Формирование читательской грамотности обучающихся как базовой основы формирования ключевых УУД

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Научные работы
  • docx
  • 01.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование читательской грамотности обучающихся как базовой основы формирования ключевых УУД
Иконка файла материала Формирование читательской грамотности обучающихся.docx

Учитель начальный классов СОШ №4

Учитель высшей категории Вербицкая А.В.

 

Читательская грамотность как основа развития УУД

 

Результаты стартовой диагностики показали, что учащиеся испытывают затруднения в освоении знаний именно потому, что недостаточно хорошо все умеют выбирать из текста необходимую информацию (выборочное чтение) (20 % учащихся) и находить необходимый отрывок для ответа на поставленный вопрос (поисковое чтение) (20 % учащихся). Однозначно данная проблема связана с читательской грамотностью. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. В условиях реализации ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.  Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. В научной литературе данная тема весьма актуальна, так многие ученые проводят исследования по формированию смыслового чтения (В.Г.Апальков, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан, и др.).

В педагогической практике мы обратили внимание на способы анализа текста, которые обеспечивают предметные и метапредметные результаты в учебном процессе на основе УМК «Перспектива».

Рассмотрим, что означает читательская грамотность в начальной школе. Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, а так же формированием духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Большую пользу оказывают работы с текстами, для формирования техники чтения и понимания прочитанного, например:

1.     Нахождение информации.

2.     Интерпретация текста.

3.     Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Самые важные способы:

·         обучение поиску информации,

·         интерпретация текстов,

·         рефлексия их содержания,

·         оценивание прочитанного.

 

Оценивание прочитанного – это умение

·         выделение основной мысли самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

·         поиск  информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  иной  форме;

·         выделение главной  и второстепенной информации;

·         выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

·         прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

·         самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

·         сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

·         о чём ты мне расскажешь?

·         хочу ли я тебя прочитать?

2 серия (при чтении):

·         я понимаю, что читаю?

·         трудно мне читать или легко? Почему?

·         зачем мне нужно прочитать этот текст?

·         что узнаю из него нового?

3 серия вопросов (после чтения):

·         о чём же всё-таки я прочитал?

·         зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

·         хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

·         как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

·         для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

Для обучения работе с текстами, по нашему мнению, нужно соблюдать и некоторые условия:

1.     Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2.     Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3.     Параллельно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4.     При работе в данном направлении (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем.

Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (чаще  «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показателя (делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире. Текст представлен детям в незавершённом виде. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Школьники сначала прочитывают текст, отвечают на вопросы по содержанию, т.е. проводят анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д).  Дети проводят восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, записывают своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Немаловажное значение  уделяется и  работе над словом.   

Учащиеся совместно с учителем и с помощью родителей заводят словари по разным разделам учебного курса: синтаксис, орфография, лексика, морфология. В них они записывают незнакомые слова, их значения, приводят примеры разных стилей текстов, уместное употребление слов в предложениях. На специально организованных уроках по развитию речи ведется обучение писать тексты, темы которых определяются интересами и возрастом детей класса.

 Приведём для примера несколько заданий развивающего характера, которые формируют умение у детей обрабатывать текст и получать из него нужную информацию (2 класс):

·         Представь себе, что у тебя появился друг, который живёт в Америке. В своём последнем письме он написал, что летом хочет приехать к тебе в гости. Но ему нужен твой точный адрес, чтобы он смог тебя найти. Составь своему зарубежному другу письмо, в котором точно опиши, где ты живёшь.

·         Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится:

Солнечный цветок.

Сначала из земли вылезли нежно-зелёные разрезные листья и раскрылись   тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром…  Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве…. (Ю. Акрачеев)      

Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке.

·         Став немного постарше, ты ещё больше узнаешь о различных видах  транспорта, о его истории. Но уже сейчас ты можешь объяснять и доказывать своё мнение.  Прочитай внимательно текст и выполни к нему задания

Появления автомобиля вызвало большие споры среди людей. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из-под колёс. Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3 км/час. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом». Он должен был бежать впереди автомобиля.

Подумай и ответь на вопрос, зачем человек бежал впереди автомобиля?

На мониторинговом уровне на основе материалов проводились итоговые комплексные работы с целью – оценить уровень сформированности у учащихся навыков осознанного чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по математике, русскому языку и окружающему миру.

Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной.  Материалы основной части содержат четыре варианта заданий базового уровня к одному и тому же тексту.  Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий в разных вариантах незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенностей формулировки заданий. Первый и второй вариант полностью равноценны, задания третьего варианта менее сложны, (для учащихся испытывающих трудности в обучении) и задания четвертого варианта имеет более высокий уровень сложности. Работа проводилась в начале и в конце учебного года, как рекомендует автор методики. Ребята выполняли разный вариант, исходя из индивидуальных способностей по принципу «от простого к сложному». Дополнительная часть имеет более высокий уровень сложности и рассчитана на работу в парах, обсуждая и находя правильное решение при совместной работе. Данная работа является заключительной частью итоговых комплексных работ для начальной школы, охватывает все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Она строится на тех же общих принципах, что и аналогичные работы для первых трех классов:

Раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «Выпускник научится», и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «Выпускник получит возможность научиться».

Руководствуясь системой можно интерпретировать полученные результаты следующим образом:

Стартовая комплексная работа

Итоговая комплексная работа

Уровень

Кол-во учащихся

%

Уровень

Кол-во учащихся

%

Высокий (100%)

 

 

Высокий (100%)

3

15

Высокий (до 94%)

1

5

Высокий (до 94%)

2

10

Повышенный (88-82%)

4

20

Повышенный (88-82%)

9

45

Средний (71 – 65 %)

10

50

Средний (71 – 65 %)

6

30

Низкий (53 – 59 %)

5

25

Низкий (53 – 59 %)

2

10

Сравнивая результаты проведенной диагностики, можно сделать следующие выводы: учащиеся класса в целом показали положительную динамику обучения.

 

Стартовая комплексная работа

Итоговая комплексная работа

 

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

Чтение, выборочное чтение

4

20

17

85

Чтение, поисковое чтение

4

20

16

80

Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику. Задание, требующее внимательного выборочного чтения, выполняли 4 учащихся (20 %), при выполнении итоговой комплексной работы, справились 17 учащихся (85 %); задание, требующее чтения для поиска информации, выполняли 4 ученика (20 %), при выполнении итоговой комплексной работы, справились 16 учащихся (80 %).

Учащиеся класса показали следующие предметные умения на промежуточном и итоговом контроле:

 

Русский язык

Математика

 

качество

успеваемость

качество

успеваемость

Входная работа

50

88

45

95

1 четверть

60

100

50

100

2 четверть

60

100

55

100

3 четверть

60

100

60

100

Итоговая работа

70

100

60

100

Стартовая комплексная работа

Итоговая комплексная работа

Уровень

Кол-во учащихся

%

Уровень

Кол-во учащихся

%

Высокий (100%)

0

0

Высокий (100%)

3

15

Высокий (до 94%)

1

5

Высокий (до 94%)

2

10

Повышенный (88-82%)

4

20

Повышенный (88-82%)

9

45

Средний (71 – 65 %)

10

50

Средний (71 – 65 %)

6

30

Низкий (53 – 59 %)

5

25

Низкий (53 – 59 %)

0

0

Итого

 

75

 

 

100

 

Показатели деятельности группы при выполнении проекта

Группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

 

1

3

1

2,40

3

2,40

1

2

2,00

2,00

3

2,00

2,00

2

2

2,00

2,00

1

 

2

3

1

2,00

3

2,00

1

2

2,00

1,80

3

2,00

1,80

2

2

2,00

1,80

2

 

3

3

1

2,60

3

2,60

0

2

2,00

2,00

3

2,00

2,00

1

2

2,00

1,20

1

 

4

3

1

2,20

3

2,20

1

2

2,00

1,80

3

2,00

1,80

2

2

1,60

2,00

2

 

 Вывод: Учащиеся класса в полном объеме усвоили способы анализа текста, результатом стали стабильные показатели качества знаний по предметам и метапредметные итоговые комплексные работы показали положительный результат.

 Результативность входной и итоговой метапредметной итоговой комплексной контрольной работы

1.      Наличие элементов целеполагания.

2.      Активность участия в целеполагании (группа в целом).

3.      Активность участия в целеполагании (критерии для учащихся).

4.      Особенности планирования.

5.      Активность участия в планировании.

6.     Споры из-за лидерства в планировании.

7.       Особенности распределения функций.

8.        Распределение функций и их выполнение.

9.     Соответствие исполнения плану.

10.  Особенности контроля продвижения по заданию

11.  Активность в контроле.

12.  Участие в презентации.

13.  Частота возникновения конфликтов.

14.  Разрешение (завершение) конфликта.

15.  Активность группы.

16.  Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы.

17.  Лидерство в группе.

          Вывод: Учащиеся класса при выполнении комплексных работ показали положительную динамику.

Результативность предметной апробации:

Показатели

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Метапредметные умения

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

5

25

7

35

7

35

4

20

Средний

15

75

13

65

13

65

16

80

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого

 

100

 

100

 

100

 

100

Вывод: Все учащиеся класса освоили стандарт (предметные умения).

Результативность проектной деятельности.

ПРОЕКТ: «Помоги будущему первокласснику».

Учащиеся выполняли в группах, которые организованы были в соответствии со списком учащихся класса. В таком составе ребята работали впервые. Несмотря на данный факт, работали дружно и получились интересные презентации и плакаты. Учащиеся умеют работать в группе, поэтому не важно кто из одноклассников рядом, уважают и принимают мнения, вместе обсуждают.

 

В результате проведенных исследований как внутренней оценки знаний, так и внешней можно сделать следующие выводы:

Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая работа, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Если в начале учебного года в 4 классе учащиеся показывали по русскому языку 50 % качества, то к концу учебного года процент качества составлял 70%, по математике 45 % - 60 %. Эти результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы. Но такое обучение требует безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение, воспитывать в учащихся чувства при чтении, переживать, побуждать их к творчеству, иметь желание меняться, и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

 



 

Посмотрите также