Исследовательская работа: " Рль поэзии в годы ВО войны"

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 13.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная работа
Иконка файла материала Исследовательская работа _Поэтическая летопись войны_ Погорельченко Анастасия.pptx

Исследовательская работа ученицы 7а класса
Ибрагимова Айша
Руководитель: Скворцова С.В.

«Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны»

Цель проекта

изучить поэзию 1941-1945 годов, показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями и стала одним из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне

Задачи исследования

Отобрать и изучить историко-литературный, иллюстративный материал, посвященный вехам войны;
-выявить основные мотивы поэзии военных лет, определить их роль в поддержании морального и боевого духа народа;
-разработать вопросы для соцопроса, отражающие актуальность темы и провести опрос среди учащихся среднего и старшего звена

Гипотеза: поэзия периода Великой Отечественной войны отразила надежды и чаяния народа в годы испытаний и стала неотъемлемой частью поддержки боевого и патриотического духа советского народа
Методы исследования: поисковый и практический (сбор и обработка информации и ее структурирование относительно заявленной теме, выступление на школьной научно-практической и VIII районной конференции школьников «Шаг в науку. Северский трамплин - 2023», )

Основная характеристика поэзии периода Великой Отечественной войны:

- Оперативность
- Эмоциональность
- Доходчивость
- Патриотизм
- Лиризм


К штыку приравняв перо,
1215 писателей и поэтов
ушли воевать с врагом.


Более 400 из них
отдали свою жизнь
за освобождение Родины

Василий Иванович
Лебедев-Кумач 
Автор текстов песен «Широка страна моя родная», «Священная война» и др.


Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
 

Константин  Михайлович Симонов 


Ты, серый от пепла сожжённых селений, Над жизнью навесивший тень своих крыл. Ты думал, что мы поползём на коленях?
Не ужас, — а ярость ты в нас пробудил…

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть желтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Затертые листочки со строками «Жди меня» чаще всего находили среди вещей убитых

Анна Андреевна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово
«Мужество»

У войны не женское лицо…

Ольга Берггольц
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда
«Я говорю…»

О. Берггольц стала голосом блокадного Лениграда,
духовным символом Победы

Геннадий ФАТЕЕВ
Поэт, прозаик (1934–2005)
Все эти тридцать от бессмертья лет…
 
Молчат сурово мраморные плиты,
И надписи уже едва видны.
Однажды навестить друзей убитых
Пришёл солдат из дальней стороны.

В Кисловодске Памятник «Журавли»  

Александр Екимцев
 
Мы болеем о дальних и близких.
Павших в жарких боях на войне.
Боль остра, как остры обелиски,
С этой болью не справиться мне.
Это боль и березовой рощи.
И тропинки, ведущей к жнивью.

Соцопрос

1) Сколько вам лет? 
                      
2) От кого вы впервые узнали о Великой Отечественной войне?
Родителей , бабушки, дедушки
Учителей в школе
Воспитателей в детском саду
по художественным фильмам и произведениям
 
3) С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?
К.Симонов
Э.Асадов
Ю.Друнина
О.Берггольц
А.Сурков
А.Твардовский
никого из перечисленных не знаю.
 

4) Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны? 
исторические факты, суровая статистика;
художественная литература о Великой Отечественной войне;
художественные фильмы о войне.
 
5) Какую роль играет военная литература?
она важна была в годы войны, т.к. поддерживала боевой дух бойцов, вселяла веру в скорую победу, помогала выдержать тяготы войны;
она важна для современных людей, чтобы не повторить ошибок истории;
когда грохочут пушки, музы молчат, поэтому во время военных действий нет места лирике.

Результаты соцопроса

В опросе приняли участие:
учащиеся 7 класса – 19 человек
учащиеся 9-10 классов – 26 человек

От кого ты узнал о Великой Отечественной войне?

Вывод: интерес к героической истории страны
первоначально прививается именно в семье

С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?

Вывод: учащиеся недостаточно информированы
о творчестве поэтов-фронтовиков

Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны? 

Вывод: большинство учащихся больше доверяют
историческим и литературным источникам информации

Какова роль военной литературы?

Вывод: большинство учащихся верно понимают роль военной литературы в годы войны и в современном мире

Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Спасибо за внимание!

Посмотрите также