Типы лабораторных работ
1. Проведение прямых измерений физических величин.
2. Расчёт по полученным результатам прямых измерений зависимого от их параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Рекомендации для выполнения практической части программы по физике:
Обязательное проведение лабораторных работ и физического практикума предусмотренные программой.
Демонстрационный и фронтальный эксперимент, в том числе на основе виртуальных компьютерных моделей.
Решение качественных задач, с полным теоретическим и практическим обоснованием.
Использование алгоритмизации «основных типов задач» в комплексе с анализом и синтезом в процессе построения физической модели.
Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной и средней образовательной программы по физике.
. .
Задачи проведения лабораторных работ
№ п/п | Формируемые результаты | Требования ФГОС | Базовые компетенции |
1. | Владение навыками учебно-исследовательской деятельности. | Метапредметные результаты | Аналитические |
2. | Понимание физической сущности наблюдаемых явлений. | Предметные результаты | |
3. | Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. | Регулятивные | |
4. | Уверенное пользование физической терминологией и символикой | ||
5. | Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: измерение, эксперимент | Аналитические | |
6. | Умение обрабатывать результаты измерений. | Социальные | |
7. | Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами. | Аналитические | |
8. | Умение объяснять полученные результаты и делать выводы. | Самосовершенствования |
Важно знать!
Методика проведения лабораторных работ должна как можно полнее соответствовать дидактическим принципам: сознательности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, личностно – ориентированного подхода, соответствия содержания возрастным особенностям, прочности усвоения знаний и умений.
Лабораторный эксперимент является одним из основных методов обучения физике в образовательном учреждении.
Обобщенные контрольные вопросы
1. Какова цель работы?
2. Какие конкретные задачи в ходе опыта и обработки результатов придется решать для достижения цели?
3. Какое физическое явление изучается в данной работе?
4.Какими зависимостями связаны величины, описывающие исследуемое физическое явление?
5. Какие физические явления положены в основу экспериментального метода определения искомых величин?
6. Что представляет собой объект исследования в данной работе?
7. Какие постоянные (табличные данные, параметры образца и установки) нужны для определения искомой величины по данным опыта?
8. Как будет определена погрешность прямых измерений?
9. Какие таблицы нужны в отчете для записи результатов измерений?
Схема отчета
Название работы
Цель работы
3. Приборы и материалы
4. Ожидаемые результаты
5. Последовательность выполняемых действий
6. Рисунок или схему установки
7. Таблицы и/или схемы
8. Расчётные формулы
9. Определение погрешности
10. Вывод
11. Самооценка ученика
12. Оценка учителя
Средства и приёмы, обеспечивающие эффективную постановку опыта
Содержательность;
2) достоверность;
3) видимость ;
4) наглядность;
5) убедительность;
6) кратковременность;
7) воспроизводимость;
8) надёжность;
9) эстетичность;
10) эмоциональность;
11) безопасность
Электронные ресурсы
Cайт - Класс!ная физика
Здесь можно найти и занимательный материал к уроку, и интерактивные таблицы, и демонстрационные опыты. Особенно полезен этот сайт в тех случаях, когда недостаточно оборудования к уроку, а продемонстрировать закон или явление хочется.
Cайт -Учителя физики и информатики
Замечательная подборка анимационных демонстраций физических опытов. Если оборудование кабинета физики оставляет желать лучшего - просто незаменимый помощник для учителя!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.