Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайский государственный колледж»
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу обучающихся
(Педагогическое исследование)
Выполнили: преподаватель общественных
дисциплин КГБПОУ «АГК»
Павлова М.В.
Барнаул 2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………..…...5
-Виды исследовательской работы……………………………………5
-Уровни исследования……………………………………………...…6
-Методические рекомендации для учащихся………………..........…8
-Содержание и формы исследовательской работы…………….........9
-Требования к оформлению ученических работ…………….............11
-Практическое применение исследования…………………….....….12
Заключение……………………………………………………………….......12
Список литературы………………………………………………………......14
Приложение……………………………………………………………..........15
Введение
Профессиональное образование в настоящее время развивается как важное звено в системе непрерывного образования. Сегодня, когда объем знаний резко возрастает, актуализируется задача подготовки творчески мыслящего человека с развитой познавательной активностью. Это предполагает поиск путей и условий формирования и развития активности учащихся в процессе познавательной деятельности.
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Этими обстоятельствами обусловлено проведение исследования развития познавательной активности молодых людей через исследовательскую работу.
Научно-исследовательская деятельность — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации)[1]
Функция современного педагога – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Таким образом, особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно - профессиональное становление.
Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения определило выбор темы исследования.
Задачи исследования:
1.Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции учащихся, способствующие эффективной познавательной активности учащихся лицеев в учебно-воспитательном процессе.
2.Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков у учащихся.
3.Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и педагога – руководителя.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности учащихся профессионального лицея.
Цель исследования:
Обоснование модели процесса развития познавательной активности учащихся лицея и педагогических условий ее эффективного функционирования.
Гипотеза исследования:
Основана на предположении о том, что уровень развития познавательной активности учащихся лицея возрастает, если учитываются их возрастные особенности, осуществляются индивидуализация обучения, самореализация и самоактуализация познавательной деятельности, гуманизация образовательного процесса, обеспечивается диалогическое взаимодействие его субъектов, воспитание у лицеистов волевых качеств и реализуется их творческое начало.
Предметом исследования:
Является характеристика познавательной деятельности учащихся, через учебно-исследовательскую работу.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
В работе использованы материалы отечественных педагогов и психологов по возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста и проблеме активизации познавательной деятельности в процессе обучения истории: И.Я.Лернера, Ю.К.Бабанского, Л.С. Выготского, Н.С.Кочетова, Г.К.Селевко, Е.Е. Вяземского. М.Я. Алексеевой и др.
Основная часть
Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к преподаваемым предметам. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.[2]
Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Прохождение учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса можно условно разделить на несколько уровней:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров.
4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.[3]
Наши ребята постигли первые 2 уровня, к последующим, мы стремимся.
О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея при анкетировании: на вопрос «что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности» ребята ответили:
- полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии (52% респондентов);
- работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);
- в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);
- в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%) ( См. приложение № 1).
Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения.[4]
Преподавателю необходимо знать условия их формирования. Исследования показали, что отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие ребята при ответах на вопрос: «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся.
Исходя из поставленной задачи, мы стремимся к организации системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках образовательного учреждения. Эта система должна обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода нашей деятельности является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. Это становится возможным не только во время организации исследовательской деятельности как таковой. Дело в том, что эта деятельность по определению носит адресный характер, так как в нее вовлечены отдельные учащиеся. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего контингента обучающихся. С этой целью нами была выдвинута идея использования результатов исследовательских изысканий наших воспитанников в рамках преподаваемых курсов по истории и обществознанию. ( особенно удачно используются работы ребят при преподавании регионального компонента – это значимо для самих ребят, мотив для вовлечения новых ребят)
Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что:
1. Появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались.
2. Существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Эти результаты по сути своей представляют преподавание преумноженного нами регионального компонента образования.
Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы.
В журнале «Исследовательская работа школьников» № 4, 2003г. была помещена статья Леонтович А.В. с рекомендациями по организации исследовательской работы учащихся; опираясь на нее и на другие источники, (поскольку, это, очевидно, нет смысла изобретать велосипед), выпустили свои дидактические материалы «Учебное исследование», помещаемые на сменном стенде.[5] На занятиях раскрываем алгоритм научного способа познания, что дает отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом»,[6] «Как написать аннотацию», «Как выступить с рецензией».[7] Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы
Содержание и формы исследовательской работы:[8]
составление программ, разработка проектов и тем исследований;
· участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах;
· проведение дискуссий, научно-практических конференций, семинаров;
· выступления с докладами, сообщениями, творческими отчетами;
· встречи с сотрудниками музеев, библиотек, почетными гражданами города, экскурсии;
· творческие работы (формы творческих работ разнообразны и традиционны). Они зависят от возрастных особенностей. Это рисунки, поделки, сочинения, стихи, сказки, фотоочерки, проекты, рефераты, а также проблемные ситуации, требующие работы с архивными источниками, документами, литературой, и экскурсии, встречи, интервью.
Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах мы представляем вашему вниманию в виде таблицы. (См. приложение № 2)
Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся.
Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.
Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.
Приведем пример приема исследования по краеведению «Судьба моего города в судьбе страны».
Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.
Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся.
Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы.
Учащийся должен определить и сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы.
Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством преподавателя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.
В ходе работы всегда возникают трудности:
- выявление проблемы исследования; учащиеся обычно не видят проблемы, они воспринимают окружающую действительность как данность, возраст «почемучек» далеко позади, поэтому важно помочь учащимся осознать проблему исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, отбор и структурирование материала, работа в библиотеке, встречи и интервью с участниками событий требуют определенных навыков, поэтому с элементами исследовательской деятельности знакомим учащихся еще в начале 1 курса;
- соответствие собранного материала теме и целям исследования; в данном случае учитель выступает в роли консультанта и координатора.
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: [9]
- доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции;
- стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества учащихся;
- реферат проблемного характера
- проект.
К оформлению результатов исследования учитель предъявляет следующие требования:
Наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. Разработка конечного продукта исследования в виде выводов, собственных оценок и доказательств, сравнительных оценок и рецензий, эссе, докладов, рефератов, зачетных работ с постоянной отработкой навыков оформления примечаний, источников и литературы.[10]
Уровни представления проектов. Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях.
Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и общелицеских конкурсах, выставках по истории и обществознанию, проводимых в лицее, где учащийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку для предоставления своей работы на краевых, региональных, общероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. Мы имеем реальные результаты (см. приложение № 3)
Заключение
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется учащихся в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Учащиеся лицея №12, определяя свой профессиональный путь, опираются на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы. В заключение нужно отметить, что преподавание истории с использованием исследовательской деятельности учащихся приводят к желаемому результату, активизирует познавательную деятельность, то есть развивает творческое мышление учащихся, что является условием формирования высокого уровня знаний учащихся по истории.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал «мертвым» грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе. Так собранный материал по истории Алтайского края активно использовался нами на общелицейском мероприятии, посвященном 70 – летию края. Особенно удачным был, представленный проект «Семь чудес Алтая». А весь 2008 год – Год Семьи ребята занимались исследованием своих корней. Результатом явилось – участие Шаманаевой Ирины в Первом краевом конкурсе «Корнями дерево сильно» и выступление детей на открытом общелицейском мероприятии «Древо жизни, или моя Семья»!
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и преподавателей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество педагогов и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.
В ходе исследования мы выявили и экспериментально проверили эффективность педагогических условий способствующих активизации
познавательной деятельности учащихся профессионального лицея. Наглядно представляем в виде диаграммы (см. диаграмму).
Список литературы:
1. Алексеева М.Я. «Работа над рефератом», Ж. «Преподавание истории в школе», №4, 2003г.
2. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4. – с.43
3. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – с.53
4. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000г.
5. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.
6. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М. “Просвещение”, 2000г.
7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.
8. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1. – с.38 - 42
9. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6. – с.52
10. Леонтович А.В. «Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся», Ж.»Исследовательская деятельность школьников», №4,2003г.
Приложение № 1
Анкета для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося:
1. Интересна ли работа в качестве участника проекта?
2. Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению?
3. Помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшему пониманию других школьных предметов?
4. Достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работа?
5. Нравится ли стиль общения в группе?
6. Часто ли узнаете новое?
Оценивание результативности НИР
1. Посещаемость занятий;
2. Постоянство интереса;
3. Практическая полезность информации;
4. Познавательная активность;
5. Личные достижения, успехи;
6. Расширение кругозора;
7. Степень и частота удивления;
8. Стремления совершать дополнительные познавательные усилия;
9. «Поумнение»
10. Сумма баллов.
Приложение № 2
Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах
№ п/п |
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащегося |
Деятельность педагогов |
1. |
Начинание |
Определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы |
1.уточнение информации; 2.обсуждение задания. |
1.мотивация учащегося; 2.объяснение цели проекта (реферата, доклада и т.д.); 3. наблюдение |
2. |
Планирова-ние |
Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде |
1.формируют задачи; 2.уточняют информацию; 3.выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
1.помощь по просьбам; 2.наблюдение |
3. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации, обсуждение («мозговой штурм»). Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности. |
1.работа с информацией; 2.синтез и анализ; 3.выполнение исследования |
1.наблюдение; 2.консультации |
4. |
Выполне-ние |
Выполнение проекта (реферата, доклада и т.д.) |
1.выполнение исследования; 2.оформление |
1.наблюдение; 2.советы (по просьбе) |
5. |
Оценка результатов |
Анализ выполненного проекта, успехов и неудач, причин. Анализ достижения поставленных целей |
Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценка |
1.наблюдение; 2.направленный процесс анализа (по необходимости) |
6. |
Защита проекта (реферата, доклада и т.д.) |
Подготовка доклада. Защита обоснованного проекта. Оценка. |
1.защищают проект( реферата, доклад и т.д.); 2.участвуют в коллективной оценке. |
Участие в коллективном анализе и оценке проекта (реферата, доклада и т.д.) |
Приложение № 3
Ф.И. учащихся |
Название работы |
Форма работы |
Уровень представления |
Резуль тат |
||||
Кондукторов Вася |
«История развития предпринимательства в Павловском р-не в начале 18-нач. 20 в-в.» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Занина Татьяна |
«Экономическая ситуация на Алтае в 21 веке» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Титух Антон |
«История Алтайского края, его истоки и достопримечательности» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Иванова Елена |
«Туризм на Алтае» |
Проект |
Общелицейский конкурс |
Грамота |
||||
Рыкова Елена |
«Их именами названы улицы нашего города» |
Доклад |
Общелицейская выставка |
«5» |
||||
Костарек Алексей |
«Старейшая улица Барнаула – улица Ползунова» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Моор Анна |
«Алтай – благодат ная земля» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Мамойкина Анна |
«Боевая слава Алтайских дивизий» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Дробышев Роман |
«Моя великая малая Родина» |
Проект: Справочник-путеводитель по селу Озерки |
Краевая научно-практическая конференция |
Сертификат, публикация в сборнике |
||||
Дробышев Роман |
«История моей семьи в истории края» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Танцирева Валя |
«Коробейниково, его история и культурные ценности» |
Реферат |
Научно-практическая конференция |
Сертификат |
||||
Свиридов Александр |
«Алтайский край в годы Великой Отечественной Войны» |
Учебно-исследовательская работа |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Малцуров Дима |
«Прошлое моей семьи» |
Реферат |
урок |
«5» |
||||
Присакару Оксана |
«История меценатства на Алтае» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Сертификат, публикация в сборнике |
||||
Гусарова Анастасия |
«Роль Алтайского края в истории России» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Диплом |
||||
Мамайкина Анна |
«Истоки города Новоалтайска» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Диплом |
||||
Колмогоров Александр |
«Роль Римской империи в современной России» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Диплом |
||||
Жевнова Анна |
«История моего города » |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция (г.Бийск) |
Диплом |
||||
Шаманаева Ирина |
«Корнями дерево сильно» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Свидетельство |
||||
Насыров Антон |
«Моя Родина-Боровиха» |
Учебно-исследовательская работа |
Краевая научно-практическая конференция |
Сертификат |
||||
Жевнова Анна |
«Истоки города Новоалтайска» |
Учебно-исследовательская работа |
Фестиваль исследовательских работ (г.Москва) |
Диплом |
||||
Присакару Оксана |
«Роль Алтайского края в истории России» |
Учебно-исследовательская работа |
Фестиваль исследовательских работ (г. Москва) |
Диплом |
||||
Сыромятникова Анастасия |
«История рода Сыромятниковых» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Измайлова Ольга |
«Мое родословное дерево» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Осадчева Наталья |
«Родословная по маминой линии» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Шиндяева Олеся |
«Мои корни» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Евтушенко Светлана |
«С чего все начиналось» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Романова Екатерина |
«История моей семьи» |
Доклад |
Урок |
«5» |
||||
Филиппов Артем |
«Моя семья» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Безматерных Андрей |
«Мои истоки» |
Реферат |
Открытое мероприятие |
«5» |
||||
Приложение № 4
Познавательная активность учащихся (в экспертной оценке преподавателя)
Показатели:
1 - внимательность учащихся на уроке (в среднем, по 5-бальной шкале);
2 - средняя частота ответов на уроке (на оного ученика);
3 - тщательность выполнения заданий на уроке (в среднем, по 5-бальной шкале);
4 - правильность выполнения заданий (в среднем, по 5-бальной шкале);
5 - средняя частота уточняющих вопросов (на одного ученика);
6 - средняя частота проблемных вопросов (на одного ученика).
Скачано с www.znanio.ru
[1] Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000.
[2] Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4
[3] Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.
[4] Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6
[5] Леонтович А.В. «Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся», Ж.»Исследовательская деятельность школьников», №4,2003г.
[6] Алексеева М.Я. «Работа над рефератом», Ж. «Преподавание истории в школе», №4, 2003г.
[7] Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6
[8] Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6
[9] Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1
[10] Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.