АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ЗПР по предмету «Окружающий мир» 2 класс

  • Документация
  • doc
  • 04.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗПР. Окр мир 2 кл.doc

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для обучающихся с ЗПР

по предмету

«Окружающий мир»

2 класс

                                                               

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;

- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317с. – (Стандарты второго поколения)

- авторской программы по  окружающему миру. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.

- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2017-2018 учебный год;

- учебно – методического комплекта «Школа России» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

- санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ ( с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

      Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она  построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.

      Учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала каждым ребёнком. В ходе реализации программы будут учитываться следующие особенности детей с ЗПР:

-      новый материал будет преподноситься  для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно.

-      значительное место будет отведено практической деятельности учащихся.

-      выполнение письменных заданий планируется предварять  анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

-      в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование,  пошаговый алгоритм, работа по плану и др.

-      уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью.

-      любой  повод будет использован для похвалы, акцент  - на  даже самые маленькие успехи.

-      индивидуальный подход к ребёнку (учёт  уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий)

         Тематическое планирование  уроков  для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования,  с использованием комплекта учебников, принятой школой для работы на уроках.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Личностные

·       формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

·       формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·       формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·       овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·       формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·       развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·       формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные

·       овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·       освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

·       формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·       освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·       использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·       активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·       использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

·       овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·       готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·       определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·       овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

·       овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

·       умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

Предметные

·       понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

·       сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

·       осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·       освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·       развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

·       наблюдать объекты окружающего мира;

·       работать с учебником, энциклопедиями;

·       работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

·       рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

·       уметь работать в паре, группе, индивидуально;

·       уметь оценить себя, товарища;

·       формировать коммуникативные умения;

·       развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

·       уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

·     распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де­ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основ­ные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

·     правилам поведения в природе;

·     называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

·     называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

·     распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­це, в быту, на воде, при контактах с людьми;

·     называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

·     называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса;

·     понятия холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

·     различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в при­роде под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;

·      различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

·     выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

·     использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

·     определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

 

Содержание учебного предмета, курса

Где мы живем

     Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

     Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных; животные распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность

     Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение

     Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия

     Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» (13 часов).

Сон – лучшее лекарство, Какое настроение?, Я пришёл из школы, Подвижные игры, Я – ученик, Вредные привычки, Подвижные игры, Скелет – наша опора, Осанка – стройная спина, Если хочешь быть здоров, Правила безопасности на воде, Подвижные игры, Обобщающие уроки «Доктора природы».

 

    Форма промежуточной  аттестации по окружающему миру – итоговая диагностическая работа.

Тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. «Где мы живём?

3часа

1

Родная страна

1

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

1

3

Природа и рукотворный мир

1

Раздел 2. «Природа»

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья»

16 часов

5 часов

4

Проверим и оценим свои достижения по разделу

 «Где мы живем?»

1

5

Живая и нежи­вая природа.

1

6

Явления природы. Измерение температуры.

1

7

Что такое погода?

1

8

«Планета Здоровья»

Сон – лучшее лекарство.

1

9

«Планета Здоровья»

 Какое настроение?

1

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

1

11

Звёздное небо.

1

12

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

1

13

Про воздух.

1

14

«Планета Здоровья»

Я пришёл из школы.

1

15

Какие бывают растения?

Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

1

16

Какие бывают животные?

Проверочная работа.

1

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

1

18

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1

19

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

1

20

Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

1

21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа  «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

1

22

«Планета Здоровья»

Я – ученик.

1

23

Будь природе другом. Красная книга.

1

24

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест

1

Раздел 3. «Жизнь города и села»

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья»

8 часов

2 часа

25

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

1

26

Что такое  экономика?

1

27

Что из чего сделано? За покупками.

1

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

1

29

Промежуточная диагностическая работа.

1

30

Культура и образование. Все профессии важны.

1

31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия

1

32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

1

33

«Планета Здоровья»

Если хочешь быть здоров

1

34

Строение тела человека

1

Раздел 4. «Здоровье и безопасность»

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья»

8 часов

2 часа

35

«Планета Здоровья»

Вредные привычки.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Поговорим о болезнях.

1

38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц».

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар. Лесные опасности.

1

41

«Планета Здоровья»

Скелет – наша опора.

1

42

Как нужно купаться?

1

43

Опасные незнакомцы

1

44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест

1

Раздел 5. «Общение»

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья»

5 часов

1 час

45

Наша дружная семья.

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

1

49

Мы – зрители и пассажиры.

Проверочная работа.

1

50

«Планета Здоровья»

Осанка – стройная спина.

1

Раздел  6.«Путешествия»

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья»

15 часов

3 часа

51

Посмотрите вокруг.

1

52

Ориентирование на местности.

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

1

53

Формы земной поверхности.

1

54

Водные богатства

1

55

В гости к весне. Экскурсия.

1

56

«Планета Здоровья»

Правила безопасности на воде.

1

57

Путешествие по родной стране.

Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты».

1

58

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

1

59

Город на Неве.

1

60

«Планета Здоровья»

Подвижные игры

1

61

Путешествие по планете.

1

62

Страны мира.

1

63

Путешествие в космос. Тест за учебный год.

1

64

Итоговая диагностическая работа.

1

65

Впереди лето.

1

66

67

Повторение за год. 

 

2

68

«Планета Здоровья»

Обобщающий урок «Доктора природы».

 

1