![]() |
Луна…
Естественный и единственный спутник Земли. Она движется вокруг Земли по эллипсу (т.е. вытянутой окружности) на среднем расстоянии около 384 000 км. При этом она, как и другие спутники, обращена к Земле одной стороной.
Луна в искусстве — использование образа естественного спутника Земли в произведениях искусства. Луна всегда была в центре внимания людей ещё испокон веков.
Она — символ любви, таинственности и многих других чувств.
В эпических произведениях имеется больше всего возможностей для введения пейзажа, выполняющего самые различные функции. Естественно, что лунный пейзаж в любом прозаическом произведении поясняет место и время действия в произведении. Но помимо функции фона он выполняет и другие.
Иногда пейзаж может быть нефункциональным, то есть «самостоятельным» - важным сам по себе, как самостоятельный персонаж произведения. Такой пейзаж вычленим из контекста и может существовать отдельно от него в виде миниатюры.
Интересно, как в представлении разных авторов один и тот же предмет или явление принимает различные образы. Сознание каждого человека неповторимо, восприятие окружающего мира и отдельных его элементов также никогда не дублируется. Авторы в своих произведениях лишь излагают на суд человечеству своё восприятие и сознание. А специфика, возникающая в художественном выражении, есть образ. Образ же является первоосновной поэзии, а тем самым и основным понятием поэтики. Образом является и одно слово, и словосочетание, и персонаж, и мотив - в художественном произведении нет ничего вне образа. Особенно важно отметить, что множество образов, способных передать отношение автора к жизни, его мировоззрение, присутствует в художественных пейзажах.
Посредством анализа символического значения образа луны в картинах природы можно объяснить психологическую связь между пейзажным образом и авторским сознанием.
Автор |
Александр Сергеевич Пушкин
|
|
В первую очередь, рассмотрим Пушкинскую «луну». Каждый человек – целый мир, каждый человек – непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят в гороскопы, сверяя свою жизнь с расположением звёзд. Вероятно, Пушкин отталкивался от символики мировой мифологии, в которой Луна — знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость. |
||
«Евгений Онегин» |
||
“В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне”. |
Здесь “глупая луна” — противоположность луне, льющей живительный свет на мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне... лениво почивает” |
|
«Об нём она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи, Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь». |
Пушкинская героиня пишет письмо наедине с Луной, девственный свет которой связан с романтическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную обстановку, оставаясь вдвоём с “томным светом” вдохновительницы- луны. Это же состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге. |
|
«Как величавая луна, Средь жён и дев блестит одна. С какою гордостью небесной Земли касается она!» |
Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом сне “Сияет луч светил ночных”; “при свете серебристом” спешит она в дом Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся “Уж не пародия ли он?”; не оставляет она её и в Москве. Такая Татьяна, Луна – богиня, воплощение идеала женщины, покровительницы домашнего очага, верности, добра, света составляет идеал поэта. И Онегин "въявь богиню зрит". Луна- богиня Татьяна - воплощение идеала женщины, покровительницы домашнего очага, верности, добра, света - всего того, что составляет идеал поэта. Мастерство автора "Евгения Онегина" действительно неисчерпаемо. Итак, с помощью образа луны, Пушкин смог отразить все переживания и особенности главных героев. |
|
Автор Сергей Александрович Есенин
Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы: первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное. Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.
"Марфа Посадница» Чаще всего луна или месяц у Есенина - жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный,
«Не сестра месяца из тёмного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула, - янтарный, алый, червонный, бледный, синий.
Ой, как выходила Марфа за ворота...» Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:
Очень характерный для Есенина приём - в смысле его не характерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.
«Анна Снегина» Есенинская луна всегда в движении. Это не
«Дорога довольно хорошая, Приятная известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно
хладная звень. Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.» живое, одухотворённоё.
Многообразная луна Есенина оказывается жёстко
подчинённой традиционно - фольклорной образности, от которой столь же
зависит, как её небесный двойник - от Земли. Но вместе с тем: как
реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской
лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте
народных образов концентрат” весьма длинных и сложных определений мысли”
(Есенин).
В беловом автографе “Черного человека” Можно даже назвать Есенина лунатиком, для автором зачеркнута строфа: осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным
«Но лишь только от месяца брызнет светом вызван ощущением, что именно луна, серебряный свет, Мне другое синеет, вбирающая в себя и отражающая солнечные лучи,
Другое в тумане чудится.» именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности: перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения.
«Жизнь – обман с чарующей тоскою» Луна вносит в душу лирического героя печаль, тоску
«Обратись лицом к седьмому небу, и даже отчаяние, уносит его в мир воспоминаний об
По луне гадая о судьбе, ушедшей юности. Есенин сохранил и перенес в свои стихотворения народное понимание луны, которое Успокойся, смертный, и не требуй существовало и в 19 веке.
Правды той, что не нужна тебе.» А новаторство его лирике заключается в том, что поэт
видит в природе гармонию, единый мир, ставит ее на первое место в отличие от поэтов 19 века, которые лишь мечтали об этом.
Автор |
|
Иван Сергеевич Тургенев |
«Луна плывёт высоко над землею...» «Луна плывет высоко над землею Меж бледных туч; Но движет с вышины волной морскою Волшебный луч Моей души тебя признало море Своей луной... И движется и в радости и в горе Тобой одной... Тоской любви, тоской немых стремлений Душа полна... Мне тяжело... но ты чужда смятений, Как та луна.» |
Тургенев использовал образ луны в самом лирическом и прекрасном его проявлении. В одном из своих стихотворений поэт воспевает любимую женщину, сравнивая её с луной:
|
Автор |
Николай Васильевич Гоголь
|
|
«Майская ночь или утопленница» «Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца». (мистический образ): |
В творчестве Н.В. Гоголя образ луны встречается гораздо реже, нежели образ месяца. Гоголевский месяц - символ язычества, фольклора, упоминается во многих произведениях. |
|
«Ночь перед рождеством» «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской̆ ночи Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее»; «Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся посветить добрым людям, всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». (религиозный̆ образ): |
||
Дмитрий Сергеевич Мережковский «Зимний вечер» |
«Луны проклятый̆ лик Исполнен злобной̆ мощи... К земле поник тростник, Больной̆, сухой̆ и тощий̆... Вороны хриплый̆ крик Из голой̆ слышен рощи. А в небе - тишина, Как в оскверненном храме...» |
Несколько по-иному раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д. Мережковского. Луна у него выступает носителем вселенского зла. Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и вороны: |
Автор |
Михаил Афанасьевич Булгаков
|
|
Рассмотрим образ луны в самом мистическом и загадочном произведении 20го века - в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Лунный̆ свет, по мнению литературоведа В.П. Крючкова, связан с Воландом, то есть с дьяволом. Образ луны как символ, имеющий̆ ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. |
||
«Мастер и Маргарита» «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей̆ цели. Когда же навстречу им изза края леса начала выходить луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда». |
Луна – это фантастический̆ мир теней̆, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей̆; кроме того, это холодящий̆ свет успокоения и сна. Семантика луны многообразна. Она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая, таким образом, себя и окружающий̆ мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей̆ достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам. |
|
По мнению Л. Матвеевой, для Булгакова важна только полная луна, как символ гармонии, покоя, умиротворения и возрождения. Луна - одна и в “московских” и в “ершалаимских” главах. Луна одинаково наблюдает за жизнью людей̆ I и XX веков, осуществляя связь времен. Именно луна преображает героев. |
||
Константин Дмитриевич Бальмонт
«Луна» |
«Луна богата силою внушенья, Вокруг нее всегда витает тайна.... Своим лучом, лучом бледно- зеленым, Она ласкает, странно так волнуя,... Но, нас маня надеждой незабвенной, Сама она уснула в бледной дали, Красавица тоски беспеременной, Верховная владычица печали!» |
Для К. Бальмонта, как и для многих других символистов, луна является символом идеального мира, мира мечты, красоты, творчества. Поэт окутывает образ луны дымкой тайны, воспевает её печальную красоту. |
«Лунный̆ свет» |
«Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным." |
Особенно четко связь луны и идеального мира выделяется в его сонете «Лунный свет»: |
Автор |
Анна Ахматова
|
|
«Явление луны» «Из перламутра и агата, Из задымленного стекла, Так неожиданно покато И так торжественно плыла, - Как будто «Лунная соната» Нам сразу путь пересекла.» |
Большое внимание образу луны уделяла в своём творчестве поэтесса Анна Ахматова. Цикл стихотворений «Луна в зените» навеян образом ночного светила, показавшегося поэтессе удивительно красивым и необычным, каким она увидела его, находясь в эвакуации в Узбекистане. |
|
«Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни» «Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни На краешке окна, и духота кругом...» |
Эти замечательные строки Ахматова посвятила луне, потому что светило открылось ей совсем другим в иных географических широтах. Поэтесса сравнивает молодую луну с долькой̆ дыни. |
|
Автор |
Василий Андреевич Жуковский |
|
Создатель романтического пейзажа с таинственным сумеречным колоритом, В.А. Жуковский очень часто использует лунный образ. М.Н. Эпштейн говорит о нем: «Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский - один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне...» своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве». |
||
«Вечер» «Луны ущербной лик встает из- за холмов... О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило! Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем... О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоих блаженством и страданьем!» |
Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и воспоминаний. |
|
«Подробный отчет луне» «Ему луна сквозь темный бор Лампадой таинственной светит...» |
Именно с луной поэт связывает таинственность бытия, поэтому он часто использует по отношению к ней эпитет «таинственная»: |
|
«К месяцу» «Снова лес и дол покрыл Блеск туманный твой: Он мне душу растворил Сладкой тишиной...» |
Чаще всего луна у Жуковского встречается в элегиях, так как придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. «Сладкая тишина», подаренная лирическому герою созерцанием лунной ночи, отражает мироощущение самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского — это созерцатель мира. |
|
![]() |
Автор |
Владимир Владимирович Маяковский
|
|
«Адище города» «И тогда уже - скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.» |
Интересное прочтение образа луны можно наблюдать в творчестве В.Маяковского, яркого представителя футуризма. Он как представитель урбанистической поэзии принижает этот образ. Это и неудивительно, ведь для футуристов природа - воплощение старого косного порядка. Так, в своем стихотворении «Адище города» Маяковский так изображает луну. |
|
Мы видим, что лирический герой противопоставлен природе, он выступает как бунтарь и относится к природе иронически. Поэт подчеркнуто «десакрализирует» луну, лишает её ореола возвышенности, святости, обращаясь с ней предельно фамильярно, а подчас не останавливается и перед бранными выражениями в её адрес: «луна, как дура // ...// блинорожие плоское». |
||
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.