Формы и методы работы с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе Пословицы и поговорки, созданные русским наро

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формы и методы работы с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе Пословицы и поговорки, созданные русским наро
Иконка файла материала _Формы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальных классах _.pdf

 

Формы и методы работы

с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе

       Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся,  прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе. 

          Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности  использования пословиц и поговорок  для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе  В соответствии с целью были определены основные задачи:

      выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

      показать виды  работы над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальной школе.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи:

      открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, 

      воспитать полноценную личность,  сформировать систему ценностей младших школьников. 

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. 

 Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии  в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

 

Организация работы с пословицами и  поговорками

 

          Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во – первых, по своей форме, во – вторых, по  своему содержанию». Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

При работе с пословицами учитель  должен решить три основные задачи : 

  различение в пословице прямого и переносного смысла,

  формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов .              В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, умению раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи.

           Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки,  должны быть «Азбука», учебники по литературному чтению и русскому языку, а также детская литература. К каждой пословице можно подобрать рисунок, раскрывающую содержание пословицы, или нарисовать свой рисунок. Наконец, найденные пословицы можно заключить в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное  оформление книжки-малышки с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

           Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе.  Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.

            Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь,  подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

  В Азбуке Горецкого для 1 класса очень много  пословиц и поговорок. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку связать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию  ученикам 1 класса.

           Работа с пословицами продолжается и во 2 классе.  Важно  только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.    В 3 – 4 классах,  продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них  пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются  учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и  больше 10 в 4 классе.

           Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на  тему, по которой ученики должны найти  и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице  альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из  уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.   Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.   Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

  В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы.  В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. 

  Работа над альбомом с пословицами очень нравится ученикам. Она  не только приучает собирать народные изречения, но и  способствует их запоминанию. Подбор иллюстраций заставляет учеников вдумываться в смысл пословиц.

 

 

Пословицы на  уроках  чтения

 

            На уроках чтения ученики начальной школы овладевают навыком  беглого чтения, учатся понимать смысл прочитанного. Умелое  использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы  с ними делают уроки богаче по содержанию и интереснее  по форме. Пословица похожа на орешек : в  ней « скорлупа» и «ядрышко» . 

 « Скорлупа» - это то ,о  чем говорится  напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так : чтобы поймать  рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку ,наживку ,подождать ,пока рыбка клюнет и т.д.

«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и стараний. Ее можно выразить и по-другому : надо упорно трудиться, чтобы получить хороший результат .

Одни пословицы могут иметь только прямой смысл («Коса-девичья краса»), другие – прямой и переносный смысл (« У хорошей пряхи для всех рубахи»),третьи- только переносный («Черное к белому не пристанет»). Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

    

1)Подбор пословиц по темам

            Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве со стихотворениями, рассказами, при изучении какой- либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.  Например, в 1 классе эту работу можно провести на уроке  прощания с букварём, на котором учащиеся вспоминают  пословицы и поговорки об азбуке, букваре, книге, учёбе, или на  итоговом уроке по теме «Зима» (некоторые из приведённых пословиц ученики записали и выучили в классе на предыдущих  уроках, но некоторые были названы впервые, ученики не только  приводили пословицы по теме, но и раскрывали их смысл).              Во 2 классе тематический подбор пословиц  и хорошо организовать при чтении рассказов к 8 марта (ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме). При чтении произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных  и метких  пословиц. Собирая такие  пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни  животных.

  В 3,4 классе можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная Война», «Зима», «Весна».   Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся  задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учениками в альбомы, то  ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

 

 

2)Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы  раскрыла содержание данного произведения.

 

           Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей  с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является  пословица. Это делается на уроках чтения. Учитель читает  ученикам рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Ученье и труд – вместе живут»; «В труде закаляются руки»; «Дело мастера  боится»; «Нашла коса на камень».

          Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и  образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Ученики анализируют заглавие – пословицу, доказывают её связь с содержанием произведения.  После этого учитель предлагает ученикам подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием. Например, к рассказу «Приемыш» можно подобрать пословицы «Не нужна соловью золотая клетка , а нужна зеленая ветка.», «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» , «Жизнь дана на добрые дела».

 

          Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между  названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

 

 

3)Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

 

          Используя материал изучаемых произведений в 3-4 классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая пословицы в авторский текст или речь героев, придаёт языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3 классе. Например, найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, затем раскрыть смысл  этих изречений. «У сильного всегда бессильный виноват» , «Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать» (басня «Волк и ягненок»), «Чем кумушек   считать трудиться ,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»).

 

 

Соотнесение пословиц - «орешков» с  их «ядрышками»-мыслями.

 

У короткого ума длинный язык.          Деньги добываются трудом.

Яблочка нет, съешь и морковку.         Болтливый не отличается умом. Трудовая копейка дорого стоит .       Довольствуйся тем, что имеешь.

 

Пословицы  – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. 

 Работа с пословицами на уроках литературного чтения по описанной в данной работе методике, показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и нравственном воспитании учащихся.

И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе, положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои действия и действия другого.