АКМЕ КАК ВЕРШИНА В ПЕДАГОГИКЕ И ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ОБЩЕСТВА ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Оценка 5

АКМЕ КАК ВЕРШИНА В ПЕДАГОГИКЕ И ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ОБЩЕСТВА ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Оценка 5
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
13.10.2022
АКМЕ КАК ВЕРШИНА В ПЕДАГОГИКЕ И ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ОБЩЕСТВА ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье затронута проблема смысла жизни педагога. Владение словом как главным рабочим инструментом учителя и способом передачи мысли и информации ученикам. Подаются примеры использование юмора и остроумия в педагогической практике, а именно, на уроках обществознания.
Костырко Р В_статья_Акме и чувство юмора.docx

Костырко Раиса Васильевна,

учитель обществознания

МБОУ «Гимназия им. Г.Т. Берегового г. Енакиево»

АКМЕ КАК ВЕРШИНА В ПЕДАГОГИКЕ И ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ОБЩЕСТВА

ЧУВСТВО ЮМОРА И ОСТРОУМИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье затронута проблема смысла жизни педагога. Владение словом как главным рабочим инструментом учителя и способом передачи мысли и информации ученикам. Подаются примеры использование юмора и остроумия в педагогической практике, а именно, на уроках обществознания.

Ключевые слова: акмеология, акмеизм, обществознание, выразительное слово, юмор, остроумие.

Повсюду ценность школы равняется                                                                     ценности ее учителя.

 Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег

Актуальность статьи. Почему так важна выбранная тема? Проблема смысла жизни сегодня одновременно и проблема существования человечества. Жизни смысл придает выбор цели и пути движения к ней. Ставить великие цели и не быть в плену желаний. Не растрачивать себя на пустое. «Движение – всё, цель – ничто» (Эдуард Бернштейн, лидер II Интернационала) не наш девиз.

   Юмор является серьёзным оружием. Это не шутка. План по развалу Советского Союза: «Разрушить веру людей в их естественных лидеров, изображая их в постыдном, смешном и оскорбительном виде». Славяне склонны к юмору. Любителей острого слова вооружили анекдотами, высмеивающими их настоящее и будущее. Пример – искажение образов Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева. И русская поговорка «Для красного словца не пожалею и отца» сработала! С помощью юмора и применения окна Овертона в передачах команды «95 квартал» достигнуто продвижение далеко не безобидных идей.  Теория или концепция окно Овертона (окно дискурса) позволяет в сознание даже высокоморального общества насадить любую идею.

В статье рассматривается гуманное применение юмора в мирных целях. При экспериментах ни один обучающийся не пострадал.

Анализ последних исследований и публикаций. Сегодня акмеология переживает этап создания социальных структур: Международной академии акмеологических наук, акмеологических кафедр, лабораторий в вузах. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется обучение. Работает АКМЕ. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии. С 1993 года издаётся журнал «Акмеология», учредитель и главный редактор А.А. Деркач - академик, доктор психологических наук, профессор.  Последние исследования и публикации содержатся в материалах XXII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» [7] и в сборнике материалов II Международной электронной научно-практической конференции [8]. Интересны  разработки акмеологического воздействия, акмеологического тренинга  – О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов.

 Как учителя, преподающего обществознание, историю и УГДД, меня заинтересовала диссертация С.Д. Пожарского [6]. Пожарский Святослав Дмитриевич – профессор Смольного института РАН (СПб), академик Акмеологической академии, кандидат психологических наук. Автор монографий: «Социальная синергетика и акмеология», «Философия и акмеология», «Глобализация и синергетический историзм», «Синергетическая философия истории», «Акмеология и философии успеха». В главе «Синергетическая акмеология и философия истории» [6, 117] учёный рассматривает решение эсхатологической проблемы историософии. Будет ли конец социальной истории на Земле или такого конца может и не быть? Есть ли предел у культурного развития человечества или же развитие культуры будет бесконечным? Ключевую роль в рациональном решении эсхатологической проблемы автор придаёт таким фундаментальным понятиям социальной синергетики как суперотбор и суператтрактор (материальное воплощение абсолютного идеала).

Цель статьи. Указать один из необходимых векторов движения педагога как специалиста-профессионала. Обосновать важность красноречия и ораторского мастерства, остроумного слова как компетенции педагога общественных дисциплин.

Специфика учительской профессии состоит в том, что настоящим смыслом жизни педагога становятся будущие дела его учеников и воспитанников. От воспитания и переданных знаний формируется личность ученика. Поэтому профессия педагога всегда будет носителем высоких жизненных смыслов. Однако неоднозначные процессы в обществе оказывают влияние на их (смыслов) осуществление и определение высот в личностном и профессиональном развитии. По мнению педагогов, размышляющих над богатством своего жизненного опыта и опыта своего поколения, богатства опыта своих родителей и близких людей, опыта, описанного в литературных произведениях и произведениях искусства, понятие «смысл жизни» представляется как жизненная цель, вершина достижений, самое главное в жизни; а также как движение в будущее, сам жизненный процесс, продолжение рода, накопление знаний, многовекторность целей и пути их достижения. Решение социальных, групповых, индивидуальных, познавательных, эмоциональных проблем определяет жизненные вершины педагога-профессионала.

Что является движущей силой истории и общества?

 Мнение человека, который был нашим современником, Льва Гумилёва. Иррациональная природная сила, энергия жизни, стремление к активной деятельности, пассионарность, страсть. «По теории Льва Николаевича Гумилева, в своем развитии этнос проходит несколько стадий, на каждой из которых свои «лозунги момента».  Рождение этноса – «Надо исправить мир, ибо он плох». Подъем – «Будь тем, кем ты должен быть». Вершина – «Будь самим собой». Надлом – «Только не так, как было». Переход в инерционную фазу – «Дайте же жить, гады!». Обскурация – «Да когда же это кончится!!!». (Вам это ничего не напоминает?) Но, по гумилевской схеме, это еще не конец. Падение может продолжаться. Переход к мемориальной фазе – императив «А ведь не все еще погибло!». Мемориальная – «Вспомним, как было прекрасно». Вырождение – «А нам ничего не надо». Что же делать? Как вернуться ко времени надежд и больших целей, которые дают большие силы? В этом и состоит задача» [4, 9].

Такую квинтэссенцию, такой экстракт извлёк Сергей Петрович Капица из книги Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». С учёным Сергеем Капицей и его передачей «Очевидное – невероятное» мы покоряли вершины науки. Все мы, учителя, ученики и их родители – принадлежим к русскому этносу. Нас объединяет родная земля и язык, культурный код, бытовое однообразие и неурядицы и то, кем мы себя осознаём в этой жизни.  

«Love – is the answer» (ответлюбовь). Формула Эйнштейна. «Энергия для исцеления мира может быть получена через любовь. Любовь является самой мощной Вселенской Силой, потому что не имеет пределов. Только через Любовь мы можем найти смысл в жизни, сохранить мир и каждое разумное или чувствующее существо, помочь нашей цивилизации выжить». «Я прошу тебя сохранить письмо так долго, как это необходимо – года, десятилетия, пока общество не будет достаточно развито, чтобы принять то, что я объяснил».  Из письма Альберта Эйнштейна дочери Лизерл. В нашем случае неисчерпаемые  силы  даёт учителю любовь к своему предмету и к обучающимся.

«В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города».

                  «Слово» Николай Гумилёв [2, 290]

Как учителя общественно-гуманитарного цикла рассмотрим цели педагога с точки зрения задач, поставленных поэтическим течением акмеизм. Слово педагога должно быть точно выверено и взвешено. Личность каждого ученика неповторима и имеет самоценность, как и всякое жизненное явление. Цель учителя – облагораживание человеческой природы. А несовершенные жизненные явления окружающей действительности нуждаются в художественном преобразовании. Виртуозное владение словом, точность и ясность изложения – важнейшая компетенция учителя.

Путь педагога к акме. «Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка – этапы большого пути». Освоение профессии, достижение мастерства, самоактуализация и переход к творчеству. Скажем, высокий уровень достигнут. Это предел? Нет. Специалист по призванию может проявлять себя с разных сторон: как эрудит; мастер-новатор; как гуманист; заниматься диагностикой и самодиагностикой; как исследователь, творчески сотрудничающий с коллегами.

Обратимся к мудрости древних. «Оживить (согреть) речь юмором» – из поучений Цицерона оратору. В диалоге «Об ораторе» Цицерон дотошно разрабатывает вопрос об использовании юмора в красноречии. А для чего использовать юмор? Античный афоризм «Castigare ridendo mores» – смехом исправлять нравы. Юмор и остроумие могут быть использованы как для общеметодических задач, так и в ходе урока. Разрядить обстановку в классе, снизить напряжение, привести в чувство «самых отпетых» – часто возникают такие задачи. При подаче материала включить восприятие и запоминание, снять барьеры у учеников, которым «ничего не надо», используя мультимедийное аудио-визиональное сопровождение.

Работа на уроке обществознания по теме «Государство» с классом. Этап рефлексии. Используем кадры фильма режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Эпизод со шведским послом и Кемской волостью. Управдом в образе царя Ивана Грозного разбазаривает государственные земли. Историческая подоплёка. Раскрываем роль Кеми и Соловецкого края для государства в то время. Задаю проблемные вопросы ученикам. Назовите государства, которым в последнее время были подарены территории, принадлежавшие Российской Федерации? Понесла ли Россия потери при этом, кроме территориальных?

Есть фильмы, формирующие культурный код. Таков фильм Григория Белых («Янкель») и Леонида Пантелеева («Лёнька») «Республика ШКИД». Эпизод из кинофильма используем на этапе изучения нового материала по теме «Государство». Остановимся на кадрах выборов в республике. Избран Купа Купыч гениальный – диктатор с неограниченными полномочиями. Проблемный вопрос. А это соответствует республиканским принципам? В фильме идёт речь и о атрибутах государства, о гербе и флаге. (Подсолнух – наш герб… Мы подсолнухи, а Витя нас лузгает). Пояснение учителя. Герб и флаг – святыня, символы государства.

Нужно сказать о главном герое фильма: Викторе Николаевиче Сорока-Росинском (ВикНикСор).  Директор ЩКИД Викниксор – юмористический персонаж? Нет! Весёлый человек, оптимист, однако серьёзный, когда это необходимо. Как педагог – он вершина, и это вершина айсберга.  Учёный и педагог, Сорока-Росинский начал деятельность еще в девятнадцатом веке и в первые годы двадцатого, но его взгляды и способы деятельности актуальны и сегодня. Интерес вызывают его взгляды, изложенные в работе «Путь русской национальной школы». Теоретик, реалист, унитарист, артист-интуитивист – так классифицировал учителей Сорока-Росинский. Теоретик владеет словом академически, классически, выверенно. Он оторван от окружающей действительности и реального мира. Педагог-реалист тонко настраивает диалог под текущий момент. Ему доступно слово радости и горя, сочувствия. Он хорошо разбирается в мире людей. Унитарист так же разбирается в мире, людях. Только вот ученики для него материал для получения высоких показателей и достижений. Словом он умеет настроить на работу, мотивировать, дисциплинировать. Но к вершинам творчества не поведет. Педагог-артист, интуитивист, словом умеет вдохновить, зажечь божественную искру, «глаголом жечь сердца людей». Он действует по наитию. 

Один из принципов воспитательной системы Сороки-Росинского «Всякое знание превращать в деяние». Вот как он сам пишет о событиях в руководимой им школе: «Повальное увлечение было в ШКИД и на этот раз: вслед за русским языком, литературой и немецким языком пожелала  инсценироваться и история, пока в порядке, несомненно, самодеятельной  инициативы: у I отделения, где проводилась древняя история, стали возникать  международные конфликты со II отделением — сначала мелкие стычки, а затем  упоительные сражения на всех переменах между «спартанцами» и «афинянами», а  потом завязались и «пунические войны», в которых, вопреки исторической истине,  чаще всего попадало «римлянам»: они были немного моложе ребят II отделения,  хотя ни в чем не уступали им в героизме. Поэтому пришлось и нашему историку подумать, как найти более спокойные формы инсценировок исторических событий» (из работы Сороки-Росинского «Школа имени Достоевского») [5, 188]. Об одном из главных свершений своей жизни, работе в школе имени Достоевского, учёный-педагог рассказывает со светлым мягким юмором.

Еще один используемый мною на уроке обществознания эпизод. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен». «В шестнадцать ноль-ноль – ВОЙНА С АНГЛИЕЙ!.. Бургомистр (печально). Господи, чем ему Англия-то не угодила?.. Баронесса. И это нормально?! Ультиматум Англии». «Что там еще? Бургомистр (упавшим голосом). Англия признала независимость Америки. Мюнхгаузен (взглянув на часы). Без десяти четыре!.. Успели!.. Их счастье!».

Кризис экономической и духовной сфер общества, понимание невозможности многогранной реализации оказывают негативное влияние на осуществление высоких замыслов в жизни педагогов, на определение вершины своего развития и движения к ней как личности и как профессионала. Поэтому возникает противоречие между тем, что должен делать учитель, и тем, что может. В поисках выхода педагоги выбирают различные пути. Одни проявляют чудеса творчества, используя опыт коллег, достижения экономики, социологии, медицины и других наук как в педагогической деятельности, так и в личной жизни. Другие сосредотачиваются на временных личностных ресурсах, работая с благополучными школьниками, когда результат получаем быстро и легко. Есть учителя, которые двояко воспринимают важность высоких жизненных смыслов, а поэтому не уделяют должного внимания обучению и воспитанию.

В настоящее время, помимо общей акмеологии, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

Возникнув и интенсивно развиваясь, новая наука акмеология закрывает еще одно «белое пятно», существовавшее в человекознании, а именно: она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как много направленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.

Одновременно столь же последовательно и целенаправленно она прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции.

Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая задачи обучения и воспитания, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

Выводы. Выразительное слово и юмор имеют особую педагогическую ценность. Педагог, владеющий этими компетенциями – олицетворение силы и уверенности в будущем. Бодрый и оптимистичный учитель поведет обучающихся к вершинам знаний, не вызывая протеста и сопротивления, воспитает достойных членов общества.

 

Список литературы:

1.     Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. – Минск: Технопринт УП, 2002. – 788с.

2.     Гумилёв Н.С. Стихотворения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416с.

3.     Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М.: МПСИ, 2007. – 248с.

4.     Капица С. П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003. – 288 с.

5.     Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.

6.     Пожарский, Святослав Дмитриевич. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Санкт-Петербург, 2002. – 240 с.

7.      Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. – 423 c.

8.     Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей [Текст]: сб. материалов II Международной электронной научно-практической конференции 18 октября по 20 ноября 2021 года / Под ред. Л. А. Деминской, Ю. А. Романенко и др. – В 4-х томах. – Донецк: Истоки, 2021. – 264 с., 304 с., 290 с., 221с.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Костырко Раиса Васильевна, учитель обществознания

Костырко Раиса Васильевна, учитель обществознания

Овертона (окно дискурса) позволяет в сознание даже высокоморального общества насадить любую идею

Овертона (окно дискурса) позволяет в сознание даже высокоморального общества насадить любую идею

Цель статьи. Указать один из необходимых векторов движения педагога как специалиста-профессионала

Цель статьи. Указать один из необходимых векторов движения педагога как специалиста-профессионала

Надлом – «Только не так, как было»

Надлом – «Только не так, как было»

Цель учителя – облагораживание человеческой природы

Цель учителя – облагораживание человеческой природы

Есть фильмы, формирующие культурный код

Есть фильмы, формирующие культурный код

I отделения, где проводилась древняя история, стали возникать международные конфликты со

I отделения, где проводилась древняя история, стали возникать международные конфликты со

В настоящее время, помимо общей акмеологии, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться…

В настоящее время, помимо общей акмеологии, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться…

Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая

Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022