Активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении профессиональных модулей по профессии 43.01.09. «Повар, кондитер» с учётом требований ФГОС

  • docx
  • 01.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ.docx

Активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении профессиональных модулей по профессии 43.01.09. «Повар, кондитер» с учётом требований ФГОС

Шестакова Мария Вячеславовна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», г.о. Коломна

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу предприятия, страны в целом, её социально- экономическое процветание.

В соответствии с ФГОС важно усилить мотивацию обучающихся к творчеству, направить их деятельность на формирование общих и профессиональных компетенций.

К сожалению, на вопрос: «Кто будет работать по специальности?», положительно отвечают только около 50% обучающихся, а иногда и меньше.

Следует сказать, что повысить учебную мотивацию обучающихся не так уж сложно.

Главное – это желание преподавателя.

Первое занятие – это первый шаг на пути формирования интереса: нужно рассказать о сути профессии, ее значимости и востребованности и вызвать интерес, желание изучать курс профессиональных дисциплин. Необходимо продемонстрировать обучающимся, что учебные занятия - это не просто получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, к самостоятельной профессиональной деятельности, поиск полезной информации для её дальнейшего совершенствования.

Личный пример. При знакомстве с обучающимися, им сообщается информация о том, что их педагоги являются не только преподавателем колледжа, но и специалистами из реального сектора экономики. Обучающимся подробно в красках рассказываются все нюансы работы повара, какие были разработаны и внедрены блюда и объясняется, что всего этого они тоже могут достигнуть, изучая профессиональные дисциплины и МДК. Вот и первый интерес.

Спрос и предложение. В интернете на сайтах с вакансиями изучаются тексты объявлений о поиске специалистов в области общественного питания. Комментарии не нужны, т.к. обучающимся понятно, если хочешь быть востребованным, хочешь иметь работу по специальности, значит должен обладать необходимыми знаниями.

Конкуренция. Здесь все просто: показываются работы профессиональных поваров с нетрадиционными технологиями оформления и подачи блюд, фотографии различных блюд, которые изготовлены с учетом современных направлений в кулинарии, и обучающимся сообщается о том, что через три-четыре года, имея желание и приложив усилия, они смогут составить конкуренцию уже работающим специалистам. Многие задумываются. У многих это вызывает восторг и желание попробовать себя, что и является основой формирования мотивации к изучению профессиональных дисциплин и МДК.

Даже если выбор будущей специальности обучающимся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя у него устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

В настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить обучающиеся, и ограниченным сроком обучения. Это

вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Обучающиеся

должны не просто получить определенный объем знаний, но и получить развитие на уроках,

овладеть различными мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Как же построить учебное занятие, чтобы реализовать требования стандартов нового

поколения? В соответствии с современными требованиями следует уделять больше внимания взаимодействию самих обучающихся между собой, а также обучающихся с преподавателем (технологии сотрудничества). Обучающийся должен стать субъектом образовательного процесса.

Для построения учебного занятия в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть

критерии результативности учебного занятия. Можно выделить следующие:

- эффективно сочетается репродуктивная и проблемная (поисковая) формы обучения; студенты обучаются навыкам работы по алгоритму (при выполнении практических работ) и

навыкам творческого подхода к организации своей деятельности (при выполнении лабораторных работ);

- преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, владеет технологией диалога, обучает студента ставить и адресовать вопросы;

- преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

В педагогической деятельности мной применяются различные способы активизации творческой познавательной деятельности обучающихся при изучении профессиональных модулей. На уроках не просто работаю над созданием творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту обучающихся, к опыту их собственной жизнедеятельности.

При актуализации знаний на уроке мной используется игра «Ты – мне, я – тебе». Суть

этой игры в том, что обучающиеся задают друг другу вопросы по содержанию учебного материала, работая в группах. Вопросы обучающиеся могут брать из лекции, учебника или придумывать сами. Приветствуется и то, и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, обучающиеся проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию учебного материала на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что обучающиеся чувствуют себя более свободно, работая друг с другом чем, если такая же работа происходит с участием педагога. Обучающиеся отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают ответы.

Мне кажется, что секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают обучающимся повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.

На уроках мной используются дифференцированные задания для работы по карточкам. Причем, предоставляю обучающимся самим выбрать соответствующий уровень,

создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение. При проверке знаний обучающихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на

выбор), выясняю степень усвоения материала с помощью листов взаимоконтроля, которые

содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме.

Лэпбук. При изучении объёмного теоретического материала по МДК группа делится

на подгруппы, каждая из которых составляет лэпбук по своему индивидуальному заданию согласно теме занятия. Лэпбук - сравнительно новое средство обучения. Лэпбук -это книжка-

раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Затем в подгруппах выбирается обучающийся,

который представляет работу своей подгруппы. Оценка выступления выставляется каждой подгруппой и самим выступающим. А затем в конце учебного занятия подводятся общие Такой вид деятельности развивает у обучающихся умение работать в группе, выступать перед аудиторией, оценивать свою и чужую деятельность, брать на себя ответственность за работу команды.

Ролевая игра. Активизирует деятельность обучающихся и способствует групповой

форме работы над практико-ориентированным проектом. Задача обучения студентов в профессиональных учебных заведениях - формирование общих и профессиональных компетенций. Достигнуть этого можно при решении практических задач.

Например, при изучении темы «Организация проведения кейтеринга», для того, чтобы заинтересовать обучающихся и показать на практике использование материалов урока, была проведена игра по теме «Организация проведения кейтеринга в честь празднования дня рождения».

Для проведения такой игры необходимо использовать знания, полученные не только

при изучении дисциплины «Организация обслуживания», но и при изучении профессиональных модулей. Выбираются три группы и два независимых специалиста. В начале занятия проводится обсуждение изученного материала: полученных знаний по теме.

Каждая группа назначает администратора и имеет свой персональный рабочий стол.

За каждым рабочим столом закреплена определенная задача.

Задачи, выполняемые за рабочими столами:

№ 1 – составление меню проведения кейтеринга;

№ 2 – разработка программы и элементов украшения места проведения;

№ 3 – подбор посуды и оборудования.

В течение установленного времени каждая группа решает поставленную задачу. Затем группы меняются местами, кроме администраторов, и продолжают выполнять задания, начатые другой группой обучающихся. Таким образом, каждая группа принимает участие в

решении всех трех задач, привнося свои идеи в решение каждой проблемы. Администраторы оформляют результаты и защищают их. Независимые специалисты «разрешают» противоречия и споры и дают оценку проделанной работе. Данная технология позволяет вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа, поиска путей решения поставленной задачи, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

В соответствии с требованиями ФГОС большое внимание уделяется самостоятельной

работе при проведении практических и лабораторных занятий. Практическая работа ставит целью формирование практических умений и начальных навыков выполнения технологических расчётов, пользования нормативной документацией, необходимой для составления технологических карт по приготовлению блюд. Составляются задания на решение задач по определению массы ингредиентов в зависимости от кондиции

сырья и сезонности, количества порций и выхода блюд. При выполнении задания студенты самостоятельно решают производственные ситуации, используя нормативную документацию. Лабораторная работа ставит целью формирование умений и начальных навыков приготовления блюд и кулинарных изделий. Учебная практика предусматривает добывание и применение знаний, умений в нестандартной ситуации (проблемные задания). Накануне практического занятия мною озвучивается наименование блюда и дается на него базовая рецептура. Объявляется конкурс на лучшую рецептуру среди обучающихся группы. Обучающиеся разрабатывают свою рецептуру и составляют технико-технологическую карту и технологическую схему на разработанное блюдо. Затем каждый готовит блюдо, согласно своей рецептуры, и оформляет его для подачи.

Во время выполнения этих заданий происходят планирование, выполнение действий, контроль и коррекция, и оценивание результатов, как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателя. В конце занятия проводится дегустация. Обучающиеся оценивают результаты и определяют самые удачные рецептуры. Такой вид деятельности способствует формированию способности обучающихся оценивать свою и чужую деятельность, развивает здоровое чувство соперничества, способствует активизации деятельности на учебном занятии и создаёт атмосферу психологического комфорта, чувства удовлетворённости результатами своей деятельности.

Практика нашей работы в данном направлении позволяет говорить о результативности. Так, принимая участие в различных региональных чемпионатах наши студенты занимают призовые места. Думаю, что в этих достижениях есть доля и моего вклада, как наставника. Таким образом, применение различных форм организации аудиторной внеаудиторной деятельности студентов позволяет формировать успешного, компетентного специалиста сферы общественного питания, активного, целеустремлённого, креативного, востребованного на рынке труда.

Роль педагога в этом процессе - роль тьютора, наставника, и от того, насколько компетентен преподаватель, насколько он сам креативен, успешен, мобилен зависит и результат этого творческого сотрудничества между педагогом и обучающимся. Стараться «заразить» студентов своей энергетикой, привить им желание постоянного саморазвития, творческого поиска, карьерного продвижения – в этом, на мой взгляд, заключается задача  педагога системы профессионального образования.