А.И.Куприн урок литературного чтения " Барбос и Жулька"
Оценка 4.6

А.И.Куприн урок литературного чтения " Барбос и Жулька"

Оценка 4.6
docx
17.03.2024
А.И.Куприн урок литературного чтения " Барбос и Жулька"
Куприн Барбос и Жулька урок..docx

 

«Литературное чтение» 3 класс

 

Тема урока:  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

 

Учебные задачи:

1.     Расширять и обогащать читательский опыт детей.

2.     Формировать основы читательской самостоятельности: определять жанр и тему произведения,  подробно и кратко пересказывать по плану.

3.     Развивать и совершенствовать навык осознанного чтения и умения владеть основными видами чтения (изучающего, поискового и просмотрового).

4.     Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

-презентация;

-листы для моделирования, цветные карандаши;

- карточки для индивидуальной и парной работы.

 

Материал к уроку:

Для учителя

1.     Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. –  М.: Вентана-Граф, 2013 г.

2.     Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2013 г.

 

Для ученика

       3. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова – 4-е изд. дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г.

       4. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2018 г.

      5. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений:  в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2015 г.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент. Психологический настрой на урок.

 

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём.

И урок литературного чтения начнём.

 

2.     Актуализация знаний по теме.

Ребята, что такое жанр?

(это вид произведения)

Какие жанры вы знаете?

(рассказ,  сказка, басня, стихотворение….)

Что такое сказка?

Что такое рассказ?

Ребята, я предлагаю вам провести игру на лучшего знатока литературных произведений «Вспомни и назови».

     Я зачитаю несколько отрывков из произведений, а вы постарайтесь угадать данное произведение, правильно назвать его и доказать свой ответ, найдя данный отрывок произведения в учебнике, или хрестоматии и зачитать его. Соотнести с соответствующей моделью ( модели на доске).

а) « Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну  … да.. Только условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я – самая умная птица!

Из какого произведения данный отрывок? Найдите и зачитайте вслух.

(Д.Н. Мамин – Сибиряк « Умнее всех» с.37, последний абзац, сказка о животных модель №2.)

б)  Голодная волчица встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга.

(А.П.Чехов « Белолобый» хрестоматия с.15, 1 абзац , модель №2).

в) « Ступай домой, гуляка! – ворчал старик. – Вот я тебе дам… уплывать далеко незнамо куда!» Д.Н.Мамин- Сибиряк  « Приёмыш» с.19  3 абзац, рассказ о животных, модель № 1.

г) « Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы, женщины - честны, добры и понятливы. Но - прости им Бог- и те и другие безобразны»

(А.И.Куприн « Синяя звезда» с. 55, последний абзац.)

-Ребята, к какой модели отнесём это произведение?

( это произведение не подходит ни к одной модели , это легенда).

А как вы думаете, что такое легенда?

( легенда – это произведение, в котором рассказывается о каком –либо историческом событии, подвиге в сказочной или фантастической форме).

 Молодцы! Вы были очень внимательны и хорошо знаете произведения.

 

 

3.Определение темы урока.

-Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение Полины Николаевой. Вы внимательно его послушайте.

У меня живёт собака,

Милый, маленький щенок.

Улыбака и кусака,

И пушистенький комок.

Много с ним вопросов разных:

И прогулки,  и еда .

Но зато чудесный праздник

 Он приносит нам всегда!

Я люблю его, ребята!

И хочу вам дать совет:

Если в доме есть собака.

Вы счастливый человек!

-Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?  Кто будут героями нашего урока?

(собаки).

С древних времён собаки живут рядом с человеком. Они наши верные и преданные помощники и друзья. Многие люди держат дома собак. Ребята, а у кого из вас есть дома собаки?

О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен.

Дома вы самостоятельно познакомились с произведением Александра Ивановича Куприна « Барбос и Жулька» ( слайд №1)

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? На эти вопросы мы ответим после более подробной работы над текстом.

 Скажите, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

(учимся читать, знакомимся с произведениями новых авторов, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения).

Что ждёте от урока?

(знакомство с новым произведением и хороших отметок).

          У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока вы будете пользоваться    ими : выполнять задания и оценивать себя. Задание выполнил верно, без ошибок ставим-5, допустил одну ошибку ставим-4. Допустил две ошибки-3.

 

4.Моделирование первой страницы обложки.

Перед вами белый лист бумаги самостоятельно нарисуйте модель обложки к прочитанному дома  произведению.

 Самостоятельная работа детей.

Сравните свою  модель с правильным образцом модели ( на доске).

 Оцените свою работу по данным критериям.  Молодцы! Почему у вас нарисован прямоугольник? ( это рассказ).

Почему вы раскрасили его в коричневый цвет? (это рассказ о животных).

         Александр Иванович очень любил животных, знал их характер и повадки. В его     доме жили 17 собак. С некоторыми из этих животных Куприн много занимался: дрессировал, лечил, спасал, когда им грозила смертельная опасность.

Свои рассказы о животных он не выдумывал. Все животные, о которых Куприн писал, жили на самом деле: многие из них в его доме, другие, у его  друзей.  

Барбос и Жулька – герои прочитанного  рассказа жили в то время  на самом деле, и история ,рассказанная в этом рассказе, действительно была в жизни.  

5.Словарная работа.

Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно? Откуда, вы узнали значение этих слов? ( из толкового словаря). 

Я предлагаю вам поработать парами и соотнести слова с их значением.

Приземистый - малорослый и плотный по сложению.

Сталактит - известковые наросты, свисающие с верха пещеры.

Фестон – зубчатая кайма по краям штор или платья.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Карьер – самый быстрый конский бег.

Триумфальный – победоносный.

Репяхами – репейник, репей ( трава).

Искони – издавна, с давних времён.

(Оцените свою работу в паре по предложенным критериям).

Беседа по первичному восприятию.

- Ребята, произведение какого жанра вы прочитали?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что поразило, удивило вас в рассказе?

6.Физминутка.

 

7.Групповая работа.

Сейчас проведем работу в группах. На столах у вас лежит карточка с  текстом. В тексте есть словосочетания и выражения, значение которых не совсем понятно. Вы попробуете объяснить значение этих выражений. Из предложенных вариантов выберите такое толкование, которое объясняло бы значение данного выражения. Выберите ученика, который в группе зачитает ответ.

Карточки:

1 группа - « Уши носили на себе следы боевых схваток»

- на ушах имелись царапины, шрамы, полученные в драках, схватках с другими собаками;

-уши со следами боевых схваток ничем не отличались от обычных ушей других собак;

-самые обычные уши.

 - «Независимый характер»

-обладатель такого характера зависит от мнения других, не принимает самостоятельных решений;

-обладатель такого характера самостоятельный, свободный, не находится в чем- либо подчинении, ни от кого не зависит, сам себе господин.

2 группа- «Прислуга казалась тронутой»

- люди испытали эмоциональное волнение, душевное переживание, были растроганы поведением героя;

-люди слегка руками дотрагивались друг до друга;

 - «Деликатная вежливость»

- вести себя скромно, обходительно, по – доброму и уважительно по отношению к другим;

-вести себя настороженно, недоверчиво, грубовато по отношению к другим.

3 группа - «Подзадоривая друг друга»

- не совершать никаких действий, молча наблюдать за происходящим;

-умышленно, специально побуждать кого-то к действию, вынуждать что-либо сделать.

« Панический ужас»

- испытать сильный страх, вызванный действительной или кажущейся опасностью, охватывающей человека или многих людей;

- испытывать сильный эмоциональный подъём, без страха и боязни сделать что-либо;

         - испытывать небольшую тревогу.

 

Группы готовы дать объяснение словосочетаниям, выражениям?

( зачитывают правильный ответ). Слайд №3

Оцените работу в группе. Критерии оценивания: Если группа выполнила работу верно без ошибок оценка -5. Если группа допустила одну ошибку оценка-4.

          8.Отработка полученных знаний.

- Найдите и прочитайте, как выглядел Барбос ( с.56, 1 абзац).

- Прочитайте, как выглядела Жулька (с.57. 2 абзац).

- Ребята, как вы думаете, собаки друг от друга отличаются только внешним видом? ( нет,  собаки отличаются характером)

- Какой по характеру Барбос ? Найдите описание  в тексте и зачитайте?

(Барбос верный, независимый, разбойник, драчун, забияка).

- Какая по характеру Жулька?

(деликатная, застенчивая, доверчивая, вежливая).

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки? Найдите ответ в тексте и зачитайте (4 часть между Барбосом и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь).

- Ребята, как вы думаете, почему автор так подробно описывает собак?

( чтобы было понятно, как они выглядят и какой у них характер).

 Работа в печатной тетради

Предлагаю поработать парами.

Представьте полную характеристику главных героев. Откройте тетради  с.30 №2. Прочитайте задание. Всем понятно, что нужно сделать?

( дети работают в тетрадях)

Критерии оценивания: Работу выполнил без ошибок оценка - 5.

Допустил одну или две ошибки - 4.

Допустил 3 и более ошибки -3.

Проверка выполненной работы по слайду ( № 4 ).

Вернёмся к тексту нашего рассказа. Найдите и зачитайте,  как Барбос относился к другим собакам ( с.59 « Едва только показывалась…….)

с. 59 « Он твердо памятовал великий закон всех……. Барбос как молния настигал соперника).

-  А как Барбос повёл себя при появлении бешенной собаки?

(с.60 «вместо того чтобы , по обыкновению, кинуться в бой, он испугался, повёл себя трусливо).

- А почему отступила бешеная собака? Зачитайте словами из текста.

(В схватку вступила Жулька5 часть « Вдруг все ахнули……).

- Как вы думаете, что является кульминацией рассказа?

( поступок Жульки)

- Можно считать поступок Жульки героическим? Ожидали ли вы такое от Жульки?

- Ребята, как вы думаете, зависит характер, поведение от внешнего вида собаки?

( характер,  поведение и отвага собаки не зависит от её внешнего вида.  Большая собака может быть трусливой,  а маленькая смелой, как и человек).

- Почему Жулька заболела? Найдите и подтвердите свой  ответ  словами  из текста.

(Жулька пережила сильное потрясение,  которое подорвало её здоровье. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульки).

- Чем же заканчивается рассказ?

( Рассказ заканчивается  прощанием собак и смертью Жульки).

- Как вы думаете, переживал ли Барбос за Жульку? Зачитайте ( с. 62-63).

Прочитайте последний абзац с.63. Что произошло? Как все узнали о смерти Жульки?

- Как вы думаете, можно ли Барбоса и Жульку считать друзьями?

9.Обобщение:

- Кто лучше всех понимал собак? Прочитайте фразу Куприна об этом.

( Лучше всех животных понимают дети: «Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые… с. 62).

- От чьего имени идет повествование в рассказе?  (Повествование ведётся от лица автора).

Ребята, это детские воспоминания автора. Он был очевидцем происходящих событий

- Как вы думаете, что хотел сказать А.И.Куприн своим произведением? Какова основная мысль рассказа?

( Рассказ помогает понять, что дружба существует не только между людьми, но и между животными. Животные, как и люди, переживают предательство, измену, умеют беззаветно отдаваться дружбе.

Итог урока. Рефлексия.

В ходе урока вы сами оценивали свою работу на рабочих листах. Посмотрите, каких оценок получилось  больше? Выведите общую оценку.

Домашнее задание.

с. 56-62 1. Подготовить краткий пересказ рассказа.

2.Подготовить небольшое сообщение о своём питомце и нарисовать егопортрет.

3.Подготовить мини-проект « Мой питомец» (доп. задание для самых любознательных)


 

Литературное чтение» 3 класс

Литературное чтение» 3 класс

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Молодцы! Вы были очень внимательны и хорошо знаете произведения

Молодцы! Вы были очень внимательны и хорошо знаете произведения

Перед вами белый лист бумаги самостоятельно нарисуйте модель обложки к прочитанному дома произведению

Перед вами белый лист бумаги самостоятельно нарисуйте модель обложки к прочитанному дома произведению

Карточки: 1 группа - « Уши носили на себе следы боевых схваток » - на ушах имелись царапины, шрамы, полученные в драках, схватках с другими…

Карточки: 1 группа - « Уши носили на себе следы боевых схваток » - на ушах имелись царапины, шрамы, полученные в драках, схватках с другими…

Ребята, как вы думаете, собаки друг от друга отличаются только внешним видом? ( нет, собаки отличаются характером) -

Ребята, как вы думаете, собаки друг от друга отличаются только внешним видом? ( нет, собаки отличаются характером) -

Жулька пережила сильное потрясение, которое подорвало её здоровье

Жулька пережила сильное потрясение, которое подорвало её здоровье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024