ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА
ОТДЕЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДНР
Игровое консультационное пособие для детей 5–7 лет
«Моя семья»
Игровое консультационное пособие для детей 5–7 лет «Моя семья»
Составитель:
Сибилева Ирина Владимировна, педагог-психолог ГКДОУ «Детский сад
№194 г.о. Макеевка» ДНР
Методическое сопровождение: Емцева И.Ю. методист отдела ППСР,
Аннотация
Расстановка и недирективная игра с фигурками дает детям от 5 лет возможность безопасно выразить своё видение семьи. В процессе игры ребёнок не только показывает, кто для него входит в семью, но и как он ощущает свои отношения с каждым её членом.
Дети быстро осваивают принцип расстановки и интуитивно располагают фигурки в соответствии со своими внутренними чувствами. Через игру они могут отреагировать травмирующую ситуацию, найти пути к внутреннему равновесию и даже — в безопасной форме — изменить сюжет.
Образы, созданные ребёнком, и его высказывания становятся основой для последующего диалога. Так в игровой форме можно тихо и бережно прикоснуться к семейным трудностям, а иногда — при помощи режиссёрской не директивной игры — найти первые шаги к их преодолению.
Философия пособия: «Семья — не идеал, а место, где тебя принимают.
И если ребёнок может об этом говорить — он не один».
Пособие предназначено для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и сопровождается методическим руководством с рекомендациями по работе, интерпретации игровых сценариев и взаимодействию с родителями.
Теоретическая основа.
Пособие опирается на:
• теорию привязанности (Дж. Боулби);
• проективные методы (непрямое выявление внутреннего мира через игру);
• подходы сказкотерапии и драматизации (ребёнок «оживляет» фигурки);
• принципы арт-терапии (рисунок как способ выражения эмоций); гуманистическую психологию (фокус на ресурсах, а не на дефицитах).
Цель: создание безопасного пространства для выражения эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, выявления скрытых тревог, ролей и семейных сценариев, а также укрепления чувства принадлежности и безопасности.
Задачи:
ознакомить ребёнка с понятием «семья», как эмоционального «дома». омочь назвать чувства, связанные с каждым членом семьи.
ыявить трудности во взаимоотношениях (агрессия, отвержение, гиперпривязанность и др.). пособствовать принятию своей семьи «такой, какая она есть».
оддержать ребёнка в ситуациях семейного кризиса (развод, утрата, конфликты).
Состав комплекта
• Картонные фигурки членов семьи (6 шт.): мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра, «Я».
• Домик-раскраска «Мой дом» — модульный макет с комнатами (кухня, гостиная, спальня, детская, придомовая территория). Ребёнок может «поселить» туда фигурки.
• Интерактивная раскраска с заданиями:
«Кто здесь нарисован? Какое у него настроение?», «Кто тебя утешает?», «Если бы в твоей семье был супергерой…»
• Волшебные кубики с членами семьи — помогают ребёнку, испытывающему трудности в начале сказки, случайно выбрать следующего персонажа и продолжить сюжет.
• Эмоции (смайлы)
• Инструкция. Три формата работы.
• Шаблон краткой записи наблюдений.
• Карточки с не директивными вопросами для работы с пособием
• Дополнительный набор карточек. Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»
• Мини-инструкция для родителей. Как говорить с ребёнком о разводе или утрате
Форматы работы Формат 1: Индивидуальная консультация гра «Рассели семью»
Ребёнок расставляет фигурки по комнатам, определяя, кто где «живёт» и кто рядом с кем.
Примеры не директивных вопросов:
• «Скажи, кто это?»
• «Где он находится?»
• «Что он делает?»
• «А где здесь ты?»
• «А где бы тебе хотелось быть?»
• «Переставь себя туда, куда хочешь. Тебе нравится теперь? А тем, кто рядом?»
• Вопросы к группе фигурок:
Им весело или скучно? Почему?»
• «Кто самый счастливый? А кто — несчастный?»
• «Что можно сделать, чтобы все стали счастливее?»
Сказкотерапевтический вариант игры:
Предложите ребёнку сочинить сказку про мальчика/девочку, похожего(ую) на него:
• Кто живёт с ним в доме?
• В обычный день… (чем кто занят?)
• По праздникам они обычно…
• Однажды… (как ведут себя в стрессовой ситуации?) И тут подоспела помощь… (кто помог и как?)
• Как стали жить после? Что изменилось?
• Как бы хотелось, чтобы было? На что обратить внимание:
Состав семьи: совпадает ли с реальным? Кто «лишний» или отсутствует?
Расположение фигурок:
• «Я» в центре — возможна эгоцентричность;
• «Я» внизу, в углу — переживание отвержения;
• Значимые взрослые — в центре или в верхней части поля.
Дистанция:
• Удалённость — конфликт, отчуждение;
• «Слипание» фигурок — симбиотические, недифференцированные отношения.
Динамика игры:
• Паузы более15 секунд,
• Самопроизвольные комментарии,
• Отмена или перестановка деталей, Эмоциональные реакции (слёзы, смех, напряжение).
Также анализируются признаки:
• наличие общих интересов,
• взаимное уважение,
• доверие и взаимопомощь,
• свобода и независимость членов семьи,
• совместное проведение времени,
• открытость к другим,
• дисциплина и распределение ролей.
Завершение игры:
• «Как тебе игралось?»
• «Что было интересно? А что — трудно?»
• «Что ты понял в игре?»
Обязательно — ресурсная фраза: «Спасибо, что показал мне свою семью. Ты очень любишь их».
Формат 2: Групповое занятие (3–4 ребёнка)
Тема: «У всех семей разные правила — и это нормально!»
Задание: «Собери свою семью и расскажи, что вы делаете по выходным» (пусть дети поиграют в домиках и ходят вместе на прогулки и в гости). Акцент: на нормализации различий, снижении чувства стыда за «нестандартную» или «неидеальную» семью.
Рекомендации по работе с пособием
• Избегайте прямых вопросов: вместо «Почему папа в коридоре?» замените на «Расскажи, что делает папа в этом месте?»
• Принимайте все сюжеты без оценки — даже агрессивные или фантастические.
• Если ребёнок «не может» или «не хочет» — предложите: «Может, за тебя расскажет мишка?»
• Всегда завершайте занятие на тёплой, поддерживающей ноте.
Для каких запросов подходит пособие?
• Семейные конфликты;
• Развод родителей;
• Гиперопека или эмоциональное отвержение;
• Тревожность, плаксивость, агрессия в группе;
• Подготовка к ПМПК (оценка семейной среды);
• Профилактика эмоционального выгорания у «тихих» детей. Шаблон краткой записи наблюдений.
Протокол наблюдения за игрой с использованием игрового консультационного пособия «Моя семья» для детей 5–7 лет.
Протокол разработан для педагога-психолога ДОУ и предназначен для фиксации проектных, эмоциональных и поведенческих проявлений ребёнка в ходе игровой консультации. Он помогает объективно зафиксировать особенности восприятия ребёнком своей семьи, выявить скрытые тревоги и ресурсы, а также сформировать рекомендации для родителей и педагогов.
Протокол наблюдения за игрой
Игровое пособие: «Моя семья» Возраст ребёнка: ______ лет
Дата: «___» ______________ 2025 г.
Ф.И. ребёнка: _________________________
Педагог-психолог: ____________________
1. Организация игрового пространства
|
Параметр |
Наблюдение |
|
Как ребёнок вошёл в игру? (охотно / неуверенно / отказался) |
|
|
Реакция на предложение «поиграть в семью» |
|
|
Выбор фигурок: кого выбрал в первую очередь? |
|
|
Отказался от кого-то из членов семьи? Кто «лишний»? |
|
2. Расстановка фигурок и домик
|
Наблюдение |
Интерпретация (заполняется после игры) |
|
Где разместил фигурку «Я»? (центр, край, отдельно, рядом с кем?) |
|
|
Кто находится ближе всего к «Я»? Кто дальше всего? |
|
|
Есть ли фигурки вне дома (в коридоре, за пределами)? |
|
|
Как распределены члены семьи по комнатам? |
|
|
Присутствует ли «пустое место» (например, для ушедшего родителя)? |
|
3. Эмоциональные значки (эмоции)
|
Член семьи |
Выбранный значок |
Комментарий ребёнка (дословно) |
|
Я |
|
|
|
Мама |
|
|
|
Папа |
|
|
|
Бабушка/Дедушка |
|
|
|
Брат/Сестра |
|
|
|
Другой (указать) |
|
|
Если ребёнок не выбрал значок — отметить: «не определился», «отказался».
4. Карточки «Что мы любим делать вместе?»
|
Выбранные карточки (перечислить) |
Пропущенные/отвергнутые карточки |
Сюжет, озвученный ребёнком |
|
|
|
|
Обратите внимание: есть ли карточки с конфликтами, изоляцией, агрессией.
Как ребёнок их комментирует?
5. Особенности поведения в игре
Эмоциональный фон: (спокойный, напряжённый, тревожный, агрессивный, замкнутый, игривый)
Речь: (много говорит, молчит, фантазирует, повторяет фразы взрослых) Телесные реакции: (напряжение, улыбка, слёзы, избегание зрительного контакта)
Самостоятельность: (играет сам, просит подсказку, вовлекает психолога в игру)
6. Выявленные особенности (по завершении)
Ресурсы ребёнка: (пример: «крепкая привязанность к бабушке», «умение выражать заботу», «фантазия как способ справляться»)
Тревожные индикаторы: (пример: «фигурка «Я» вне дома», «отказ говорить о папе», «выбор игры «ругаются», «плачут»)
Неясные моменты / вопросы для уточнения: (пример: «почему мама в ванной, на кухне, за домом?» и т.п.)
7. Рекомендации
Ребёнку: (например, «продолжить работу через сказку о семье», «включить в группу поддержки «тихих детей»)
Родителям: (например, «обсудить правила общения в семье», «обратить внимание на эмоциональную доступность»)
Педагогам: (например, «не акцентировать внимание на поведении при упоминании семьи», «усилить поддержку в моменты тревоги»)
8. План дальнейшей работы
Повторная игра через 2–3 недели
Индивидуальная консультация с родителями
Включение в профилактическую группу («Эмоции», «Общение»)
Карточки с не директивными вопросами для работы с пособием «Моя семья». Для детей 5–7 лет
|
🔹 Про фигурки и расположение 🟩 Кто это? 🟩 Где он находится? 🟩 Что он делает? 🟩 А где здесь ты? 🟩 А где бы тебе хотелось быть? 🟩 Кто с кем рядом? Почему? 🟩 Кто один? Ему одиноко? 🟩 Кто самый близкий к тебе? А кто — дальше всех? |
🔹 Про чувства и отношения 🟩 Им весело или скучно? Почему? 🟩 Кто самый счастливый в этой семье? Почему? 🟩 А кто — несчастный? Что ему нужно? 🟩 Кто заботится о тебе? А о ком заботишься ты? 🟩 Когда тебе страшно — кто рядом? 🟩 Кто тебя утешает, когда ты |
|
|
плачешь? 🟩 Кому из них ты доверяешь больше всех?
|
|
🔹 Про воображение и сказку 🟩 Жили-были… Кто жил в этом доме? 🟩 Что они делали в обычный день? 🟩 А по праздникам — что было? 🟩 Однажды случилось… Что? 🟩 Кто первым заметил, что что-то не так? 🟩 Кто пришёл на помощь? Как он помог? 🟩 Как стало после этого? Что изменилось? 🟩 Как бы тебе хотелось, чтобы было?
|
🔹 Про возможности и ресурсы 🟩 Что можно сделать, чтобы всем было хорошо? 🟩 Если бы у тебя был волшебный ключ — что бы ты изменил? 🟩 А если бы все слушали тебя — что бы ты попросил? 🟩 Что в твоей семье — самое хорошее? 🟩 Кто в твоей семье самый добрый? А самый сильный? 赭 Если бы твоя семья была цветком — каким бы она была?
|
|
🔸 Завершение игры 🟩 Как тебе игралось? 🟩 Что было интересно? А что — трудно? 🟩 Что ты понял в игре? 🟩 Хочешь что-то добавить или изменить? 🟩 Спасибо, что показал мне свою семью. Ты очень любишь их. |
💡 Совет: — Используйте карточки по одной, выбирая ту, что ближе к текущему сюжету ребёнка. — Не задавайте все подряд — это не опрос, а поддержка в игре. — Если ребёнок не отвечает — просто положите карточку в сторону и предложите: «Может, фигурка сама расскажет?» |
Дополнительный набор карточек Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»
Рекомендации по использованию:
Используйте карточки только тогда, когда ребёнок сам затронул тему или вы, видите в игре соответствующие сюжеты (например, «папа уехал», «бабушка больше не приходит», «новая тётя живёт с нами»).
Не задавайте вопросы «на всякий случай» — это может травмировать.
Всегда завершайте на ресурсной ноте (см. карточки в конце).
Если ребёнок молчит, плачет или уходит — примите это: «Хорошо, давай вернёмся к этому, когда ты захочешь».
Дополнительный набор карточек
Темы: «Развод», «Утрата», «Новая семья»
|
💔 О разводе родителей 🟩 Кто сейчас живёт в этом доме? А кто — в другом? 🟩 Как ты провожаешь время с мамой? А с папой? 🟩 Если бы у тебя был волшебный телефон — что бы ты сказал(а) тому, кто далеко? 🟩 Когда мама и папа не вместе — что тебе кажется трудным? 🟩 А что — хорошего, когда ты с мамой? А когда с папой? 🟩 Если бы мама и папа были деревьями — они росли бы рядом или далеко? Почему? 🟩 Кто помогает тебе, когда тебе грустно от того, что родители не вместе?
|
🕯️ Об утрате (смерти близкого) 🟩 Кто из тех, кого ты любил(а), теперь с тобой только в сердце? 🟩 Как ты помнишь этого человека? Что он любил? 🟩 Если бы он мог прислать тебе послание — что бы там было? 🟩 Куда уходят люди, которых мы любим? (примечание: принимайте любой ответ без коррекции) 🟩 Как ты чувствуешь, что он всё ещё с тобой? 🟩 Что ты хотел(а) бы сказать ему сейчас? 🟩 Кто теперь заботится о том, что было важно для него? ⚠Важно: если ребёнок не говорит о смерти напрямую, но вы знаете о потере — начните с метафор: «Иногда люди уходят, как солнце за горизонт… Но оно всё равно светит где-то». |
|
🌈 О новой семье (новый партнёр, отчим/мачеха, сводные братья/сёстры) 🟩 Кто теперь тоже стал частью твоей семьи? 🟩 Как зовут этого человека? Что он умеет делать? 🟩 Как ты проводишь время с ним(ней)? 🟩 Что в нём(ней) похоже на родного человека? А что — другое? 🟩 Если бы у тебя и у него(неё) был общий секрет — какой бы он был? 🟩 Что бы тебе хотелось, чтобы он(а) знал(а) о тебе? 🟩 Как ваша семья стала больше? Что в этом интересного? А что — трудного? |
💛 Ресурсные и завершающие вопросы (обязательно используйте в конце любой такой игры) 🟩 Кто тебя любит — всегда, даже когда тебе грустно? 🟩 Где ты чувствуешь себя в безопасности? 🟩 Что помогает тебе быть сильным(ой), когда всё сложно? 🟩 Если бы твоё сердце могло говорить — что бы оно сказало своей семье? 🟩 Спасибо, что поделился(ась) этим со мной. Ты очень смелый(ая).
|
📌 Советы для психолога:
• Эти карточки не заменяют глубокую терапевтическую работу при тяжёлой утрате или травме.
• При выраженных тревогах, регрессиях, ночных кошмарах — рассмотрите направление к детскому психологу или в ЦППМС.
• Всегда согласовывайте работу с родителями (особенно по темам утраты и развода).
• Если ребёнок не касается темы — не навязывайте. Иногда «молчание» — его способ справляться.
Мини-инструкция для родителей
Как говорить с ребёнком о разводе или утрате Важно помнить:
• Ребёнок не нуждается в идеальных словах — он нуждается в ваших честных, тёплых и спокойных словах. Ваша искренность плюс забота – это его чувство безопасности.
Общие принципы для обеих ситуаций
• Говорите правду — просто и по-детски
• Не врите: «Папа уехал в командировку» или «Бабушка уснула».
• Лучше: «Мама и папа больше не будут жить вместе, но мы оба тебя любим» «Бабушка умерла. Это значит, её тело перестало работать, но мы всегда будем помнить её»
Не обесценивайте чувства
• Не правильно: «Не плачь, ты же большой!». Правильно: «Ты грустишь — это нормально. Я рядом».
Не вовлекайте ребёнка в конфликт
— Не говорите плохо о втором родителе.
— Не заставляйте «выбирать», «передавать сообщения» или «шпионить».
Обеспечьте стабильность Сохраняйте:
— распорядок дня,
— ритуалы (чтение перед сном, прогулка по выходным), — правила в доме.
Это даёт ребёнку ощущение: «Мир не рухнул».
Говорите не один раз — а много раз. Ребёнок будет возвращаться к теме снова и снова — это его способ пережить и понять. Отвечайте терпеливо, даже если уже сотый раз.
Если вы говорите о разводе Скажите вместе (если возможно).
Когда оба родителя присутствуют, ребёнок видит: «Вы не враги. Вы просто больше не пара».
Объясните, что не изменится
«Ты по-прежнему будешь видеть папу каждую субботу». «Ты останешься в этом садике / школе». «Мы оба всегда будем заботиться о тебе».
Не обещайте невозможного Лучше честно:
«Пока мы не знаем, как будет дальше, но я обязательно расскажу тебе» — чем: «Скоро всё вернётся, как было» (если это неправда).
Дайте право на гнев
«Ты можешь злиться на нас — это нормально. Но мы всё равно тебя любим» Если вы говорите об утрате (смерти близкого)
Используйте слово «умер(ла)»
Слова «ушёл», «потеряли», «заснул» вызывают тревогу:
«А вдруг мама уйдёт и не вернётся?». «А если я усну — тоже не проснусь?»
Отвечайте на вопросы честно, но мягко
— «Куда он делся?» → «Его тело мы похоронили в земле. А память о нём — в нашем сердце»
— «Ты тоже умрёшь?» → «Да, но это будет очень-очень нескоро. Я
постараюсь быть с тобой долго-долго»
Разрешите прощаться
Если возможно — пусть ребёнок:
— положит цветок в гроб или на могилу, — нарисует картинку, — скажет «до свидания». Не запрещайте вспоминать
Говорите о близком: «Помнишь, как он учил тебя кататься на велосипеде?» Это помогает ребёнку сохранить связь.
Что делать, если ребёнок:
• Плачет → обнимите, дайте выговориться.
• Злится → разрешите стучать по подушке, рисовать «злость».
• Замыкается → не давите. Скажите: «Я рядом, когда захочешь поговорить».
• Регрессирует (просится в кроватку, «забывает» пользоваться горшком) → это временно. Поддерживайте без критики. Когда стоит обратиться к психологу?
Если вы замечаете более 2–3 недель:
• сильную тревогу (боится отпускать вас из виду),
• кошмары,
• отказ от еды или игр,
• агрессию или полное замыкание,
• навязчивые вопросы без облегчения.
Психолог — не «для больных». Это помощник в трудное время. Завершите разговор так:
«Ты не один. Мы справимся вместе. И я всегда буду рядом — слушать, обнимать и любить тебя».
Литература
едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (с изменениями).
оулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарики, 2009. — 384 с.
аховер, К. Проективные методы / К. Маховер. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. сихология семьи и детско-родительских отношений Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга, В. В. Столяренко. — М.: Академия, 2016. — 256 с. етровская, Л. А. Семейная психология / Л. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 2015. — 400 с.
озлова, М. А. Как говорить с детьми о смерти / М. А. Козлова. — М.:
АСТ, 2022. — 192 с. озенберг, М. Как помочь ребёнку пережить развод / Марсия Розенберг // Журнал «Психолог в детском саду». — 2021. — № 4. — С. 24–31. тепанова, М. А. Сказкотерапия в дошкольном возрасте / М. А. Степанова // Психолог в детском саду. — 2020. — № 2. — С. 18–25. ольто, Ф. Когда родители разводятся / Франсуаза Дольто. — М.: АСТ, 2018. — 160 с. инг, П. Ребёнок и смерть: как помочь пережить утрату / Питер Кинг. — СПб.: Питер, 2021. — 176 с.
овикова, Е. И. Как говорить с детьми о трудном / Е. И. Новикова. — М.:
АСТ, 2023. — 224 с.
NICEF — «Как говорить с детьми о кризисах» (адаптировано для РФ)
—



Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.