АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с ЗПР
по предмету
«Окружающий мир»
2 класс
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317с. – (Стандарты второго поколения)
- авторской программы по окружающему миру. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2017-2018 учебный год;
- учебно – методического комплекта «Школа России» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
- санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ ( с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала каждым ребёнком. В ходе реализации программы будут учитываться следующие особенности детей с ЗПР:
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно.
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся.
- выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью.
- любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи.
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий)
Тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников, принятой школой для работы на уроках.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
· понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
· сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
· наблюдать объекты окружающего мира;
· работать с учебником, энциклопедиями;
· работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
· рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
· уметь работать в паре, группе, индивидуально;
· уметь оценить себя, товарища;
· формировать коммуникативные умения;
· развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
· уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
· распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
· правилам поведения в природе;
· называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
· называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
· распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
· называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
· называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса;
· понятия холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
· использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
· определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» (13 часов).
Сон – лучшее лекарство, Какое настроение?, Я пришёл из школы, Подвижные игры, Я – ученик, Вредные привычки, Подвижные игры, Скелет – наша опора, Осанка – стройная спина, Если хочешь быть здоров, Правила безопасности на воде, Подвижные игры, Обобщающие уроки «Доктора природы».
Форма промежуточной аттестации по окружающему миру – итоговая диагностическая работа.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Раздел 1. «Где мы живём? |
3часа |
|
1 |
Родная страна |
1 |
2 |
Город и село. Проект «Родной город (село)» |
1 |
3 |
Природа и рукотворный мир |
1 |
Раздел 2. «Природа» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» |
16 часов 5 часов |
|
4 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» |
1 |
5 |
Живая и неживая природа. |
1 |
6 |
Явления природы. Измерение температуры. |
1 |
7 |
Что такое погода? |
1 |
8 |
«Планета Здоровья» Сон – лучшее лекарство. |
1 |
9 |
«Планета Здоровья» Какое настроение? |
1 |
10 |
Живая природа осенью. Перелётные птицы. |
1 |
11 |
Звёздное небо. |
1 |
12 |
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». |
1 |
13 |
Про воздух. |
1 |
14 |
«Планета Здоровья» Я пришёл из школы. |
1 |
15 |
Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
1 |
16 |
Какие бывают животные? Проверочная работа. |
1 |
17 |
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. |
1 |
18 |
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
1 |
19 |
«Планета Здоровья» Подвижные игры. |
1 |
20 |
Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
1 |
21 |
Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». |
1 |
22 |
«Планета Здоровья» Я – ученик. |
1 |
23 |
Будь природе другом. Красная книга. |
1 |
24 |
Обобщающий урок по теме «Природа». Тест |
1 |
Раздел 3. «Жизнь города и села» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» |
8 часов 2 часа |
|
25 |
«Планета Здоровья» Подвижные игры. |
1 |
26 |
Что такое экономика? |
1 |
27 |
Что из чего сделано? За покупками. |
1 |
28 |
Строительство и транспорт. Виды транспорта. |
1 |
29 |
Промежуточная диагностическая работа. |
1 |
30 |
Культура и образование. Все профессии важны. |
1 |
31 |
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия |
1 |
32 |
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. |
1 |
33 |
«Планета Здоровья» Если хочешь быть здоров |
1 |
34 |
Строение тела человека |
1 |
Раздел 4. «Здоровье и безопасность» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» |
8 часов 2 часа |
|
35 |
«Планета Здоровья» Вредные привычки. |
1 |
36 |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
37 |
Поговорим о болезнях. |
1 |
38 |
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц». |
1 |
39 |
Домашние опасности. |
1 |
40 |
Пожар. Лесные опасности. |
1 |
41 |
«Планета Здоровья» Скелет – наша опора. |
1 |
42 |
Как нужно купаться? |
1 |
43 |
Опасные незнакомцы |
1 |
44 |
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест |
1 |
Раздел 5. «Общение» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» |
5 часов 1 час |
|
45 |
Наша дружная семья. |
1 |
46 |
В школе. |
1 |
47 |
Правила вежливости. |
1 |
48 |
Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». |
1 |
49 |
Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. |
1 |
50 |
«Планета Здоровья» Осанка – стройная спина. |
1 |
Раздел 6.«Путешествия» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» |
15 часов 3 часа |
|
51 |
Посмотрите вокруг. |
1 |
52 |
Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». |
1 |
53 |
Формы земной поверхности. |
1 |
54 |
Водные богатства |
1 |
55 |
В гости к весне. Экскурсия. |
1 |
56 |
«Планета Здоровья» Правила безопасности на воде. |
1 |
57 |
Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». |
1 |
58 |
Путешествие по Москве. Московский Кремль. |
1 |
59 |
Город на Неве. |
1 |
60 |
«Планета Здоровья» Подвижные игры |
1 |
61 |
Путешествие по планете. |
1 |
62 |
Страны мира. |
1 |
63 |
Путешествие в космос. Тест за учебный год. |
1 |
64 |
Итоговая диагностическая работа. |
1 |
65 |
Впереди лето. |
1 |
66 67 |
Повторение за год.
|
2 |
68 |
«Планета Здоровья» Обобщающий урок «Доктора природы».
|
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.