Методическая статья «Развитие творческих способностей и личности учащегося».
(Из опыта работы).
Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Манойлинская средняя школа» Клетского муниципального района Волгоградской области
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся посредством лингвистических сказок с целью совершенствования орфографической грамотности
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. И если это дело вдохновляет ученика, в высший момент творчества он настолько поглощен предметом труда, что «забывает мир…»1, и в тишине его воображения рождается новая сказка, а иногда и стихотворение.
Если однажды педагог сумел пробудить такое состояние, то ученик не сможет забыть этого, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа. Все, что нужно учителю, - помочь ребятам проявить свои дарования. В этом заключается умное руководство с его стороны.
Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась, потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, затем совместно с учителем участвует в творческой деятельности и только потом при помощи самостоятельной деятельности научится создавать новое, оригинальное.
Развитие творческих способностей – процесс трудный, но очень важный. Он требует много времени, особой подготовки. А взамен дает свободу фантазии, развивает память. У учащихся появляется желание творить, а вместе с ним постепенно в процессе творчества проявляются и способности.
На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.
Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки, поэтому уделяю особое внимание развитию творческих способностей учащихся посредством написания сочинений-миниатюр. Так на русском языке в 5-6 классах при изучении падежных окончаний имен существительных, суффиксов -ек-ик, приставок пре-при- составляем волшебные сказки на лингвистические темы: «Правило неправильного Ослика», «Непослушная принцесса ЕК», «Две сестры». Сказки небольшие и очень легко запоминаются. Как увидят в слове ПРЕ-ПРИ, ЕК-ИК, сразу вспоминают две сестры, принцессу ЕК, которая всегда убегала. И результат хороший. В проверочной работе на изученные орфограммы учащиеся продемонстрировали отличное знание правописания приставок пре-при, суффиксов ек-ик. Правда, только Ослик заупрямился. Пришлось детям объяснять ему, в чем он был не прав.
С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем стихи о зиме, весне, осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?» («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой» / А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто? Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс).
Данная работа помогает выявить особенности развития творческих способностей учащихся, научиться писать сочинения-рассуждения, способствует повышению орфографической зоркости.
Задача учителя – пробудить творческие силы в маленьком человеке, который со временем научится фантазировать, творить в процессе самостоятельной деятельности. И все это направлено на развитие творческих способностей и личности учащегося».
1 А.С.Пушкин. «Осень» (отрывок)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.