Костырко Раиса Васильевна,
учитель обществознания
МБОУ «Гимназия им. Г.Т. Берегового г. Енакиево»
АКМЕ КАК ВЕРШИНА В ПЕДАГОГИКЕ И ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ОБЩЕСТВА
ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация. В статье затронута проблема смысла жизни педагога. Владение словом как главным рабочим инструментом учителя и способом передачи мысли и информации ученикам. Подаются примеры использование юмора и остроумия в педагогической практике, а именно, на уроках обществознания.
Ключевые слова: акмеология, акмеизм, обществознание, выразительное слово, юмор, остроумие.
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег
Актуальность статьи. Почему так важна выбранная тема? Проблема смысла жизни сегодня одновременно и проблема существования человечества. Жизни смысл придает выбор цели и пути движения к ней. Ставить великие цели и не быть в плену желаний. Не растрачивать себя на пустое. «Движение – всё, цель – ничто» (Эдуард Бернштейн, лидер II Интернационала) не наш девиз.
Юмор является серьёзным оружием. Это не шутка. План по развалу Советского Союза: «Разрушить веру людей в их естественных лидеров, изображая их в постыдном, смешном и оскорбительном виде». Славяне склонны к юмору. Любителей острого слова вооружили анекдотами, высмеивающими их настоящее и будущее. Пример – искажение образов Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева. И русская поговорка «Для красного словца не пожалею и отца» сработала! С помощью юмора и применения окна Овертона в передачах команды «95 квартал» достигнуто продвижение далеко не безобидных идей. Теория или концепция окно Овертона (окно дискурса) позволяет в сознание даже высокоморального общества насадить любую идею.
В статье рассматривается гуманное применение юмора в мирных целях. При экспериментах ни один обучающийся не пострадал.
Анализ последних исследований и публикаций. Сегодня акмеология переживает этап создания социальных структур: Международной академии акмеологических наук, акмеологических кафедр, лабораторий в вузах. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется обучение. Работает АКМЕ. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии. С 1993 года издаётся журнал «Акмеология», учредитель и главный редактор А.А. Деркач - академик, доктор психологических наук, профессор. Последние исследования и публикации содержатся в материалах XXII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» [7] и в сборнике материалов II Международной электронной научно-практической конференции [8]. Интересны разработки акмеологического воздействия, акмеологического тренинга – О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов.
Как учителя, преподающего обществознание, историю и УГДД, меня заинтересовала диссертация С.Д. Пожарского [6]. Пожарский Святослав Дмитриевич – профессор Смольного института РАН (СПб), академик Акмеологической академии, кандидат психологических наук. Автор монографий: «Социальная синергетика и акмеология», «Философия и акмеология», «Глобализация и синергетический историзм», «Синергетическая философия истории», «Акмеология и философии успеха». В главе «Синергетическая акмеология и философия истории» [6, 117] учёный рассматривает решение эсхатологической проблемы историософии. Будет ли конец социальной истории на Земле или такого конца может и не быть? Есть ли предел у культурного развития человечества или же развитие культуры будет бесконечным? Ключевую роль в рациональном решении эсхатологической проблемы автор придаёт таким фундаментальным понятиям социальной синергетики как суперотбор и суператтрактор (материальное воплощение абсолютного идеала).
Цель статьи. Указать один из необходимых векторов движения педагога как специалиста-профессионала. Обосновать важность красноречия и ораторского мастерства, остроумного слова как компетенции педагога общественных дисциплин.
Специфика учительской профессии состоит в том, что настоящим смыслом жизни педагога становятся будущие дела его учеников и воспитанников. От воспитания и переданных знаний формируется личность ученика. Поэтому профессия педагога всегда будет носителем высоких жизненных смыслов. Однако неоднозначные процессы в обществе оказывают влияние на их (смыслов) осуществление и определение высот в личностном и профессиональном развитии. По мнению педагогов, размышляющих над богатством своего жизненного опыта и опыта своего поколения, богатства опыта своих родителей и близких людей, опыта, описанного в литературных произведениях и произведениях искусства, понятие «смысл жизни» представляется как жизненная цель, вершина достижений, самое главное в жизни; а также как движение в будущее, сам жизненный процесс, продолжение рода, накопление знаний, многовекторность целей и пути их достижения. Решение социальных, групповых, индивидуальных, познавательных, эмоциональных проблем определяет жизненные вершины педагога-профессионала.
Что является движущей силой истории и общества?
Мнение человека, который был нашим современником, Льва Гумилёва. Иррациональная природная сила, энергия жизни, стремление к активной деятельности, пассионарность, страсть. «По теории Льва Николаевича Гумилева, в своем развитии этнос проходит несколько стадий, на каждой из которых свои «лозунги момента». Рождение этноса – «Надо исправить мир, ибо он плох». Подъем – «Будь тем, кем ты должен быть». Вершина – «Будь самим собой». Надлом – «Только не так, как было». Переход в инерционную фазу – «Дайте же жить, гады!». Обскурация – «Да когда же это кончится!!!». (Вам это ничего не напоминает?) Но, по гумилевской схеме, это еще не конец. Падение может продолжаться. Переход к мемориальной фазе – императив «А ведь не все еще погибло!». Мемориальная – «Вспомним, как было прекрасно». Вырождение – «А нам ничего не надо». Что же делать? Как вернуться ко времени надежд и больших целей, которые дают большие силы? В этом и состоит задача» [4, 9].
Такую квинтэссенцию, такой экстракт извлёк Сергей Петрович Капица из книги Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». С учёным Сергеем Капицей и его передачей «Очевидное – невероятное» мы покоряли вершины науки. Все мы, учителя, ученики и их родители – принадлежим к русскому этносу. Нас объединяет родная земля и язык, культурный код, бытовое однообразие и неурядицы и то, кем мы себя осознаём в этой жизни.
«Love – is the answer» (ответ – любовь). Формула Эйнштейна. «Энергия для исцеления мира может быть получена через любовь. Любовь является самой мощной Вселенской Силой, потому что не имеет пределов. Только через Любовь мы можем найти смысл в жизни, сохранить мир и каждое разумное или чувствующее существо, помочь нашей цивилизации выжить». «Я прошу тебя сохранить письмо так долго, как это необходимо – года, десятилетия, пока общество не будет достаточно развито, чтобы принять то, что я объяснил». Из письма Альберта Эйнштейна дочери Лизерл. В нашем случае неисчерпаемые силы даёт учителю любовь к своему предмету и к обучающимся.
«В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города».
«Слово» Николай Гумилёв [2, 290]
Как учителя общественно-гуманитарного цикла рассмотрим цели педагога с точки зрения задач, поставленных поэтическим течением акмеизм. Слово педагога должно быть точно выверено и взвешено. Личность каждого ученика неповторима и имеет самоценность, как и всякое жизненное явление. Цель учителя – облагораживание человеческой природы. А несовершенные жизненные явления окружающей действительности нуждаются в художественном преобразовании. Виртуозное владение словом, точность и ясность изложения – важнейшая компетенция учителя.
Путь педагога к акме. «Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка – этапы большого пути». Освоение профессии, достижение мастерства, самоактуализация и переход к творчеству. Скажем, высокий уровень достигнут. Это предел? Нет. Специалист по призванию может проявлять себя с разных сторон: как эрудит; мастер-новатор; как гуманист; заниматься диагностикой и самодиагностикой; как исследователь, творчески сотрудничающий с коллегами.
Обратимся к мудрости древних. «Оживить (согреть) речь юмором» – из поучений Цицерона оратору. В диалоге «Об ораторе» Цицерон дотошно разрабатывает вопрос об использовании юмора в красноречии. А для чего использовать юмор? Античный афоризм «Castigare ridendo mores» – смехом исправлять нравы. Юмор и остроумие могут быть использованы как для общеметодических задач, так и в ходе урока. Разрядить обстановку в классе, снизить напряжение, привести в чувство «самых отпетых» – часто возникают такие задачи. При подаче материала включить восприятие и запоминание, снять барьеры у учеников, которым «ничего не надо», используя мультимедийное аудио-визиональное сопровождение.
Работа на уроке обществознания по теме «Государство» с классом. Этап рефлексии. Используем кадры фильма режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Эпизод со шведским послом и Кемской волостью. Управдом в образе царя Ивана Грозного разбазаривает государственные земли. Историческая подоплёка. Раскрываем роль Кеми и Соловецкого края для государства в то время. Задаю проблемные вопросы ученикам. Назовите государства, которым в последнее время были подарены территории, принадлежавшие Российской Федерации? Понесла ли Россия потери при этом, кроме территориальных?
Есть фильмы, формирующие культурный код. Таков фильм Григория Белых («Янкель») и Леонида Пантелеева («Лёнька») «Республика ШКИД». Эпизод из кинофильма используем на этапе изучения нового материала по теме «Государство». Остановимся на кадрах выборов в республике. Избран Купа Купыч гениальный – диктатор с неограниченными полномочиями. Проблемный вопрос. А это соответствует республиканским принципам? В фильме идёт речь и о атрибутах государства, о гербе и флаге. (Подсолнух – наш герб… Мы подсолнухи, а Витя нас лузгает). Пояснение учителя. Герб и флаг – святыня, символы государства.
Нужно сказать о главном герое фильма: Викторе Николаевиче Сорока-Росинском (ВикНикСор). Директор ЩКИД Викниксор – юмористический персонаж? Нет! Весёлый человек, оптимист, однако серьёзный, когда это необходимо. Как педагог – он вершина, и это вершина айсберга. Учёный и педагог, Сорока-Росинский начал деятельность еще в девятнадцатом веке и в первые годы двадцатого, но его взгляды и способы деятельности актуальны и сегодня. Интерес вызывают его взгляды, изложенные в работе «Путь русской национальной школы». Теоретик, реалист, унитарист, артист-интуитивист – так классифицировал учителей Сорока-Росинский. Теоретик владеет словом академически, классически, выверенно. Он оторван от окружающей действительности и реального мира. Педагог-реалист тонко настраивает диалог под текущий момент. Ему доступно слово радости и горя, сочувствия. Он хорошо разбирается в мире людей. Унитарист так же разбирается в мире, людях. Только вот ученики для него материал для получения высоких показателей и достижений. Словом он умеет настроить на работу, мотивировать, дисциплинировать. Но к вершинам творчества не поведет. Педагог-артист, интуитивист, словом умеет вдохновить, зажечь божественную искру, «глаголом жечь сердца людей». Он действует по наитию.
Один из принципов воспитательной системы Сороки-Росинского «Всякое знание превращать в деяние». Вот как он сам пишет о событиях в руководимой им школе: «Повальное увлечение было в ШКИД и на этот раз: вслед за русским языком, литературой и немецким языком пожелала инсценироваться и история, пока в порядке, несомненно, самодеятельной инициативы: у I отделения, где проводилась древняя история, стали возникать международные конфликты со II отделением — сначала мелкие стычки, а затем упоительные сражения на всех переменах между «спартанцами» и «афинянами», а потом завязались и «пунические войны», в которых, вопреки исторической истине, чаще всего попадало «римлянам»: они были немного моложе ребят II отделения, хотя ни в чем не уступали им в героизме. Поэтому пришлось и нашему историку подумать, как найти более спокойные формы инсценировок исторических событий» (из работы Сороки-Росинского «Школа имени Достоевского») [5, 188]. Об одном из главных свершений своей жизни, работе в школе имени Достоевского, учёный-педагог рассказывает со светлым мягким юмором.
Еще один используемый мною на уроке обществознания эпизод. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен». «В шестнадцать ноль-ноль – ВОЙНА С АНГЛИЕЙ!.. Бургомистр (печально). Господи, чем ему Англия-то не угодила?.. Баронесса. И это нормально?! Ультиматум Англии». «Что там еще? Бургомистр (упавшим голосом). Англия признала независимость Америки. Мюнхгаузен (взглянув на часы). Без десяти четыре!.. Успели!.. Их счастье!».
Кризис экономической и духовной сфер общества, понимание невозможности многогранной реализации оказывают негативное влияние на осуществление высоких замыслов в жизни педагогов, на определение вершины своего развития и движения к ней как личности и как профессионала. Поэтому возникает противоречие между тем, что должен делать учитель, и тем, что может. В поисках выхода педагоги выбирают различные пути. Одни проявляют чудеса творчества, используя опыт коллег, достижения экономики, социологии, медицины и других наук как в педагогической деятельности, так и в личной жизни. Другие сосредотачиваются на временных личностных ресурсах, работая с благополучными школьниками, когда результат получаем быстро и легко. Есть учителя, которые двояко воспринимают важность высоких жизненных смыслов, а поэтому не уделяют должного внимания обучению и воспитанию.
В настоящее время, помимо общей акмеологии, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.
Возникнув и интенсивно развиваясь, новая наука акмеология закрывает еще одно «белое пятно», существовавшее в человекознании, а именно: она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как много направленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.
Одновременно столь же последовательно и целенаправленно она прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции.
Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая задачи обучения и воспитания, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.
Выводы. Выразительное слово и юмор имеют особую педагогическую ценность. Педагог, владеющий этими компетенциями – олицетворение силы и уверенности в будущем. Бодрый и оптимистичный учитель поведет обучающихся к вершинам знаний, не вызывая протеста и сопротивления, воспитает достойных членов общества.
Список литературы:
1. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. – Минск: Технопринт УП, 2002. – 788с.
2. Гумилёв Н.С. Стихотворения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416с.
3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М.: МПСИ, 2007. – 248с.
4. Капица С. П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003. – 288 с.
5. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
6. Пожарский, Святослав Дмитриевич. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Санкт-Петербург, 2002. – 240 с.
7. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. – 423 c.
8. Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей [Текст]: сб. материалов II Международной электронной научно-практической конференции 18 октября по 20 ноября 2021 года / Под ред. Л. А. Деминской, Ю. А. Романенко и др. – В 4-х томах. – Донецк: Истоки, 2021. – 264 с., 304 с., 290 с., 221с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.