Адаптивная образовательная программа для обучающихся ТНР, Сенсорное развитие.
Оценка 4.8

Адаптивная образовательная программа для обучающихся ТНР, Сенсорное развитие.

Оценка 4.8
Документация
docx
физическая культура
09.04.2021
Адаптивная образовательная программа для обучающихся ТНР, Сенсорное развитие.
АОП Сенсорное развитие.docx

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 2) ФГОС НОО ОВЗ

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Пояснительная записка

5 класс

Рабочая программа по «Сенсорному развитию» составлена в соответствии с:

- Основной образовательной программой МБОУ «СШ №36»;

- Учебным планом МБОУ «СШ № 36»

 

УМК:

Рабочая программа по «Сенсорному развитию» составлена на основе авторской

программы Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Л.А. Метиева,  Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.

курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов».

 

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе. 

 

Задачи: 

      формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

      коррекция  недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве, формирование пространственно – временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций;

      формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);

      совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

      обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

      исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

Основные направления работы:

1.      Формирование знаний сенсорных эталонов.

2.      Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.

Содержание программы:

 

Структура программы включает следующие разделы:

      Развитие моторики.

      Тактильное восприятие.

      Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

      Развитие зрительного восприятия.

      Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

      Развитие слухового восприятия.

      Восприятия пространства.

      Восприятие времени.

 

Планируемые результаты.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны научиться:

      — ориентироваться на сенсорные эталоны;

      — узнавать предметы по заданным признакам;

      — сравнивать предметы по внешним признакам;

      — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

      — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

      — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

      — давать полное описание объектов и явлений;

      — различать противоположно направленные действия и явления;

      — видеть временные рамки своей деятельности;

      — определять последовательность событий;

      — ориентироваться в пространстве;

      — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

      — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

      — опосредовать свою деятельность речью.

 

Учащиеся должны уметь:

-          целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

-          дорисовывать незаконченные изображения;

-          группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

-          составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

-          конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

-          определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

-          зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

-          классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

-          различать запахи и вкусовые качества, называть их;

-          сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

-          действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-          определять время по часам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

«Сенсорное развитие»

1 четверть – 18 ч.

2 четверть – 16 ч.

3 четверть – 19ч.

4 четверть – 15 ч.

Итого: 68 часов

 

Название темы

дата

 

Корр.даты

Характеристика видов деятельности

I четверть

Развитие моторики (9ч)

         1.          

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

02.09

 

Игры и упражнения: ходьба по доске, шнуру «носок-пятка» с вытянутыми в стороны руками; перешагивание через «канавку»; перепрыгивание через предметы, с места на место- «по кочкам», «по камушкам»; броски в цель -«кольцеброс»; ползание через «лабиринты»; игры с мячом.

         2.          

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

07.09

 

Выполнение упражнений по устной инструкции педагога: присядь и возьми мяч – выпрямись – потянись вверх, подняв мяч над головой.

         3.          

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении.

09.09

 

         4.          

Совершенствование точности мелких движений рук.

14.09

 

Игры со шнурками: завязывание, развязывание, шнуровка- «Умные шнурочки»; нитками, тонкими веревочками «Нитяные узоры», «Косички».

         5.          

Графический диктант с усложненными заданиями.

16.09

 

Упражнения: «Обводки», «Обведи по контуру», «Раскраски».

Штриховка в разных направлениях. Упражнения: «Штриховка».

         6.          

Графический диктант с усложненными заданиями.

21.09

 

         7.          

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

23.09

 

Упражнения: «Рисуем по образцу и фантазируем», «Бордюры», «Узоры».

         8.          

Дорисовывание симметричной половины изображения.

 

28.09

 

Упражнения: «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй фигуры».

         9.          

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

30.09

 

Упражнение «Вырежи по контуру».

Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие (5ч)

       10.        

Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

05.10

 

Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Мягкий – жесткий», «Мелкие – Крупные», «Какие это волосы?», «Чем прикоснулись?», «Тактильный мешочек». Дидактические игры и упражнения: «Гладкая – шершавая», «Колючая – пушистая», «Угадай, какой это предмет?», «Что это?»

       11.        

07.10

 

       12.        

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

12.10

 

       13.        

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

14.10

 

Дидактические игры и упражнения:

«Узнай предмет по контуру», «Угадай на  ощупь», «Найди цифру».

       14.        

Игры с мелкой мозаикой.

19.10

 

 

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)

       15.        

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

21.10

 

Игры и упражнения: «Как говорят части тела», «Запретное число».

       16.        

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

26.10

 

Игровые упражнения: «Любопытная Варвара», «Зоопарк», «Выполни движения», «Походка животных: гуся, зайца, кенгуру и т. д.», «Театр масок».

       17.        

Воображаемые действия.

28.10

 

       18.        

02.11

 

II четверть

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12ч)

       19.        

Группировка предметов по двум самостоятельно  выделенным признакам, обозначение словом.

09.11

 

Дидактические игры и упражнения: «Картинки», «Что на что похоже?», «Найди предмет», «Сравни и найди отличия».

       20.        

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

11.11

 

       21.        

16.11

 

       22.        

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

18.11

 

Дидактические игры и упражнения: «Круг – овал».

       23.        

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

23.11

 

Дидактические игры и упражнения: «Комбинирование», «Составь рисунок из предложенных фигур». 

       24.        

25.11

 

       25.        

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Определение постоянных цветов.

30.11

 

Сравнение, «Шаги», «Найди наоборот», «Сортировщик», «Найди одинаковые».

       26.        

02.12

 

       27.        

Конструирование сложных форм предметов (мелкиепазлы, конструктор).

07.12

 

Дидактические игры и упражнения: «Расставь по порядку», «Разложи по росту», «Продолжи ряд», «Построим лесенку», «Наведи порядок», Самая длинная, самая короткая», «Самый высокий, самый низкий».

       28.        

Узнавание предметов по одному элементу.

09.12

 

       29.        

Узнавание предмета по словесному описанию.

14.12

 

Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Геометрические формы», «Одинаковые», «Соедини соседей», «Разложи по кучкам».

       30.        

16.12

 

Развитие зрительного восприятия (8ч)

       31.        

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.

21.12

 

Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам»

       32.        

23.12

 

       33.        

Нахождение нелепиц на картинках.

28.12

 

Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка – невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни точно», «Восстанови порядок».

       34.        

Нахождение нелепиц на картинках.

30.12

 

Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Шапка – невидимка», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни точно», «Восстанови порядок».

III четверть

       35.        

Дидактическая игра «Лабиринт».

11.01

 

 

       36.        

Тренировка зрительной памяти.

13.01

 

Дидактические игры и упражнения: «Найди отличия», «Сравни картинки, найди сходство.

       37.        

18.01

 

       38.        

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 

20.01

 

Дидактические игры и упражнения: «Помоги снеговикам: сравни по цвету, форме и размеру глаза, рты, пуговицы у них, количество частей,  из которых они состоят».

Восприятие особых свойств предметов (12ч)

       39.        

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение.

25.01

 

Дидактические игры и упражнения: «Соедини предметы», «Откуда вода?», «Что здесь теплое, а что холодное?», «Горячие и холодные»

       40.        

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

27.01

 

Практические занятия на измерение температуры тела, воздуха, воды.

       41.        

01.02

 

       42.        

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий- слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение.

03.02

 

Дидактические игры и упражнения: «Назови вкус продуктов», «Вкусовые банки».

       43.        

Дифференцированное восприятие ароматов.

08.02

 

Дидактические игры и упражнения: «Вспомни, как они пахнут», «Определи по запаху»,

       44.        

10.02

 

       45.        

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

15.02

 

Дидактические игры и упражнения: «Легкие – тяжелые», «Чем различаются?», «Определи на вес».

       46.        

17.02

 

       47.        

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный).

22.02

 

Дидактические игры и упражнения: «Свойства веществ», «Измеряем объем», «Определи на ощупь», «Противоположные свойства.»

       48.        

24.02

 

       49.        

Определение противоположных действий, совершаемых с  предметами.

01.03

 

Дидактические игры и упражнения: «Свойства веществ», «Измеряем объем», «Определи на ощупь», «Противоположные свойства.»

       50.        

03.03

 

Слуховое восприятие(6ч)

       51.        

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

08.03

 

0Дидактические игры и упражнения: «Догадайся, откуда звук?», «Я здесь», «Кто больше услышит?».

       52.        

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

10.03

 

Дидактические игры и упражнения: «Прерванная песня», «Слушай внимательно и выполняй».

       53.        

Развитие слухомоторной координации.

15.03

 

Игровые упражнения: «Похлопаем в ладоши», «Мы – барабанщики». «Двигаемся под музыку».

IV четверть

       54.        

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов.

29.03

 

Дидактические игры и упражнения: «Быстро и медленно», «Какая мелодия?», «Определи, что звучало?», «Музыкальные зарисовки».

       55.        

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

31.03

 

Дидактические игры и упражнения: «Рисуем под музыку», «Музыкальная радуга», «Звоночки», «Высокий и низкий звуки».

       56.        

Дидактическая игра «Угадай по голосу».

05.04

 

Восприятие пространства (6ч)

       57.        

Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции

07.04

 

 

       58.        

12.04

 

       59.        

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

14.04

 

Дидактические игры и упражнения: «Назови самые высокие и самые низкие предметы в классе», «Левее – правее», «Выполни задание», «Что где находится?».

       60.        

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

19.04

 

Дидактические игры и упражнения: «Что наверху, что внизу», «Что находится справа (слева) от меня?», «Робот», «Куда пойдешь, то  и найдешь».

       61.        

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

21.04

 

Дидактические игры: «Расставь мебель в кукольной комнате», «Обставим комнату», «Расставим мебель в классе».

       62.        

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

 

26.04

 

Дидактические игры и упражнения: «Разделим лист на части», «Развиваем глазомер», «Расскажи про свой узор», «Помоги мальчику нарисовать: в правом верхнем углу – мячик и т.д.», «Разноцветные точки», «Прикрепи на лист фигуру».

Восприятие времени(6ч)

       63.        

Определение времени по часам.

28.04

 

Дидактические игры и упражнения «Часы», «Определяем время по часам», «Точные часы».

       64.        

 Длительность временных интервалов.

03.05

 

Дидактическая игра «Расставь по порядку», «Определи, что длится дольше?», «Назови соседей», «Найди ошибку».

       65.        

Работа с календарем и моделью календарного года.

05.05

 

Дидактические игры и упражнения: «Успей за 1, 2, 5 мин», «Сколько кругов сделает стрелка на секундомере за 1, 2, 5 минут?».

       66.        

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

12.05

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал  художник?».

       67.        

Последовательность основных жизненных событий.

17.05

 

Дидактическая игра: «Моя семья», «Когда я был маленький», «Кем я стану, когда выросту»

       68.        

Возраст людей.

19.05

 

 


 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Основные направления работы: 1

Основные направления работы: 1

Учащиеся должны уметь: - целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; - дорисовывать незаконченные изображения; - группировать предметы по двум заданным признакам формы,…

Учащиеся должны уметь: - целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; - дорисовывать незаконченные изображения; - группировать предметы по двум заданным признакам формы,…

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Сенсорное развитие» 1 четверть – 18 ч

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Сенсорное развитие» 1 четверть – 18 ч

Дидактические игры и упражнения: «Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь», «Найди цифру»

Дидактические игры и упражнения: «Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь», «Найди цифру»

Нахождение нелепиц на картинках

Нахождение нелепиц на картинках

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2021