АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 2) ФГОС НОО ОВЗ
ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Пояснительная записка
5 класс
Рабочая программа по «Сенсорному развитию» составлена в соответствии с:
- Основной образовательной программой МБОУ «СШ №36»;
- Учебным планом МБОУ «СШ № 36»
УМК:
Рабочая программа по «Сенсорному развитию» составлена на основе авторской
программы Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов».
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
• формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве, формирование пространственно – временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций;
• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
• совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Основные направления работы:
1. Формирование знаний сенсорных эталонов.
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.
Содержание программы:
Структура программы включает следующие разделы:
• Развитие моторики.
• Тактильное восприятие.
• Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
• Развитие зрительного восприятия.
• Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
• Развитие слухового восприятия.
• Восприятия пространства.
• Восприятие времени.
Планируемые результаты.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Сенсорное развитие»
1 четверть – 18 ч.
2 четверть – 16 ч.
3 четверть – 19ч.
4 четверть – 15 ч.
Итого: 68 часов
№ |
Название темы |
дата
|
Корр.даты |
Характеристика видов деятельности |
|
I четверть |
|||||
Развитие моторики (9ч) |
|||||
1. |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
02.09 |
|
Игры и упражнения: ходьба по доске, шнуру «носок-пятка» с вытянутыми в стороны руками; перешагивание через «канавку»; перепрыгивание через предметы, с места на место- «по кочкам», «по камушкам»; броски в цель -«кольцеброс»; ползание через «лабиринты»; игры с мячом. |
|
2. |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. |
07.09 |
|
Выполнение упражнений по устной инструкции педагога: присядь и возьми мяч – выпрямись – потянись вверх, подняв мяч над головой. |
|
3. |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении. |
09.09 |
|
||
4. |
Совершенствование точности мелких движений рук. |
14.09 |
|
Игры со шнурками: завязывание, развязывание, шнуровка- «Умные шнурочки»; нитками, тонкими веревочками «Нитяные узоры», «Косички». |
|
5. |
Графический диктант с усложненными заданиями. |
16.09 |
|
Упражнения: «Обводки», «Обведи по контуру», «Раскраски». Штриховка в разных направлениях. Упражнения: «Штриховка». |
|
6. |
Графический диктант с усложненными заданиями. |
21.09 |
|
||
7. |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). |
23.09 |
|
Упражнения: «Рисуем по образцу и фантазируем», «Бордюры», «Узоры». |
|
8. |
Дорисовывание симметричной половины изображения.
|
28.09 |
|
Упражнения: «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй фигуры». |
|
9. |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. |
30.09 |
|
Упражнение «Вырежи по контуру». Работа в технике объемной и рваной аппликации. |
|
Тактильно-двигательное восприятие (5ч) |
|||||
10. |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). |
05.10 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Мягкий – жесткий», «Мелкие – Крупные», «Какие это волосы?», «Чем прикоснулись?», «Тактильный мешочек». Дидактические игры и упражнения: «Гладкая – шершавая», «Колючая – пушистая», «Угадай, какой это предмет?», «Что это?» |
|
11. |
07.10 |
|
|||
12. |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. |
12.10 |
|
||
13. |
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). |
14.10 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь», «Найди цифру». |
|
14. |
Игры с мелкой мозаикой. |
19.10 |
|
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч) |
|||||
15. |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. |
21.10 |
|
Игры и упражнения: «Как говорят части тела», «Запретное число». |
|
16. |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. |
26.10 |
|
Игровые упражнения: «Любопытная Варвара», «Зоопарк», «Выполни движения», «Походка животных: гуся, зайца, кенгуру и т. д.», «Театр масок». |
|
17. |
Воображаемые действия. |
28.10 |
|
||
18. |
02.11 |
|
|||
II четверть |
|||||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12ч) |
|||||
19. |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. |
09.11 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Картинки», «Что на что похоже?», «Найди предмет», «Сравни и найди отличия». |
|
20. |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. |
11.11 |
|
||
21. |
16.11 |
|
|||
22. |
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. |
18.11 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Круг – овал». |
|
23. |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). |
23.11 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Комбинирование», «Составь рисунок из предложенных фигур». |
|
24. |
25.11 |
|
|||
25. |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение постоянных цветов. |
30.11 |
|
Сравнение, «Шаги», «Найди наоборот», «Сортировщик», «Найди одинаковые». |
|
26. |
02.12 |
|
|||
27. |
Конструирование сложных форм предметов (мелкиепазлы, конструктор). |
07.12 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Расставь по порядку», «Разложи по росту», «Продолжи ряд», «Построим лесенку», «Наведи порядок», Самая длинная, самая короткая», «Самый высокий, самый низкий». |
|
28. |
Узнавание предметов по одному элементу. |
09.12 |
|
||
29. |
Узнавание предмета по словесному описанию. |
14.12 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Геометрические формы», «Одинаковые», «Соедини соседей», «Разложи по кучкам». |
|
30. |
16.12 |
|
|||
Развитие зрительного восприятия (8ч) |
|||||
31. |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. |
21.12 |
|
Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам» |
|
32. |
23.12 |
|
|||
33. |
Нахождение нелепиц на картинках. |
28.12 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка – невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни точно», «Восстанови порядок». |
|
34. |
Нахождение нелепиц на картинках. |
30.12 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка – невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни точно», «Восстанови порядок». |
|
III четверть |
|||||
35. |
Дидактическая игра «Лабиринт». |
11.01 |
|
|
|
36. |
Тренировка зрительной памяти. |
13.01 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Найди отличия», «Сравни картинки, найди сходство. |
|
37. |
18.01 |
|
|||
38. |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
|
20.01 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Помоги снеговикам: сравни по цвету, форме и размеру глаза, рты, пуговицы у них, количество частей, из которых они состоят». |
|
Восприятие особых свойств предметов (12ч) |
|||||
39. |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение. |
25.01 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Соедини предметы», «Откуда вода?», «Что здесь теплое, а что холодное?», «Горячие и холодные» |
|
40. |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. |
27.01 |
|
Практические занятия на измерение температуры тела, воздуха, воды. |
|
41. |
01.02 |
|
|||
42. |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий- слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение. |
03.02 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Назови вкус продуктов», «Вкусовые банки». |
|
43. |
Дифференцированное восприятие ароматов. |
08.02 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Вспомни, как они пахнут», «Определи по запаху», |
|
44. |
10.02 |
|
|||
45. |
Упражнения в измерении веса предметов на весах. |
15.02 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Легкие – тяжелые», «Чем различаются?», «Определи на вес». |
|
46. |
17.02 |
|
|||
47. |
Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный). |
22.02 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Свойства веществ», «Измеряем объем», «Определи на ощупь», «Противоположные свойства.» |
|
48. |
24.02 |
|
|||
49. |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами. |
01.03 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Свойства веществ», «Измеряем объем», «Определи на ощупь», «Противоположные свойства.» |
|
50. |
03.03 |
|
|||
Слуховое восприятие(6ч) |
|||||
51. |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). |
08.03 |
|
0Дидактические игры и упражнения: «Догадайся, откуда звук?», «Я здесь», «Кто больше услышит?». |
|
52. |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). |
10.03 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Прерванная песня», «Слушай внимательно и выполняй». |
|
53. |
Развитие слухомоторной координации. |
15.03 |
|
Игровые упражнения: «Похлопаем в ладоши», «Мы – барабанщики». «Двигаемся под музыку». |
|
IV четверть |
|||||
54. |
Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов. |
29.03 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Быстро и медленно», «Какая мелодия?», «Определи, что звучало?», «Музыкальные зарисовки». |
|
55. |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. |
31.03 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Рисуем под музыку», «Музыкальная радуга», «Звоночки», «Высокий и низкий звуки». |
|
56. |
Дидактическая игра «Угадай по голосу». |
05.04 |
|
||
Восприятие пространства (6ч) |
|||||
57. |
Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции |
07.04 |
|
|
|
58. |
12.04 |
|
|||
59. |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. |
14.04 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Назови самые высокие и самые низкие предметы в классе», «Левее – правее», «Выполни задание», «Что где находится?». |
|
60. |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. |
19.04 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Что наверху, что внизу», «Что находится справа (слева) от меня?», «Робот», «Куда пойдешь, то и найдешь». |
|
61. |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). |
21.04 |
|
Дидактические игры: «Расставь мебель в кукольной комнате», «Обставим комнату», «Расставим мебель в классе». |
|
62. |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).
|
26.04 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Разделим лист на части», «Развиваем глазомер», «Расскажи про свой узор», «Помоги мальчику нарисовать: в правом верхнем углу – мячик и т.д.», «Разноцветные точки», «Прикрепи на лист фигуру». |
|
Восприятие времени(6ч) |
|||||
63. |
Определение времени по часам. |
28.04 |
|
Дидактические игры и упражнения «Часы», «Определяем время по часам», «Точные часы». |
|
64. |
Длительность временных интервалов. |
03.05 |
|
Дидактическая игра «Расставь по порядку», «Определи, что длится дольше?», «Назови соседей», «Найди ошибку». |
|
65. |
Работа с календарем и моделью календарного года. |
05.05 |
|
Дидактические игры и упражнения: «Успей за 1, 2, 5 мин», «Сколько кругов сделает стрелка на секундомере за 1, 2, 5 минут?». |
|
66. |
Дидактическая игра «Когда это бывает?». |
12.05 |
|
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?». |
|
67. |
Последовательность основных жизненных событий. |
17.05 |
|
Дидактическая игра: «Моя семья», «Когда я был маленький», «Кем я стану, когда выросту» |
|
68. |
Возраст людей. |
19.05 |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.