"Развитие творческих способностей и личности учащегося"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из опыта работы по развитию творческих способностей и личности учащегося
Иконка файла материала Методическая статья.doc

Методическая статья «Развитие творческих способностей и личности учащегося».

(Из опыта работы).

Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Манойлинская средняя школа» Клетского муниципального района Волгоградской области

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся  посредством лингвистических сказок с целью совершенствования орфографической грамотности

 Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. И если это дело вдохновляет ученика, в высший момент творчества он  настолько поглощен предметом труда, что «забывает мир…»1, и в тишине его воображения рождается новая сказка,  а иногда и стихотворение.

 Если однажды педагог сумел пробудить такое состояние, то ученик не сможет забыть этого, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.  Все, что нужно учителю, - помочь  ребятам проявить свои дарования. В этом заключается умное руководство с его стороны.

Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась, потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, затем совместно с учителем  участвует в творческой  деятельности и только потом при помощи самостоятельной деятельности научится создавать новое, оригинальное.

 Развитие творческих способностей – процесс трудный, но очень важный. Он требует много времени,  особой подготовки.  А взамен дает свободу фантазии, развивает память. У учащихся появляется желание  творить, а вместе с ним постепенно в процессе творчества проявляются и способности.   

На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.

Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки, поэтому уделяю особое внимание развитию творческих способностей учащихся  посредством написания сочинений-миниатюр. Так на русском языке в 5-6 классах при  изучении падежных окончаний имен существительных, суффиксов -ек-ик, приставок пре-при- составляем волшебные сказки на лингвистические темы: «Правило неправильного Ослика», «Непослушная принцесса ЕК»,  «Две сестры».  Сказки небольшие и очень легко запоминаются. Как увидят в слове ПРЕ-ПРИ, ЕК-ИК, сразу вспоминают две сестры, принцессу ЕК, которая всегда убегала. И результат хороший. В проверочной работе на изученные орфограммы учащиеся продемонстрировали отличное знание правописания приставок пре-при, суффиксов ек-ик. Правда, только Ослик  заупрямился. Пришлось детям объяснять ему, в чем он был не прав. 

С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем  стихи о зиме, весне,  осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?»  («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой» / А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и  если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто?  Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс).

Данная работа помогает выявить особенности развития творческих способностей учащихся, научиться писать сочинения-рассуждения,  способствует повышению орфографической зоркости.

 Задача учителя – пробудить творческие силы в маленьком человеке, который со временем научится фантазировать, творить в процессе самостоятельной деятельности. И все это направлено на  развитие творческих способностей и личности учащегося».

 

1 А.С.Пушкин. «Осень» (отрывок)