Игровое консультационное пособие для детей 5–7 лет «Моя семья»

  • Игры
  • Карточки-задания
  • pdf
  • 22.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Расстановка и недирективная игра с фигурками дает детям от 5 лет возможность безопасно выразить своё видение семьи. В процессе игры ребёнок не только показывает, кто для него входит в семью, но и как он ощущает свои отношения с каждым её членом. Дети быстро осваивают принцип расстановки и интуитивно располагают фигурки в соответствии со своими внутренними чувствами. Через игру они могут отреагировать травмирующую ситуацию, найти пути к внутреннему равновесию и даже — в безопасной форме — изменить сюжет. Образы, созданные ребёнком, и его высказывания становятся основой для последующего диалога. Так в игровой форме можно тихо и бережно прикоснуться к семейным трудностям, а иногда — при помощи режиссёрской не директивной игры — найти первые шаги к их преодолению. Философия пособия: «Семья — не идеал, а место, где тебя принимают. И если ребёнок может об этом говорить — он не один». Пособие предназначено для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и сопровождается методическим руководством с рекомендациями по работе, интерпретации игровых сценариев и взаимодействию с родителями.
Иконка файла материала Игровое пособие Семья.pdf

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА

ОТДЕЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДНР

 

 

 

 

 

Игровое консультационное пособие для детей 5–7 лет

«Моя семья»

 

 

Игровое консультационное пособие для детей 5–7 лет «Моя семья»

 

 

 

Составитель:

Сибилева Ирина Владимировна, педагог-психолог ГКДОУ «Детский сад

№194 г.о. Макеевка» ДНР

Методическое сопровождение: Емцева И.Ю. методист отдела ППСР,

 

 

Аннотация

Расстановка и недирективная игра с фигурками дает детям от 5 лет возможность безопасно выразить своё видение семьи. В процессе игры ребёнок не только показывает, кто для него входит в семью, но и как он ощущает свои отношения с каждым её членом.

Дети быстро осваивают принцип расстановки и интуитивно располагают фигурки в соответствии со своими внутренними чувствами. Через игру они могут отреагировать травмирующую ситуацию, найти пути к внутреннему равновесию и даже — в безопасной форме — изменить сюжет.

Образы, созданные ребёнком, и его высказывания становятся основой для последующего диалога. Так в игровой форме можно тихо и бережно прикоснуться к семейным трудностям, а иногда — при помощи режиссёрской не директивной игры — найти первые шаги к их преодолению.

Философия пособия: «Семья — не идеал, а место, где тебя принимают.

И если ребёнок может об этом говорить — он не один».

Пособие предназначено для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и сопровождается методическим руководством с рекомендациями по работе, интерпретации игровых сценариев и взаимодействию с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая основа.

Пособие опирается на:

      теорию привязанности (Дж. Боулби);

      проективные методы (непрямое выявление внутреннего мира через игру);

      подходы сказкотерапии и драматизации (ребёнок «оживляет» фигурки);

      принципы арт-терапии (рисунок как способ выражения эмоций); гуманистическую психологию (фокус на ресурсах, а не на дефицитах).

 

Цель: создание безопасного пространства для выражения эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, выявления скрытых тревог, ролей и семейных сценариев, а также укрепления чувства принадлежности и безопасности.

 

Задачи:

ознакомить ребёнка с понятием «семья», как эмоционального «дома». омочь назвать чувства, связанные с каждым членом семьи.

ыявить трудности во взаимоотношениях (агрессия, отвержение, гиперпривязанность и др.). пособствовать принятию своей семьи «такой, какая она есть».

оддержать ребёнка в ситуациях семейного кризиса (развод, утрата, конфликты).

 

Состав комплекта

      Картонные фигурки членов семьи (6 шт.): мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра, «Я».

      Домик-раскраска «Мой дом» — модульный макет с комнатами (кухня, гостиная, спальня, детская, придомовая территория). Ребёнок может «поселить» туда фигурки.

      Интерактивная    раскраска   с        заданиями:

«Кто здесь нарисован? Какое у него настроение?», «Кто тебя утешает?», «Если бы в твоей семье был супергерой…»

      Волшебные кубики с членами семьи — помогают ребёнку, испытывающему трудности в начале сказки, случайно выбрать следующего персонажа и продолжить сюжет.

      Эмоции (смайлы)

      Инструкция. Три формата работы.

      Шаблон краткой записи наблюдений.

      Карточки с не директивными вопросами для работы с пособием 

      Дополнительный набор карточек. Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»

      Мини-инструкция для родителей. Как говорить с ребёнком о разводе или утрате

 

Форматы работы Формат 1: Индивидуальная консультация гра «Рассели семью»

Ребёнок расставляет фигурки по комнатам, определяя, кто где «живёт» и кто рядом с кем.

Примеры не директивных вопросов:

      «Скажи, кто это?»

      «Где он находится?»

      «Что он делает?»

      «А где здесь ты?»

      «А где бы тебе хотелось быть?»

      «Переставь себя туда, куда хочешь. Тебе нравится теперь? А тем, кто рядом?»

      Вопросы к группе фигурок:

Им весело или скучно? Почему?»

      «Кто самый счастливый? А кто — несчастный?»

      «Что можно сделать, чтобы все стали счастливее?»

Сказкотерапевтический вариант игры:

Предложите ребёнку сочинить сказку про мальчика/девочку, похожего(ую) на него:

      Кто живёт с ним в доме?

      В обычный день… (чем кто занят?)

      По праздникам они обычно…

      Однажды… (как ведут себя в стрессовой ситуации?) И тут подоспела помощь… (кто помог и как?)

      Как стали жить после? Что изменилось?

      Как бы хотелось, чтобы было? На что обратить внимание:

Состав семьи: совпадает ли с реальным? Кто «лишний» или отсутствует?

Расположение фигурок:

      «Я» в центре — возможна эгоцентричность;

      «Я» внизу, в углу — переживание отвержения;

      Значимые взрослые — в центре или в верхней части поля.

Дистанция:

      Удалённость — конфликт, отчуждение;

      «Слипание» фигурок — симбиотические, недифференцированные отношения.

Динамика игры:

      Паузы более15 секунд,

      Самопроизвольные комментарии,

      Отмена или перестановка деталей, Эмоциональные реакции (слёзы, смех, напряжение).

Также анализируются признаки:

      наличие общих интересов,

      взаимное уважение,

      доверие и взаимопомощь,

      свобода и независимость членов семьи,

      совместное проведение времени,

      открытость к другим,

      дисциплина и распределение ролей.

Завершение игры:

      «Как тебе игралось?»

      «Что было интересно? А что — трудно?»

      «Что ты понял в игре?»

Обязательно — ресурсная фраза: «Спасибо, что показал мне свою семью. Ты очень любишь их».

 

Формат 2: Групповое занятие (3–4 ребёнка)

Тема: «У всех семей разные правила — и это нормально!»

Задание: «Собери свою семью и расскажи, что вы делаете по выходным» (пусть дети поиграют в домиках и ходят вместе на прогулки и в гости).  Акцент:    на          нормализации     различий,   снижении   чувства       стыда          за «нестандартную» или «неидеальную» семью.

 

Рекомендации по работе с пособием

      Избегайте прямых вопросов: вместо «Почему папа в коридоре?» замените на «Расскажи, что делает папа в этом месте?»

      Принимайте все сюжеты без оценки — даже агрессивные или фантастические.

      Если ребёнок «не может» или «не хочет» — предложите: «Может, за тебя расскажет мишка?»

      Всегда завершайте занятие на тёплой, поддерживающей ноте.

Для каких запросов подходит пособие?

      Семейные конфликты;

      Развод родителей;

      Гиперопека или эмоциональное отвержение;

      Тревожность, плаксивость, агрессия в группе;

      Подготовка к ПМПК (оценка семейной среды);

      Профилактика эмоционального выгорания у «тихих» детей. Шаблон краткой записи наблюдений.

Протокол   наблюдения         за      игрой          с        использованием игрового консультационного пособия «Моя семья» для детей 5–7 лет.

Протокол разработан для педагога-психолога ДОУ и предназначен для фиксации проектных, эмоциональных и поведенческих проявлений ребёнка в ходе игровой консультации. Он помогает объективно зафиксировать особенности восприятия ребёнком своей семьи, выявить скрытые тревоги и ресурсы, а также сформировать рекомендации для родителей и педагогов.

Протокол наблюдения за игрой

Игровое пособие: «Моя семья» Возраст ребёнка: ______ лет

Дата: «___» ______________ 2025 г.

Ф.И. ребёнка: _________________________

Педагог-психолог: ____________________

1.   Организация игрового пространства

Параметр

Наблюдение

Как ребёнок вошёл в игру? (охотно / неуверенно / отказался)

 

Реакция на предложение «поиграть в семью»

 

Выбор фигурок: кого выбрал в первую очередь?

 

Отказался от кого-то из членов семьи? Кто «лишний»?

 

2.   Расстановка фигурок и домик

Наблюдение

Интерпретация (заполняется после игры)

Где разместил фигурку «Я»? (центр, край, отдельно, рядом с кем?)

 

Кто находится ближе всего к «Я»? Кто дальше всего?

 

Есть ли фигурки вне дома (в коридоре, за пределами)?

 

Как распределены члены семьи по комнатам?

 

Присутствует ли «пустое место» (например, для ушедшего родителя)?

 

3.   Эмоциональные значки (эмоции)

Член семьи

Выбранный значок

 Комментарий ребёнка (дословно)

Я

 

 

Мама

 

 

Папа

 

 

Бабушка/Дедушка

 

 

Брат/Сестра

 

 

Другой (указать)

 

 

Если ребёнок не выбрал значок — отметить: «не определился», «отказался».

4.   Карточки «Что мы любим делать вместе?»

Выбранные карточки (перечислить)

Пропущенные/отвергнутые карточки

Сюжет, озвученный ребёнком

 

 

 

Обратите внимание: есть ли карточки с конфликтами, изоляцией, агрессией.

Как ребёнок их комментирует?

5.   Особенности поведения в игре

Эмоциональный фон: (спокойный, напряжённый, тревожный, агрессивный, замкнутый, игривый)

Речь: (много говорит, молчит, фантазирует, повторяет фразы взрослых) Телесные реакции: (напряжение, улыбка, слёзы, избегание зрительного контакта)

Самостоятельность: (играет сам, просит подсказку, вовлекает психолога в игру)

6.   Выявленные особенности (по завершении)

Ресурсы ребёнка: (пример: «крепкая привязанность к бабушке», «умение выражать заботу», «фантазия как способ справляться»)

Тревожные индикаторы: (пример: «фигурка «Я» вне дома», «отказ говорить о папе», «выбор игры «ругаются», «плачут»)

Неясные моменты / вопросы для уточнения: (пример: «почему мама в ванной, на кухне, за домом?» и т.п.)

7.   Рекомендации

Ребёнку: (например, «продолжить работу через сказку о семье», «включить в группу поддержки «тихих детей»)

Родителям: (например, «обсудить правила общения в семье», «обратить внимание на эмоциональную доступность»)

Педагогам: (например, «не акцентировать внимание на поведении при упоминании семьи», «усилить поддержку в моменты тревоги»)

8.   План дальнейшей работы

Повторная игра через 2–3 недели

Индивидуальная консультация с родителями

Включение в профилактическую группу («Эмоции», «Общение»)

 

Карточки с не директивными вопросами для работы с пособием «Моя семья». Для детей 5–7 лет

🔹 Про фигурки и расположение 🟩 Кто это?

🟩 Где он находится?

🟩 Что он делает?

🟩 А где здесь ты?

🟩 А где бы тебе хотелось быть?

🟩 Кто с кем рядом? Почему?

🟩 Кто один? Ему одиноко?

🟩 Кто самый близкий к тебе? А кто — дальше всех?

🔹 Про чувства и отношения

🟩 Им весело или скучно? Почему? 🟩 Кто самый счастливый в этой семье? Почему?

🟩 А кто — несчастный? Что ему нужно?

🟩 Кто заботится о тебе? А о ком заботишься ты?

🟩 Когда тебе страшно — кто рядом? 🟩 Кто тебя утешает, когда ты

 

плачешь?

🟩 Кому из них ты доверяешь больше всех?

 

🔹 Про воображение и сказку 🟩 Жили-были… Кто жил в этом доме?

🟩 Что они делали в обычный день?

🟩 А по праздникам — что было?

🟩 Однажды случилось… Что? 🟩 Кто первым заметил, что что-то не так?

🟩 Кто пришёл на помощь? Как он помог?

🟩 Как стало после этого? Что изменилось?

🟩 Как бы тебе хотелось, чтобы было?

 

🔹 Про возможности и ресурсы 🟩 Что можно сделать, чтобы всем было хорошо?

🟩 Если бы у тебя был волшебный ключ — что бы ты изменил? 🟩 А если бы все слушали тебя — что бы ты попросил?

🟩 Что в твоей семье — самое хорошее?

🟩 Кто в твоей семье самый добрый? А самый сильный? Если бы твоя семья была цветком — каким бы она была?

 

 

🔸 Завершение игры 🟩 Как тебе игралось?

🟩 Что было интересно? А что — трудно?

🟩 Что ты понял в игре? 🟩 Хочешь что-то добавить или изменить?

🟩 Спасибо, что показал мне свою семью. Ты очень любишь их.

💡 Совет:

— Используйте карточки по одной, выбирая ту, что ближе к текущему сюжету ребёнка.

— Не задавайте все подряд — это не опрос, а поддержка в игре. — Если ребёнок не отвечает — просто положите карточку в сторону и предложите: «Может, фигурка сама расскажет?»

 

Дополнительный набор карточек  Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»

 

Рекомендации по использованию:

Используйте карточки только тогда, когда ребёнок сам затронул тему или вы, видите в игре соответствующие сюжеты (например, «папа уехал», «бабушка больше не приходит», «новая тётя живёт с нами»).

Не задавайте вопросы «на всякий случай» — это может травмировать.

Всегда завершайте на ресурсной ноте (см. карточки в конце).

Если ребёнок молчит, плачет или уходит — примите это: «Хорошо, давай вернёмся к этому, когда ты захочешь».

 

 

 

Дополнительный набор карточек

Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»

💔 О разводе родителей

🟩 Кто сейчас живёт в этом доме? А кто — в другом?

🟩 Как ты провожаешь время с мамой? А с папой?

🟩 Если бы у тебя был волшебный телефон — что бы ты сказал(а) тому, кто далеко?

🟩 Когда мама и папа не вместе — что тебе кажется трудным? 🟩 А что — хорошего, когда ты с мамой? А когда с папой? 🟩 Если бы мама и папа были деревьями — они росли бы рядом или далеко? Почему?

🟩 Кто помогает тебе, когда тебе грустно от того, что родители не вместе?

 

🕯️ Об утрате (смерти близкого) 🟩 Кто из тех, кого ты любил(а), теперь с тобой только в сердце?

🟩 Как ты помнишь этого человека?

Что он любил?

🟩 Если бы он мог прислать тебе послание — что бы там было? 🟩 Куда уходят люди, которых мы любим? (примечание: принимайте любой ответ без коррекции)

🟩 Как ты чувствуешь, что он всё ещё с тобой?

🟩 Что ты хотел(а) бы сказать ему сейчас?

🟩 Кто теперь заботится о том, что было важно для него?

Важно: если ребёнок не говорит о смерти напрямую, но вы знаете о потере — начните с метафор: «Иногда люди уходят, как солнце за горизонт… Но оно всё равно светит где-то».

🌈 О новой семье (новый партнёр, отчим/мачеха, сводные братья/сёстры)

🟩 Кто теперь тоже стал частью твоей семьи?

🟩 Как зовут этого человека? Что он умеет делать?

🟩 Как ты проводишь время с ним(ней)?

🟩 Что в нём(ней) похоже на родного человека? А что — другое?

🟩 Если бы у тебя и у него(неё) был общий секрет — какой бы он был? 🟩 Что бы тебе хотелось, чтобы он(а) знал(а) о тебе?

🟩 Как ваша семья стала больше? Что в этом интересного? А что — трудного?

💛 Ресурсные и завершающие вопросы

(обязательно используйте в конце любой такой игры)

🟩 Кто тебя любит — всегда, даже когда тебе грустно?

🟩 Где ты чувствуешь себя в безопасности?

🟩 Что помогает тебе быть сильным(ой), когда всё сложно? 🟩 Если бы твоё сердце могло говорить — что бы оно сказало своей семье?

🟩 Спасибо, что поделился(ась) этим со мной. Ты очень смелый(ая).

 

 

 

📌 Советы для психолога:

      Эти карточки не заменяют глубокую терапевтическую работу при тяжёлой утрате или травме.

      При выраженных тревогах, регрессиях, ночных кошмарах — рассмотрите направление к детскому психологу или в ЦППМС.

      Всегда согласовывайте работу с родителями (особенно по темам утраты и развода).

      Если ребёнок не касается темы — не навязывайте. Иногда «молчание» — его способ справляться.

 

Мини-инструкция для родителей

Как говорить с ребёнком о разводе или утрате Важно помнить:

      Ребёнок не нуждается в идеальных словах — он нуждается в ваших честных, тёплых и спокойных словах. Ваша искренность плюс забота – это его чувство безопасности.

 

Общие принципы для обеих ситуаций

      Говорите правду — просто и по-детски

      Не врите: «Папа уехал в командировку» или «Бабушка уснула».

      Лучше: «Мама и папа больше не будут жить вместе, но мы оба тебя любим» «Бабушка умерла. Это значит, её тело перестало работать, но мы всегда будем помнить её»

Не обесценивайте чувства

      Не правильно: «Не плачь, ты же большой!». Правильно: «Ты грустишь — это нормально. Я рядом».

Не вовлекайте ребёнка в конфликт

— Не говорите плохо о втором родителе.

— Не заставляйте «выбирать», «передавать сообщения» или «шпионить».

Обеспечьте стабильность Сохраняйте:

— распорядок дня,

— ритуалы (чтение перед сном, прогулка по выходным), — правила в доме.

Это даёт ребёнку ощущение: «Мир не рухнул».

Говорите не один раз — а много раз. Ребёнок будет возвращаться к теме снова и снова — это его способ пережить и понять. Отвечайте терпеливо, даже если уже сотый раз.

Если вы говорите о разводе Скажите вместе (если возможно). 

Когда оба родителя присутствуют, ребёнок видит: «Вы не враги. Вы просто больше не пара».

Объясните, что не изменится

«Ты по-прежнему будешь видеть папу каждую субботу». «Ты останешься в этом садике / школе». «Мы оба всегда будем заботиться о тебе».

Не обещайте невозможного Лучше честно:

«Пока мы не знаем, как будет дальше, но я обязательно расскажу тебе» — чем: «Скоро всё вернётся, как было» (если это неправда).

Дайте право на гнев

«Ты можешь злиться на нас — это нормально. Но мы всё равно тебя любим» Если вы говорите об утрате (смерти близкого)

Используйте слово «умер(ла)»

Слова «ушёл», «потеряли», «заснул» вызывают тревогу:

«А вдруг мама уйдёт и не вернётся?». «А если я усну — тоже не проснусь?»

Отвечайте на вопросы честно, но мягко

— «Куда он делся?» → «Его тело мы похоронили в земле. А память о нём — в нашем сердце»

— «Ты тоже умрёшь?» → «Да, но это будет очень-очень нескоро. Я

постараюсь быть с тобой долго-долго»

Разрешите прощаться

Если возможно — пусть ребёнок:

— положит цветок в гроб или на могилу, — нарисует картинку, — скажет «до свидания». Не запрещайте вспоминать

Говорите о близком: «Помнишь, как он учил тебя кататься на велосипеде?» Это помогает ребёнку сохранить связь.

Что делать, если ребёнок:

      Плачет → обнимите, дайте выговориться.

      Злится → разрешите стучать по подушке, рисовать «злость».

      Замыкается → не давите. Скажите: «Я рядом, когда захочешь поговорить».

      Регрессирует (просится в кроватку, «забывает» пользоваться горшком) → это временно. Поддерживайте без критики. Когда стоит обратиться к психологу?

Если вы замечаете более 2–3 недель:

      сильную тревогу (боится отпускать вас из виду),

      кошмары,

      отказ от еды или игр,

      агрессию или полное замыкание,

      навязчивые вопросы без облегчения.

Психолог — не «для больных». Это помощник в трудное время. Завершите разговор так:

«Ты не один. Мы справимся вместе. И я всегда буду рядом — слушать, обнимать и любить тебя».

Литература

едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (с изменениями).

оулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарики, 2009. — 384 с.

аховер, К. Проективные методы / К. Маховер. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. сихология семьи и детско-родительских отношений Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга, В. В. Столяренко. — М.: Академия, 2016. — 256 с. етровская, Л. А. Семейная психология / Л. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 2015. — 400 с.

озлова, М. А. Как говорить с детьми о смерти / М. А. Козлова. — М.:

АСТ, 2022. — 192 с. озенберг, М. Как помочь ребёнку пережить развод / Марсия Розенберг // Журнал «Психолог в детском саду». — 2021. — № 4. — С. 24–31. тепанова, М. А. Сказкотерапия в дошкольном возрасте / М. А. Степанова // Психолог в детском саду. — 2020. — № 2. — С. 18–25. ольто, Ф. Когда родители разводятся / Франсуаза Дольто. — М.: АСТ, 2018. — 160 с. инг, П. Ребёнок и смерть: как помочь пережить утрату / Питер Кинг. — СПб.: Питер, 2021. — 176 с.

овикова, Е. И. Как говорить с детьми о трудном / Е. И. Новикова. — М.:

АСТ, 2023. — 224 с.

NICEF — «Как говорить с детьми о кризисах» (адаптировано для РФ)