Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № »
Доклад на тему:
«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ И СПОРТВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнила: учитель
город Нижний Новгород
2022 год
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги все чаще обеспокоены тем, что нужно помогать ребенку, чтобы он, оказавшийся на пороге этого мира, стал уверенным в своих силах, счастливым, умным, добродушным и успешным. Именно в детстве начинается становление личности, способной без труда приспосабливаться к изменениям в социальном окружении и выделять свое ″Я″ среди множества других индивидов. Социальное развитие личности ребенка связывает воедино: процессы социализации и индивидуализации, погружая обучающегося не только в предметный мир, но и в многообразие социальных отношений, взаимоотношения со сверстниками. Установка социализации заключается в том, чтобы каждого индивида приобщить к основам культуры и вырастить духовно - нравственную личность, способную к адаптации в социуме. В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительную известность и популярность. О чём свидетельствуют Параолимпийские игры по различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячий волейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др. Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми. Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений. Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем. Чтобы доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс, который ему может дать спорт. Физкультурно-спортивная деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья должна акцентироваться на весьма важном направлении - на социальной адаптации, интеграции людей с ограниченными возможностями в общество здоровых людей. Основной целью физкультурноспортивной деятельности является использование социализирующего потенциала физических возможностей организма, направленного на решение задач успешной социальной адаптации лиц с ОВЗ.
Адаптивная физическая культура открывает резервные возможности организма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Даже маленькие победы, принесут положительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.
Методика адаптивной физической культуры существенно отличается от обычной физической культуры, что обусловлено её спецификой, так как предназначена для детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. У детей с ОВЗ адаптивная физическая культура формирует:
· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами нормально развивающихся детей;
· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать резервные функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
· потребность быть здоровым, насколько это возможно и вести здоровый образ жизни.
Применение в образовательном учреждении педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение реабилитационных потребностей каждого ребенка с учетом потребностей, состояния здоровья, склонностей, интересов. Наряду с решением основных задач адаптивной физической культуры – укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, занятия решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей. По данным статистики, нарушение интеллекта является самым распространенным из всех нарушений здоровья. У детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, ориентация в пространстве, фонематический слух, моторика пальцев рук и т.п. Это связано с аномальным развитием двигательной сферы. Занятия адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ направлены на достижение следующих важных задач:
· укрепление здоровья детей с ОВЗ;
· повышение их работоспособности, сопротивление нагрузкам;
· коррекционная работа по развитию и совершенствованию двигательных умений, физических качеств личности, навыков самообслуживания;
· профилактическая работа;
· развитие чувства ритма, темпа, координации движений;
· развитие коммуникативной, эмоциональной сферы;
· успешная социализация в обществе.
Для реализации двигательного режима детей с ОВЗ необходимы принципы:
· Системность занятий адаптивной физической культурой;
· Дозирование по числу повторных физических упражнений;
· Постепенность наращивания длительности нагрузок;
· Разнообразие форм оздоровительной физической культуры;
· Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий; · Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.
Процесс занятий адаптивной физической культурой связан не только с коррекционной, профилактической и реабилитационной работой, важным моментом является формирование положительной самооценки детей с ОВЗ, их социализация в обществе. Для достижения положительного результата, в занятия адаптивной физической культуры, помимо двигательных занятий включены игровые приемы. Можно выделить следующие этапы занятия:
Вводная часть (3 – 5 мин). Начинается с подсчета частоты пульса и дыхания воспитанников, осуществляется под руководством медицинского работника учреждения. Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный
подбор физических упражнений позволяет избирательно решать, как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому.
В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
В работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.
Концептуальным положением является взаимосвязь и психофизическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности ребенка, коррекция и развитие его познавательных способностей, сенсорных систем, психики (восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи), общения, мотивов, интересов, потребностей, самовоспитания.
Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач. Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного заболеваний и вторичных отклонений, медицинских
показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить
потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.
В своей работе я применяю принцип дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития.
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку.
Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать, как общие, так и специфические задачи.
Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для реабилитации и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным
усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития
и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В
непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети с умственной отсталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.
Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрести ребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даёт возможности реализовать свои творческие способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей. Личностное развитие детей с ОВЗ определяется эффективностью использования школьной среды, в которой дети с ОВЗ проводят большую часть своего времени. Важнейшим направлением в работе с обучающимися с ОВЗ является двигательная активность, способствующая повышению адаптационных возможностей, стимулирует развитие психических процессов, что является основой социализации в обществе преодоления трудных жизненных ситуаций. Адаптивная физическая культура представляет собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой является оздоровление детей с ОВЗ, имеющими серьезные отклонения в здоровье, недостаточность в физическом и умственном развитии. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, ведет к осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Занятия адаптивной физической культурой оказывают положительное влияние на развитие физических качеств детей с умственной отсталостью. Но они по-прежнему отличаются от своих сверстников и нуждаются в систематических физкультурных занятиях по развитию продуктивности движений, по устранению двигательного беспокойства и суетливости, по точности выполнения упражнений и над темпом движений. Так как они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Таким образом, адаптивная физическая культура является практически универсальным средством, которое может давать устойчивые положительные результаты в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, способствует развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников. Личностное развитие детей с ОВЗ определяется эффективностью использования учебными заведениями той среды, в которой дети с ОВЗ проводят большую часть своего времени. Важнейшим направлением реабилитации детей с ОВЗ является двигательная активность, способствующая повышению адаптационных возможностей, стимулирует развитие психических процессов, что является основой социализации в обществе преодоления трудных жизненных ситуаций. и умственном развитии. Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для реабилитации и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Занятия адаптивной физической культурой оказывают положительное влияние на развитие физических качеств детей с умственной отсталостью. Но они по-прежнему отличаются от своих сверстников и нуждаются в систематических физкультурных занятиях по развитию продуктивности движений, по устранению двигательного беспокойства и суетливости, по точности выполнения упражнений и над темпом движений. Так как они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Таким образом, адаптивная физическая культура является практически универсальным средством, которое может давать устойчивые положительные результаты в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, способствует развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников. Грамотное сопровождение физкультурных занятий способно учесть особенности физических качеств каждого обучающегося, его стиль взаимодействия с помогающими взрослыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.