю Пушкиным как сюжет, дающий «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» Н. В.Гоголь был восхищен этой идеей и решил создать свое произведение, которое было бы «поэмой в прозе». Он хотел показать Россию во всем ее многообразии и противоречивости, во всей ее красоте и уродстве, во всей ее жизнерадостности и тоске. Он хотел создать «книгу душ», в которой бы отразился характер народа, его история и культура, его добро и зло.

Н. В. Гоголь работал над поэмой около десяти лет, с перерывами и переменами места жительства. Он путешествовал по России и Европе, собирая материалы для своего произведения, изучая народные обычаи, язык, историю, литературу. Он консультировался с Пушкиным, Белинским, Жуковским, и другими видными личностями своего времени. Он испытывал творческие кризисы, сомнения, разочарования, страдал от болезней и депрессии. Он неоднократно переписывал и исправлял свой текст, стараясь довести его до совершенства. Он планировал написать три тома поэмы. В 1842 году он опубликовал первый том поэмы, который получил широкий резонанс и разные оценки. Второй том он сжег в 1852 году, не довольный своим творением. Поэма стала для него жизненным делом, которое он не смог завершить.

Жанр поэмы «Мертвые души» трудно определить, так как Н. В. Гоголь создал уникальное произведение, которое сочетает в себе разные жанровые традиции и преобразовывает их по своему замыслу. Н. В. Гоголь назвал своё произведение «поэмой», а не «романом», чтобы подчеркнуть ее художественную целостность, многогранность и глубину. Он использовал элементы сатиры, лирики, комедии, трагедии, повести, романа, поэмы  создавая жанровые гибриды, такие как : «сатирическая эпопея», «комическая трагедия», «роман в стихах». Он играл с читательскими ожиданиями и конвенциями, нарушая их и создавая эффект неожиданности и остроумия. Примеры жанрового многообразия и оригинальности поэмы можно найти в разных главах и эпизодах.

Например, в главе первой поэма начинается как роман – путешествие, в котором главный герой, Чичиков, приезжает в небольшой городок, чтобы совершить свою таинственную сделку. Однако по ходу повествования мы узнаем, что он не просто путешественник, а мошенник, который покупает «мертвые души», то есть крестьян, умерших после последней ревизии, но еще не снятых с учета. Таким образом, поэма переходит в жанр сатиры, в которой Н. В. Гоголь высмеивает пороки и недостатки русского общества, такие как жадность, лицемерие, коррупция, бездуховность и т. д. В главе десятой поэма принимает черты сентиментального романа, в котором Чичиков знакомится с молодой и красивой дочерью губернатора, Елизаветой, и влюбляется в нее. Однако по ходу повествования мы узнаем, что его чувства не искренни, а расчетливы, и что он хочет жениться на ней только ради ее приданого. Таким образом, поэма переходит в жанр пародии, в которой Н. В. Гоголь изображает Чичикова как фальшивого и циничного героя, а Елизавету как наивную и глупую героиню. В главе пятой поэма принимает черты эпоса, в котором Чичиков посещает поместье Собакевича, одного из самых богатых и влиятельных помещиков в округе. Однако по ходу повествования мы узнаем, что Собакевич не только жаден и хитер, но и жесток и бесчеловечен, и что он эксплуатирует и угнетает своих крестьян. Таким образом, поэма переходит в жанр трагедии, в которой Н. В. Гоголь показывает страдания и несчастья русского народа, его бесправие и беззащитность, его мужество и терпение.

Многие критики и литературоведы, в том числе Белинский, Достоевский, Толстой отмечали жанровую новизну и богатство поэмы Н. В. Гоголя. Они считают, что поэма является уникальным и неповторимым произведением, которое не поддается однозначной классификации, а создает свой собственный жанр.

 Глава II

Сюжет поэмы «Мертвые души» достаточно прост и линеен. Он состоит из ряда эпизодов, связанных общей целью главного героя, Чичикова, который путешествует по России, покупая «мертвые души». Его мотивы не совсем ясны, но можно предположить, что он хочет обмануть государство или других людей, получив за них деньги или землю. По ходу своего путешествия он посещает разных помещиков, с которыми вступает в контакт, ведет переговоры, заключает сделки, влюбляется, дружит, ссорится, убегает и т.д. Он также сталкивается с разными препятствиями и опасностями, такими как чиновники, полиция, ревизор, конкуренты, враги, болезни, погода и т.д. В конце поэмы он уезжает из города, где его разоблачили, и направляется в другой город, чтобы продолжить свою авантюру.

Главным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков, который представляет собой типичного русского мелкого чиновника, бывшего секретаря, который решил обогатиться и прославиться за счет хитрости и обмана. Павел не имеет никаких выдающихся качеств, ни физических, ни духовных. Он среднего роста, среднего возраста, среднего образования, среднего достатка. Он не обладает ни какими идеалам, не любит никого. Живет только ради своей выгоды, своего комфорта, своего удовольствия. Чичиков не способен на творчество, на развитие, на самосовершенствование. Он не способен на жизнь, он — мертвая душа.

Другие главные герои поэмы — это помещики, которых посещает Чичиков, и которые также представляют собой типы русского общества, его пороки, его разнообразие и однообразие.

Манилов — это помещик-сентименталист, человек средних лет, белокурый, с голубыми глазами и сладкой улыбкой, которая заставляет его щуриться. Он является офицером в отставке, который живёт в своей усадьбе с женой и двумя сыновьями. Он очень добродушный, скромный и деликатный человек, но при этом он полностью погружён в свои мечты и планы, которые никогда не осуществляет. Он не заботится о своём хозяйстве, которое находится в разрухе, не интересуется политикой, культурой или общественными проблемами, не имеет никаких друзей или знакомых, кроме Чичикова. Он не понимает смысла и цели сделки Чичикова, но соглашается на неё, чтобы угодить своему единственному гостю. Он также не видит ничего плохого в том, что Чичиков обманывает других помещиков и государство. Он живёт в своей “маниловщине” - состоянии мечтательности, чрезмерно благодушного и пассивного отношения к действительности. Манилов является одним из самых безобидных персонажей поэмы Н. В. Гоголя, который показывает, что становится с человеком, если он живёт только своими иллюзиями и не стремится к реальным целям и действиям. Манилов также имеет значение для сюжета поэмы, так как именно он становится первым, кто поддерживает план Чичикова и открывает ему дорогу к другим помещикам. Образ Манилова остаётся актуальным и в наше время, так как он напоминает нам о том, что жизнь человека не может быть счастливой и полноценной, если он не действует, а только мечтает.

Настасья Петровна Коробочка – это мелочная помещица, типичный представитель русского помещичьего класса, который отличается жадностью, невежеством и ограниченностью. Её фамилия и имя отражают её натуру, она замкнута в своём поместье как в “коробочке, живёт только своим хозяйством, не интересуясь ничем другим, не имеет никаких духовных ценностей, культурных интересов или общественных связей. Она полностью погружена в материальный мир, в котором всё измеряется деньгами. Настасья жадна, боязлива, невежественна и наивна. Она не понимает смысла и цели сделки Чичикова, но соглашается на неё, чтобы не упустить выгоду и долго думает над ценой что бы “не продешевить”. Коробочка является забавным персонажей поэмы, этот персонаж показывает, как низко может опуститься человек, если он живёт только материальными интересами и не имеет никаких духовных ценностей. Коробочка также значима для сюжета поэмы, так как именно она становится причиной разоблачения Чичикова и его плана. Образ Коробочки остаётся актуальным и в наше время, так как он напоминает нам о том, что жизнь человека не может быть счастливой и полноценной, если он не развивает свою душу и не стремится к красоте и добру.

Ноздрёв - описывается как крепкий, румяный молодец с черными бакенбардами. Он любит быть в центре внимания, хвастаться своими достижениями, не умеет сдерживать свои эмоции, часто впадая в гнев, восторг, разочарование. Ноздрёв не думает о последствиях своих действий, поступая по наитию. Характер его лживый, хитрый и жадный. Когда он играет в карты, он делает это с жульничеством, обманывая Чичикова. Его мировоззрение

ориентировано на материальные ценности и престиж. Он стремится к богатству, власти, славе. Считает, что деньги и социальный статус дают ему привилегии и права. Несмотря на свою натуру Ноздрёв играет важную роль в поэме Н. В. Гоголя. Он является одним из ключевых персонажей, с которыми Чичиков ведет торги по поводу скупки “мертвых душ”. Он влияет на развитие сюжета и характера главного героя. Он ставит Чичикова в трудное положение, когда выдает его секрет губернатору и генералу. Он показывает Чичикову свою подлинную сущность, когда обманывает его, продавая ему “мертвые души”. Он заставляет Чичикова задуматься о своих мотивах и целях. Образ Ноздрёва показывает, что становится с человеком, если он живёт без цели и смысла, без души и совести, без разума и знаний. К сожалению, этот образ актуален в наши дни. В современном мире мы можем встретить много людей, которые похожи на Ноздрёва. Они живут во лжи, эгоизме, беспорядке и бездуховности. Они не ценят настоящие человеческие ценности, такие как добро, справедливость, честь, дружба, любовь. Тратят свои деньги на пустые развлечения и азартные игры, не интересуются наукой, искусством, литературой, в общем, не имеют никаких духовных потребностей и интересов.

Михаил Семёнович Собакевич - описывается как человек огромного роста и телосложения, похожего на медведя, в плечах и боках широк, в лице полон, в щеках красен, одевается просто и скромно. Он груб, прям, жаден, хитер и самолюбив. Не знает ни вежливости, ни такта, ни деликатности. Собакевич говорит то, что думает, не считаясь с чувствами и мнениями других. Собакевич оценивает себя и окружающих по своему мерилу, которое основано на силе, богатстве и власти. Он демонстрирует свое превосходство и презрение к другим, особенно к тем, кто слабее, беднее или ниже его по социальному статусу. Михаил не уважает ни Чичикова, ни других помещиков, ни крестьян, ни чиновников, ни гостей, ни слуг. Он обращается с ними как с вещами, не считает их людьми, а лишь средствами для достижения своих целей. Он не испытывает к ним ни любви, ни ненависти. Он не зависит от них, ни эмоционально, ни материально, ни духовно. Собакевич играет важную роль в сюжете и идеях поэмы Н. В. Гоголя. Он соглашается продать Чичикову “мертвые души” и делает это без особых сомнений или вопросов, так как он видит в этом выгоду для себя. Он продает Чичикову 20 “душ” за 25 рублей, и считает, что сделал хорошую сделку. Он не интересуется, зачем Чичикову нужны эти “души”, и не думает о последствиях своего поступка. Он не боится, что его могут обвинить в мошенничестве, воровстве или убийстве. Михаил Семёнович не чувствует ни вины, ни стыда, ни ответственности за своих крестьян, живых или мертвых. Он не считает их людьми, а лишь товаром, который можно продать или купить. Образ Собакевича актуален в наше время, так как он отражает одну из проблем современного общества - потерю духовности, морали и смысла жизни. Он показывает, как человек может превратиться в “мертвую душу”, если он не заботится о своей душе, а только о своем теле. Он показывает, как человек может стать жертвой своих пороков и слабостей, если он не контролирует свои желания и не следует своей совести.

Степан Плюшкин - представлен как небрежный, бедно и грязно одетый старик, который вызывает удивление и отвращение у Чичикова и читателя, Плюшкин был в высоких сапогах, в старом сюртуке, в старых панталонах, в старой шапке, во всем старом. Он имеет тысячи десятин земли, но не заботится о своем имидже и репутации. Плюшкин проявляет свою скупость, жадность и равнодушие к окружающим во всем своем поведении. Он тащит к себе все, что попадается под руку, будь то старые газеты, обрывки ткани, куски хлеба или соломы. Он хранит горы продуктов в своих амбарах, не давая ничего своим крестьянам, которые голодают и страдают от холода. Степан относится к своим детям и внукам как к ненужному грузу, не интересуясь их судьбой и не помогая им материально. Он реагирует на предложение Чичикова купить его “мертвые души” сначала с подозрением, потом с радостью, а потом с жалостью, не желая расставаться с тем, что он считает своим достоянием. Его характер отражается в его речи и манерах: он говорит невнятно, скачет от одной темы к другой, жалуется на свое здоровье и на своих врагов, не слушает собеседника и не уважает его. Но Плюшкин в отличии от всех остальных помещиков не всегда был таким отрицательным персонажем, Степан начал так жить из-за нескольких причин, связанных с его биографией и характером.  Плюшкин был обычным помещиком, который вел хозяйство и уважался с соседями. У него было большое и красивое имение, где работали мельницы, фабрики, станки и прядильни. Его дом был просторный и уютный, а сад был живописен и цветущ. Его жена была гостеприимной и доброй хозяйкой, а дети были миловидными и свежими. После её смерти Плюшкин изменился, стал скупым и подозрительным. Он замкнулся в своем поместье и не заботился о нем. Его дом, избы, сад и улицы превратились в развалины и пустошь. Он стал жить как нищий, одеваясь в лохмотья и питаясь сухарями. Он потерял все интересы и чувства, кроме скупости, он стал её жертвой, которая разрушила его как человека и как героя. Степан Плюшкин очень неоднозначный герой, его нельзя описать каким-то словом, нельзя записать его в отрицательных или положительных персонажей, но о нем можно точно сказать, что он “заблудшая душа”.

 

Композиция поэмы «Мертвые души» имеет сложное и необычное строение, которое отражает замысел Н.В. Гоголя. Поэма имеет как внешнюю, так и внутреннюю композицию. Внешняя композиция состоит из двух частей, каждая из которых делится на главы. Первая часть содержит одиннадцать глав, вторая часть — пять глав. Каждая глава имеет свое название, которое кратко характеризует ее содержание. Внутренняя композиция состоит из трех уровней: сюжетный, идейный и символический. Сюжетный уровень связан с действиями и поступками героев, их взаимоотношениями и конфликтами, их развитием и изменением. Идейный уровень связан с мыслями и чувствами героев, их взглядами и мнениями, их ценностями и идеалами, их проблемами и вопросами. Символический уровень связан с образами и символами, которые имеют скрытый и глубокий смысл, который открывается читателю по ходу чтения и анализа поэмы. Две части на которые разделена поэма противоположны по тону, настроению, стилю. Первая часть поэмы основана на принципе цепочки, то есть последовательности эпизодов, связанных между собой, посещениями Чичикова к разным помещикам. Вторая часть поэмы основана на принципе контраста, то есть противопоставления разных образов, ситуаций, идей. Поэма обладает вступлением и заключением роль, которых очень важна. Вступление знакомит читателя с главным героем, его целью и планом, его характером и поведением, его стилем и манерой. Вступление также создает атмосферу и настроение поэмы, подготавливает читателя к ее особенностям и трудностям, задает тон и ритм повествования, устанавливает контакт и доверие между автором и читателем. Заключение подводит итоги поэмы, обобщает и оценивает ее результаты и последствия, выражает идею и смысл поэмы, оставляет читателя с впечатлением и воспоминанием поэмы, предлагает читателю свою точку зрения и позицию по отношению к поэме. Связь глав и эпизодов в поэме логична и последовательна. Каждая глава и каждый эпизод имеет свою функцию и значение в поэме, свою связь и взаимодействие с другими главами и эпизодами, свою роль и вклад в развитие сюжета, идеи и символики поэмы. Глава поэмы имеют очень необычную особенность. Каждая глава самостоятельная и целостная, имеет своё начало и конец, свою динамику и ритм, свою интригу и развязку, свою тему и проблему. В поэме есть лирическое отступления их функция раскрыть авторскую позицию и отношение к героям и событиям, выразить авторские чувства и эмоции, поделиться мыслями и идеями, чтобы задать читателю вопросы.

Н. В. Гоголь добавил в композицию пространство и время, роль, которых существенна и значима. Пространство в поэме представлено как географическое: Россия-  ее города, села, дороги, природа, так и социальное: помещики, крестьяне, чиновники, торговцы, слуги. Пространство отражает реалии и особенности русской жизни, ее многообразие и однообразие, ее красоту и уродство, ее богатство и нищету, а также символизирует состояние и судьбу русского народа, его душу и тело, его свободу и рабство. Время в поэме представлено как историческое: начало XIX века, эпоха Александра I, время ревизий, войн, реформ, так и хронологическое: время года, день, месяца, время действия. Время в поэме помогает сделать её более реалистичной, что позволяет читателю сильнее погрузиться в историю. Также время символизирует состояние и судьбу русской литературы той эпохи.

Глава III

Идея произведения заключалась в том, что Н. В. Гоголь хотел показать, что в России того времени существовало много людей, которые были мертвы духовно, то есть не имели никаких идеалов, целей, чувств или совести. Они жили только ради материальных выгод и не заботились о своей стране, своих ближних или самих себе. Гоголь называл их “мертвыми душами”, потому что они были как пустые оболочки, которые не могли развиваться и совершенствоваться.

Общество того времени восприняло эту идею по-разному. Некоторые люди были восхищены гениальностью и смелостью Гоголя, который сумел так точно и остроумно изобразить пороки и недостатки своего времени. Они считали, что Гоголь хотел пробудить в людях совесть и доброту, чтобы они изменили свою жизнь к лучшему. Другие же люди были возмущены и обижены тем, что Гоголь насмехался над ними и их образом жизни. Они считали, что Гоголь был циником и предателем, который хотел очернить Россию и ее народ. Они требовали запретить и сжечь его поэму.

А как общество поняло идею Гоголя сейчас? Я думаю, что сейчас большинство людей признают, что Гоголь был великим писателем и мыслителем, который пытался раскрыть истину о человеческой природе и обществе. Его идея о “мертвых душах” не потеряла своей актуальности. В наше время можно встретить много художественных произведений ( в том числе и фильмов) где поднимается эта тема, потому что и сегодня в мире есть много людей, которые живут без духовных ценностей и интересов, которые подчиняются стереотипам и манипуляциям, которые не уважают себя и других. Н. В. Гоголь призывал таких людей проснуться и жить по-настоящему, а не по- мертвому.

Для того, чтобы лучше понять, что Н. В. Гоголь хотел сказать своей идеей, нужно рассмотреть, как он относился к конкретным помещикам, которых он изображал в своей поэме.
Гоголь создал образы помещиков в своей поэме как сатирические портреты разных типов русского общества того времени. Он показал их недостатки, пороки, бездарность и бессмысленность. Однако он не был безжалостным к своим героям, а наоборот, пытался понять их, просветить их, дать им надежду на исправление. Вот как он относился к каждому помещику:

Манилов - Н. В. Гоголь смотрит на него с жалостью и иронией, но не с презрением. Н. В. Гоголь называл Манилова «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» но это было ироническим выражением. В Манилове можно увидеть черты Гоголя-мечтателя, Гоголя-философа. Он, как и Гоголь, был добродушным, мягким, образованным человеком. Он, как и Н. В. Гоголь, страдал от нерешительности, небрежности, недостатка воли. Николай Васильевич уделил меньше всего времени эту персонажу и его описанию(в сравнение с другими помещикам), он оставил Манилова в мечтах и не стал его развивать, тем самым подчеркнув его порок в виде бездействия.

 В целом же, Н. В. Гоголь критически относится к помещичьему классу, который он считает отсталым, жадным и бессердечным. Он показывает, как помещики эксплуатируют крестьян, занимаются бесполезными занятиями, теряют связь с реальностью и не способны на истинную дружбу и любовь, но Николай Васильевич не хочет уничтожить помещиков, а хочет их исправить и возродить. Он призывает их к духовному пробуждению, к ответственности за свою судьбу и за судьбу России. Он верит в возможность обновления и преображения жизни через искреннюю веру, труд, творчество и любовь к ближнему.

Гоголь был гениальным писателем, который сумел создать своеобразную картину русской действительности, полную контрастов и противоречий. Его произведения отличаются оригинальностью и многообразием, в них сочетаются реализм и фантастика, комедия и трагедия. Его герои живут в разных мирах: в мире иллюзий и мечтаний, в мире рутинной и скучной повседневности, в мире зла и коррупции, в мире идеалов и надежд.

Одной из главных тем, которую Гоголь затрагивал в своих произведениях, была тема проблем русского общества 30-х годов XIX века. Гоголь ставил перед читателем вопросы о нравственном состоянии нации, о смысле жизни и судьбе человека, о роли искусства и литературы в духовном развитии. Он освещает разные аспекты жизни: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. Он критикует и осуждает явления, которые приводят к деградации и разложению: взяточничество, казнокрадство, ханжество, лицемерие, жадность, тщеславие, бездуховность, бездействие, равнодушие. Он пропагандирует и защищает ценности, которые способны поднять и обновить народ: честность, справедливость, доброта, милосердие, любовь, вера, труд, творчество. Он показывает конфликты, которые раздирают Россию: между дворянством и крестьянством, между Петербургом и провинцией, между Западом и Востоком, между старым и новым, между живыми и мертвыми.

Общество того времени реагировало на проблемы, которые поднимал Гоголь, по-разному. Некоторые люди были восхищены его талантом и проницательностью, другие были возмущены его критикой и сатирой, третьи были равнодушны. Гоголь сам пытался решить проблемы, которые он видел вокруг себя, путем написания произведений, которые должны были пробудить совесть и разум читателей. Он также искал решения в религии, философии, истории, культуре. Однако он не нашел удовлетворения и покоя, и умер в глубокой депрессии.

Общество современное реагирует на проблемы, которые поднимал Гоголь, тоже по-разному. Некоторые люди считают, что эти проблемы утратили свою актуальность и не имеют отношения к настоящему времени, другие видят в них отражение современной действительности и источник вдохновения, третьи интересуются ими с научной, литературной или исторической точки зрения.

Проблемы, которые поднимал Гоголь, актуальны сегодня в той или иной степени. Некоторые из них, такие как крепостное право или бюрократия, были преодолены или существенно изменены, другие, такие как нравственность, духовность, идеалы, свобода, остаются важными и сложными для человечества. Гоголь показал, что эти проблемы не имеют простых и однозначных ответов, а требуют постоянного поиска, анализа, диалога, творчества и ответственности.

Именно эти качества отличают Гоголя как писателя и мыслителя, который не боялся экспериментировать с жанрами, стилями, идеями и образами. Он создал уникальное произведение, которое заслуживает особого внимания и изучения.

Поэма Мертвые души Гоголя является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы. Она была написана в первой половине XIX века, в период, когда Россия переживала глубокие социальные и культурные преобразования. Гоголь создал оригинальный жанр поэмы в прозе, в которой сочетал реалистическое изображение русской действительности с фантастическими и сатирическими элементами. Он показал жизнь разных слоев русского общества, от крестьян до дворян, от чиновников до священников, от купцов до поэтов, через призму приключений своего главного героя - Чичикова, который путешествует по России с целью скупать мертвые души.

Поэма Н. В. Гоголя имела огромное влияние на последующих писателей и читателей. Она стала источником вдохновения для многих русских классиков, таких как Достоевский, Толстой, Чехов, Булгаков, Пастернак и других. Они развивали идеи и мотивы Гоголя, создавая свои собственные произведения, в которых отражали русскую душу, историю и культуру. Поэма Мертвые души Гоголя также привлекала внимание зарубежных читателей и критиков, которые считали ее одним из лучших образцов мировой литературы. Она была переведена на многие языки и входит в школьную и университетскую программу по литературе в разных странах. Также она открыла новые тенденции и направления в литературном процессе. Николай Васильевич представил новый тип героя - антигероя, который не обладает никакими положительными качествами, но вызывает интерес и симпатию у читателя своей хитростью, находчивостью и юмором. Она также ввела новый способ изображения реальности - гротеск, который позволял Гоголю высмеивать и критиковать пороки и недостатки своего времени, придавая им преувеличенные и абсурдные формы. Она также обогатила русский язык и стиль, используя разнообразные средства выражения, такие как ирония, сарказм, пародия, аллегория, метафора и другие.

Поэма Мертвые души Гоголя дает множество уроков и наставлений современному читателю, особенно подростку. Она учит нас видеть и анализировать реальность, не поддаваясь иллюзиям и обманам. Она показывает нам, что деньги и власть не являются целью жизни, а лишь средством, которое может быть использовано как во благо, так и во зло. Она предупреждает нас о последствиях бездуховности, бесчестия, жадности, лжи и коррупции, которые разрушают человеческое достоинство и общество. Она также воспитывает в нас чувство юмора, которое помогает нам переживать трудности и не терять надежды. Она напоминает нам о ценности человеческой души, которая не может быть куплена или продана, а только спасена или потеряна. Она призывает нас быть честными, добрыми, справедливыми и творческими, чтобы сделать наш мир лучше.

Заключение

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя является одним из величайших произведений русской и мировой литературы, которое заслуживает внимательного и глубокого изучения и анализа. В работе были рассмотрены следующие аспекты поэмы: история создания и жанровая природа, содержание, композиция и художественные средства, идея, проблемы и ценность. Было показано, что Гоголь создал уникальное и оригинальное произведение, которое сочетает в себе разные жанровые традиции и преобразовывает их по своему замыслу, и отличается своей жанровой, композиционной, стилистической и художественной новизной и богатством, которое отражает реалии своего времени и нашего, поднимает проблемы и идеи, актуальные для любого поколения читателей. Было выявлено, что идея поэмы заключается в том, что Гоголь хотел передать читателю свою мысль и чувство о России, ее народе, истории, культуре, будущем, выразить свою любовь и скорбь по России, призвать русских людей к единству, просвещению, духовному возрождению, показать Россию в ее потенциале и ее возможностях. Было определено, что проблемы, которые поднимает Гоголь в поэме, очень многочисленны и многогранны, они затрагивают разные аспекты жизни России и человека, разные вопросы истории и культуры, разные явления и феномены, разные ценности и идеалы. Было оценено, что ценность поэмы «Мертвые души» очень велика и неоспорима, она занимает высокое место в русской и мировой литературе, она оказала большое влияние на последующих писателей и читателей, она открыла новые тенденции и направления в литературном процессе, она дала важные уроки и наставления современному читателю, особенно подростку.

Поэма «Мертвые души» является шедевром литературного искусства, символом русской культуры, учебником жизни, который достоин изучения, чтения, любви и уважения. Она помогает читателю познать себя и мир, развить свой ум и душу, сформировать свою личность и свое мировоззрение, найти свой путь и свое предназначение. Она также помогает читателю любить и уважать Россию, ее землю и ее народ, роль, проблемы, перспективы, друзей и врагов, и её уникальность.  

Список литературы:

[1] Белинский В.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1948. 656 с.

[2] Гоголь Н.В. Поэма «Мертвые души». М.: АСТ, 2022. 416 с.

[3] Шкловский В.Б. Гоголь и его современники. М.: Советский писатель, 1963. 320 с.

[4] Луначарский А. В. Гоголь. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1989. 352 с.

[5] Гиппиус В. В. Творческий путь Гоголя. М.: Наука, 1974. 240 с.

[6] Мертвые души // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мертвые_души

[7] Гоголь Н.В. Поэма «Мертвые души» // Интернет-библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

[8] Лекция о поэме «Мертвые души» // Арзамас. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/special/ruslit/episodes/23

[9] Аудиокнига поэмы «Мертвые души» // Аудиокниги. [Электронный ресурс]. URL: https://akniga.org/mertvye-dushi-nikolay-gogol-radiospektakl

[10] Фильм по мотивам поэмы «Мертвые души» // Киноконцерн “Мосфильм”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=385ezj2KUc8

 

 

 

 

 


 

Мертвые души» Н.В. Гоголя как отражение реалий нашего времени

Мертвые души» Н.В. Гоголя как отражение реалий нашего времени

Заключение Список литературы

Заключение Список литературы

Например, в главе первой поэма начинается как роман – путешествие, в котором главный герой,

Например, в главе первой поэма начинается как роман – путешествие, в котором главный герой,

Живет только ради своей выгоды, своего комфорта, своего удовольствия

Живет только ради своей выгоды, своего комфорта, своего удовольствия

Ноздрёв - описывается как крепкий, румяный молодец с черными бакенбардами

Ноздрёв - описывается как крепкий, румяный молодец с черными бакенбардами

Он показывает, как человек может превратиться в “мертвую душу”, если он не заботится о своей душе, а только о своем теле

Он показывает, как человек может превратиться в “мертвую душу”, если он не заботится о своей душе, а только о своем теле

Символический уровень связан с образами и символами, которые имеют скрытый и глубокий смысл, который открывается читателю по ходу чтения и анализа поэмы

Символический уровень связан с образами и символами, которые имеют скрытый и глубокий смысл, который открывается читателю по ходу чтения и анализа поэмы

Гоголь называл их “мертвыми душами”, потому что они были как пустые оболочки, которые не могли развиваться и совершенствоваться

Гоголь называл их “мертвыми душами”, потому что они были как пустые оболочки, которые не могли развиваться и совершенствоваться

России. Он верит в возможность обновления и преображения жизни через искреннюю веру, труд, творчество и любовь к ближнему

России. Он верит в возможность обновления и преображения жизни через искреннюю веру, труд, творчество и любовь к ближнему

Именно эти качества отличают Гоголя как писателя и мыслителя, который не боялся экспериментировать с жанрами, стилями, идеями и образами

Именно эти качества отличают Гоголя как писателя и мыслителя, который не боялся экспериментировать с жанрами, стилями, идеями и образами

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя является одним из величайших произведений русской и мировой литературы, которое заслуживает внимательного и глубокого изучения и анализа

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя является одним из величайших произведений русской и мировой литературы, которое заслуживает внимательного и глубокого изучения и анализа

Лекция о поэме «Мертвые души» //

Лекция о поэме «Мертвые души» //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2024