"Изучение личности учащегося-важнейшее условие повышения учебно-воспитательного процесса" эффективности учебно-воспитательного

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал из опытно-экспериментальной работы
Иконка файла материала Методическая статья..docx

Методическая статья «Изучение личности учащегося - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса». 

Из опытно-экспериментальной работы Просвировой Галины Васильевны,учителя русского языка и литературы высшей категории  Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Манойлинская средняя школа» Клетского муниципального района Волгоградской области.

Введение

Человек, соответствуя гуманистическим идеалам, способен наиболее активно и плодотворно участвовать в дальнейшем совершенствовании общества. Проблема повышения эффективности воспитания подрастающего поколения чрезвычайно актуальна в современных условиях, так как от ее решения в значительной мере зависит успешное осуществление задач социального и нравственного обновления общества.

Выдвигая высокие цели формирования личности подрастающего поколения, общество обязано знать о результатах воспитания, успешности своих усилий. По словам К.Д.Ушинского, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»1. Значит, надо разумно конкретизировать подлежащие изучению воспитательные результаты, выделив действительно необходимые и вполне достаточные для характеристики эффективности процесса воспитания.

А.С.Макаренко писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». 2

В современных условиях общество в целом прилагает значительные усилия по реорганизации школы, образования, обучения и воспитания. Укрепляется материальная база за счет средств из регионального и муниципального бюджетов, за счет большей свободы выбора учебных планов и программ, активизации творческого потенциала учителей, демократизации управления и самоуправления учащихся

В последнее время наблюдается очернительство прошлого, невидение людей, их энтузиазма все это размывает основы воспитания, деформирует личность, мораль ее рассуждений, и, как следствие, происходит падение духовности молодежи. Почему?

Поиски ведет учитель-предметник. Известный новатор, ленинградский учитель словесности Е.Н.Ильин считал, что именно литература должна нести в себе воспитательные задачи. По его мнению, «урок литературы – это все, а не только книга»3,  « это человекоформирующий урок, от которого напрямую зависят судьбы людей, поэтому «иначе расставляет акценты в иерархии ценностей».4 Уроку литературы нужна революционная перестройка, ибо самый последний опыт, самый конечный результат здесь не за учеником, а за человеком: по-людски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим». 5

Для учителя литературы урок – это возможность познать взгляды, критерии нравственной жизни и поведения ученика.

Таковы некоторые теоретические положения о подходах к воспитанию и изучению личности ученика.

Какой опыт учета личностного фактора накоплен школьной практикой? Здесь прежде всего ценен опыт педагогов-новаторов. Учитель обществоведения А.Б.Резник, педагог искусства и театра Е.Ю.Сазонов, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов выработали свои подходы к личности ребенка: каждый ребенок талантлив, уважение и доверие к ребенку, двигатель развития ученика успех, успешное учение, ученик – мой» 1

_____________________________________________________________________________

1Ушинский К.Д. Собр.соч., т.8, М.,1950, с.23

2А.С.Макаренко  «Педагогическая поэма».-М.:Детская литература,1986.Серия Школьная библиотека.

3,4,5Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988, 220-224с.

Широко применяются в практике идеи «Коммунарской методики»: самодеятельность личности, ее личное участие в деятельности. Сама деятельность – это творческая, коллективная работа, основная цель которой - забота о людях, Родине.

В  МКОУ «Манойлинская  СШ» Клетского муниципального района Волгоградской области накоплен положительный опыт формирования нравственного отношения учащихся к людям. Учителя в профессиональной деятельности осуществляют системно-деятельностный подход, дающий им возможность творить, искать, быть мастером своего дела в содружестве с учащимися, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Вместе с тем в массовой школьной практике все еще недостаточно внимания уделяется дифференцированному обучению и воспитанию учащихся, далеко не все учителя умеют и желают изучать личность, накапливать полные и всесторонние знания об ученике.

Тема исследования с учетом нерешенных вопросов - «Изучение личности учащегося – важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса».

Объект исследования – выявление и изучение уровней воспитанности личности и необходимости этой задачи для классного руководителя и учителя.

Предмет – методы изучения и диагностирования сформированности тех или иных свойств личности, ее воспитанности в целом.

Цель исследования: апробировать некоторые методики изучения личности в реальных педагогических условиях и на основе полученных данных спланировать учебно-воспитательную работу; выявить потенциальные возможности психического развития личности ученика, его «зоны ближайшего развития» /Л.С.Выготский.

Задачи исследования: выявление относительного уровня воспитанности личности ученика, овладение методами ее изучения; анализ изменения уровня развития учащегося под влиянием определенных педагогических воздействий.

По материалам своего исследования неоднократно выступала на родительских собраниях, педагогических советах, школьных и районных методических объединениях, районных педагогических конференциях.

Приступаю к освещению содержания исследования, полученных материалов и выводов.

Глава I.  Воспитанность школьников – показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса

Одна из проблем повышения эффективности воспитания подрастающего поколения - резкое падение духовности современной молодежи. Нравственный облик учащихся нередко низок. Среди одолевающих нас в последние годы дефицитов быстро выдвинулся еще один. Тают на глазах запасы уважительности, вежливости, приличия, такта,  культуры поведения. Воспитанность как черта личности невысоко ценится среди определенной части молодежи. Нравственная глухота дорого оборачивается для общества. Порушенные памятники, разграбленные могилы, библиотеки и музеи, хулиганство, брань, правонарушения имеют под собой одну из причин – бескультурье. ПОЧЕМУ? Ответы на вопрос ищем в семье, школе, обществе.

§ 1. Критерии и показатели воспитанности школьников

Воспитанность школьников – показатель эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее повышение есть одновременно и задача, и результат деятельности семьи, школы, учителя.

Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием степени сформированности  общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. /М.И.Шилова, Л.М.Фридман/

Сердцевину воспитанности составляют нравственные качества, определяющие моральный облик человека. Регулируя поведение людей во всех сферах общественной жизни, нравственность служит основой воспитанности, ее наиболее существенным показателем. На основе многолетнего опыта советской школы, исследований советских педагогов выработаны принципы и критерии воспитанности личности.

Патриотизм. Чрезвычайно важным, определяющим качеством личности человека является любовь к Родине. Для растущего человека этим ёмким понятием в сущности исчерпывается всё, что его окружает, всё, чем он живет: родной дом и школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные, и духовные ценности. Патриотизм для школьников – самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности, составляющее стержень воспитанности

Гуманность. Для характеристики воспитанности данный критерий имеет большое значение. Характеризуя отношение личности к другим людям, гуманность предполагает любовь и уважение к человеку, доброжелательность, отзывчивость, готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. «Человек человеку друг, товарищ и брат», - такова суть гуманности.

Коллективизм. С гуманностью тесно связано и другое важное качество личности – коллективизм. Настоящий человек – это тот, кто рассматривает себя неотъемлемой частью нашего общества и отдает свои силы на общее дело. Надо из ребят воспитывать коллективистов. Коллективизм – стержневое качество личности /В.С.Ильин/.

Отношение к труду. Воспитанность человека предполагает наличие у него умения трудиться, повседневно решать практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую.

В работах Н.И.Болдырева, Ю.К.Бабанского, М.И.Шиловой, Л.М.Фридмана достаточно полно описаны системы критериев воспитанности личности, процедуры применения различных методик изучения личности по каждому из критериев. Указала некоторые ведущие из них. Возможны и другие подходы.

Воспитанность каждого человека постоянно проявляется в повседневном поведении, конкретных поступках и делах, высказываниях, отношении к окружающему.                                 О воспитании человека в известной мере можно судить по его жестам, мимике, интонации, порой даже по молчанию или бездействию. Например, подросток, равнодушно наблюдающий, как старушка рядом тщетно старается найти упавшие монеты, наглядно проявляет неуважение к старшим, элементарную невежливость. Или же, заметив, что сосед во время обеда случайно облился супом и испытывает естественное смущение, сделал вид, что ничего не произошло.

Процесс воспитания может быть эффективным при условии знания учителем личности ребенка, его потребностей, реальных поступков и мотивов поведения.

В педагогической науке, практике воспитания отношение человека к различным сторонам действительности принято отождествлять с качествами личности, например: отношение к коллективу – с коллективизмом, товариществом, отношение к труду – с трудолюбием. Это позволяет результаты воспитания рассматривать как тот или иной уровень сформированности важнейших качеств личности.

Помочь учителям находить «особые звенья», определять  «составные цели» в воспитании – одна из главных задач изучения эффективности воспитательного процесса. «Знание воспитанника, - писал А.С.Макаренко, - должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Каждое узнавание чего - либо нового о воспитаннике у воспитателя немедленно должно претвориться в практическое действие, практический совет, стремление помочь воспитаннику».6

_________________________________________________________

6 Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М., 1966, с.127

Говоря о развивающем характере воспитания, О.С.Богданова и В.И.Петров, подчеркивают, чтобы «работа способствовала развитию ребенка, т.е. учитель должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности ребенка, на перспективу его интеллектуального и эмоционально-волевого развития». 7

Показатели эффективности воспитания предлагают искать как в свойствах самой системы, так и в ее результатах – развитии ребенка, его воспитанности.

Как же измерить и оценить воспитанность школьника? Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Нужно ли учителю, классному руководителю знать все многообразие свойств и качеств личности школьника?

В качестве критериев и показателей воспитанности рекомендую использовать отношения школьников к обществу, труду, людям /И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачев/, активную жизненную позицию /Т.Н.Мальковская, Н.Ф.Родионова/, направленность личности /Л.И.Божович, А.В.Зосимовский./

В диагностическую программу изучения воспитанности школьников-подростков вошел минимум социально  значимых и общечеловеческих качеств: идейность и политическая активность, ответственное отношение к учению, отношение к общественно полезному труду, долг и ответственность, дисциплинированность, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, простота и скромность, бережливость.

Изучать воспитанность школьников можно по критериям, представленным в виде диагностической программы-таблицы, в краткой и доступной форме содержащей показатели и признаки определения уровня их воспитанности.

Эти программы, как показывают результаты моего исследования и  опытной работы школы, служат ориентиром для воспитателя и могут варьироваться. Принято выделять четыре уровня.

Очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий. Самоорганизация и саморегуляция не развиты. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением еще неустойчивого поведения (наблюдаются срывы), которое в основном регулируется  требованиями старших и другими внешними стимулами и возбудителями. Самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.

Показателем высокого уровня является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции.

В разработанной программе представлены показатели воспитанности и признаки для выявления разных уровней ее сформированности. Систематический анализ воспитанности помогает увидеть мотивы поведения учащихся через их отношение к деятельности, товарищам и себе. Имея такую аналогичную диагностическую программу, учитель,

классный руководитель может быстро распознать воспитанность каждого школьника, обсудить и проанализировать ее результаты, дифференцировать и индивидуализировать методы организации воспитания учащихся.

Каковы методические процедуры изучения воспитанности? Перехожу к их описанию.

§ 2. Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося

Для практического изучения личности учащегося важен вопрос о классификации методов исследования. Удобная классификация будет способствовать быстрому и правильному выбору соответствующих методов и методик изучения интересующей темы.

_______________________

7 Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1980. с.36.

Методы изучения личности учащихся в зависимости от характера участия школьников в их проведении делятся на пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности) и активные (анкетирование, тестирование, социометрические изменения, проектирование, аппаратно - технические методы); от времени проведения - на одномоментные (анкетирование, тест) и длительные (целенаправленное наблюдение, биографический метод); от места проведения - на школьные (классные и внеклассные) и лабораторные.

Кроме того, удобно подразделять методы в зависимости  от тех конкретных задач изучения личности учащихся, которые стоят перед учителем. Если, например, ставится задача описать какую-либо психическую особенность учащихся, то для этого можно использовать различные не экспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, беседу и анализ продуктов деятельности, а также диагностические тесты. Объяснение психических явлений получают с помощью естественного, моделирующего и лабораторного экспериментов. Для выявления возможностей в психическом развитии используются методы формирования определенных сторон и свойств личности и коллективов: метод планомерного формирования умственных действий, метод формирования учебной деятельности и др.

Один из популярных и эффективных методов изучения школьников – наблюдение. Это универсальный метод, и используется он в самых разнообразных ситуациях.

Чтобы наблюдение было научным и при этом психолого-педагогическим, оно должно удовлетворять ряду требований, разработанных Н.И.Болдыревым, Н.И.Монаховым, Л.М.Фридманом.

1.    Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение учителем проводится не за учеником вообще, а  за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности: игре, учебе, труде, общении.

2.Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать); продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты; точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много); разработать пути исправления выявленных недостатков поведения.

3.Самостоятельность. Наблюдение - самостоятельная, а не попутная задача. Нельзя ставить перед собой одновременно и ряд других задач: выводы и наблюдения могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на решение целого ряда задач.

4.Естественность. Психолого-педагогическое наблюдение проводится в естественных условиях для учащихся, проходит без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, чтобы ученик ничего не подозревал.

5.Систематичность. Наблюдение ведется не от случая к случаю, а систематически

или через запланированные промежутки времени.

6.Объективность. В процессе наблюдения учитель фиксирует не свои предположения, не ищет то, что он «хочет увидеть», а записывает объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делает умозаключения в строгом соответствии с правилами логического вывода и основных психологических законов.

7.Фиксация. Все данные наблюдений систематически фиксируются (это может быть  дневник, фотография, запись).

Выводы.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Он довольно трудоемкий, не всегда помогает установить точную причину поступка, действия в силу невозможности исключить влияние случайных факторов, зато позволяет изучать проблемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естественных для него условиях, «поймать» сам момент проявления поступка.

Распространенным методом изучения учащихся является беседа как с самими воспитанниками, так и с теми, кто располагает какими-либо сведениями о них. Она помогает установить мотивы поступков, действий.

В случае необходимости быстро получить нужные сведения о воспитанниках всего класса широко используется анкетирование, представляющее представляет собой методический прием получения психологической информации с помощью вопросов, связанных  с целью исследования и составленных в соответствии с определенными правилами. Анкетирование на основе словесного отчета учащихся помогает учителю получить эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, ориентации и установок школьников.

Анкеты могут быть открытыми (свободные ответы по своему усмотрению на прямые вопросы); закрытыми (из предлагаемых  готовых ответов («да», «нет», «не знаю», «иногда», «1балл», «2 балла» и т.д.) ученик должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность каждого из предлагаемых ответов).

Анкетирование, как и беседа, дает возможность выяснить знания и представления школьников по тем или иным вопросам их мнение, отношение к чему-либо, интересы. Изложенные на бумаге ответы ребят сравнительно легко и удобно анализировать и обобщать. Вопросы анкеты должны быть понятны и доступны им, посвящены одной проблеме или сразу нескольким. Если классному руководителю нужно выяснить, допустим, отношение школьников-подростков к коллективу, можно предложить им следующие вопросы: 1.В чем, по-твоему, сила коллектива? 2.В чем проявляется коллективизм твоих товарищей? 3.Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы коллектив класса был дружным и сильным? 4.Что лично ты готов сделать для своего коллектива?

Возможна такая анкета: 1.Что означает слово «патриотизм»? 2.Что такое гуманность?

3.Что значит быть интернационалистом? 4.Почему надо быть честным? 5.Какого ученика ты считаешь активным?

Достоинства анкетного метода: массовость обследования, большая скорость сбора информации, легкость обработки результатов и возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответа.

Недостатки анкетного метода: невозможно полностью охарактеризовать все сферы личности, трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию, нельзя надеяться на полные и точные ответы, так как учащиеся могут отвечать на вопросы по-разному.

 В целях изучения и выявления уровня воспитанности школьников можно использовать их сочинения. Важно, чтобы формулировка темы отвечала конкретным задачам исследования их воспитанности: была четкой, интересной учитывала возраст детей /«Наш класс», «Мой лучший друг», «Мой идеал человека», «Мои достоинства и недостатки», «Каким бы я хотел быть?»/.

При анализе ученических работ важно помнить, что подростки и старшеклассники нередко пишут их в расчете произвести благоприятное впечатление, поэтому содержание не всегда отражает истинное мнение автора. Следовательно,  сочинение также следует рассматривать как вспомогательный метод изучения и применять его в обязательном сочетании с другими методами.

Выявлять воспитанность учащихся помогает также изучение продуктов их деятельности и творчества: тетрадей, рисунков, стихотворений, всевозможных поделок. Они  свидетельствуют об уровне развития определенных качеств личности школьников: трудолюбия, добросовестности, аккуратности, ответственности, чувства прекрасного, раскрывают способности,  умения и навыки воспитанников.

Иногда в интересах воспитанности учащихся целесообразно создавать специальные ситуации, в процессе которых они должны сделать тот или иной выбор поведения, четко определить свое отношение к происходящему. Элементарный пример подобной ситуации – самостоятельная работа детей в классе без педагога.

В последние годы довольно широко применяются социометрические методы, основанные на выявлении путем письменных опросов мнений членов коллектива друг о друге. Одним из таких методов является тестирование (тест от английского слова test - проба, испытание, опыт), состоящее из небольших стандартизированных заданий, состоящих из вопросов и задач, с помощью которых проводится психологическое исследование.

Для более эффективного решения задачи по воспитанию гражданина общества классному руководителю необходимо четко уяснить требования к личности выпускника средней школы в условиях интенсификации развития нашего общества, чтобы направить на их достижение все педагогические средства, которыми располагает школа, семья, окружение.

У школьника высшего уровня развития личности среди фундаментальных качеств ведущая роль принадлежит мировоззрению, убежденности, которые «пропитывают» все качества личности, повышают ее устойчивость, сопротивляемость влияниям негативных явлений общественной жизни.

Вторым важнейшим фундаментальным  качеством высшего уровня развития личности является свобода выбора трудового образа жизни, целей, способов деятельности и поведения, отвечающих требованиям общества. Воспитывать без принуждения – одно из главных условий развития личности. В хорошей школе ученику хорошо. Гуманистическая направленность воспитания должна быть ведущей.

К третьему важнейшему фундаментальному  качеству личности школьника относится всесторонность его развития. Всесторонне развитый человек – это человек, проявляющий высокую активность в условиях закрепления и приумножения основных ценностей: его идеологии и морали, трудового образа жизни, нравственной, эстетической, физической культуры.

Высшим качеством личности выпускника является устойчивость в отстаивании своей жизненной позиции, сопротивление влиянию негативных сторон общественной жизни и антиморали. Эти качества не исчерпывают всего ее богатства, но по степени их сформированности можно судить о направленности всей жизнедеятельности школьника, его индивидуальности.

Чтобы каждый учитель смог поставить цели формирования личности школьника, увидеть в ходе обучения и воспитания, насколько эффективно они реализуются, «замерить» полученный результат, сопоставить его с поставленной целью, необходимо знать и другие не менее высокие уровни воспитанности учащегося. Это позволит собирать факты о его воспитанности, оценивать ее уровень и систематизировать данные с помощью карты воспитанности личности.

Приведу некоторые процедуры применения методов изучения с целью определения воспитанности школьников. Одно из ведущих качеств личности - социальная активность. Сформированность данного качества ученика значимо для целостного его развития, поскольку имеет особенность определять направленность интересов личности.

Измерение активности школьника провела с помощью опросника в 6 классе. Активометрическая методика дала дифференцированную, поуровневую, качественную характеристику обучающихся.

Экспертам, классному руководителю, активу класса раздала бланки, которые они заполняли в ходе активометрии.

А. Выполняет ли ученик добросовестно возлагаемые на него общественные поручения?

Б. Проявляет ли он при этом собственную инициативу, делает это без напоминаний и настоятельных требований?

В. Можно ли сказать, что данный ученик не только сам занимается общественной работой, но и требует этого от своих одноклассников, вовлекает их в дело, бескорыстно помогает им?

Г. Можно ли сказать, что данный ученик не только сам безразличен к общественной работе, но и в известной мере мешает одноклассникам, подавая им плохой пример, высказывая отрицательные суждения, отвлекая их от общественных дел?

Отвечать надо так:4 – да; 3 – пожалуй, да; 2 – пожалуй, нет; 1 – нет

Примечание. Логический контроль: в случае отрицательного ответа на вопрос А ответы на вопросы Б и В, естественно, также должны быть отрицательными, иначе испытуемый не логичен, не серьезно относится к тексту; в случае положительного ответа на вопрос А

ответ на вопрос Г отрицательный.

Заполнение бланков: эксперты заносили в колонки А, Б, В, Г ответы, а в колонку У – показатель общественно-политической активности учеников.

Расчёт производили по формуле:

 

    У =

А + Б + В – Г + 4

3

4 – константа

Таблица 1.

Как выглядят заполненные бланки. 6 кл., 22 человека

п/п

Фамилия, имя

А

Б

В

Г

У

1

Азарников Александр

1

1

1

4

1

2

Айдамиров Лёева

1

1

2

3

1,3

3

Айтимирова Ольга

3

2

3

1

3,6

4

Аминова Наталья

3

2

2

1

3,3

5

Ахметшахова Алла

4

3

3

1

4,3

6

Бершева Наталья

4

3

3

1

4,3

7

Викаева Зоя

1

1

1

4

1

8

Жукалаве Ваха

2

1

2

1

2,3

9

Карташов Сергей

1

1

1

4

1

10

Коршунова Елена

3

2

2

1

3,3

11

Коршунова Ольга

2

1

2

2

2,3

12

Можаров Сергей

2

1

2

1

2,3

13

Морозов Пётр

1

1

2

4

1,3

14

Мулуев Ибрагим

2

1

2

3

2

15

Сайтимов Ринат

2

1

2

2

2,3

16

Семеев Рустам

1

1

2

3

1,6

17

Сирота Елена

3

2

3

1

3,6

18

Сирота Любовь

3

2

2

1

3,3

19

Тарнавский Николай

2

2

2

3

2,3

20

Трофимов Виктор

2

2

3

2

3

21

Черевако Владимир

3

2

3

1

3,6

22

Чуванова Елена

2

1

2

3

2

Итоги опросника:  из 22 учеников данного класса высокий уровень общественной активности наблюдали у 2 человек. 7 человек отнесли к группе со средним уровнем, 8 - к низкому уровню, у 5 учеников показатель активности составил 1-1,3, что ниже показателя низкого уровня.

Кратко охарактеризуем Карташова Сергея, относящегося к группе с низким уровнем данного качества. Мальчик не проявляет активности не только в общественной жизни класса, но и в учебе, ему нельзя доверить дело: обязательно подведет, что было не раз. Все, что происходит полезного в классе, его не интересует.

Черевако Вову отнесли к среднему уровню общественной активности. Мальчик выполняет свое поручение, но делает это после одного-двух напоминаний, не проявляя при этом никакой собственной инициативы, преследуя цель: «лишь бы сделать, чтобы не висело над душой».

Представителем высокого уровня  активности является Ахметшахова Алла. Школьница добросовестна, старательна. Общественное поручение выполняет с удовольствием, проявляя при этом творчество, советуясь с учителем, классным руководителем. Девочка сама занимается общественной деятельностью и «зажигает» одноклассников, вовлекает их в дело, помогает им.

Таким образом, знание уровней развития общественной активности тех или иных учащихся класса позволяет индивидуализировать и дифференцировать методы педагогической работы с ними, более тонко и корректно влиять на личность, включая ее в общественно - политическую деятельность в соответствии с ее возможностями.

Опишу, как использовался метод самооценки /по Фридману Л.М./

Анкета «Выбор» проведена в 11 классе.

Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и нравственным качествам, таким как ответственность, коллективистическая направленность, самокритичность, совестливость, принципиальность, чуткость, справедливость.

Перед началом анкеты учащимся раздали листочки, объяснили правила работы

при выполнении заданий (слушают вопрос и записывают цифру того ответа, который считают верным/варианты ответов предложены, т.е. анкета закрытая).

- Как ты поступишь в создавшихся ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку, или допиши свой ответ.

Ситуация 1. Во время каникул, когда ты собирался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь? (1.Скажешь, сто согласен помочь, и отложишь свой отъезд. 2. Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь всю работу за один день. 3. Пообещаешь выполнить работу после возвращения. 4. Посоветуешь привлечь того, кто останется в селе. 5. Или… /самому дописать ответ)

Ситуация 2. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь? (1.Добросовестно выполнишь поручение. 2.Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому. 3.Попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение. 4.Найдешь отговорку для отказа. 5.Или…)

Ситуация 3. Ты случайно услышал, как группа одноклассников высказывала  справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь? (1.Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении. 2.Переведешь разговор в шутку, но постараешься быстро исправить недостатки, о которых шла речь. 3.Сделаешь вид, что ничего не слышал. 4.Укажешь ребятам, что они не лучше тебя, потому что говорят о тебе в твое отсутствие. 5.Или…)

Ситуация 4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь? (1.Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все. 2.Обратишься к друзьям за помощью. 3.Попросишь освободить тебя от этой работы и дать другую. 4.Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать. 5.Или…)

Ситуация 5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь? (1.Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего. 2.Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения. 3.Выразишь соболезнование тому, кого обидели. 4.Сделаешь вид, что тебя это  не касается. 5.Или…)

Ситуация 6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь? (1.Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба. 2.Извинишься перед пострадавшим, объяснишь ему, что не хотел этого. 3.Постараешься, что никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват. 4.Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват. 5.Или…)

Примечание. Выбор ответа 1) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам, ответ 2) - хотя и активном, но недостаточно устойчивом/ возможны компромиссы/. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ 3), то пассивное и недостаточно устойчивое, ответ 4), то  его отношение отрицательное, неустойчивое к нравственным нормам.

Каковы результаты данного метода?

Из 12 учащихся класса только 2  человека выбрали ответ 1), 6 – ответ 2), 3 человека – ответ 3) и 1 ученик – ответ 4).

Типичным представителем, который характеризуется активным, устойчиво-положительным отношением к соответствующим нравственным нормам, является Ирина Шведова. Совестливая, справедливая девушка ответственно выполняет общественные поручения, считается с мнением коллектива. В случае конфликта обязательно разберется и потребует от обидчика извинения перед пострадавшим. Если знает, что в чем-то не права, признается и приложит все возможное для устранения своих недостатков.

Сергей Картавцев отнесен к группе второго уровня, который характеризуется отношением хотя и активным, но недостаточно устойчивым. Учащийся выполняет доверенное ему дело, но не без помощи товарищей. Не любит тратить свое время, действует по принципу: «лучше весь класс, чем я один». Признает замечание в свой адрес, старается его исправлять. Может нанести обиду товарищу, но обязательно извинится.

Пассивное и недостаточно устойчивое отношение к указанным нравственным нормам у Гриценко Нины. Школьница отзывчива, помочь может всегда, но не в ущерб своим личным интересам. Если общественное поручение ей не по душе, открыто об этом скажет и попросит более интересное. На справедливые, но неприятные замечания в свой адрес со стороны одноклассников не реагирует, делает вид, что ничего произошло. Обиженному выразит сочувствие.

Представителем последней группы является Мануйлов Александр. Несмотря на неплохую учебу, отрицательно относится к нравственным нормам. Эгоистичен. На просьбу оказать помощь всегда найдет отговорку. Замечания в свой адрес со стороны учителя, классного руководителя принимает «в штыки». Равнодушен к проступкам одноклассников, иной раз отстаивает позицию нарушителя. Может обидеть незаслуженно члена коллектива и свалить на него же свою вину.

Таким образом, применение метода самооценки облегчает классному руководителю, ответственному за внеклассную работу выявлять нравственные качества учащихся. Помогает и самому ученику посмотреть на себя со стороны, обратить внимание на недостаточно сформированные качества, пересмотреть отношение к одноклассникам, взрослым, заняться  самосовершенствованием. Учителю же позволяет тщательно продумывать работу, прогнозируя ее, ориентируя на слабые звенья, на свойства, которые должны быть у выпускников, но пока еще «западают», пока еще не стали достоянием личности.

Во второй главе опишу деятельность классного руководителя и учителя-предметника, чей опыт характеризуется исследовательским подходом к построению учебно-воспитательного процесса.

 Глава II. Организация учебно-воспитательного процесса на основе выявленных  уровней воспитанности

Для педагогической деятельности

необходимо, чтобы, во-первых,

воспитатель знал своего воспитанника

 вдоль и поперек и чтобы, во-вторых,

между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.

Д.И.Писарев

§ 1. Опыт изучения классными руководителями воспитанности учащихся

Учитель должен прожить долгие учительские годы не только для детей, но и для себя. Ландау говорил об этом «для себя» с полемической заостренностью: «Все великие открытия делались для себя. Для себя писалась «Война и мир», для себя создавалась теория относительности».

А разве не для себя работали А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский?

Конечно, школа наша, ведь в одиночку человека не вырастишь, не воспитаешь. Но парадокс в том, что нашей она становится только тогда, когда становится своей для каждого учителя. Это требует полной отдачи от него. Думаю, при всей справедливости жалоб на перегрузку, он должен знать с самого начала, что школа – всегда самопожертвование, всегда не просто работа – жизнь. Не каждому по плечу такое. Да еще вечные сомнения: а есть ли у тебя что отдать, не беден ли ты, не пуст ли душой?

Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, говорит, что везет тачку с камнями. Другой – что строит Храм, который простоит тысячу лет. Так будем и мы учиться видеть за камнями собор невиданной красоты, а за каждым учеником – светлое будущее, надежду нашей Родины.

Задача учителя – классного руководителя – воспитать каждого ученика как личность, как неповторимую индивидуальность, для которой характерны такие качества, как творческая и социальная активность, ответственность, гуманность. Процесс их формирования обеспечивается моральной атмосферой общества, историческими традициями, уровнем развития культуры, воздействием средств массовой информации, семейным воспитанием, учебно-воспитательной работой школы.

Социально-политические ситуации нашего общества сегодня таковы, что резко подрывают воспитательные возможности школы и учителя: во много размыты представления об идеале, подорваны национальные связи, у молодежи нет уверенности в завтрашнем дне. Учительство в трудных поисках иных концепций воспитания и современных его путей.

Процесс воспитания сложен и противоречив. С одной стороны, противоречия связаны с динамикой общественных процессов, с возникновением принципиально новых социальных проблем, неоднозначностью влияния различных объективных условий микросферы, с другой - трудностями, обусловленными возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В своей деятельности классный руководитель учитывает эти факторы, строго продумывая способы эффективного педагогического руководства процессом формирования личности школьника. Обязательным условием успешного руководства является мировоззрение классного руководителя, высокий уровень его профессионального мастерства, социально и гуманно активная позиция, которая проявляется в единстве слов и дел, убеждений и педагогической деятельности.

Работа по формированию личности учащегося ведется в тесном контакте классного руководителя с учителями - предметниками, родителями. В своем опыте работы использовала методику изучения знаний родителей о своих детях. В целом по школе были собраны суждения 165 родителей по таким вопросам: «Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к близким, окружающим?», «Насколько воспитана простота и скромность?», «Каково отношение ребенка к своему классу, своей школе?».

 Оказалось, что полное знание изучаемого качества проявили только 20% родителей, частичное – 8%; 15% высказали свою неудовлетворенность воспитанностью своих сыновей и дочерей, проявили озабоченность падением трудолюбия, дисциплины, уважения к родителям, самокритично говорили о неумении построить семейное воспитание.

По результатам методики изучения знаний родителей о своих детях в школе и классах были продуманы управленческие и педагогические действия по совершенствованию работы педагогического коллектива с родителями и учащимися.

В процессе воспитанности школьников классные руководители использовали в комплексе различные методы, которые дополняли друг друга. Результаты развития отдельных качеств личности, полученные путем наблюдений, анкет, тестов, учителя фиксировали в специальных дневниках наблюдений, которые представляли собой схему-карту воспитанности школьника. В своей практике педагоги опирались на положения Шиловой М.И., но трансформировали методику с учетом своих условий и особенностей сельской школы.

Классный руководитель 7класса Н.С.Львова, провела длительное наблюдение, анкеты и беседы с воспитанниками и определила три группы детей по уровням сформированности идейной убежденности и отношения к учебе.

Таблица 2.

Уровни сформированности отношения к учебе и идейной убежденности.7кл.,11человек

п/п

Ф.И.учащихся

ЯП

ПС

НП

ЯП

ПС

НП

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Иваненко Вера

 

 

+

 

 

+

 

 

1

 

 

1

2

Ивашура Виктория

+

+

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

3

Ивашура Максим

+

 

 

+

 

 

1

 

 

1

 

 

4

Козловская Екатерина

 

 

+

+

 

 

 

 

1

1

 

 

5

Кондратьев Михаил

 

 

+

 

 

+

 

 

1

1

 

 

6

Манойлина Ксения

+

+

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

7

Маркин Дмитрий

 

 

+

 

 

+

 

 

1

1

 

 

8

Мулуев Рахим

 

 

+

 

 

+

 

 

1

1

 

 

9

Сулиманова Раяна

+

 

 

+

 

 

1

 

 

1

 

 

10

Телятников Никита

 

 

+

+

 

 

 

 

1

1

 

 

11

Чередько Игорь

 

 

+

 

 

+

 

 

1

 

 

1

Итого

4

2

7

7

0

2

 

Примечание: ЯП - проявляется ярко. ПС - проявляется ситуативно. НП - не проявляется (антидействие)

Для изучения воспитанности учащихся мы использовали метод взаимных и перекрестных оценок. С этой целью была создана экспертная группа в составе пяти человек: двух учащихся, двух учителей-предметников и автора работы, руководителя группы по исследованию личностных качеств учеников 8 класса. Кроме того, оценивали и сами ребята, и классный руководитель. Методом экспертных оценок определили воспитанность по компонентам, описанным в первой главе (устойчивость к отрицательным влияниям среды, самостоятельность, стремление к самосовершенствованию и др.). Взяли 8 класс (9 человек). Индексами обозначили уровни сформированности в личности изучаемых свойств: Н - низкий, ВШ - высший и т.д. Индексы в примечании к карте - таблице 3. Оценивались уровни по пятибалльной школе.

При взаимной и перекрестной оценке (ученики оценивали друг друга) учащимся необходимо было выставить баллы по каждому критерию из предъявленного списка личностных качеств. Высший балл 5 - показатель сформированности качества. Высокий уровень оценивался баллом 4, самый низкий - 1 (трудный школьник). Когда классный руководитель и ученики оценили друг друга по критериям, экспертная группа начислила средний арифметический балл каждому школьнику.


 

Таблица 3.

Карта воспитанности школьника. 8кл., 9 человек

п/п

ФИ школь

ника

Уро

вень

Устой

чив.к отриц.

влия-

ниям

Система компонентов и качеств личности

Оценка степ. сформир.

кач-ва личности

убежден. в необход-ти

разв-я общ-ва, подчин.

личн.интер. обществ-м

самост-ть

в определ.

деятель-

ности, поведения

разносто-рон. разв.

инд. сил и способ

ностей

уч-ся

кл.

(1-я)

кл. руков

 (2-я)

эксперт

группа

(3-я)

1.

Толя А.

н

232

453

223

213

2,5

2,75

2,75

2.

Маша В.

в

545

445

544

555

4,75

4,25

4,75

3.

Дина И.

в

434

555

223

444

3,75

3,5

4

4.

Лёша С.

с

333

343

334

344

3

3,5

3,5

5.

Рита К.

н

323

323

233

222

2,5

2,25

2,75

6.

Миша К.

в

454

555

545

544

4,75

4,5

4,5

7.

Витя П.

с

344

233

454

444

3,25

4

3,75

8.

Наташа К.

вш

555

555

555

555

5

5

5

9.

Люда М.

н

222

333

323

223

2,5

2,25

2,75

Оценка в баллах: 5-высший/ВШ/, 4-высокий/В/, 3-средний/С/, 2-низкий/Н/,  1-трудный школьник

Миша К. получил балл 4,5 и, следовательно, оказался в ряду между высоким и высшим уровнями. Наташе К. выставлено 5 баллов – высший уровень, Дине И. – 3,75-4 – средне - высокий, Толе А. – 2,75 – средне - низкий.

При сравнении таблицы видно несовпадение оценок, данных учащимися и классным руководителем. Есть факты и случаи, когда ребята занижали баллы. Почему? Тот или иной ученик им не нравится, часто ссорятся с ним, хорошо не знают его. А классный руководитель, наоборот, завысила ему баллы: этот мальчик скрытный, стеснительный и, чтобы поддержать его уверенность в себе, учитель ставит оценку выше, чем учащиеся.

По некоторым ученикам позиции совпадают. Следовательно, классный руководитель и одноклассники требовательны, честны, справедливы, в целом одинаково воспринимают учащихся. Из таблицы видно, из 9 восьмиклассников экспертной группой отнесены к уровню ВШ -1 ученик, В -3, С- 2, С-Н – 3 ученика. Никто не оценен баллом «2» , тем более «1», трое учеников отмечены средним баллом 2,75, т.е. все же продвинуты к среднему баллу.

Дам несколько развернутых описаний учащихся разных уровней. Из трех человек, отнесенных к группе «В», выбрала Мишу К. Это типичный ученик, он не нарушает дисциплины, изъявляет желание участвовать в делах класса, требователен к себе, однако, замечая, как кто - то дерзит, не критикует нарушителей.

Как показали независимые характеристики, ответы учащихся на вопросы анкеты, наблюдения учителей, школьники, относящиеся к «В» и «ВШ» уровням сформированности личности, отличаются друг от друга. Есть незначительная группа ребят, которая как является продвинутой и занимает промежуточное положение. Среди изучаемых нами учащихся класса (9 человек) к средне - низкому уровню устойчивости к отрицательным явлениям отнесены 3 ученика и среднему - 2.

Типичным представителем «С-Н» уровня является ученик под номером 1.Толя А. личные интересы ставит  выше общественных, к труду относится не на полном серьезе, в учебе наблюдаются срывы. В жизни коллектива участвует избирательно, чувствует себя скованно. Поклонник увеселительных удовольствий, ничегонеделания. Принцип его, пожалуй, можно охарактеризовать так: никому ничем не обязан.

К «ВШ» уровню устойчивости к отрицательным влияниям относится Наташа под номером 8. Ученица характеризуется зрелостью суждений о моральных ценностях, в различных ситуациях учебной и общественной работы являет собой пример активной позиции, предостерегает товарищей от совершения недобросовестных поступков, требовательна, критична и самокритична.

Ведущим принципом и средством воспитания является коллектив. Коллективистские качества личности: взаимная помощь, товарищество, приоритет коллективных интересов, чувство принадлежности к коллективу и т.п. - высоко ценятся учащимися. Формирование коллективизма – длительный процесс, требующий от учителя и классного руководителя высокого педагогического мастерства, систематичности, ритмичности, последовательности, планомерности, знаний закономерностей формирования и сплочения детского коллектива, социально-психологических условий функционирования детского коллектива, знаний особенностей становления коллектива как личности.

Для изучения сформированности коллектива и коллективизма использовали независимые характеристики (по М.Д.Виноградовой), взаимные и перекрестные оценки этого качества учащимися и классным руководителем (по М.И.Шиловой), метод самооценки сформированности коллективизма школьника (по Л.М.Фридману).

Для независимой характеристики вместе с классными руководителями  составили программу по оценке а) сплоченности коллектива; б) организованности коллектива;

 в) роли актива в становлении коллектива; г) активности мальчиков и девочек в коллективных делах.

Приведу пример такого отображения на учащихся 10 класса. Эксперты: классный руководитель, учителя-предметники, ответственный по  воспитательной работе.

Классный руководитель характеризует свой коллектив  как дружный, яркий, способный, но вместе с тем избалованный частыми победами, дающимися им легко, и похвалами. Класс шумный, подвижный. Ребята достаточно принципиальны, требовательны к себе, товарищам, взрослым.

Девочки значительно активнее, чем мальчики,  каждая может что-либо выполнить ответственно и самостоятельно. Мальчики проявляют себя под нажимом педагога или требований коллектива.

Раньше были группировки, но сейчас коллектив довольно монолитный, уже не делится на чужих и своих. Осталось только расслоение на девочек (активную силу) и мальчиков (пассивную силу).

Ответственный по воспитательной работе считает данный коллектив сплоченным, ярким по составу ребят и их делам. Учащиеся достаточно активны и самостоятельны в жизни и решениях своих вопросов. Актив класса оказывает воздействие на весь коллектив. Вместе с тем есть ребята, которые стремятся больше к развлечениям, чем работе.

По характеристике учителя математики, класс сильный, в нем есть ребята, которые по уровню общего развития выше сверстников из других коллективов, но занимаются ниже своих возможностей и способностей в силу отсутствия собранности, серьезной направленности на деятельность.

Преподаватель географии называет класс средним, без особенно сильных и заметных личностей.

По словам учителя технологии, класс дружный, в нем есть «ядро» коллектива. Юноши собранные, серьезные, ответственные, с ними можно работать. А вот девушки больше занимаются личным досугом.

Сбор независимых характеристик показал, что учителя оценивают коллективизм по-разному. Например, учитель технологии оценивает активность учащихся по их отношению к труду. Ответственный по воспитательной работе правильно подметил перекос направленностей отдельных ребят. Действительно, подростковый возраст настроен на облегченные интересы, стремится к благополучию, выгоде, успеху, быстро поддается отрицательным влияниям модных стандартов «красивой жизни». Общая тенденция молодежных проблем связана с различными социальными и политическими явлениями в стране (размывание идеалов, нежелание трудиться в определенной мере проявляется  в школах района, в том числе и в нашей).

Почему так расходятся характеристики все участвующих субъектов в оценке класса?

Все дело в том, что каждый педагог в оценке коллектива со стороны своих позиций был прав, но, распространяя такое видение класса на общую его характеристику, нередко ошибался.

Анализ независимых характеристик подсказал необходимость усиления работы с классным коллективом как на уроке, так и во внеклассной работе.

Включенность классных руководителей школы в процесс изучения своих воспитанников, коллектива в целом обогатила педагогическую культуру каждого из них, стала стимулом методических исканий. Накопление знаний об учащихся, анализ наблюдений и данных анкетирования, введения метода исследования в педагогическую практику ценно и в том, что и учеников мы ставим перед необходимостью самоанализа, размышления о себе, смысле учебы, труда взаимоотношений с другими. Без таких «подвижек» в личности воспитание не имеет смысла.

Раскроем некоторые фрагменты опыта воспитательной и учебной работы в школе с учетом полученных в ходе изучения данных о воспитанности школьников.

§ 2.    Учебная и внеклассная работа по предмету на основе диагностики читательских интересов учащихся

На повышение качества учебно-воспитательного процесса направлены учебная и внеклассная работа по литературе. Художественная литература способствует гражданскому и нравственному становлению молодых, формирует потребность в самосознании и самоопределении, то есть целенаправленно воздействует на формирование идейно-нравственной позиции подростков.

«Литература – могучее средство воздействия на подрастающее поколение. Очень сильно влияет художественная литература на подростка, на молодежь – на тот возраст, когда складывается человек»1, - писала Н.К.Крупская.

Интерес к чтению, к литературе занимает важное место в духовной сфере личности. Как фактор познания литературных процессов, его можно отнести и к познавательным интересам. Ценность познавательного интереса к предмету в том, что он субъективно осознается и выступает как личностно значимый. В нем в единстве представлены все важные для ученика интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы. Он активизирует познавательную деятельность, наблюдение, воображение, восприятие. 

Читательский интерес специфичен. В нем, по мнению М.Л.Рубинштейна, находят свое выражение характер человека, его нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень. Чтение художественной, научной литературы способствует пониманию внутреннего мира окружающих людей и самого себя.

Вот почему решила изучить читательские формуляры учащихся и с учетом полученных данных планировать педагогическую деятельность.

Для выявления направленности читательских интересов поставила следующие задачи: выявить насыщенность читательских формуляров учащихся 7-10 и 11 классов, сравнить читательские интересы подростков и старшеклассников, изучить направленность самостоятельного чтения.

Для выявления читательских интересов использовала методы бесед с учителями, работниками библиотек, анкет среди учащихся,  анализа и изучения формуляров читателей.

Изучала формуляры каждого ученика за одинаковый отрезок времени полгода.

В зависимости от насыщенности читательского формуляра разделила юных читателей на 3 группы: активные - те, кто прочитал за полгода 10 и более книг; малоактивные - от 6 до 10 книг; пассивные – менее 6 книг.

Таблица 4

Количество прочитанных книг по группам читателей

Группы читателей

Количество прочитанных книг

Подростки- 62

Старшеклассники-10

кол-во формуляров

кол-во формуляров

1.    Активные

от 10 и более

15

3

2.    Малоактивные

6 - 10

27

4

3.    Пассивные

менее 6

20

3

Выделение группы условное. В течение полугода прочитать 10 книг, по нашему мнению, крайне недостаточно, чтобы отнести ученика в группу активных. Тем не менее, все изученные учащиеся не отличались пристрастием к чтению. Среди прочитавших 10 книг 15 подростков и 3 старшеклассника из 72 учащихся (это составляет 25%).

Какова направленность чтения? Содержательная сторона читательских формуляров лучше всего видна у активных. Подростки больше читают произведения русской литературы, необходимые для изучения на уроке, увлекаются фантастикой. Имеют место книги о природе. В группах малоактивных читателей в большей степени проявляется интерес  к чтению художественной литературы, чем научно популярной.

______________________________________________________________

1Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., 1979

Старшеклассники читают классику, книги современных писателей. Не очень значителен интерес к чтению книг об истории, фантастике. Фактически нет в структуре читательских интересов книг о природе, политике. Среди названных любимых авторов В.Быков, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Кондратьев, М.Шолохов.

Данные о направленности чтения представлены в таблице.

Таблица 5

Направленность чтения у подростков и старшеклассников

Направленность чтения

Количество прочитанных книг

подростки 62 чел.

старшие 10 чел.

1. Общественно-политическая книга

 

 

а) история

2

1

б) герои войны

4

2

2. Научно-популярная книга

 

 

а) естественные науки

2

-

б) техника

1

-

3. Художественная  книга

 

 

а) классика

8

2

б) современная литература

3

4

в) сказки

34

-

г) приключения, путешествия, фантастика

8

1

Интерес к современной литературе выше у старшеклассников, чем у подростков: (соотношение 40% к 5%), а к фантастике – у подростков (13% к 10%). Приверженность к сказкам (13%) наблюдается у подростков.

  Изучение читательских формуляров привело к выводу, что читателями школьной и сельской  библиотек являются 72 ученика. Всего же в этих классах обучается 91 ученик.

Не уверены, 19 школьников имеют домашние библиотеки. Беседы с ребятами развеяли наши сомнения: для 9 из них главное - «велик», «телефон», у остальных – эпизодическое чтение книг, взятых у товарищей или соседей.

Как видим, изучение читательских интересов показало ненасыщенность, неритмичность, эпизодичность чтения учащихся. Естественно, каждый учитель - предметник должен приобщать ученика к чтению книг сверх учебной программы, к чтению научно-популярной литературы по предмету. Особое место здесь занимают уроки литературы, русского языка, истории.

В своей опытной работе предполагала решение задач: предусмотреть задания для школьников разного уровня учебных и читательских интересов; дифференцировать учебные задания с учетом уровней знаний, умений и воспитанности учащихся; быть в поиске активных методов и форм педагогического воздействия для более глубокого раскрытия потенциальных возможностей личности ребенка.

Представим фрагмент урока внеклассного чтения в 5 классе (По повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»).

Тема: «Дружба тимуровцев»

Цель: раскрыть понятие дружбы, показать культуру взаимоотношений между подростками, между подростками и взрослыми, развенчать мир «квакинцев», осудить их поведение.

Второй этап урока – ситуация интеллектуально познавательной и нравственно-оценочной деятельности учащихся.

Чтобы вызвать у школьников отношение к рассматриваемому вопросу, обращаюсь к жизненному опыту учеников.

Учитель:                    Как вы выбираете себе друзей?

Ученики:                    Выбираем друзей по возрасту.

/Рита и Люда/            Друг должен быть красивым, чтобы нравился мне. Опрятным, веселым, разговорчивым, чтобы с ним было весело.

Учитель:                    Что цените в дружбе?

Ученики:                    честность, доброту

/Леша, Миша/            скромность, чуткость, отзывчивость

Учитель:                    Как проводите время, когда собираетесь вместе?

Ученики:                   Мы читаем, гуляем, а иногда соревнуемся, например: «Кто запомнит

/Наташа, Толя/          5 слов и напишет их без ошибок?», играем в лото на знание таблицы

                                    умножения. Смотрим видео или катаемся на «велике».

Учитель:                    Какие отношения в вашей среде между старшими и младшими ребятами?

Ученики:                   Хорошие. Мы понимаем друг друга. Ссоримся редко.

Проблема дружбы, дружеских отношений вызывает неиссякаемый интерес школьников. У моих пятиклассников есть товарищи, которых они считают таковыми, потому что те заступаются за них, навещают их во время болезни, помогают им делать уроки. И только небольшая часть учеников при характеристике отношений, сложившимися меду ними, говорят об общих увлечениях, интересах. Немногие подняли руки, когда услышали вопрос о нескольких друзьях.

Понятие «дружба» характеризуется близостью отношений, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Человек может быть в чем - то хорошим, а в чем - то плохим, но он един в своей позиции, будь это отношение к Родине, окружающим людям или товарищам, близким. На уроке выяснили некоторые из этих понятий.

Учитель:                    Что значит сочувствие, сострадание?

Ученики:                   Это умение проявить заботу, внимание, откликнуться на чужие

/Наташа/                     невзгоды, не ожидая просьб со стороны нуждающегося.

(Девочка, отвечая, привела 3 примера из произведения: букет цветов на рыльце лейтенанта Павлова; земляника, которой угощают тимуровцы малыша, сына красноармейца Гурьева; записка Тимура к Жене, сразу её успокоившая)

Отметим ценность размышлений Наташи. Это грамотная, начитанная девочка, у нее хорошо развита речь. Она глубоко вникла в содержание повести, в психологию юных героев, была на их стороне, осуждающе относилась к шайке Квакина. 

Точка зрения Риты сдержанная, суждения не развернуты. Это объясняется стеснительностью, замкнутостью ученицы.

Таким образом, я сознательно адресовала разные вопросы конкретным ученикам, стремясь стимулировать интерес к проблеме нравственных отношений, углубить их представления о понятии добра, активной доброте. Толя во главу дружбы ставит умение вместе поиграть, «погонять» на велосипеде. Доминирующим нравственным качеством для Леши является честность, что он и увидел в героях писателя Гайдара. И Наташа, и Рита, и Леша, и Миша, и Толя относятся к разным уровням нравственной воспитанности.

Выводы из наблюдений за учащихся и анализа их ответов:

1)   у учащихся класса недостаточно сформирована взаимная ответственность;

2)   не у всех развито чувство заботы друг о друге;

3)   учащимися не до конца осознаны понятия коллективизма, милосердия, уважения и самоуважения, социально ценностные интересы и потребности.

Поэтому, как видно из приведенного фрагмента, ответы детей связаны в основном с бытовыми понятиями, они в основном не развернуты, не доказательны.

Опишем фрагмент читательской конференции в 7 классе по книге В.Богомолоа «Иван».

Цель: познакомить участников конференции с судьбой подростка, оказывавшего помощь взрослым в годы Великой Отечественной войны, раскрыть героизм советских людей, развивать познавательный и читательский интересы учащихся с целью приобщения к чтению.

Обсуждению книги предшествовала подготовительная работа. Одна группа учеников вместе с библиотекарем готовила обзор произведений об участии подростков в Великой Отечественной войне, другая – выставку книг. Лучшим чтецам было предложено подготовить чтение наиболее впечатляющих отрывков из повести «Иван». Третья группа работала над вопросами и заданиями:

1.  Судьба Вани Бондарева.

2.  Героизм советских разведчиков.

3.  Почему Иван Буслов стал жестоким к немцам?

4.  Кто такие Холин и Катасонов?

5.  Как они относились к мальчику?

6.  Какие черты характера отличали мальчика?

7.  Как бы вы себя вели, оказавшись на его месте?

8.  Хотели бы вы быть такими, как этот двенадцатилетний мальчик?

9.  Почему у главного героя такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня» - «Иван»?

Одним из принципов определения характера заданий семиклассников был учет их начитанности, способности творчески мыслить, ответственность. Группы состояли из учащихся с разным уровнем воспитанности с той целью, чтобы в процессе выполнения задания осуществлялся обмен суждениями, оценочным опытом анализа литературного произведения и достигалось бы продвижение к более высокой культуре.

План конференции вывесили за 10 дней до мероприятия.

Уже первые высказывания ребят, особенно Аминова Е., Джунскалиева Д., Калининой Г., Ляпаровой Л., Сирота И., показали, насколько глубоко понята ими тема произведения.  Они правильно оценили атмосферу изображенного времени, поняли замысел автора.

Одобрения получали те выступления, что не повторяли того, что было сказано, а содержали новые, не высказанные учениками мысли, интересные выводы и обобщения. В таких выступлениях подкупала эмоциональность оценки прочитанного, способность понять авторское отношение к изображаемому.

Всем известно: одно из причин низкой успеваемости учащихся является невладение ими учебными умениями и навыками. Проблема формирования культуры учебного труда в процессе внеклассной работы в нашей школе посвящены плановые предметные мероприятия:  «Физик – интересная профессия», «Химия и жизнь», «Инструктаж «Как вести наблюдения за растениями», «Рекомендации по работе с историческими документами», «Составление памятки «Как быстро научиться играть в шахматы».

     Каковы же результаты опытно-экспериментальной работы?

1.    Отмечаю, что педагогическое изучение учащихся – непрерывный процесс. Личность школьника и условия его воспитания постоянно изменяются. Развиваются новые черты, вырабатываются иные формы отношений, формируется более совершенный стиль поведения. И поскольку нет и не может быть такого рентгеновского аппарата, который бы мгновенно высвечивал все достоинства и недостатки личности, учителю приходится постоянно тратить на это силы и время. Уменьшить эти затраты можно только за счет органического слияния процессов изучения и воспитания учащихся.

2.    Опыт применения различных методик изучения учащихся классными руководителями, ведение карт воспитанности свидетельствует о доступности исследовательского подхода в организации учебно-воспитательного процесса, в том числе в малокомплектной сельской школе.

Опыт накопления знаний об ученике изучался всем педагогическим коллективом.

3.    Получены количественные результаты о положительных изменениях в уровнях воспитанности учащихся.

Таблица 6

Продвижение учащихся  к более высоким уровням воспитанности


Уровни воспитанности

Количество учащихся до начала опытно-экспериментальной работы  /сентябрь 2018 г./

Количество учащихся на конец опытно-экспериментальной работы /апрель 2021 г./

Низкий

30

26

Средний

36

39

Высокий

25

26

1.Как видно, наблюдается некоторое движение от уровня к уровню. В группе учащихся с низкой воспитанностью стало на 4 человека меньше по сравнению с началом опытно – экспериментальной работы. Более сильные подвижки произошли в группах среднего и высокого уровней.

2.Вместе с тем отмечаю «Устойчивость» учащихся низкого уровня воспитанности. Всего четыре ученика значительного изменили свое поведение, отношение к поручениям, товарищам, учебе. Ребята данной группы оказались не поддающимися педагогическим влияниям.

3.Причин может быть несколько. Вероятно, педагогический коллектив не сумел до конца глубоко разобраться в психологии этих детей. Отрицательные привычки и наклонности проникли в сознание личности настолько, что школа и особенно семья оказались безоружными в их воспитании. Другая причина в том, что в целом микросреда, компании и группировки учащихся, в которых существовали свои групповые традиции, законы, своя мораль, оказались более референтными, авторитетными для этих школьников. Сам подросток не проявил никаких усилий в совершенствовании своих качеств, не выразил потребности в новом уровне духовной культуры. Они не имеют общественно значимой цели, коллективные проблемы их волнуют мало. Педколлектив, семья, школьные организации, взаимодействуя с ними, применяя творческие подходы в учебно–воспитательной деятельности, могут более эффективно, дифференцированно оказывать на них воздействие.

4.На среднем и высоком уровнях воспитанности у учащихся отмечаем новые качественные образования, не имевшие место ранее. Знания, учеба перешли в статус престижности, отношение стало ответственнее. Расширился круг читательских интересов, выросло стремление к самостоятельному чтению. Обогатилась культуры чтения и умения работать с учебником, книгой, повысилась настойчивость в подготовке домашних заданий. Общественные интересы учащихся третьего уровня стали ведущими, появилось стремление к самосовершенствованию  и самовоспитанию  ценных, человеческих нравственных качеств.

5.Исследование позволило пробудить интерес личности к себе, своему миру, к познанию особенностей своего характера.

Фактор личностного подхода, активизации человеческого фактора, к сожалению, нами, учителями, не всегда учитывается, и это приводит к серьезным «провалам» в воспитании. Сотрудничество, сотворчество «учитель - ученик» должны стать ведущим педагогическим кредо.

В дальнейшей практической деятельности продолжу наблюдение за изучением личности учащегося с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1.        Аминёв Г.А., Копанева А.А. Политическая культура старшеклассника.– М.: Знание, 1987, №10.

2.        Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1988.

3.        Бурова Р.Т., Темиров Н.С. Об изучении особенностей формирования личности школьника.– ж.Сов.пед., 1984, №1.

4.        Виноградова М. Независимые характеристики в изучении коллектива и личности. В кн.: Методика и техника исследования проблем коллективного воспитания //Под ред.А.Куракина, Л.Зрински.– М., 1972.

5.        Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн. для учителя: Из опыта работы.– М.: Просвещение, 1989.

6.        Дипломная работа. Педагогическое руководство внеклассным чтением старшеклассников и подростков./ Вып.Волкова Г.В.– В., 1985.

7.        Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.– М.: изд.МГУ, 1982.

8.        Из опыта внеклассной работы по литературе: Пособие для учителя /сост.Е.И.Бушина.– М.: Просвещение, 1980.

9.        Ильин В.С. Формирование личности школьника.– М.: Педагогика, 1984.

10.    Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.

11.    Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении.– М., 1979.

12.    Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться.– Волгоград, 980.

13.    Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.– М.: Педагогика, 1972.

14.    Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».– М.: Детская литература, 1986. Серия Школьная библиотека.

15.    Методика и техника исследования проблем коллективного воспитания. Выпуск1.– М., 1972.

16.    Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания.– М.: Педагогика, 1981

17.    Пирогов В.И. Формирование активной жизненной позиции школьника.–М.: Просвещение, 1981.

18.    Поварнин С.И. Как читать книги.– М.: Книга, 1978.

19.    Психология формирования и развития личности.– М.: Наука, 1984.

20.    Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя.–М.: Просвещение, 1988.

21.    Системное исследование процесса воспитания: Подход, предмет, методы.– М., 1983.

22.    Сухомлинский В.А. О воспитании.– М., 1973.

23.    Тайчинов М.Г. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания – процесс нравственного развития личности.–М.: Просвещение, 1982.

24.    Филонов Т.В. Воспитание личности школьника.–М.: Педагогика, 1985.

25.    Формирование личности, проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника.–М.: Педагогика, 1983.

26.    Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя.–М.: Просвещение, 1988.

27.    Харланов Н.Ф. Развитие личности и целостность учебно-воспитательного процесса. – Сов.педагогика, 1985, №7.

28.    Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника.– М.: Просвещение, 1977.

29.    Шумилина Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника.–М.: Педагогика, 1979.

30.    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.–М.: Просвещение, 1979.