Активизация познавательной деятельности в процессе обучения
Оценка 5

Активизация познавательной деятельности в процессе обучения

Оценка 5
doc
30.12.2021
Активизация познавательной деятельности в процессе обучения
активизация познавательной деятельности обучающихся.doc

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайский государственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу обучающихся

(Педагогическое исследование)

 

 

 

 

 

 

 

                                Выполнили: преподаватель общественных

                                                      дисциплин КГБПОУ «АГК»

                             Павлова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2018

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………..…...5

-Виды исследовательской работы……………………………………5

-Уровни исследования……………………………………………...…6

-Методические рекомендации для учащихся………………..........…8

-Содержание и формы исследовательской работы…………….........9

-Требования к оформлению ученических работ…………….............11

-Практическое применение исследования…………………….....….12

Заключение……………………………………………………………….......12

Список литературы………………………………………………………......14

Приложение……………………………………………………………..........15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Профессиональное образование в настоящее время развивается как важное звено в системе непрерывного образования. Сегодня, когда объем знаний резко возрастает, актуализируется задача подготовки творчески мыслящего человека с развитой познавательной активностью. Это предполагает поиск путей и условий формирования и развития активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

Необходимость  активизации познавательной деятельности  в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих  познавательную деятельность учащихся. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Этими обстоятельствами обусловлено проведение исследования развития познавательной активности молодых людей  через исследовательскую работу.

  Научно-исследовательская деятельность — это интегративное дидакти­ческое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:

- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации)[1]

Функция современного педагога – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Таким образом, особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно -  профессиональное становление.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения определило выбор темы исследования.

Задачи исследования:

           1.Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции учащихся, способствующие эффективной познавательной активности учащихся лицеев в учебно-воспитательном процессе.

2.Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков у учащихся.

3.Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и педагога – руководителя.

4. Экспериментально  проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности учащихся профессионального лицея.

Цель исследования:

        Обоснование модели процесса развития познавательной активности учащихся лицея и педагогических условий ее  эффективного функционирования.

Гипотеза исследования:

         Основана на предположении о том, что уровень развития познавательной активности учащихся лицея возрастает, если учитываются их возрастные особенности, осуществляются индивидуализация обучения, самореализация и самоактуализация познавательной деятельности, гуманизация образовательного процесса, обеспечивается диалогическое взаимодействие его субъектов, воспитание у лицеистов волевых качеств и реализуется их творческое начало.

Предметом исследования:

         Является характеристика познавательной деятельности учащихся, через учебно-исследовательскую работу.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

В работе использованы материалы отечественных педагогов и психологов по возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста и проблеме активизации познавательной деятельности в процессе обучения истории: И.Я.Лернера,  Ю.К.Бабанского, Л.С. Выготского,  Н.С.Кочетова,  Г.К.Селевко, Е.Е. Вяземского. М.Я. Алексеевой и др.

Основная часть

Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к преподаваемым предметам. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.[2]

Главный смысл исследования в сфере об­разования обнаруживается в  том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке глав­ной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятель­ности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального спосо­ба освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активи­зации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъек­тивно новых знаний т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно зна­чимыми для конкретного учащегося.

       Прохождение учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса можно  условно разделить  на несколько уровней:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров.

4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.[3]

Наши ребята постигли первые 2 уровня,  к последующим, мы стремимся.

О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея при анкетировании: на вопрос «что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности» ребята ответили:

- полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии (52% респондентов);

- работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);

- в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);

- в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%) ( См. приложение № 1).

Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения.[4]

Преподавателю необходимо знать условия их формирования. Исследования показали, что отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие ребята при ответах на вопрос: «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся.

 Исходя из поставленной задачи, мы стремимся к организации системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках образовательного учреждения. Эта система должна обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода нашей деятельности  является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. Это становится возможным не только во время организации исследовательской деятельности как таковой. Дело в том, что эта деятельность по определению носит адресный характер, так как  в нее вовлечены отдельные учащиеся. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего контингента  обучающихся. С этой целью нами была выдвинута идея использования результатов исследовательских изысканий наших воспитанников в рамках преподаваемых курсов по истории и обществознанию. ( особенно удачно используются работы ребят при преподавании регионального компонента – это значимо для самих ребят, мотив для вовлечения новых ребят)

Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что:

1.       Появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались.

2.       Существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Эти результаты по сути своей представляют преподавание преумноженного нами регионального компонента образования.

Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы.

 В журнале «Исследовательская работа школьников» № 4, 2003г. была помещена статья Леонтович А.В. с рекомендациями по организации исследовательской работы учащихся; опираясь на нее и на другие источники, (поскольку, это, очевидно, нет смысла изобретать велосипед),  выпустили свои дидактические материалы «Учебное исследование», помещаемые на сменном стенде.[5] На занятиях  раскрываем алгоритм научного способа познания, что дает отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом»,[6] «Как написать аннотацию», «Как выступить с рецензией».[7] Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы

Содержание и формы исследовательской работы:[8]

                    составление программ, разработка проектов и тем исследований;

·                   участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах;

·                   проведение дискуссий, научно-практических конференций, семинаров;

·                   выступления с докладами, сообщениями, творческими отчетами;

·                   встречи с сотрудниками музеев, библиотек, почетными гражданами города, экскурсии;

·                   творческие работы (формы творческих работ разнообразны и традиционны). Они зависят от возрастных особенностей. Это рисунки, поделки, сочинения, стихи, сказки, фотоочерки, проекты, рефераты, а также проблемные ситуации, требующие работы с архивными источниками, документами, литературой, и экскурсии, встречи, интервью.

Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах мы представляем вашему вниманию в виде таблицы. (См. приложение № 2)           

     Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся.  

Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.

      Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

          Приведем пример приема исследования по  краеведению «Судьба моего города в судьбе страны».

Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.

Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся.

Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы.

Учащийся должен определить и сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы.

         Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством преподавателя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

В ходе работы всегда возникают трудности:

- выявление проблемы исследования; учащиеся обычно не видят проблемы, они воспринимают окружающую действительность как данность, возраст «почемучек» далеко позади, поэтому  важно помочь учащимся осознать проблему исследования;

- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, отбор и структурирование материала, работа в библиотеке, встречи и интервью с участниками событий требуют определенных навыков, поэтому с элементами исследовательской деятельности знакомим учащихся еще  в начале 1 курса;

- соответствие собранного материала теме и целям исследования; в данном случае учитель выступает в роли консультанта и координатора.

        Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: [9]

- доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции;

- стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества учащихся;

- реферат проблемного характера

- проект.

     К оформлению результатов исследования учитель предъявляет следующие требования:

Наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. Разработка конечного продукта исследования в виде выводов, собственных оценок и доказательств, сравнительных оценок и рецензий, эссе, докладов, рефератов, зачетных работ с постоянной отработкой навыков оформления примечаний, источников и литературы.[10]

Уровни представления проектов. Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях.

   Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и общелицеских конкурсах, выставках  по истории и обществознанию, проводимых в лицее, где учащийся  может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку для предоставления своей работы на краевых, региональных, общероссийских  конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.  Мы имеем реальные результаты (см. приложение № 3)

 

Заключение

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется учащихся в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Учащиеся лицея №12, определяя свой профессиональный путь, опираются на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы. В заключение нужно отметить, что преподавание истории с использованием исследовательской деятельности учащихся приводят к желаемому результату, активизирует познавательную деятельность, то есть развивает творческое  мышление учащихся, что является условием формирования высокого уровня знаний учащихся по истории.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал «мертвым» грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе. Так собранный  материал по истории Алтайского края активно использовался нами на общелицейском мероприятии, посвященном  70 – летию   края. Особенно удачным был, представленный проект «Семь чудес Алтая». А весь 2008 год – Год Семьи ребята занимались исследованием своих корней. Результатом явилось – участие Шаманаевой Ирины в Первом краевом конкурсе «Корнями дерево сильно» и выступление детей на открытом общелицейском мероприятии «Древо жизни, или моя Семья»!

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и преподавателей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество педагогов и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.

В ходе исследования мы выявили и экспериментально проверили эффективность педагогических условий способствующих активизации

 познавательной деятельности  учащихся профессионального лицея. Наглядно представляем  в виде диаграммы (см. диаграмму).

Список  литературы:

1.     Алексеева М.Я. «Работа над рефератом», Ж. «Преподавание истории в школе», №4, 2003г.

2.     Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4. – с.43

3.     Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – с.53

4.     Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000г.

5.     Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.

6.     Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М. “Просвещение”, 2000г.

7.     Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.

8.     Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1. – с.38 - 42

9.     Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6. – с.52

10. Леонтович А.В. «Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся», Ж.»Исследовательская деятельность школьников», №4,2003г.

 

 

 

 

Приложение № 1

Анкета для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося:

1.                 Интересна ли работа в качестве участника проекта?

2.                 Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению?

3.                 Помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшему пониманию других школьных предметов?

4.                 Достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работа?

5.                 Нравится ли стиль общения в группе?

6.                 Часто ли узнаете новое?

 

Оценивание результативности НИР

1.                 Посещаемость занятий;

2.                 Постоянство интереса;

3.                 Практическая полезность информации;

4.                 Познавательная активность;

5.                 Личные достижения, успехи;

6.                 Расширение кругозора;

7.                 Степень и частота удивления;

8.                 Стремления совершать дополнительные познавательные усилия;

9.                 «Поумнение»

10.            Сумма баллов.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах

 

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащегося

Деятельность педагогов

1.

Начинание

Определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы

1.уточнение информации;

2.обсуждение задания.

1.мотивация учащегося;

2.объяснение цели проекта (реферата, доклада и т.д.);

3. наблюдение

2.

Планирова-ние

Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1.формируют задачи;

2.уточняют информацию;

3.выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1.помощь по просьбам;

2.наблюдение

3.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение («мозговой штурм»). Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности.

1.работа с информацией;

2.синтез и анализ;

3.выполнение исследования

1.наблюдение;

2.консультации

4.

Выполне-ние

Выполнение проекта (реферата, доклада и т.д.)

1.выполнение исследования;

2.оформление

1.наблюдение;

2.советы (по просьбе)

5.

Оценка результатов

Анализ выполненного проекта, успехов и неудач, причин. Анализ достижения поставленных целей

Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценка

1.наблюдение;

2.направленный процесс анализа (по необходимости)

6.

Защита проекта (реферата, доклада и т.д.)

Подготовка доклада. Защита обоснованного проекта. Оценка.

1.защищают проект( реферата, доклад и т.д.);

2.участвуют в коллективной оценке.

Участие в коллективном анализе и оценке проекта (реферата, доклада и т.д.)

 

 

Приложение № 3

Ф.И.

учащихся

Название работы

Форма работы

Уровень представления

Резуль

тат

Кондукторов Вася

«История развития предпринимательства в Павловском р-не в начале 18-нач. 20 в-в.»

Доклад

Урок

«5»

Занина Татьяна

«Экономическая ситуация на Алтае в 21 веке»

Доклад

Урок

«5»

Титух Антон

«История Алтайского края, его истоки и достопримечательности»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Иванова Елена

«Туризм на Алтае»

Проект

Общелицейский конкурс

Грамота

Рыкова Елена

«Их именами названы улицы нашего города»

Доклад

Общелицейская выставка

«5»

Костарек Алексей

«Старейшая улица Барнаула – улица Ползунова»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Моор Анна

«Алтай – благодат

ная земля»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Мамойкина Анна

«Боевая слава Алтайских дивизий»

Доклад

Урок

«5»

Дробышев Роман

«Моя великая малая Родина»

Проект:

Справочник-путеводитель по селу Озерки

Краевая научно-практическая конференция

Сертификат,

публикация в сборнике

Дробышев Роман

«История моей семьи в истории края»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Танцирева Валя

«Коробейниково, его история и культурные ценности»

Реферат

Научно-практическая конференция

Сертификат

Свиридов Александр

«Алтайский край в годы Великой Отечественной Войны»

Учебно-исследовательская

работа

Открытое мероприятие

«5»

Малцуров Дима

«Прошлое моей семьи»

Реферат

урок

«5»

Присакару Оксана

«История меценатства на Алтае»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Сертификат,

публикация в сборнике

Гусарова Анастасия

«Роль Алтайского края в истории России»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Диплом

Мамайкина Анна

«Истоки города Новоалтайска»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Диплом

Колмогоров Александр

«Роль Римской империи в современной России»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Диплом

Жевнова Анна

«История моего города »

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция (г.Бийск)

Диплом

Шаманаева Ирина

«Корнями дерево сильно»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Свидетельство

Насыров Антон

«Моя Родина-Боровиха»

Учебно-исследовательская работа

Краевая научно-практическая конференция

Сертификат

Жевнова Анна

«Истоки города Новоалтайска»

Учебно-исследовательская работа

Фестиваль исследовательских работ (г.Москва)

Диплом

Присакару Оксана

«Роль Алтайского края в истории России»

Учебно-исследовательская работа

Фестиваль исследовательских работ (г. Москва)

Диплом

Сыромятникова Анастасия

«История рода Сыромятниковых»

Доклад

Урок

«5»

Измайлова Ольга

«Мое родословное дерево»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Осадчева Наталья

«Родословная по маминой линии»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Шиндяева Олеся

«Мои корни»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Евтушенко Светлана

«С чего все начиналось»

Доклад

Урок

«5»

Романова Екатерина

«История моей семьи»

Доклад

Урок

«5»

Филиппов Артем

«Моя семья»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

Безматерных Андрей

«Мои истоки»

Реферат

Открытое мероприятие

«5»

 

Приложение № 4

Познавательная активность учащихся (в экспертной оценке преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Показатели:

1 - внимательность учащихся на уроке (в среднем, по 5-бальной шкале);

2 - средняя частота ответов на уроке (на оного ученика);

3 - тщательность выполнения заданий на уроке (в среднем, по 5-бальной шкале);

4 - правильность выполнения заданий (в среднем, по 5-бальной шкале);

5 - средняя частота уточняющих вопросов (на одного ученика);

6 - средняя частота проблемных вопросов (на одного ученика).

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000.

 

[2] Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4

 

[3] Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.

 

[4] Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6

[5] Леонтович А.В. «Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся», Ж.»Исследовательская деятельность школьников», №4,2003г.

[6] Алексеева М.Я. «Работа над рефератом», Ж. «Преподавание истории в школе», №4, 2003г.

[7] Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.//   Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6

[8] Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6

[9] Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1

[10] Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.

 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Оглавление Введение……………………………………………………………………

Оглавление Введение……………………………………………………………………

Введение Профессиональное образование в настоящее время развивается как важное звено в системе непрерывного образования

Введение Профессиональное образование в настоящее время развивается как важное звено в системе непрерывного образования

Функция современного педагога – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика

Функция современного педагога – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика

Предметом исследования:

Предметом исследования:

Главный смысл исследования в сфере об­разования обнаруживается в том, что оно является учебным

Главный смысл исследования в сфере об­разования обнаруживается в том, что оно является учебным

См. приложение № 1). Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения

См. приложение № 1). Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения

Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего контингента обучающихся

Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего контингента обучающихся

Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать

Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать

Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года

Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации

Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования

Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Приложение № 1 Анкета для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося: 1

Приложение № 1 Анкета для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося: 1

Приложение № 2 Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах № п/п

Приложение № 2 Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах № п/п

Приложение № 3 Ф.И. учащихся

Приложение № 3 Ф.И. учащихся

Алтае» Учебно-исследовательская работа

Алтае» Учебно-исследовательская работа

Приложение № 4 Познавательная активность учащихся (в экспертной оценке преподавателя)

Приложение № 4 Познавательная активность учащихся (в экспертной оценке преподавателя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021