МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» ГО «город Якутск» РС (Я)
Агротехнологический компонент
Дидактические материалы
по русскому языку для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе
(агрокомпонент)
Уровень - базовый
Учитель русского языка и литературы высшей категории Божедонова А.А.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки дидактических материалов (агрокомпонент)
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно - практическую направленность, то есть дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
С момента получения статуса агробизнес школы в нашей школе реализуется программа обучения русскому языку и литературе с агрокомпоненетами.
Для подготовки к устному собеседованию в 9 классе подготовлены материалы с национально-региональным компонентом.
Цели обучения:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.
2. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде исходя из того, что человек и природа неразрывно связаны,
воспитание любви к Родине, понимание красоты нашей природы.
3. Воспитание уважительного отношения к Человеку Труда, ценить и сохранять традиции своего народа.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Развитие монологической русской речи у учащихся якутской школы.
Результаты обучения:
9 класс
1. Уметь анализировать тексты публицистического стиля. Составлять различные виды текстов. Уметь самостоятельно выдвигать тезисы и доказывать их разными способами.
2. Совершенствовать написанное, редактировать сочинения. Уметь составлять связный текст по определенной теме.
3. Совершенствовать навыки понимания текстов публицистического стиля, пересказа текста.
Примеры текстов для собеседования о тружениках села.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст.
У вас есть 2 минуты на подготовку.
Прасковья Павловна – личность уникальная: легенда сельского хозяйства, первая женщина-директор совхоза Якутии.
С 1970 года до выхода на заслуженный отдых П.П. Федорова руководила совхозом «Хатасский». Более 30 лет она возглавляла хозяйство, именно благодаря ее умелому руководству совхоз добился больших успехов.
От женщины-руководителя требуется больше ответственности. Чуткое отношение к людям, к их нуждам и проблемам, а также целеустремленность и редкая работоспособность – вот что отличало ее. У Прасковьи Павловны не существовало ни праздничных дней, ни выходных. Каждый день в 7 часов утра она начинала свой рабочий день. Прасковья Павловна умело, тщательно использовала время. Летом объезжала сенокосные угодья, картофельные и зерновые поля, ездила по таежным сенокосным угодьям.
. Вся ее жизнь – это пример высокого и бескорыстного служения своему народу. Все, чего она добилась в жизни – это результат самых лучших качеств человека – трудолюбия, организованности, ответственности и внимания, доброго отношения к людям. Заложенные в юности эти прекрасные качества помогли ей стать ярким хозяйственником, руководителем одного из передовых совхозов Якутии.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова:
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Подумайте, где лучше использовать слова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст. У вас есть 2 минуты на подготовку.
Васи́лий Миха́йлович Кла́дкин -
оленевод, директор совхоза «Томпонский» Томпонского района Якутской АССР.
Родился 10 января 1931 года в Болтогинском наслеге Чурапчинского района. Воспитывался в детском доме при Мындагайской средней школе. Окончил Якутский финансово-кредитный техникум. Работал главным бухгалтером и старшим инспектором Томпонского райфинотдела. Был назначен управляющим Томпонским отделением совхоза «Томпонский».
В 1974 году назначен директором оленеводческого совхоза «Томпонский». В 1979 году окончил заочно зоотехническое отделение сельскохозяйственного отделения Якутского университета. При руководстве Василия Кладкина колхоз добился высоких показателей в оленеводстве. Ежегодная прибыль составляла свыше 500 тысяч рублей. При его участии был построен благоустроенный посёлок оленеводов Тополиное. По его инициативе в Тополином был создан Музей северного оленеводства.
В 1990 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда
В 1994 году после реорганизации совхоза «Томпонский» назначен председателем оленеводческой общины «Томпо».
2. Перескажите текст. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова:
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Подумайте, где лучше использовать слова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст. У вас есть 2 минуты на подготовку.
Екатерина Иннокентьевна Новгородова
Родилась 13 апреля 1929 года в селе Кытанах Чурапчинского улуса Якутской АССР в крестьянской семье.
С раннего детства работала в колхозе.
В 1955 году окончила сельскохозяйственную школу руководящих кадров в г. Якутске. Получив диплом агронома, работала бригадиром комплексной бригады в Чурапчинском улусе.
Работала младшим агрономом колхоза имени Ленина в Мегино-Кангаласском районе, затем более 30 лет руководила овощеводческой бригадой хозяйства.
Бригада овощеводов, умело руководимая Новгородовой Е. И., в годы пятилеток добилась высоких производственных результатов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1973 года за высокие производственные показатели по выращиванию овощей бригадиру овощеводческой бригады совхоза имени Ленина Мегино-Кангаласского района Новгородовой Екатерине Иннокентьевне было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
2. Перескажите текст.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова:
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Подумайте, где лучше использовать слова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст. У вас есть 2 минуты на подготовку.
Герасим Афанасьевич Кривошапкин -
заведующий коневодческой фермой колхоза «Красная Звезда» Оймяконского района Якутской АССР. Герой Социалистического Труда (1949).
Родился 10 марта 1908 года. С 1927 года работал в различных учреждениях. В 1936 году вступил в колхоз «Красная Звезда». В 1945 году назначен заведующим коневодческой фермой, где проработал до своей кончины в 1953 году.
В 1948 году ферма, которой руководил Герасим Кривошапкин, получила 36 жеребят от 36 кобыл. За эти выдающиеся трудовые достижения был удостоен в 1949 году звания Героя Социалистического Труда «за достижение высокой продуктивности животноводства в 1948 г. при выполнении колхозом обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов и плана развития животноводства».
Племянник известного якутского купца Николая Осиповича Кривошапкина и родственник основоположника якутской литературы писателя Николая Денисовича Неустроева.
2. Перескажите текст.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова:
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Подумайте, где лучше использовать слова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Картины для составления рассказа. Монолог.
Составьте текст по картине.
Вопросы:
1. Какое время года?
2. Чем заняты люди?
3. Что делают мужчины?
4. Какую работу выполняют женщины?
5. Знакома ли тебе такая работа?
Составьте текст по картине.
Вопросы:
1. Каким трудом заняты трактористы?
2. Чем хороши рулоны?
3. Много ли сена нужно для зимовки скота?
4. Знакома ли тебе эта работа?
Составьте текст по картине.
Вопросы:
1. Чем заняты люди?
2. Какую работу выполняют трактористы?
3. Каков урожай картофеля?
4. Трудно ли выращивать картофель в Якутии? Почему?
Составьте текст по картине.
Вопросы:
1. Кого ты видишь на картине?
2. Чем зимой питаются олени?
3. Трудна ли жизнь в тундре?
Литература:
1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2018.
2. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Изд-во «Просвещение»,2002.
3. Сборники диктантов и изложений (разных лет).
4. Сенина Н.А. Русский язык Подготовка к ОГЭ - 2019: учебно - методическое пособие. Ростов- на- Дону:Легион,2018.
5. ОГЭ - 2019. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос и др. М., Эксмо,2018.
6. Интернет-ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.