Министерство науки и высшего образования Российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Херсонский технический университет»
Кафедра психологии и социологии
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого – педагогического подхода.
Фамилия __________________________________________________________
Имя_______________________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Возраст (дата рождения) _____________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Стоит на учёте _____________________________________________________
Карта заведена: ____________________________________________________
Геническ, 2024год
ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКА – ОТМЕТИТЬ НАЛИЧИЕ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(ДИАГНОСТИКО – ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ)
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
КОГНИТИВНЫЕ |
· прямые или косвенные сообщения и суицидальных намерениях; · шутки, иронические высказывания о желании умереть; · двойственная оценка значимых событий; · уверения в беспомощности и зависимости от других; · сообщение о конкретном плане суицида; · медленная, маловыразительная речь. |
· негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; · представление о собственно личности как о ничтожной, не имеющей право жить; · представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном; · «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; · наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; · разрешающие установки относительно суицидального поведения. |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ |
1. эскейп – реакции (уход из дома) 2. злоупотребление спиртным напитками 3. самоизоляция; 4. резкое снижение повседневной активности; 5. склонность к неоправданным поступкам; 6. нарушение мотивации к значимой деятельности; 7. лёгкое расставание с дорогими вещами или деньгами
|
1. безразличие к собственной судьбе 2. признаки депрессивного состояния 3. несвойственная агрессия 4. рассеянность или растерянность 5. вина или ощущение неудачи 6. чрезмерные опасения или страхи 7. чувство своей малозначимости |
ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДРОСТКА
Люди, контактирующие с подростком |
Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (до коррекции) |
Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (после коррекции) |
Родители |
|
|
Сверстники |
|
|
Педагоги
|
|
|
МЕДИЦИНСКИЕ ФАКТОРЫ (СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ )
Хронические заболевания |
|
Стоит на учёте |
|
Анамнез рождения |
|
Лечение у психиатра - рекомендации |
|
Наличие тяжёлого хронического прогрессирующего заболевания |
|
ПСИХОЛОГО – ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(отметить один из факторов суицидального риска)
o повышенная напряжённость потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологической защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
o импульсивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
o чувство вины и низкая самооценка;
o гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднения в перестройке ценностных ориентаций.
ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ
(отметить один из факторов суицидального риска)
Внешние обстоятельства |
Внутренние установки |
Суицидент был изолирован во время попытки |
Говорил ли подросток, что хочет умереть |
Вмешательство со стороны других людей |
Какие чувства испытывал подростков, обнаружив, что попытка не удалась: o радость; o сожаление; o гнев; o чувство вины |
Наличие прощального письма или записки |
Планировал ли подросток формы самоубийства |
Принимались ли предупреждающие меры |
После суицидальной попытки, говорил ли о повторной попытки |
ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.
Актуальный уровень психического развития
Исследуемая характеристика личности |
Используемые методики |
Анализ результатов диагностики |
Изучение аутоагрессивного поведения |
Акцентуация характера (Шмишека) |
|
Особенности нервной деятельности |
Экспресс – методики (Айзенка) |
|
Отклоняющиеся поведение |
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» |
|
Исследования семейного воспитания |
Определение социально-психологического типа личности (Минияров) |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ, СКЛОННОГО К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:
· установить эмпатический контакт;
· вызвать надежду на улучшение;
· получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
· провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
· составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
· организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).
График консультаций, бесед, занятий
Дата и время консультации |
Вид деятельности |
Ответственный за работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА, СОВЕРШИВШЕГО СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ
o формирование социальных установок;
o изменение системы ценностей;
o усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
o самоактуализация Я;
o выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
o уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
o формирование системы компенсаторных механизмов, направленных, в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
o повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения.
ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Формирование жизненного стиля личности |
Цели и задачи |
Техника «Выяснение психологических потребностей» |
Выяснение границ влияния различных потребностей подростка на отношение к самому себе, окружающему миру, деятельности. |
Техника «Выяснение смысла суицида» |
Завершение болезненного развития проблемы, визуализация проблемной ситуации. |
Техника «Ранее воспоминание» |
Изучение специфики различных эмоциональных состояний и синдромов ранней предрасположенности к депрессивным состояниям. |
Техника «Понимание целей» |
Визуализация значимых целей |
Техника «Три желания» |
Концентрация на цели – как удовольствии, а не на проблеме. |
Техника «Времена года моей души» |
Развитие адаптационного резерва, опираясь на предпосылки создания нового. |
Техника «Волшебная лавка» |
Проективная техника на формирование социального интеллекта |
Техника «Сон в будущем» |
Обучение навыкам управления собственным эмоциональным состоянием в ситуации с целепологанием |
Техника «Карта будущего» |
Более чёткое осознание ближних и дальних жизненных перспектив |
Техника «Ожидания» |
Изменение негативных пре6дставлений о себе и своей жизни на позитивные жизненные установки. |
Техника «Радуга» |
Медитативная техника – как идеальный способ осознания важных жизненных целей. |
Техника «Смыслы жизни» |
Глубокая рефлексия поступков по реализации значимых жизненных целей. |
Техника «Проект биографии» |
Формирование позитивного будущего |
Техника «Счастливые жизненные моменты» |
Формирование новых социальных поведенческих установок. |
Техника «Хорошее в плохом» |
Развитие навыков позитивного реагирования на проблемные ситуации |
Техника «Поиск наилучшей альтернативы» |
Формирование навыков здорового жизненного стиля |
Техника «Наслаждение в действиях» |
Формирование приятных образов, связанных с действиями. |
Техника «Баланс реальный и желательный» |
Формирование адекватного образа себя. |
Техника «Я среди огромного мира людей» |
Обучение навыкам эффективного взаимодействия с окружающими людьми, формирование социального интеллекта. |
Техника «Письмо другу» |
Развитие положительного отношения к себе и окружающему миру с позиции «Я, хороший, ты хороший» |
Техника «Я глазами любимого человека» |
Обучение навыкам рефлексивного поведения, формирование адекватной самооценки. |
ШКАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ МЕТОДИКА РАЗРАБОТАНА В. ЗУНГА И АДАПТИРОВАНА Т.Н. БАЛАШОВОЙ
ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Варианты ответа: 1 — никогда или изредка; 2 — иногда; 3 — часто; 4 — почти всегда или постоянно»
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО_______________________________________Дата
рождения ________________
Дата тестирования________________ Примечание______________________________
№ |
УТВЕРЖДЕНИЕ |
Никогда или изредка |
Иногда |
Часто |
Почти всегда или постоянно |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Я чувствую подавленность, тоску |
||||
2 |
Утром я чувствую себя лучше всего. |
||||
3 |
У меня бывают периоды плача или близости к слезам |
||||
4 |
У меня плохой ночной сон. |
||||
5 |
Аппетит у меня не хуже обычного |
||||
6 |
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом |
||||
7 |
Я замечаю, что теряю вес. |
||||
8 |
Меня беспокоят запоры |
||||
9 |
Сердце бьется быстрее, чем обычно. |
||||
10 |
Я устаю без всяких причин |
||||
11 |
Я мыслю так же ясно, как всегда. |
||||
12 |
Мне легко делать то, что я умею |
||||
13 |
Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте. |
||||
14 |
У меня есть, надежды на будущее |
||||
15 |
Я более раздражителен, чем обычно |
||||
16 |
Мне легко принимать решения |
||||
17 |
Я чувствую, что полезен и необходим. |
||||
18 |
Я живу достаточно полной жизнью |
||||
19 |
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру |
||||
20 |
Меня до сих пор радует то, что радовало всегда |
ОБРАБОТКА
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД= [(Σпр+Σобр)/80]*100,
где
Σпр.— сумма зачеркнутых цифр к «прямым»
высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, к
высказываниям номер 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например:
у высказывания, номер 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;
у высказывания номер 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла;
у высказывания номер 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла;
у высказывания номер 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Прямое высказывание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обратное высказывание |
4 |
3 |
2 |
1 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В результате получаем УД, который колеблется от
20 до 80 баллов.
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что
средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла.
- Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии; лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения.
- Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения.
- При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется как субдепрессивное состояния или маскированная депрессия; значительное снижение настроения.
- При УД более чем 70 баллов диагностируется как истинное депрессивное состояние; глубокое снижение настроения.
ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ ЗИГМОНДА
Т |
Я напряжен. Мне не по себе |
|
3 |
|
все время |
2 |
|
часто |
1 |
|
время от времени, иногда |
0 |
|
совсем не испытываю |
Д |
То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство |
|
0 |
|
определенно это так |
1 |
|
наверное, это так |
2 |
|
лишь в очень малой степени это так |
3 |
|
это совсем не так |
Т |
Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться |
|
3 |
|
определенно это так, и страх очень сильный |
2 |
|
да, это так, но страх не очень сильный |
1 |
|
иногда, но это меня не беспокоит |
0 |
|
совсем не испытываю |
Д |
Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное |
|
0 |
|
определенно, это так |
1 |
|
наверное, это так |
2 |
|
лишь в очень малой степени это так |
3 |
|
совсем не способен |
Т |
Беспокойные мысли крутятся у меня в голове |
|
3 |
|
постоянно |
2 |
|
большую часть времени |
1 |
|
время от времени |
0 |
|
только иногда |
Д |
Я чувствую себя бодрым |
|
3 |
|
совсем не чувствую |
2 |
|
очень редко |
1 |
|
иногда |
0 |
|
практически все время |
Т |
Я легко могу сесть и расслабиться |
|
0 |
|
определенно, это так |
1 |
|
наверное, это так |
2 |
|
лишь изредка это так |
3 |
|
совсем не могу |
Д |
Мне кажется, что я стал все делать очень медленно |
|
3 |
|
практически все время |
2 |
|
часто |
1 |
|
иногда |
0 |
|
совсем нет |
Т |
Я испытываю внутренне напряжение или дрожь |
|
0 |
|
совсем не испытываю |
1 |
|
иногда |
2 |
|
часто |
3 |
|
очень часто |
Д |
Я не слежу за своей внешностью |
|
3 |
|
определенно это так |
2 |
|
я не уделяю этому столько времени, сколько нужно |
1 |
|
может быть, я стал меньше уделять этому внимания |
0 |
|
я слежу за собой так же, как и раньше |
Т |
Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться |
|
0 |
|
определенно, это так |
1 |
|
наверное, это так |
2 |
|
лишь в очень малой степени это так |
3 |
|
совсем не способен |
Д |
Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения |
|
3 |
|
точно так, как и обычно |
2 |
|
да, но не в той степени, как раньше |
1 |
|
значительно меньше, чем раньше |
0 |
|
совсем не считаю |
Т |
У меня бывает внезапное чувство паники |
|
3 |
|
действительно, очень часто |
2 |
|
довольно часто |
1 |
|
не так уж часто |
0 |
|
совсем не бывает |
Д |
Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы |
|
0 |
|
часто |
1 |
|
иногда |
2 |
|
редко |
3 |
|
очень редко |
Ключ
Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики.
Учитывается суммарный показатель по каждой подшкале – Т (тревога) и Д (депрессия). Значения показателей:
· от 0 до 7 баллов соответствует норме,
· 8 – 10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия,
· 11 баллов и более – клинически выраженная тревога/депрессия.
ТЕСТ НСВ – 10
Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.
Допишите окончание предложений:
1. Никто_____________________________________________________
2. Все против ________________________________________________
3. Нет ______________________________________________________
4. Я ________________________________________________________
5. Мне не ___________________________________________________
6. Никогда __________________________________________________
7. Никогда __________________________________________________
8. Всё ______________________________________________________
9. Это ______________________________________________________
Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно:
1. Многие меня ______________________________________________
2. Все за ___________________________________________________
3. Есть силы ________________________________________________
4. Я многим ________________________________________________
5. Мне ______________________________________________________
6. Часто_____________________________________________________
7. Всегда ___________________________________________________
8. Всё ______________________________________________________
9. Это ______________________________________________________
Дополните окончания предложений на своё усмотрение:
1. Мне надоело_______________________________________________
2. Когда мне плохо, я__________________________________________
3. Я не хочу__________________________________________________
4. Моя жизнь – это____________________________________________
5. Настроение у меня__________________________________________
6. Мое терпение______________________________________________
7. Впереди у меня_____________________________________________
Обработка результатов:
Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидальных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное намерения, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.
В случае выявления суицидального состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.
Для проведения анализа предлагаются примеры суицидальных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.
Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.
Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидальных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1 до 9. Каждому выявленному суицидальному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.
Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.