Адаптированная программа по русскому языку

  • Домашнее обучение
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При обучении русскому языку детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников, заложит), основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и  логического мышления. Эффективность обучения детей с ОВЗ зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.Адаптированная программа по русскому языку для ребенка на домашнем обучении
Иконка файла материала ио ря новый.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Обучение   русскому   языку   в   начальной   школе   представляет   собой   первоначальный   этап системы обучения языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический   курс,   в   котором   изучение   родного   языка   сочетается   с   первоначальным  литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей: развитие речи,   мышления,   воображения,   способности   выбирать   средства   языка   в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка; освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   родному   языку, чувства   сопричастности   к   сохранению   его   уникальности   и   чистоты,   пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. формирование специальных умений и навыков по разделам программы. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы: ­ овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); ­ усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса),   лексики   (словарный   состав   языка),   морфемики   (состав   слова:   корень, приставка, суффикс, окончание); ­   формирование   каллиграфических,   орфографических   и   пунктуационных   навыков, речевых   умений,   обеспечивающих   восприятие,   воспроизведение   и   создание высказываний в устной и письменной форме; ­ обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; ­ эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника Общая характеристика учебного предмета При обучении русскому языку детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений,   навыков   в   пределах   программных   требований,   необходимых   для   развития   речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников, заложит), основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно­образного и  логического мышления. Эффективность   обучения   детей   с   ОВЗ   зависит   от   решения   коррекционно­развивающих, коррекционно­образовательных и коррекционно­воспитательных задач. Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно­воспитательным.Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как   анализ,   синтез,   абстрагирование,   обобщение.   Кроме   того,   у   этих   детей   наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание   собственной   мыслительной   деятельности.   Память   у   таких   воспитанников характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного   материала.   Для   них   невозможным,   оказывается,   длительно   концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Коррекция   нарушений   эмоционально­волевой   сферы   заключается   в   формировании   у обучающихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально­волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в   труде,   в   отношениях.   Понимание   педагогом   особенностей   эмоционального   отношения воспитанников к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия. Основные направления коррекционной работы. 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ­ развитие зрительного восприятия и узнавание; ­ развитие пространственных представлений и ориентировки; ­ развитие слухового внимания и памяти. 2. Развитие основных мыслительных операций; ­ формирование навыков соотносительного анализа; ­ развитие навыков группировки и классификации; ­ формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.) 4. Развитие речи, владение техникой речи. 5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 6. Совершенствование движений и сенсорного развития. ­ развитие мелкой моторики кисти 7. Развитие различных видов мышления; ­ развитие наглядно­образного мышления ­ развитие словесно­ логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий. Коррекционная деятельность может осуществляться через:сравнение,   обобщение, ­   дидактические   игры,   которые   могут   использоваться   на   любом   этапе   урока:   "Самый внимательный", "Будь внимателен", "Найди слова", "Перепутанные линии", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Четвёртый лишний" и т. д.; ­ моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы. Сюжеты ситуаций берутся из  реальной жизни, каждый раз, усложняя их идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь; создание   проблемных   ситуаций.   Решение   этих   ситуаций   развивает   способность   детей ориентироваться в обществе; ­   решение   логических   задач.  Решая   логические   задачи,   дети   должны   использовать   разные приемы   умственной   деятельности   (   анализ,   построение умозаключения   ),   что   стимулирует   развитие   мышления,   его   гибкости.   Логические   задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме. Проведение   с   воспитанниками   дидактических   игр   и   упражнений   являются   эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра и упражнения помогают ребёнку в развитии его способностей. В начальном обучении русскому языку предусматриваются: •    максимальное   внимание   к   развитию   фонематического   восприятия,   формированию звукового анализа и синтеза; •    уточнение   и   обогащение   словарного   запаса   путем   расширения   и   закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; •    развитие связной речи: формирование и совершенствование умений создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; •   формирование навыков учебной работы; •    развитие   приемов   умственной   деятельности,   необходимых   для   овладения   программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления. Программа   по   русскому   языку   включает   разделы:   «Обучение   грамоте»,   «Фонетика   и графика», «Морфология» (части речи, состав  слова), «Синтаксис и пунктуация». Изучение   наиболее   трудных   орфографических   и   грамматических   тем   предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями. Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями: •   преподносить новый материал предельно развернуто; •   отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.; •    систематически   повторять   пройденный   материал   для   закрепления   изученного   и полноценного усвоения нового; •   уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром; •    предварять   выполнение   письменных   заданий   анализом   языкового   материала   с   целью предупреждения ошибок; •   уделять должное внимание формированию культуры общения;•   находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя). Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень   их   подготовленности,   особенности   личности   учащегося,   его   работоспособности, внимания; целенаправленности при выполнении заданий. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении   русского  языка  во  многом  определяют  качество  подготовки   ребёнка  по  другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ. Наиболее   ярким   признаком   является   незрелость   эмоционально­волевой   сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что­либо. Нарушение   внимания:   его   неустойчивость,   сниженная   концентрация,   повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушения   восприятия   выражается   в   затруднении   построения   целостного   образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая   структурность   восприятия   является   причиной   недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Особенности   памяти:   дети   значительно   лучше   запоминают   наглядный   материал (неречевой), чем вербальный. Задержка   психического   развития   нередко   сопровождается   проблемами   речи, связанными   с   темпом   ее   развития.   Наблюдается   системное   недоразвитие   речи   – нарушение ее лексико­грамматической стороны. У   детей   с   ОВЗ   наблюдается   отставание   в   развитии   всех   форм   мышления;   оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно ­ логическое мышление.   К   началу   школьного   обучения   дети   не   владеют   в   полной   мере   всеми необходимыми   для   выполнения   школьных   заданий   интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) Учащиеся классов КРО характеризуются ослабленным здоровьем из­за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Данная программа реализуется через следующие методы и формы: обучение на интересе, на успехе, на доверии; адаптация   содержания,   очищение   от   сложности   подробностей   и   многообразия учебного материала; одновременное   подключение   слуха,   зрения,   моторики,   памяти   и   логического мышления в процессе восприятия материала; использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения;оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане Базисный   учебный   план   для   индивидуального   обучения   предусматривает   обязательное изучение русского языка в IV классе ­ 68 часов в год (2 часа в неделю).   Количество часов уменьшено   за   счет   отбора   и   уплотнения   учебного   материала,   увеличения   доли самостоятельной работы. Основное содержание предмета «Русский язык» в 4 классе Языковой   материал   представлен   в   рабочей   программе   следующими   содержательными линиями:   фонетика,   графика,   морфемика,   грамматика   (морфология   и   синтаксис), орфография   и   пунктуация.   Наряду   с   лингвистическими   знаниями   в   рабочую   программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Фонетика и графика Повторение: звуки гласные и согласные (их опознавательные признаки, называние), твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные (способы различения). Обозначение мягкости согласных гласными и мягким знаком; ударение, ударные и безударные гласные; звуки и буквы; деление слов на слоги; правила переноса слов с одной строки на другую; правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; алфавит, распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве), пользование   школьным   орфографическим   словарем;   активное   использование   изученной терминологии. Морфология Состав слова Обогащение и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу (морфологический анализ) и образовывать новые слова с помощью значимых частей слова. Дальнейшее развитие орфографической зоркости. Совершенствование применения правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках. Части речи Имя существительное. Повторение изученного в I – III классах. Три   склонения   имен   существительных.   Правописание   безударных   падежных   окончаний существительных 1,2 и 3­го склонений в единственном числе (кроме имен существительных на ­мя, ­ия, ­ий, ­ие). Склонение имен существительных во множественном числе. Антонимы и синонимы. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Имя прилагательное. Повторение изученного в III классе: изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны (кроме притяжательных   прилагательных);   имена   прилагательные,   сходные   и   противоположные   по значению. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ч). Личное   местоимение. Подготовительные   упражнения   в   составлении   предложений   с обозначением   и   заменой   действующего   лица   другим   именем   существительным   или местоимением.Местоимения 1, 2 и 3­го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений   с   предлогами   и   без   предлогов.   Раздельное   написание   предлогов   с местоимениями. Глаголы.  Повторение  пройденного  в  III  классе.   Общее   понятие   о  неопределенной   форме глагола. Изменение глаголов по липам и числам в настоящем и будущем времен и (1 и II спряжение). Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2­м лице (­ ешь,   ­ишь). Изменение   глаголов   в   прошедшем   времени   по   родам   и   числам.   Сходные   и противоположные по значению глаголы. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Многозначительные слова. Синонимы, антонимы (без терминологии). Употребление слов в прямом и переносном   значении. Использование орфографического и толкового школьных словарей. Наречие. Подготовительные   устные   упражнения   в   использовании   наречий   в   глагольных словосочетаниях   и   в   предложениях.   Выделение   наречий   в   предложениях   и   в   тексте. Ознакомление с термином наречие.Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль   в   общении.   Правописание   наиболее   употребительных   и   семантически   понятных ученикам   наречий   с   суффиксами   ­о,   —а: близко,   быстро,   внимательно,   завтра, интересно, медленно, налево, направо, слева, справа, честно. Имя   числительное. Наблюдения   за   употреблением   имен   числительных   в   общении. Ознакомление с терминомимя числительное. Употребление в письменной и устной речи словосочетаний типа пять страниц, шесть ложек, нет ножей. Синтаксис и пунктуация Главные   и   второстепенные   члены   предложения   (ознакомительно).   Предложения   с однородными   членами,   связанными   союзами и,   а,   но, и   без   союзов;   интонация   при перечислении, запятая между однородными членами предложения. Составление предложений с однородными членами. Связная речь Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения. Коррекция и совершенствование графических навыков письма. Повторение изученного за год Чистописание Слова   с   непроверяемыми   написаниями4: автомобиль,   агроном,   аккуратно,   аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина,   завтра,   здесь,   издалека,   инженер,   интересный,   календарь,   килограмм, километр,   командир,   корабль,   космонавт,   костер,   кровать,   лагерь,   легко,   медленно, металл,   назад,   налево,   направо,   одиннадцать,   около,   пассажир,   победа,   портрет, правительство,   председатель,   прекрасный,   путешествие,   расстояние,   Россия,   салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь,   хозяйство,   честно,   шестнадцать,   шоссе,   шофёр,   экскурсия,   электричество, электровоз, электростанция.Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса Учащиеся должны уметь: ∙   писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простои предложении; ∙  писать изложение небольшого текста; ∙   списывать  с  печатного  текста 5—6  предложений  (55—60  слов),  содержащих  изученные орфограммы; ∙  давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; ∙   писать   почтовый   адрес,   поздравление,   приглашение,   выражать   просьбу,   извинение, благодарность; ∙  восстанавливать деформированные предложения; ∙  составлять предложения из заданных слов; ∙  различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; ∙  соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую; ∙  находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание; ∙  различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения; ∙   кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов; ∙  разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку; ∙  различать предложение и слово, виды предложений по интонации; ∙   выделять   подлежащее,   сказуемое,   второстепенные   члены   предложения   в   простом двусоставном предложении; ∙  устанавливать связь между словами в предложении по вопросам; ∙  находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); ∙   различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок; ∙  пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.Учебно­методическая литература и средства обучения Материалы УМК «Школа России» Литература для учителя Литература для учащихся Интернет, медиа­ресурсы 1.Сборник рабочих программ. Школа России. 1­4 класс.­ М.: Просвещение, 2014 год 2.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Программа «Русский язык» . М. «Просвещение», 2014 3.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс, учебник в 2­х частях. М.,  «Просвещение», 2014 4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Москва,  «Просвещение», 2013 1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 4  класс». М.: Просвещение, 2011 2.Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных  работ 1­4 классы. 2012 3.Контрольно­измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост.  В.В.Никмифорова. М.: ВАКО, 2012.4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в  программе и методических пособиях по русскому языку.) 5.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.  Канакиной, В.Г. Горецкого. 4 класс. М.:ВАКО, 2012 1.С.А. Есенина. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 4 класс. М.,  «Грамотей», 2011 2.Контрольно­измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост.  В.В.Никифорова. М.: ВАКО, 2012. 3.И.В. Мукашева. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Волгоград,  «Экстремум», 2010