Акашка-быдӟым нунал
Акашка- мойыослэн верамзыя но, азьвыл гожъямъёсъя но калыкмылэн тужгес но
бадзым юон-юмшанэз, тулыс гырыны потонэн герзаськемын вылэм. Та юмшан портэм
интыын портэм сямен нимаське вылэм гырыны потон, геры поттон, быдзыннал но
мукет. Акашка удмуртъёслэн зуч восе пыремзылэсь азьло кылдэм вашкала восьсы но
юмшанзы. Солэн аслаз вось гурез но, нергеез но вань. Акашкалэн аслаз тупатэм
нуналэз овол, сое котькуд аре, музъем шупамез но гырыны потыны луонэз чакласа,
гурт кенеш кутылиз. Нош али вой бере сизьым арняскын ортчыто. Акашка-бадзым
праздник. Сои ник солы дасяськыны кутско азьло ик: котыръёсты утялто, корка
мисько, чеберъяло. Коркаез сяна быдзым нуналлы вань кырсь диськутсэс но
миськылизы. Кушуй жытэ вань кырсьлэсь, люкаськем аламаослэсь чылкытатон нерге
ортчыто вылэм. Али сое ваньмыз уг ни чакла.. Калыкын верамъя та нуналэ берто
вань кулэмъёс (кулэм потон уй-ночь выхода мертвых), ведонъёс ветло, соин ик
капка, укно борды сусыпу тыро.
Четверге котькуд семья тулыс кисьтон ортчытэ. Кулэмъёсты буре ваё. Соос бертиллям шуыса, дасяло бамкышетэн шобыртыса тусьты, кытчы куяло сиён-юон, лы. Куяло со тусьтые пуньыен кулэмъёслы кадь ик (от себя). Та нуналэ ма дасяло сыче сиён-юон ик куяны тыршо, вань кулэм туганъёссылэсь нимъёссэс вераса. Кулэмъёсты буре вайыны курег позьто. Шунды потэмлэсь азьло гидэ потыса пудоослы вазе. Пудо трос мед луоз шуыса, мунчо пырем веникез сюдо вылэм. Нош кузё кышно бакчаяз потыса «Бакчаям одиг жаг но овол» шуыса кесько вылэм. Озьы ик вуж куроосты, жуг-жагъёсты люкаса эстэ вылэм, бакчаяз изъянтись нымы- кибыос медаз луы шуыса.
Пятницае келян шыд позьтыса, кулэмъёсты келяло вылэм. Кисьтон ортчытыса келям бере вань чушконъёсты (чушкон кышетъёсты) мисько.
Субботае -Акашка мынчо- акашка азьын мынчо пыро вал, курегпуз буяло. Акашкалы одно ик выль дэрем вурылизы.
Жок вылазы нимысьтыз акашка жок кышет волдылизы.
Арня нуналэ (воскресенье) – Акашка нунал- день Акашки (варианты названия Бадњым нал – Великий день, Вќсяськон нал – день моления) . Чукна вырзыса нылкышноос дасяло вал куарнянь (готовили специальные блюда – куар нянь / њазег син (букв. «листок-хлеб / гусиный глаз» – пресные лепешки), пуштэм (омлет, запеченный в печи), чек-чегей (поджаренные на сковородке, а затем смазанные маслом, мелкие катышки из крутого сдобного теста). Та нуналэ быдэс зазег позьто вылэм, та йылол али но кылемын (главное блюдо праздника – гусиная каша (Акашка њазег љук). Гуся целиком (тушку разрезать нельзя) закладывают в котел с молитвой-заклинанием.). Чабей кеньырлэсь жук вуэм бере, одиг тэркые тырыса корка кузё корказь выжые потыса (пиосыз вань ке пиосыныз) курисько-восясько: азьпал улонзы умой мед луоз, кизем юоссы мед удалтоз, пудоосы мед йылоз, висён палэнти мед ортчоз. Та восям тусьтыысь вань семья жок котыр пуксьыса сие вылэм. Со бере акашка гурен кырзаса пуко.
Та нуналэ чукна ик пичи пиналъёс коркась корка пыраса буям курегпуз бичало вылэм, со бере гуждор вылын соосты питыръяса шудылизы.
P.S.
Празднуется через пять или семь недель после масленицы. Ему предшествует подготовительный этап, длящийся в течение недели перед Пасхой. В это время убирают, моют и украшают избу. Вечером накануне Великого четверга проводят очистительный обряд кушуй/кушой («кулыш уй», этимология неясна, в других локальных традициях он называется кулэм потон уй – «ночь выхода мертвых»). По народным представлениям в ночь на Великий четверг все умершие предки возвращаются в свои дома, гуляют бесы-ведуны (ведонъёс). Поэтому над дверями дома втыкают можжевеловые ветки, вечером во дворе или в доме на сковороде жгут можжевеловые ветки и три раза переступают через них со словами молитвы, выпрашивая у Инмара – верховного божества удмуртов – здоровья и благополучия на предстоящий год.
В четверг в каждой семье проводят весенние поминки тулыс кисьтон (букв. «весеннее возлияние»), связанные с почитанием предков. Для них ставят небольшой столик или табуретку около печи, покрывают его полотенцем. В специальную посуду ложкой от себя накладывают понемногу от всех приготовленных в этот день блюд: куриного супа, хлеба и выпечки. Эта еда предназначена для предков. При этом называют имена всех умерших родственников. Курица является обязательным блюдом поминальной трапезы, поскольку, согласно традиционным представлениям, связана с «тем» светом: она назад гребет.
Ночь на Великий четверг считалась благоприятной для гаданий о будущей судьбе и для совершения магических действий с целью обеспечения хозяйственного благополучия. Так, рано утром, до восхода солнца, выходили в хлев и окликали скот, чтобы он размножался, с этой же целью скармливали ему веники; обсыпали овец муравьями, чтобы ягнят было так же много, как муравьев.
Аграрная магия проявлялась в том, что хозяйка выходила в огород и кричала: «бакчаям одӥг но жагез ӧвӧл» («в огороде ни соринки нет»). Разжигала небольшой костерок из соломы и прошлогодней травы и произносила пожелания, чтобы не заводились в огороде и на поле жуки и черви и другие вредители сельскохозяйственных растений.
В пятницу варят суп (келян шыд – суп проводов) из телятины, баранины, реже из курицы.
Утром в субботу топят баню – Акашка мынчо («баня в честь обряда Акашка»).
В воскресенье – день Акашки (варианты названия Бадњым нал – Великий день, Вќсяськон нал – день моления) – с утра женщины готовили специальные блюда – куар нянь / њазег син (букв. «листок-хлеб / гусиный глаз» – пресные лепешки), пуштэм (омлет, запеченный в печи), чек-чегей (поджаренные на сковородке, а затем смазанные маслом, мелкие катышки из крутого сдобного теста). Главное блюдо праздника – гусиная каша (Акашка њазег љук). Гуся целиком (тушку разрезать нельзя) закладывают в котел с молитвой-заклинанием.
Ближе к обеду молодые парни уходят играть в игру курегпуз тагаллян (катание яиц). Девушки и женщины на игру не допускались. Каждый игрок приносит с собой по нескольку сырых яиц. На земле чертят полоску, перед которой делают маленькие лунки, куда ставят яйца острым концом вверх по количеству игроков. Водящий должен тряпичным мячом с расстояния 7–8 м выбить яйцо из лунки за черту. Если ему это удается, то он забирает выбитые яйца.
В доме, перед тем как сесть за стол, освящают пищу. Хозяин дома и его сыновья выходят во двор, держа в руках праздничные блюда, встают напротив семейной куалы (молельни). Отец произносит молитву-куриськон (‘прошение’), затем все разворачиваются по солнцу и заходят в дом. Отведав понемногу еды, хозяин или хозяйка дома встает и начинает петь обрядовый напев Акашка сям, остальные, сидя за столом, подхватывают. С этого момента пение на застолье не прекращается до позднего вечера. В обряд Акашка входит также посещение домов родственников по отцовской линии (чыжы-выжы: удм. чыжы – род, выжы – корень), где перед застольем моление перед куалой повторяется. Затем гостей угощают, что сопровождается пением песен. Порядок посещения домов строго регламентирован: ходят из дома в дом, начиная с нижнего конца деревни и кончая верхним, т. е. против течения реки, или же, если реки в деревне нет, по движению солнца. Переходя из дома в дом по улице, также поют.
Характерной особенностью кукморской традиции является то, что почти в каждой деревне существует свой напев Акашки, что осознается самими носителями традиции («Акашку поем своей деревней, чужих не пускаем»).
Следующие дни недели после Акашки имеют свои названия: понедельник – куала вöсь (моление в куале, поскольку в этот день в семейную куалу относят хлеб и там молятся); вторник – урай карон нал (день урая). Название происходит от обычая, отдаленно напоминающего русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжают в каждый двор, где хозяева угощают их праздничной едой. Закличку «урай!» поют хозяевам, вызывая их во двор; если они задерживаются, то ударяют плеткой по сеням. В былые времена молодые парни на конях до обхода дворов три раза объезжали общедеревенскую родовую куалу с молодыми березками в руках, а после обхода дворов уезжали в поле, где оставляли березки, мыли лица и молились.
Среда – сэбет корка (букв.: «дом закуски»). Празднование этого дня происходит в каждом из домов деревни по очереди. В этот дом приходят с хлебом, варят там кашу и молятся. Хозяин угощает всех пивом. В этот же день девушки и молодые парни верхом на конях объезжают деревню с песнями.
Четверг – нерге, или гуждор жук («каша в честь первой травы, начала лета»). В этот день на лугу в большом котле варят кашу и освящают ее молитвой.
Пятница – таган пуктон («установка качелей»). На холме, на лугу около речки молодые парни ставят качели высотой до 5–6 метров, на которых качается молодежь. В этот день также ходят по домам и угощаются.
В субботу – дял карон нал («день отдыха») – ходят в баню, как и накануне Акашки: «Все кончается в субботу».
Воскресенье – Иньмар пуксён («Восседание бога Иньмара»). В этот день нельзя работать. Пекут хлеб и освящают его молитвой.
Вторая часть обряда – выезд на пашню. Если устанавливалась погода, после празднования в деревне выезжали в поле. До этого времени копать, рыхлить (то есть беспокоить) землю было запрещено. Сеять начинал самый пожилой, с «легкой рукой» (капчи ки) уважаемый мужчина, раскидывая по полю вместе с семенами яйца, которые подбирали дети. По окончании посева первыми уходили те крестьяне, которые работали на самом дальнем конце поля, двигаясь по солнцу. Затем до рассвета праздновали с песнями и плясками, играя на гармошке и скрипке, а раньше и на крезе.
В настоящее время обряд сильно изменился: празднуется только его первая часть, но уже не неделю, а 1–2 дня. Выход в поле с символическим посевом семян не проводится с начала 1960-х годов. Будучи праздником, знаменующим начало весны и первого выхода в поле, акашка сливается с христианской Пасхой.
1. Песня «Куноын»
2. «Кырзаса лэзем али»
3. «Лымы тодьы»
4. Акашка куй –писяйёс кырзало
5. Шудонъёс.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Все приглашаются на торжественное чаепитие.
Уже кутэм литература
1. Т.Г.Владыкина «Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья ».Ижевск, 1989.
Информант
1. Дмитриева Нина Петровна, 1937 г.р., д.Средний Кумор, Кукморский район, РТ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.