АКТИВИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕКИ
В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
С.В. Онучина,
ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», педагог - библиотекарь
Патриотическое и духовное воспитание в библиотеке. В чем его особенность? Какие средства воспитательного воздействия может использовать библиотека? Конечно, в основе использования средств воздействия лежит главное богатство библиотеки – информация. Используя актуальные издания по культуре, искусству и истории России, библиотеки оказывают информационную поддержку деятельности по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, популяризируют тематическое чтение, ведут просветительскую работу, и все приведенные направления являются естественными для деятельности библиотеки.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: Патриотизм- любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества в представлении индивида; нравственный, основополагающий принцип. [6]
Современный патриотизм проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, работе с полной отдачей по своей специальности. Патриотизм - в значимых публичных и политических формах - голосовании на выборах, праздновании исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических организаций.
Заставить «Родину любить» невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.
Процесс гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи среднего профессионального образовательного учреждения осуществляется по следующим основным направлениям деятельности библиотеки:
Культурно – историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга.
Военно – историческое – основные этапы защиты Отечества, самосознание – фундамент, на котором строится патриотизм.
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению задач в любых условиях.
Патриотическое воспитание беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам и краю как части России. [1]
Современные информационные ресурсы позволяют вести работу по гражданско-патриотическому воспитанию во всех этих направлениях.
В рамках рассматриваемого направления воспитания традиционными мероприятиями библиотеки являются:
- выставки: Всемирный день мира, День солидарности в борьбе с терроризмом, День воинской славы России. Бородинское сражение (1812 г.), Куликовская битва (1380 г.), День народного единства, День воинской славы России. День освобождения Москвы силами ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов (1612) Международный день памяти погибших в Первой мировой войне и другие. Так в рамках работы выставки, посвященной Дню Героев Отечества, 9 декабря, мы указываем, что в Курганской области - 113 Героев Советского Союза, 10 – Героев России, 69 – Героев Социалистического труда, 29 полных кавалеров ордена Славы.
- участие в мероприятиях колледжа: например, в рамках участия проведения месячника оборонно – массовой и военно - патриотической работает выставка «Воинской славе, доблести и чести посвящаем», включающая при этом подбор литературы не только о великих полководцах России - А. Невском, А.В. Суворове, М.И. Кутузове, но и о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг., локальных войн в Афганистане и Чеченской народной республиках. Таким образом, выставка охватывает важные исторические вехи Отечества.
- агитационная работа. В рамках подготовки и проведения мероприятий, посвящённых празднованию 70-летнего юбилея Победы, педагогом – библиотекарем совместно с инициативной группой студентов были подготовлены методические материалы для сменного календаря обратного отсчёта «До Дня Победы осталось…», где в качестве дополнительной информации была помещена краткая сводка Информбюро.
Студенты инициативной группы ежедневно в библиотеке работали с интернет – сайтами, выбирали наиболее важную информацию для сводок. Каждый новый учебный день начинался с того, что студенты обновляли сменную информацию, а все обучающиеся, члены коллектива и гости колледжа могли познакомиться с ситуацией на фронтах в этот день, 70 лет назад. Несомненно, оформление и смена информации способствовали повышению культуры патриотизма.
- оформительская деятельность, в рамках подготовки празднования Дня Победы работал стенд «И каждый день как день Победы», который был наполнен следующим содержанием:
1. Города – герои Великой Отечественной войны;
2. Маршалы Великой Победы;
3. Курганская область в годы Великой Отечественной войны;
4. Мишкинский район в годы Великой Отечественной войны
|
|
|
|
С сентября 1941 по сентябрь 1944 года в зданиях средней школы, роддома, дома по улице Павших борцов и Рабоче-Крестьянской размещался ОБЩЕХИРУРГИЧЕСКИЙ ЭВАКОГОСПИТАЛЬ №3760 НА 250 КОЕК |
|
|
||
|
Одной из задач педагога – библиотекаря является помощь в социализации студентов, развитии их творческого потенциала путем участия в мероприятиях социума. Так в течение учебного года студентам было предложено взаимодействие по следующим мероприятиям: Дистанционная Олимпиада «Строкою к сердцу прикоснуться», посвящённый творчеству поэтов и писателей Вов для студентов ПОО Курганской области (Грамота за I место), НПК «Поклонимся великим тем годам…», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Публикации в сборнике, 3 Диплома I степени), Грамота за победу в номинации «Лучшее публичное представление результатов исследовательской работы на НПК.
Кроме того, на всероссийском научно – методическом конкурсе сценариев мероприятий на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» была представлена авторская разработка «70-летие Победы – Великий Праздник Великого Народа», которая удостоена Диплома III степени.
Для того чтобы в наше время хранить незапятнанной память о войне, защищать её от любых нападок, требуется мужество. Научить себя и учить других хранить эту память - одна из функций библиотекарей, ведь только в библиотечных фондах она представлена в организованном виде, доступном для любого пользователя.
|
|
|
|
Отличительной особенностью наполнения стендового материала является отражение не только экологического направления, но и экологии культуры.
Патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Поэтому необходимо сделать все возможное для воспитания граждан – патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддержать свое здоровье. Если общество практикует историческое и культурное забвение, оно превращает своих сограждан в маргиналов, обрекающих его на вырождение. Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно), сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация индивида, при том условии, что ей присущ дух уважения и бережного отношения и к своему историческому прошлому, и к мировому культурному наследию. Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут. [2]
Низкий уровень гражданского воспитания молодежи представляет угрозу суверенитету России в условиях появления в современном мире новых вызовов и проблем. Поэтому подъем личной ответственности всего взрослого населения за судьбу Отечества и формирование высоких гражданских качеств молодежи путем организации патриотического воспитания – необходимая предпосылка возрождения высокого уровня сознания подрастающего поколения, от которого зависит, какой быть России и россиянам в XXI веке.[4]
Список использованных источников:
1. Воронова, Е.А. Воспитатель патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
2. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: кн. для учителя: из опыта работы / Ф.Б. Горелик. – М.: Просвещение, 2011 – 207 с.
3. Горных, Е. Сбережем природу – сохраним Землю/Е.Горных//Искра.- 2017.- №1 – С. 1
4. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В.И. Лесняк // Педагогика. – 2006.- №5. – С.110-114.
5. Лихачев, Д.С. Земля родная/Д.С. Лихачев.- М.: Просвещение, 1984 – 256 с.
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов.- М.: ООО «А ТЕМП», 2015.- 896 с.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.