ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКА. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация: в данной статье рассматривается такой жанр журналистки , как гонзо. Его особенности, отличия от классической публицистики, история становления в России и за рубежом, отмечаются крупнейшие авторы и тенденции существования в современном мире.
Ключевые слова: СМИ, гонзо-журналистика, история, медиа, литература, пресса, эпотаж, Интернет, писательство, издание, статья, социум, критика, сатира, сарказм, юмор, цензура, «жёлтая пресса».
Журналистика – многосторонняя сфера жизни общества. Она имеет множество своих проявлений: жанров, тематик. СМИ затрагивают каждую отрасль: начиная от политики, заканчивая узкопрофильными научными сферами. Одно из самых ярких и молодых журналистских направлений – гонзо.
Гонзо-журналистика – это стиль, главным постулатом которого является письмо без претензий на объективность. Зачастую репортер пишет истории с использованием повествования от первого лица. Названия произошло от английского слова «gonzo», что значит «безумный», «эксцентричный». [1]
Характерные черты гонзо:
· Социальная критика (если классические издания стараются описывать события без собственной оценки, то для гонзо-журналиста допустимы субъективные выражения, такие как, например, «разведенка с прицепом», «либерастия» и т.д.) [1].
· Само-сатира (автор зачастую использует «оценочные суждения», указанные выше, не только в отношении других, но и в отношении себя).
· Сарказм, юмор.
· Преувеличение.
· Ненормативная лексика (далеко не всегда используется, но в рамках самиздата считается допустимой).
Гонзо-журналистика похожа больше на литературу, а не на публицистику. Автор материала словно становится героем рассказа. Он повествует о событии, основываясь на взгляде на ситуацию «собственными глазами», давая себе, окружающим людям и происходящему вокруг оценку «на свое личное усмотрение». [2]
Обратимся к истории. Гонзо-журналистика зародилась в 1960 годах. По легенде, работавший в журнале The Boston Globe Хантер Томпсон был отправлен редактором на освещение лошадиных скачек. Журналист не совсем справился со своим заданием, и отправил вместо нормальной статьи бессвязные и бессюжетные субъективные зарисовки из записной книжки, в которых описал не столько скачки, сколько опротивевших ему зрителей. Главред издания Билл Кордзо принял статью. Он посчитал, что такая подача должна стать шоком для читателя: до Томпсона журналисты не позволяли себе такого. Не прогадал: статья произвела фурор. [3]
Вернемся к терминологии. «Отец» понятия «gonzo-журналистика» Кардозо утверждал, что это слово, «gonzo», в ирландских кругах означает человека, который последним из пьяной компании удержался на ногах [1]. Есть также теория о том, что термин пошел от слова испанского слова «gonzagas» - «я тебя одурачил». Это вполне логично: ведь Томпсону была поставлена задача написать статью о скачках, а не о поведении зрителей, пришедших на мероприятие, чтобы напиться. [4]
Сам свою работу в стиле «гонзо» Хантер Томпсон комментировал следующим образом:
- Я покончил с американской журналистикой. Упадок нашей прессы очевиден, а у меня слишком мало времени, чтобы тратить жизнь на ежедневное скармливание людям с улицы всем приевшихся клише.
В дальнейшем он создал множество произведений в этом направлении: «Ромовый дневник», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», «Страх и отвращение предвыборной гонки». [5]
После Томпсона многие журналисты и литераторы пытались пробовать работать в стиле «гонзо». Их привлекала возможность игнорировать цензуру, рамки морали, а зачастую и закона, возможность почувствовать себя ключевой фигурой в произведении.
Огромное влияние на распространение этого жанра окажет Интернет, потому что сеть позволяет каждому высказаться и быть услышанным. Тем не менее, до сих пор «гонзо» не является признанным медиа-направлением, так же, как и «тру-крайм». [1]
За счет анализа многих гонзо-произведений, таких, как «Трансметрополитен» Уоррен Эллиса и статьи Томпсона, позволяют выделить следующие характерные черты этого жанра: [3]
· Использование таких тем, как секс, насилие, наркотики, спорт, политика. Зачастую они перемешиваются в одном материале.
· Активное употребление цитат известных людей в качестве эпиграфа.
· Склонность уходить от первоначальной темы репортажа.
· Большое количество сарказма, черного юмора и пошлости.
· Использование новых слов, нередко придуманных автором.
· Максимальная «зацикленность» журналиста на описываемом им событии. Анализ происходящего со всех сторон. [1]
Гонзо-журналистика - это про особый подход к точности, касающийся сообщения о личном опыте, эмоциях, чувствах автора. Еще одно огромное отличие от классической публицистики – здесь не уделяется особого внимания проверке фактов, и вот почему: мнение автора – субъективно, все события он интерпретирует по-своему, и во многом происходящее описывается в духе «мне сказал тот вот это…», то есть проверить как-то такую информацию по официальным источникам просто невозможно.
Еще немного о чертах «гонзо»:
· Индивидуальность произведения. Никакого рерайта, заимствований сухих фактов. Допускается только цитирование, и то – в творческом ключе. [1]
· Репортажный жанр.
· Отсутствие шаблонов и заготовок для текста. Только чистая импровизация.
Стоит отметить, что «гонзо-журналисты» также пренебрегают еще одним из основных постулатов традиционной публицистики – «докопаться до истины». Например, Валерий Панюшкин написал однажды следующее: «…правда не только не может быть рассказана, но и не имеет никакого значения. Люди совершают поступки в зависимости от того, что они подумали о происшедшем. Отелло убивает Дездемону не потому, что она изменила ему, а потому, что подумал, будто она ему изменила». [1]
В стиле «гонзо» работают такие издания, как «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), Gonzo National Press-Club, Rock-Review.Ru, онлайн-журнал YE!NOT, рубрика «Портфель» Газеты.ру, интернет-программа «МинаевLIVE», «Мастер спорта» на телеканале «Россия-2», тексты Андрея Колесникова и т.д.
Российские гонзо-журналисты, воспитанные на строгой классической публицистике, академических правках и постоянной цензуре, оттачивают в своих произведениях свободное выражение своей точки зрения, неформальный стиль, выдвигают на первое место свое «Я», пытаясь как бы дать себе наконец свободу. Например, журналист Даниил Шеповалов обычно подписывает свои тексты как «Величайший Гуманист Всех Времен и Народов». Причем, его произведения настолько скандальны, что их невозможно процитировать в каком-либо официальном СМИ, подчиняющимся правилам цензуры. [1] Стоит отметить, что современные гонзо-журналисты, не только российские, часто отступают от «классических правил» направления, например, не используют темы секса и наркотиков, самоиронию и т.д. Но ведь «гонзо» на то и «гонзо», чтобы нарушать правила…
Одним из самых российских гонзо-проектов стало самиздатовское издание «Батенька, да вы трансформер». Оно не имело роскомнадзоровской регистрации, существовало как веб-сайт в сети, осуществляло публикацию материалов и работу онлайн-радио. Медиа имело ряд проблем с властями из-за публикуемого провокационного контента. На данный момент оно официально закрыто. [6]
Еще одной особенностью «российских гонзо» считают то, что они принимают позицию «мыслителей», «философов». Истинную точку зрения зачастую можно увидеть лишь «читая между строк» [6]. Это объясняется тем, что зарубежные «гонзо» в принципе куда свободнее, чем наши медийщики.
Во-первых, они воспитывались без гнета классических университетских теоретических понятий и бесконечной строгой цензуры со стороны государства. «Свободной прослойкой» в жизни российских изданий можно считать только 1990-2000 года, когда в самом цвету была «желтая пресса», а людей больше всего волновали сплетни в кулуарах. Сейчас же, не говоря уже о советских временах, СМИ проходят через довольно цензуру. В современных реалиях это имеет скорее положительное влияение, так как правила для изданий Роскомнадзора не дают погрузиться сети в пучину неподобающего контента, хоть и существенно ограничивает поле деятельности гонзо-журналистов. [7]
Что касается зарубежных «гонзо»: помимо Хантера Томпсона, одним из королей «новой журналистики» считается Том Вулф. Свой новый подход к написанию материалов он объяснял в книге «Новая журналистика и Антология новой журналистики» так:
- Если статью чуть-чуть переработать, из нее получится хороший рассказ. Связки между фрагментами, пояснения даны вполне по-журналистски, как было принято в 1950-х годах, но все это можно быстро изменить. Раз-два — и готов невыдуманный рассказик. Но удивительнее всего событийная канва. Просто непостижимо. Я, правда, не мог взять в толк, как кто-то решился описать этот довольно интимный разговор между мужчиной и его четвертой женой в аэропорту, а потом сделать восхитительный пируэт и перейти к сцене в гостиной его второй жены. Первой моей инстинктивной, защитной реакцией было неприятие. Мне казалось, что все это сочинено, приукрашено, диалоги выдуманы. Господи, может, и целые сцены не имеют ничего общего с действительностью. Автор — чокнутый, неразборчивый в средствах писака… Забавно, что именно такой была реакция у многих журналистов и прочих искушенных в литературе личностей в следующие девять лет, когда новая журналистика завоевывала все новые позиции. [8]
Известными зарубежными гонзо-авторами стали Норман Мейлер («Армия ночи»), Джоан Дидион («Ползут, чтобы вновь родиться в Вифлееме»), Труман Капоте («Хладнокровное убийство»), Джон Ронсон (Психопат-тест»).
Таким образом, гонзо-журналистика – молодое, официальное непризнанное, но достаточно популярное направление. Оно сильно отличается от классической публицистики и во многом больше похоже на литературу, но тем не менее имеет свои отличительные черты, которые гонзо-авторы стараются соблюдать. За рубежом гонзо начало свое станоление гораздо раньше и получило более пышное распространение за счет большей свободы у авторов. В России же этот жанр начал формироваться примерно в коне 1990-ых годов, тогда же, когда и «желтая пресса», во многом схожая с гонзо-журналистикой. Он представлен практически полностью в сети, реже – в радио и видео-материалах, бумажных носителей практически не имеет. За счет использования ненормативной лексики и запрещенных тем, гонзо-журналисты нередко имеют проблемы с законом, публикуются только на уровне самиздата, никогда не попадая в ротацию и на страницы официально существующих изданий.
Список литературы
1. С.А.Базикян, А.А.Фильченкова. Гонзо-журналистика в России / Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. №2, 2015 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gonzo-zhurnalistika-v-rossii/viewer (дата обращения: 26.07.2024).
2. Д. Соколов-Митрич. Русское гонзо / РИА Новости. Материал от 28 июля 2009 года // URL: https://ria.ru/authors/20090728/178891630.html (дата обращения: 26.07.2024).
3. Д.Чернова, М.Мальки. Гонзо-журналистика. Метод, представители и рекомендации для писателей / Портал для писателей «Квиллибрис». Материал от 09.12.2022 // URL: https://quillibris.com/non-fiction/gonzo (дата обращения: 26.07.2024).
4. Удалова Н.А., Удалова Л.В. Стиль «гонзо» в современной журналистике / VII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2015». Владимирский государственный университет // URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015379 (дата обращения: 26.07.2024).
5. Хантер С. Томпсон. Лучше, чем секс. С. 200-2011.
6. Болдырева Т.В. Феномен «крафтовых» СМИ / Поволжский педагогический вестник, Т.6, №1 (18), 2018. С 76-81.
7. А.В.Землянский. Журналистика в 2020-2021-ых годах: тенденции развития и прогнозы / Художественный текст: изучение и преподавание // Наука и школа. №2. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-v-2020-2021-godah-tendentsii/viewer (дата обращения: 26.07.2024)
8. Том Вулф. Новая журналистика и Антология новой журналистики. С.300-310.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.