Министерство науки и высшего образования Российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Херсонский технический университет»
Кафедра психологии и социологии
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого – педагогического подхода.
Фамилия __________________________________________________________
Имя_______________________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Возраст (дата рождения) _____________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Стоит на учёте _____________________________________________________
Карта заведена: ____________________________________________________
Геническ, 2024год
ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКА – ОТМЕТИТЬ НАЛИЧИЕ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(ДИАГНОСТИКО – ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ)
| 
 КОММУНИКАТИВНЫЕ | 
 КОГНИТИВНЫЕ | 
| · прямые или косвенные сообщения и суицидальных намерениях; · шутки, иронические высказывания о желании умереть; · двойственная оценка значимых событий; · уверения в беспомощности и зависимости от других; · сообщение о конкретном плане суицида; · медленная, маловыразительная речь. | · негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; · представление о собственно личности как о ничтожной, не имеющей право жить; · представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном; · «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; · наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; · разрешающие установки относительно суицидального поведения. | 
| 
 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ | 
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ | 
| 1. эскейп – реакции (уход из дома) 2. злоупотребление спиртным напитками 3. самоизоляция; 4. резкое снижение повседневной активности; 5. склонность к неоправданным поступкам; 6. нарушение мотивации к значимой деятельности; 7. лёгкое расставание с дорогими вещами или деньгами 
 | 1. безразличие к собственной судьбе 2. признаки депрессивного состояния 3. несвойственная агрессия 4. рассеянность или растерянность 5. вина или ощущение неудачи 6. чрезмерные опасения или страхи 7. чувство своей малозначимости | 
ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДРОСТКА
| Люди, контактирующие с подростком | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (до коррекции) | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (после коррекции) | 
| Родители | 
 | 
 | 
| Сверстники | 
 | 
 | 
| Педагоги 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 | 
 | 
МЕДИЦИНСКИЕ ФАКТОРЫ (СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ )
| Хронические заболевания | 
 | 
| Стоит на учёте | 
 | 
| Анамнез рождения | 
 | 
| Лечение у психиатра - рекомендации | 
 | 
| Наличие тяжёлого хронического прогрессирующего заболевания | 
 | 
ПСИХОЛОГО – ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(отметить один из факторов суицидального риска)
o повышенная напряжённость потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологической защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
o импульсивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
o чувство вины и низкая самооценка;
o гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднения в перестройке ценностных ориентаций.
ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ
(отметить один из факторов суицидального риска)
| Внешние обстоятельства | Внутренние установки | 
| Суицидент был изолирован во время попытки | Говорил ли подросток, что хочет умереть | 
| Вмешательство со стороны других людей | Какие чувства испытывал подростков, обнаружив, что попытка не удалась: o радость; o сожаление; o гнев; o чувство вины | 
| Наличие прощального письма или записки | Планировал ли подросток формы самоубийства | 
| Принимались ли предупреждающие меры | После суицидальной попытки, говорил ли о повторной попытки | 
ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.
Актуальный уровень психического развития
| Исследуемая характеристика личности | Используемые методики | Анализ результатов диагностики | 
| Изучение аутоагрессивного поведения | Акцентуация характера (Шмишека) | 
 | 
| Особенности нервной деятельности | Экспресс – методики (Айзенка) | 
 | 
| Отклоняющиеся поведение | Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» | 
 | 
| Исследования семейного воспитания | Определение социально-психологического типа личности (Минияров) | 
 | 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ, СКЛОННОГО К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:
· установить эмпатический контакт;
· вызвать надежду на улучшение;
· получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
· провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
· составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
· организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).
График консультаций, бесед, занятий
| Дата и время консультации | Вид деятельности | Ответственный за работу | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА, СОВЕРШИВШЕГО СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ
o формирование социальных установок;
o изменение системы ценностей;
o усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
o самоактуализация Я;
o выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
o уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
o формирование системы компенсаторных механизмов, направленных, в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
o повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения.
ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
| Формирование жизненного стиля личности | Цели и задачи | 
| Техника «Выяснение психологических потребностей» | Выяснение границ влияния различных потребностей подростка на отношение к самому себе, окружающему миру, деятельности. | 
| Техника «Выяснение смысла суицида» | Завершение болезненного развития проблемы, визуализация проблемной ситуации. | 
| Техника «Ранее воспоминание» | Изучение специфики различных эмоциональных состояний и синдромов ранней предрасположенности к депрессивным состояниям. | 
| Техника «Понимание целей» | Визуализация значимых целей | 
| Техника «Три желания» | Концентрация на цели – как удовольствии, а не на проблеме. | 
| Техника «Времена года моей души» | Развитие адаптационного резерва, опираясь на предпосылки создания нового. | 
| Техника «Волшебная лавка» | Проективная техника на формирование социального интеллекта | 
| Техника «Сон в будущем» | Обучение навыкам управления собственным эмоциональным состоянием в ситуации с целепологанием | 
| Техника «Карта будущего» | Более чёткое осознание ближних и дальних жизненных перспектив | 
| Техника «Ожидания» | Изменение негативных пре6дставлений о себе и своей жизни на позитивные жизненные установки. | 
| Техника «Радуга» | Медитативная техника – как идеальный способ осознания важных жизненных целей. | 
| Техника «Смыслы жизни» | Глубокая рефлексия поступков по реализации значимых жизненных целей. | 
| Техника «Проект биографии» | Формирование позитивного будущего | 
| Техника «Счастливые жизненные моменты» | Формирование новых социальных поведенческих установок. | 
| Техника «Хорошее в плохом» | Развитие навыков позитивного реагирования на проблемные ситуации | 
| Техника «Поиск наилучшей альтернативы» | Формирование навыков здорового жизненного стиля | 
| Техника «Наслаждение в действиях» | Формирование приятных образов, связанных с действиями. | 
| Техника «Баланс реальный и желательный» | Формирование адекватного образа себя. | 
| Техника «Я среди огромного мира людей» | Обучение навыкам эффективного взаимодействия с окружающими людьми, формирование социального интеллекта. | 
| Техника «Письмо другу» | Развитие положительного отношения к себе и окружающему миру с позиции «Я, хороший, ты хороший» | 
| Техника «Я глазами любимого человека» | Обучение навыкам рефлексивного поведения, формирование адекватной самооценки. | 
ШКАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ МЕТОДИКА РАЗРАБОТАНА В. ЗУНГА И АДАПТИРОВАНА Т.Н. БАЛАШОВОЙ
ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Варианты ответа: 1 — никогда или изредка; 2 — иногда; 3 — часто; 4 — почти всегда или постоянно»
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО_______________________________________Дата
рождения ________________
Дата тестирования________________ Примечание______________________________
| № | УТВЕРЖДЕНИЕ | Никогда или изредка | Иногда | Часто | Почти всегда или постоянно | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | Я чувствую подавленность, тоску | ||||
| 2 | Утром я чувствую себя лучше всего. | ||||
| 3 | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | ||||
| 4 | У меня плохой ночной сон. | ||||
| 5 | Аппетит у меня не хуже обычного | ||||
| 6 | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом | ||||
| 7 | Я замечаю, что теряю вес. | ||||
| 8 | Меня беспокоят запоры | ||||
| 9 | Сердце бьется быстрее, чем обычно. | ||||
| 10 | Я устаю без всяких причин | ||||
| 11 | Я мыслю так же ясно, как всегда. | ||||
| 12 | Мне легко делать то, что я умею | ||||
| 13 | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте. | ||||
| 14 | У меня есть, надежды на будущее | ||||
| 15 | Я более раздражителен, чем обычно | ||||
| 16 | Мне легко принимать решения | ||||
| 17 | Я чувствую, что полезен и необходим. | ||||
| 18 | Я живу достаточно полной жизнью | ||||
| 19 | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру | ||||
| 20 | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда | 
ОБРАБОТКА
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД= [(Σпр+Σобр)/80]*100,
где 
Σпр.— сумма зачеркнутых цифр к «прямым»
высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, к
высказываниям номер 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например: 
у высказывания, номер 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; 
у высказывания номер 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; 
у высказывания номер 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; 
у высказывания номер 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Прямое высказывание | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Обратное высказывание | 4 | 3 | 2 | 1 | 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В результате получаем УД, который колеблется от
20 до 80 баллов. 
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что
средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла.
- Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии; лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения.
- Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения.
- При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется как субдепрессивное состояния или маскированная депрессия; значительное снижение настроения.
- При УД более чем 70 баллов диагностируется как истинное депрессивное состояние; глубокое снижение настроения.
ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ ЗИГМОНДА
| Т | Я напряжен. Мне не по себе | |
| 3 | 
 | все время | 
| 2 | 
 | часто | 
| 1 | 
 | время от времени, иногда | 
| 0 | 
 | совсем не испытываю | 
| Д | То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство | |
| 0 | 
 | определенно это так | 
| 1 | 
 | наверное, это так | 
| 2 | 
 | лишь в очень малой степени это так | 
| 3 | 
 | это совсем не так | 
| Т | Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться | |
| 3 | 
 | определенно это так, и страх очень сильный | 
| 2 | 
 | да, это так, но страх не очень сильный | 
| 1 | 
 | иногда, но это меня не беспокоит | 
| 0 | 
 | совсем не испытываю | 
| Д | Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное | |
| 0 | 
 | определенно, это так | 
| 1 | 
 | наверное, это так | 
| 2 | 
 | лишь в очень малой степени это так | 
| 3 | 
 | совсем не способен | 
| Т | Беспокойные мысли крутятся у меня в голове | |
| 3 | 
 | постоянно | 
| 2 | 
 | большую часть времени | 
| 1 | 
 | время от времени | 
| 0 | 
 | только иногда | 
| Д | Я чувствую себя бодрым | |
| 3 | 
 | совсем не чувствую | 
| 2 | 
 | очень редко | 
| 1 | 
 | иногда | 
| 0 | 
 | практически все время | 
| Т | Я легко могу сесть и расслабиться | |
| 0 | 
 | определенно, это так | 
| 1 | 
 | наверное, это так | 
| 2 | 
 | лишь изредка это так | 
| 3 | 
 | совсем не могу | 
| Д | Мне кажется, что я стал все делать очень медленно | |
| 3 | 
 | практически все время | 
| 2 | 
 | часто | 
| 1 | 
 | иногда | 
| 0 | 
 | совсем нет | 
| Т | Я испытываю внутренне напряжение или дрожь | |
| 0 | 
 | совсем не испытываю | 
| 1 | 
 | иногда | 
| 2 | 
 | часто | 
| 3 | 
 | очень часто | 
| Д | Я не слежу за своей внешностью | |
| 3 | 
 | определенно это так | 
| 2 | 
 | я не уделяю этому столько времени, сколько нужно | 
| 1 | 
 | может быть, я стал меньше уделять этому внимания | 
| 0 | 
 | я слежу за собой так же, как и раньше | 
| Т | Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться | |
| 0 | 
 | определенно, это так | 
| 1 | 
 | наверное, это так | 
| 2 | 
 | лишь в очень малой степени это так | 
| 3 | 
 | совсем не способен | 
| Д | Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения | |
| 3 | 
 | точно так, как и обычно | 
| 2 | 
 | да, но не в той степени, как раньше | 
| 1 | 
 | значительно меньше, чем раньше | 
| 0 | 
 | совсем не считаю | 
| Т | У меня бывает внезапное чувство паники | |
| 3 | 
 | действительно, очень часто | 
| 2 | 
 | довольно часто | 
| 1 | 
 | не так уж часто | 
| 0 | 
 | совсем не бывает | 
| Д | Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы | |
| 0 | 
 | часто | 
| 1 | 
 | иногда | 
| 2 | 
 | редко | 
| 3 | 
 | очень редко | 
Ключ
Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики.
Учитывается суммарный показатель по каждой подшкале – Т (тревога) и Д (депрессия). Значения показателей:
· от 0 до 7 баллов соответствует норме,
· 8 – 10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия,
· 11 баллов и более – клинически выраженная тревога/депрессия.
ТЕСТ НСВ – 10
Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.
Допишите окончание предложений:
1. Никто_____________________________________________________
2. Все против ________________________________________________
3. Нет ______________________________________________________
4. Я ________________________________________________________
5. Мне не ___________________________________________________
6. Никогда __________________________________________________
7. Никогда __________________________________________________
8. Всё ______________________________________________________
9. Это ______________________________________________________
Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно:
1. Многие меня ______________________________________________
2. Все за ___________________________________________________
3. Есть силы ________________________________________________
4. Я многим ________________________________________________
5. Мне ______________________________________________________
6. Часто_____________________________________________________
7. Всегда ___________________________________________________
8. Всё ______________________________________________________
9. Это ______________________________________________________
Дополните окончания предложений на своё усмотрение:
1. Мне надоело_______________________________________________
2. Когда мне плохо, я__________________________________________
3. Я не хочу__________________________________________________
4. Моя жизнь – это____________________________________________
5. Настроение у меня__________________________________________
6. Мое терпение______________________________________________
7. Впереди у меня_____________________________________________
Обработка результатов:
Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидальных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное намерения, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.
В случае выявления суицидального состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.
Для проведения анализа предлагаются примеры суицидальных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.
Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.
Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидальных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1 до 9. Каждому выявленному суицидальному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.
Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.