адыги

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование. Цели: • выявить на основе практической работы свойства льда и снега; • сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода; • развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; • воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Оборудование: • для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Иконка файла материала адыги и ногаи.doc

                                    ТЕМА:  НОГАИ  И  АДЫГИ.

 

          Ц е л ь :  формировать у учащихся представление о жизни  коренного населения края.

          З а д а ч и : образовательные -  дать учащимся представление о жизни  ногаев и адыгов, их занятиях, образах жизни;

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, умение поддерживать беседу, развивать кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего родного края.

 

Н а г л я д н о с т ь : карта Краснодарского края,  книга  «Родная Кубань», картинки.

С л о в а р ь : кочевники, оседлые, ногаи, адыги, орда.

Тип урока: комбинированный.

 Ход урока: организационный момент;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Вопросы домашнего задания:

 

    - кем и когда на территории края образовалось Тмутараканское княжество?

 

    - отчего произошло наименование княжества?

 

    - из какого источника историки узнали о существовании Тмутаракани?

 

    -легенда о поединке киевского князя Мстислава и вождя адыгского племени  князя Радеди.

 

    - в чем проявлялись славянские черты княжества?

 

    - в каких отношениях были славянские жители Тмутаракани с местным населением?

 

 

 

   Закрепление урока по вопросам:

 

     а)  время и место появления    Тмутараканского княжества.

 

     б)  источник знаний  о Тмутаракани – имя летописца и название его книги.

 

     в)  чем занималось население княжества?

 

     г)   отношения между славянами и адыгами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    НОГАИ   И   АДЫГИ.

   

 На правом берегу реки Кубань жили ногайцы, на левом берегу – адыги. Их называли  черкесами или горцами. Ногаи вели кочевой образ жизни. Об этом писал  французский консул М. Пейсонель:  « Ногайцы - народ кочевой, они не имеют ни городов, ни сел, живут в войлочных кибитках, которые перевозят на телегах». Скотоводство в их хозяйствах занимало главное место. Богатство у ногайцев исчислялось по изголовью скота. Они разводили лошадей, крупный  и мелкий  рогатый скот. Наиболее многочисленными были стада овец. Скот круглый год содержался на подножном корму. Земледелие у ногайцев играло вспомогательную роль. Они сеяли ячмень, просо, лен и коноплю, выращивали некоторые огородные культуры. Ремесло еще не отделилось от сельского хозяйства. Мужчины обрабатывали кожи, шили обувь, делали седла, плотничали. Женщины пряли шерсть, выделывали овчину. Продукты производства использовались внутри натурального хозяйства кочевников.

 Торговля носила характер полуобмена.  Архивные документы говорят о том, что торговые связи у ногайцев были и с русскими. Они меняли кожи, шерсть, мясо, масло и сало на изделия из железа, соль, лес, зерно, табак.

Территория Левоборежной Кубани, населенная западными адыгами представляла собой плодородные равнины и предгорья, удобные  для сельского хозяйства. Этому способствовали и климатические условия. Основными отраслями хозяйства у них было земледелие и скотоводство. Они выращивали просо, ячмень, пшеницу, кукурузу. Многие путешественники, посетившие Кубань, удивлялись роскошным хлебным полям у адыгов. Большое место в хозяйстве  занимало огородничество и садоводство. Они выращивали лук, перец, чеснок, огурцы, тыкву и многое другое.  Фрукты составляли  значительную часть рациона местного населения. Адыги сажали  деревья вишен, яблок, персиков.

Землю на равнинах пахали тяжелыми плугами, впрягая две-три пары волов. В горных районах использовали мотыгу. Хлеб жали серпами и косами, молотили в основном цепями.

Между земледелием и скотоводством у адыгов не было большого разрыва. Обе отрасли хозяйства имели примерно одинаковое значение в жизни местного населения. Скотоводство обеспечивало горцев пищей, одеждой и обувью, тягловой силой и средством передвижения. Скот был мерилом ценности товаров, платежной единицей в торговле и средством уплаты калыма за невесту. Даже приветствие у  черкесов содержало вопрос о здоровье скота.

На первом месте среди других отраслей стояло коневодство. Горские лошади славились далеко за пределами Черкесии.

Занимались адыги также пчеловодством. Мед был одним из основных продуктов

 питания населения. Он пользовался большим спросом, его в большом количестве вывозили в Турцию и Россию. К подсобным отраслям относились рыболовство и охота. В лесах было много диких животных и дичи: оленей, косуль, медведей, лисиц, куропаток, фазанов.

Ремесла носили характер домашних промыслов. В каждом доме адыги изготовляли все необходимое. Женщины ткали сукно, шили одежду, обувь, а мужчины плотничали, красили шкуры. Большого совершенства достигли адыги в оружейном и ювелирном искусстве.  Красота и правильность рисунка их изделий приводили в восхищение иностранцев. Горцы любили богато украшенное оружие и конскую сбрую, для их отделки использовали серебро и золото.

Торговля у адыгов, как и у ногайцев, носила характер товарообмена. У них не было купеческого сословия и отсутствовала денежная система.

Закрепление по вопросам:

1.     НОГАИ:

1.О  каких  народах говорили  сегодня  на  уроке?

2.Какой  образ  жизни  вели  ногаи?

3.Назвать  основное  занятие  ногаев.

4.В чем измерялось  богатство  ногаев?

2.     АДЫГИ:

1.Где  жили  адыгские  племена?

2.Назвать  основное  занятие  адыгов.

3.Какие  ремесла  были  развиты  у  адыгов?

4.Чем  отличалась  торговля  у  адыгов  и  ногаев?

 

 

 

 

Итог урока. Домашнее задание.

 

                     Что характерно для:

 

         Адыгов                                земледелие

                                                       Скотоводство

                                                       Садоводство

                                                       Кочевой образ жизни

                                                       Оседлый образ жизни

                                                      Жизнь в войлочных кибитках ( юртах)

                                                      Меновая торговля.

 

 

        Ногаев