УДК 82-14
ОБРАЗ ВЕНЕЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (А. А. БЛОК «ВЕНЕЦИЯ»)
Д.А. Самарова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Д.А. Самарова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Аннотация. Статья посвящена образу Венеции в поэзии А. А. Блока. В ней рассматриваются художественные особенности стихотворения «Венеция» как воплощения философской и эстетической концепции поэта. Особое внимание уделяется символике города, мотивам смерти, разлуки и увядания, а также связи Венеции с темой внутреннего мира лирического героя. Анализ показывает, как Блок превращает реальное пространство в метафору человеческого существования.
Ключевые слова: литература, поэзия, символизм, образ города, А. А. Блок, Венеция, философская лирика.
THE LITERARY IMAGE OF VENICE IN A. A. BLOK’S POEM 'VENICE
D.A. Samarova
Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University
D.A. Samarova
Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University
Abstract. The article is devoted to the image of Venice in the poetry of A. A. Blok. It examines the artistic features of the poem “Venice” as a reflection of the poet’s philosophical and aesthetic worldview. Special attention is paid to the symbolism of the city, the motifs of death, separation, and decay, as well as the connection between Venice and the lyrical hero’s inner world. The analysis reveals how Blok transforms the real city into a metaphor for human existence.
Keywords: literature, poetry, symbolism, city image, A. A. Blok, Venice, philosophical lyrics.
Образ Венеции на протяжении веков вдохновлял поэтов и писателей. Этот загадочный город, окружённый водами, наполнен духом романтики, красоты и меланхолии. Его узкие каналы, гондолы, старинные дворцы и прозрачные туманы создают ощущение пребывания на границе реального и воображаемого.
Венеция в поэзии Серебряного века становится символом красоты, разрушаемой временем. Её образ переплетается с эстетикой декаданса, а также рассматривается с разных позиций, например:
· Город новой жизни
· Вечный город
· Город искусства
· Ирреальный город
· Город воплощения истинной красоты [4]
Русские поэты видели в Венеции место, где искусство и природа гармонизируют, но эта гармония оказывается иллюзорной.
Блок, будучи тонким мастером слова, воспринял этот город как символ трагической красоты, разложения и вечности. В его стихотворении «Венеция» Венеция предстает как пространство, где сплетаются красота и смерть, искусство и увядание [2, 716].
Цель данной статьи — исследовать, как Блок в своём стихотворении «Венеция» передаёт образы города, какие художественные средства использует и как Венеция связана с философскими темами его творчества.
Для Блока Венеция — это не только конкретный город, но и символ философских идей: борьбы между жизнью и смертью, реальностью и мечтой, красотой и её увяданием. Стихотворение «Венеция» отражает его стремление соединить личные переживания с глобальными размышлениями о сущности искусства и человеческой судьбы.
В стихотворении «Венеция» Александр Блок преподносит Венецию как символ не только города, но и мистической, пронизанной чувственностью и трагизмом реальности. Этот город на воде в восприятии поэта становится метафорой для жизни, любви, страха и неизбежной смерти [3].
С первых строк стихотворения Блок вводит читателя в атмосферу разлуки и утраты. Город не только описан как физическое место, но и как пространство, наполненное внутренними переживаниями героя. Венеция — это не просто город, это суть ощущений и переживаний лирического героя:
«С ней уходил я в море,
С ней покидал я берег,
С нею я был далёко,
С нею забыл я близких…» [1, 14]
Эти строки создают ощущение, что лирический герой полностью растворяется в этом городе. Он уже не различает реальность и фантазию, он отрывается от всего, что было знакомо. Венеция становится его единственным миром, с которым он уходит в неизвестность.
Что касается символов моря и ветра, то в стихотворении Блока они играют не меньшую роль. Море — это не только про физическое пространство, но и про некую бездну, в которую погружается герой, чтобы забыться и обрести умиротворение и покой [5]. Строчка «Холодный ветер от лагуны» в некотором смысле создает атмосферу одиночества и отчужденности, как будто сама природа не желает принимать героя к себе:
«Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.» [1, 15]
Гондолы, эти "безмолвные гроба", выступают символом неизбежности смерти и уединения. Венеция, являясь городом на воде, еще больше подчеркивает эти образы — вода здесь ассоциируется с чем-то неуловимым, туманным, исчезающим. Мистика и трагизм окружают героя, создавая ощущение, что его путешествие — это путь в неведомое.
В стихотворении присутствует мотив смерти. Одним из самых ярких примеров является образ кровавой головы, которая появляется в конце второй части стихотворения:
«Тенью проходит Саломея
С моей кровавой головой.» [1, 15]
Благодаря этому образу чувство трагизма и неизбежности конца усиливается. Венеция становится местом, где происходят метафизические процессы, и герой сталкивается с тем, что его жизнь неизбежно завершится. Это образ вечности, где всё, что было, остаётся за гранью времени и пространства. Также Блок использует библейские мотивы, например, Христос [3]:
«Идет от сумрачной обедни,
Нет в сердце крови…
Христос, уставший крест нести…» [1, 14]
Помимо Христа, в стихотворении есть и образ Саломеи, сестры Ирода. В своем стихотворении Блок будто переосмысляет казнь Иоанна Крестителя.
В третьей части стихотворения лирический герой начинает размышлять о возможном будущем, его мысли обращаются к посмертному существованию и поиску смысла:
«Очнусь ли я в другой отчизне,
Не в этой сумрачной стране?
И памятью об этой жизни
Вздохну ль когда-нибудь во сне?» [1, 16]
Здесь Венеция становится не только местом для размышлений о жизни, но и символом вечного поиска, стремления к лучшему будущему. Тем не менее, этот поиск также сопровождается неуверенностью и чувством одиночества [2].
Стихотворение «Венеция» А. А. Блока — это не просто описание города, а символ внутреннего состояния героя, в котором переплетаются стремление к утешению и осознание конца [4]. Чрезвычайная поэтичность и мистическая атмосфера стихотворения создают сложную картину переживаний человека, осознающего свою туманную связь с миром, но и неуверенного в своём будущем.
Блок мастерски сочетает реальные образы города с мистическими элементами, создавая пространство, где переплетаются фантазия и реальность.
Через образы холодного ветра, мёртвых гондол, кровавой головы и самозабвенного поиска смысла в будущем поэт передаёт ощущение неизбежности трагического конца, который неизбежен [6]. Венеция в этом стихотворении — это не только место утрат и разочарований, но и символ вечной красоты, которая всегда оказывается обречённой.
Таким образом, образ Венеции в творчестве Блока — это сложный символ, который включает в себя как идею разложения и смерти, так и мечту о гармонии, которая недосягаема.
Актуальность стихотворения «Венеция» заключается в том, что произведение наталкивает нас, читателей, на раздумья о том, как соотносятся личные переживания с вечными темами жизни и смерти.
Список литературы
1. Блок А.А. «Итальянские стихи» // Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 1997 Т. 3: Стихотворения. Кн. 3: 1903–1907. С. 714–764.
2. Быстров В.Н. Примечания к «Итальянским стихам» // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 1997 Т. 3: Стихотворения. Кн. 3: 1903–1907. С. 714–764.
3. Грякалова Н.Ю. Призрак Рима. Александр Блок после Италии: риторика желания и бунта // Toronto Slavic Quarterly. 2007 № 21 URL: http://www.utoronto.ca/tsq/21/index21.shtml (дата обращения: 12.03.2025).
4. Магомедова Д.М. Книга А. Блока «Молнии искусства». Проблемы композиции и издания // Шахматовский вестник. 2010 № 10–11. С. 208–218.
5. Пайман А. Италия как призма для России в «Итальянских стихах» Блока // Шахматовский вестник. 2010 № 10–11. С. 167–174.
6. Седакова О.А. В поисках взора: Италия на пути Блока // Культура путешествий в Серебряном веке: исследования и рецепции / сост. Ю.С. Подлубнова, Е.В. Симонова. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2020 С. 65–73.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.